«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных педагогических технологий на уроках математики и физики»

  • От :
  • Категории : Без рубрики
Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории МКОУ Неклюдовской ООШ Качаловой Валентины Викторовны

Стаж работы: 32 года

Тема: «Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных педагогических технологий на уроках математики и физики»

  1. Условия возникновения опыта.

Я работаю учителем 32 года. У многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Поэтому я считаю, что главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения. Проблема активности личности в обучении – это ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, её профессиональной подготовки.

Постоянно растущий объём информации, её многопрофильность привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнения тезис о невозможности знать и уметь всё. Таким образом, наиболее ценным стало умение добиться цели через смежные знания, искать и находить решение. А одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Соответственно, меняются и задачи учителя. Теперь он должен быть не только и не столько источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования учащихся, побуждающим к творческому поиску. Надо искать индивидуальные пути, что может быть осуществлено только в результате совместной творческой деятельности учителя и ученика.

Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. Целью сегодняшней программы развития является создание условий, которые способствовали достижению нового качества образования и обеспечивали выпускникам высокую конкурентоспособность. В современных условиях это возможно достичь путём представления школьникам значительной степени свободы в образовательном процессе. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности, сознания, на воспитание творчества, активное участие ученика в процессе обучения. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным. Вследствие происходящих в современном российском обществе социально-экономических и общественно-политических изменений требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к любым изменениям, способные сохранить продуктивный характер деятельности в условиях огромного потока информации. В связи с этим значительно повышаются требования к информационной культуре. А, значит, действовать по определённому алгоритму приходится всё реже и реже. Все учебно-программные и методические материалы разрабатываются, как правило, в расчете на некоего усредненного ученика. Но в школе у нас реальные дети, работа с которыми требует подлинного педагогического мастерства, индивидуального творческого решения в подходе к каждому ребенку. Для решения такой задачи недостаточно только учебника и традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации, в том числе и компьютерным (базовая информация на серверах, виртуальные физические лаборатории, разнообразные базы данных библиотек, музеев и т.д., содержащаяся в сети). Современные средства обучения позволяют поддерживать интерес к предмету и предоставляют возможность для всестороннего развития ребёнка. Математика и физика традиционно считаются в школе трудными предметами. В то же время имеются дети с явно выраженными способностями к этому предмету. Таким образом основной моей целью стало развитие познавательного интереса к преподаваемому предмету каждого учащегося. Для этого необходимо было создать условия для самовыражения, развития каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирование коммуникативных умений и навыков. Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным. Очень важно, чтобы вступая в сложный взрослый мир ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить. Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных целей системы образования. Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным. И моя задача в том, чтобы развивать у учащихся познавательный интерес, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному добыванию знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Для эффективного развития творческого потенциала учащихся в первую очередь необходимо обеспечить информационную базу деятельности, основой которой являются знания. В свою очередь эффективное усвоение знаний зависит от многих факторов. Это психолого-возрастные особенности детей, состояние здоровья и представление учебного материала в такой форме, которая наиболее соответствует особенностям познавательной творческой деятельности учащихся. Это позволяет активно осваивать не только предметную область знаний, но и развивать творческий потенциал.

Творчество — это способность человека создавать то, что до него не существовало или открывать то, что было неизвестно. Творчество может проявляется в нескольких формах — в виде изобретения, создания или открытия.

(«Новая школьная энциклопедия», РОСМЭН 2005 г.) Совершенно очевидно, что именно творческая деятельность даёт возможность ребенку реализовать собственные жизненные замыслы, занять позицию активного изобретателя, созидателя, открывателя в процессе обучения. В вопросе формирования творческой личности мною отводится важное место. Ведущая педагогическая идея заключается в вовлечении ученика в разумное сотрудничество,

что позволяет сделать урок полноценным и радостным, а познание активным и творческим. Развитие творческого потенциала строится с учётом следующих педагогических рекомендаций:

  1. максимальная опора на положительные эмоции;
  2. стимулирование стремления к самостоятельному выбору целей, задач, средств их решения;
  3. формирование уверенности в своих силах;
  4. развитие воображения;
  5. формирование чувственности к противоречиям;
  6. широкое применение проблемных методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания;
  7. всяческое поощрение стремления быть самим собой;
  8. развитие речи учащихся.

Цель современного образовательного процесса — сделать обучение развивающим. Реализация этой цели требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию и состоит, согласно Дж. Рензулли, из 3 составляющих характеристик:

  • интеллектуальные способности;
  • креативность (творчество);
  • мотивация к учению.
  • ещё нужно учесть окружающую среду и знания на основе опыта.

Термин креативность образован от английского слова creative и переводится как творчесткость. Креативность рассматривают как характеристику творческого потенциала личности. Вот как пишет о креативности известный специалист по разработке тестов для оценки уровня её развития американский психолог Е. П. Торранс: «Креативность — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Сочетание этих трёх характеристик даёт целостное развитие всех сторон личности ребёнка, и мы можем говорить о развитие детской одарённости. Самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей учащихся. Ещё В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти… хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». Творчество, творческая деятельность и определяет ценность человека, поэтому на современном этапе важен новый уровень функциональной грамотности: компьютерная, экологическая, экономическая, развитие творческой направленности личности. Кого можно считать творческой личностью? Какие личностные качества людей обеспечивают им успех в творчестве? За основу творческой личности мы взяли обобщённую характеристику, предложенную Савенковым и созданную им на основе зарубежных и отечественных исследователей. По мнению А. И. Савенкова это:

  1. Способность удивляться и видеть проблемы.
  2. Любопытство и любознательность.
  3. Способность решать дивергентные задачи (задачи, имеющие не один, а множество верных ответов).
  4. Оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных).
  5. Гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи).
  6. Продуктивность мышления (способность легко и в большом количестве генерировать новые идеи). Чем больше идей, тем больше творческих возможностей их развития.

Данные теоретические положения стали основой моего опыта. Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса: творческое взаимодействие учителя и учащихся, исходя из принципов сотрудничества и сотворчества с опорой на индивидуальные особенности учащихся. Новизна предусматривает:

  • изменение подходов к преподаванию математики и физики в рамках образовательного учреждения;
  • изменение условий обучения учащихся в рамках предпрофильной и профильной подготовки;
  • ориентацию учителя на индивидуальные потребности учащихся;
  • выявление индивидуальных возможностей и интересов учащегося;
  • контроль, тестирование предполагают помощь учащимся в выявлении их интересов и склонностей в дальнейшем обучении;
  • максимальное включение ребенка во все формы активности, расширение его реального опыта по выбранному предмету.

Моя задача состоит в том, чтобы развить творческие способности детей, привить интересе к предмету, ввести ученика в мир знаний, используя различные формы и методы работы. Технология творческой деятельности — это технология сотрудничества, где учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценку своей деятельности, это технология развивающего обучения.

Путей развития творческих способностей ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно — один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Методика преподавания учителя должна основываться на активных методах обучения: проблемных, исследовательских, поисковых, практических ориентированных на реальные практические результаты и способствующих активизации познавательной и творческой деятельности. Я использую в своей педагогической деятельности следующие формы организации учебного пространства:

  • индивидуальные (реферат, сообщение, статья в классную газету);
  • индивидуально-групповые (исследовательский проект, экспериментальная работа);
  • групповые (групповое взаимодействие: противоречия, парадоксы);
  • коллективные (дискуссия, диалог, размышление, обобщение).

Способы активизации познавательной деятельности, которые я использую на уроках: 1. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели, оценