Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических технологий в рамках учебной дисциплины Химия — страница 3

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Видео-опыт: в чашку Петри на поверхность воды поместили небольшое количество детской присыпки. Добавили несколько капель раствора мыла. Частички присыпки «разбегаются» в разные стороны.Чтобы рассмотреть процесс отмывания грязи, что называется, изнутри, ознакомимся с анимационной моделью.

^

Молекулы мыла гидрофобными концами присоединяются к частичке грязи, гидрофильными концами – к молекулам воды.За счет уменьшения поверхностного натяжения воды происходит отрыв грязевой частички от субстрата и выталкивание ее в раствор. Поэтому стоит только немного приложить усилий (ручная стирка или машинная), и субстрат очистится от грязевых частиц.Теорию моющего процесса создал наш соотечественник, Герой Социалистического Труда академик Петр Александрович Ребиндер. Мы ответили на главный вопрос «почему мыло моет?».

^ (Рис. 5)

Рис. 5. Логико-смысловая модель по теме «Мыла» (заполненная)А какое воздействие на человеческий организм оказывает мыло?

Положительный эффект обусловлен моющей способностью (смывает грязь, лишний жир, пот и др. вещества с поверхности кожи, волос), тем самым защищая нас от воздействия бактерий, для которых это благодатная среда для размножения.

Но… Есть и отрицательное воздействие.

Во-первых, при гидролизе мыла образуется щелочь, вредно действующая на кожу. Во-вторых, многие добавки, содержащиеся в мылах, могут вызывать аллергическую реакцию на коже за счет различных добавок.

Качество того мыла, которое имеется у вас дома, вы сможете определить, проанализировав состав и сравнив его с имеющимися данными о вредном влиянии некоторых компонентов в таблице № 1.Таблица 1

^

Название Роль в моющем

средстве

Воздействие на

организм человека

Лаурилсульфаты Играет моющую и пенообразующую роль Аллергические реакции, раздражающее воздействие на кожу. С приемом пищи попадают в организм, оказывая отрицательное токсическое воздействие.
Тетранатриевая соль (Трилон Б) Компонент, смягчающий жесткую воду Раздражающее действие на слизистые оболочки глаз. Общетоксическое (на почки)действие.
Диэтаноламид ДЭАТриэтаноламин Стабилизатор пены; загуститель Раздражающее действие на неповрежденные кожные покровы и слизистую оболочку глаз. Опасен при проглатывании (тошнота, кашель).
Фосфаты натрия и калия Комплексообразователи и моющие агенты Снижают у кожи барьерную функцию. Биогенные вещества.

^ Как сделать мыло не только моющим, но и полезным для кожи?

Необходимо помимо жирных кислот включать в состав мыла лечебные экстракты. Например, душистое полезное мыло со свежим мёдом, с маслом оливы и цветками календулы. Действие: максимально увлажняет кожу, делает её гладкой и бархатистой, запах мёда действует успокаивающе на нервную систему.

В домашних условиях можно сварить хорошее мыло на основе детского или хозяйственного.В рабочей тетради вам предлагается рецепт «апельсинового» мыла.

^

Возьмем сок 3-х апельсинов. Цедру нарежем мелко на квадратики. Мыло (детское или хозяйственное) натрем на терке.

На водяную баню размещаем емкость, в которую заливаем 150 мл воды, добавляем 3-4 столовые ложки оливкового масла, мыло и цедру. Аккуратно перемешиваем, вливаем в емкость тонкой струйкой сок апельсинов и добавляем 2-3- столовые ложки овсяных хлопьев. Перемешиваем, держим на бане 2-3-мин и снимаем с огня. В полученную массу добавляем 4 капли эфирного масла (на выбор) и разливаем по заготовленным формочкам.

^

Вы можете менять его состав в зависимости от вашей фантазии.

IV часть (ИТОГИ. РЕФЛЕКСИЯ)

Подведем итог нашей работы. Проверьте и дополните, если это необходимо, стрелочки логико-смысловой модели (^ ) Мы ставили перед собой проблемный вопрос «Почему мыло моет?». Какие варианты ответов на него вы сейчас можете предложить?

Ответы:

  • За счет гидролиза молекул с образованием щелочной среды.
  • За счет уменьшения поверхностного натяжения воды молекулами мыла.
  • За счет способности молекул мыла обволакивать частички грязи и перемещать их с поверхности субстрата.

И еще несколько проблемных вопросов.

  • Почему во все лосьоны для очистки кожи лица, помимо веществ, растворяющих кожное сало и удаляющих загрязнения, обязательно добавляют слабые кислоты?

^

  • Где расходуется больше мыла: в мягкой или жесткой воде?

^

  • Почему людям с повышенной жирностью кожи лица и головы врачи-дерматологи рекомендуют умываться и мыть голову жидким мылом или «зеленым мылом»?

^

  • Почему мыло плохо мылится в морской воде?

^

Вопрос № 5 вам предлагается рассмотреть дома. Отвечая на него дома, дополните стрелочку «Химические свойства» ЛСМ.

Мы хорошо с вами потрудились. (^ )

Рефлексия: Английский писатель Марк Твен сказал: «Мыльный пузырь – самое изысканное чудо природы». Предлагаю немного почудить. Если у вас хорошее настроение, если вам понравилось наше исследование, пускайте мыльные пузыри.

Приложение 2

^

Ушакова Александр, ученик 10 класса МОУ СОШ № 18 им. Героя Советского Союза Э.Д. Потапова

^

(Финал Всероссийского конкурса им. В.И. Вернадского, Москва, 2009 г.)

Введение

В Тамбовской области на долю яблони приходится 80% территории садов, что объясняется обширным видовым и сортовым составом этой плодовой породы и ее производственно – биологическими особенностями.По мнению таких ученых, как Л. И. Вигоров, С. И. Исаев и др., сорта яблони очень разнообразны по химическому составу плодов. Они могут рассматриваться как богатейший источник жизненно важных для человека биологически активных соединений (биофлавоноидов, катехинов, фолиевой и аскорбиновой кислоты) [3; 11]. Хотя среднее содержание аскорбиновой кислоты в яблоках сравнительно невысокое (6—16 мг/100 г), учитывая, что потребление яблок в свежем виде возможно почти в течение круглого года, следует признать, что они являются источником аскорбиновой кислоты [2].Аскорбиновая кислота помимо своего непосредственного значения является синергистом – веществом, усиливающим действие катехинов и полифенолов, содержащихся в плодах. По количественному содержанию аскорбиновой кислоты сорта яблони различаются очень сильно, поэтому важно изучить ее уровень в плодах разных сортов.

Мы выдвинули гипотезу: группа сортов селекции И. В. Мичурина и новых, выведенных в условиях Центрально – черноземной зоны, не уступают зарубежным по биохимическим показателям плодов, в частности, по содержанию аскорбиновой кислоты.

Цель нашей работы заключалась в определении наилучших по содержанию аскорбиновой кислоты сортов яблони, используемых в природно – климатических условиях Мичуринского района Тамбовской области.

В соответствии с целью мы сформулировали задачи:

  • изучить научную литературу по данному вопросу;
  • рассмотреть характеристику наиболее распространенных в Центрально – Черноземной зоне сортов яблони селекции И. В. Мичурина, современных НИИС и зарубежных производителей.
  • ознакомиться с методикой определения витамина С;
  • исследовать содержание аскорбиновой кислоты в рассмотренных плодах иодометрическим методом.

Методы исследования:

  • анализ научной и методической литературы;
  • постановка химического эксперимента по изучению содержания аскорбиновой кислоты в плодах яблонь некоторых сортов И. В. Мичурина;
  • анализ полученных данных.

^ служили восемь сортов яблони, районированных в Ц – Ч зоне и наиболее востребованных потребителями: сорта, выведенные И. В. Мичуриным: Пепин шафранный, Бессемянка Мичурина, Бельфлер китайка, Антоновка 600 – граммовая; сорта селекции отечественных ВНИИС: Ренет Черненко и Северный Синап; сорта селекции зарубежных ученых: Уэлси и Мелба (рис. 1-8). Все указанные сорта относятся к 1 разряду качества и имеют схожие сроки созревания (середина – конец сентября) [7; 9].

Рис. 1 Пепин шафранный Рис. 2 Бессемянка Мичурина Рис. 3 Бельфлер-китайка Рис. 4 Антоновка 600 — граммовая
Рис. 5 Ренет Черненко Рис. 6 Северный Синап Рис. 7 Уэлси Рис. 8 Мелба

^ содержание аскорбиновой кислоты в указанных сортах яблок. Исследование проводилось на базе кафедры химии Мичуринского государственного педагогического института (рис. 9) с десятикратным повтором каждого образца сока в три срока (сентябрь – ноябрь) 2007 г.
Рис. 9 Работа Ушакова Александра в химической лаборатории Мичуринского государственного педагогического института

Изучение содержания витаминов, в частности, аскорбиновой кислоты, в плодах наиболее распространенных районированных сортов на территории Мичуринского района Тамбовской области имеет большие перспективы, так как внедрение в производство биологически интенсивных высоковитаминных сортов позволит увеличить пищевую и лечебно-профилактическую ценность плодов без дополнительных затрат невосполнимых источников энергии.

^ Витамины образуют особую группу органических соединений, которые в очень небольших количествах необходимы животным организмам для здорового роста и функционирования [6].

Витамин С (аскорбиновая кислота) С6H8O6 — производное углеводов. Она представляет собой 2,3- дидегидротрео-гексоно-1,4-лактон [6].

О

О= СН(ОН)СН2ОН

НО ОН

Аскорбиновая кислота — кристаллическое вещество с температурой плавления 192 0С, рКа = 4,2 — содержится в плодах цитрусовых, зеленых овощах, картофеле и ряде и фруктов, в том числе и яблоках. Витамин С относится к водорастворимым витаминам.

Аскорбиновая кислота необходима для поддержания здорового состояния кожи и способствует быстрому заживлению порезов и ссадин. Имеются данные о влиянии аскорбиновой кислоты на функциональное состояние коры надпочечников. Быстрое и резкое обеднение надпочечников аскорбиновой кислотой наблюдается при различных стрессорных воздействиях: охлаждении, ожогах, кровотечениях, высоком парциальном давлении кислорода, эфирном наркозе и др. Функция этого витамина в организме связана главным образом с получением энергии из продуктов питания. Кроме того, витамин С – кофактор гидроксилаз пролина и лизина. Витамин С участвует в функционировании ферментов, катализирующих гидроксилирование лизина и пролина, которое играет важную роль в образовании коллагена; в гидроксилировании дофамина с образованием при этом норадреналина; в метаболизме холестерина, катехоламинов и стероидных гормонов; в предохранении от окисления SH- группы белков [15].Установлено, что аскорбиновая кислота способствует восстановлению трехвалентного железа в двухвалентное, которое легче всасывается в кишечнике. Наличие в аскорбиновой кислоте двух сопряженных двойных связей обусловливает ее способность к обратимому окислению, продуктом которого является дегидроаскорбиновая кислота (ДАК), что обуславливается наличием в молекуле редко встречающейся в природе эндиольной группировки.

Это дает повод предполагать участие витамина С в электронотранспортных системах [5].Этот процесс может осуществляться и в анаэробных условиях под влиянием таких окислителей, как йод, перманганат калия, нитрат серебра, 2,6-дихлорфенолиндофенол, и других соединений, которые сами восстанавливаются. Витамин С легко теряет активность под действием света и тепла, поэтому плоды, содержащие его, лучше хранить в темном прохладном месте.Суточная норма потребления аскорбиновой кислоты для взрослого человека – 60 — 80 мг в сутки. Недостаток витамина С в организме может привести к заболеванию цингой. Наиболее часто встречаются С-гиповитаминозные состояния. Люди с гиповитаминозом С более подвержены заболеваниям, причем эти заболевания протекают, как правило, более длительно и тяжело.

Особенно часто С-гиповитаминозные состояния возникают в период повышенной потребности организма в витамине С: при беременности, кормлении, усиленной физической и умственной работе, при инфекционных заболеваниях. Чаще гиповитаминозы можно наблюдать в весенние месяцы, когда, с одной стороны — уменьшается употребление овощей, а с другой — содержание в них витаминов вследствие длительного хранения.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …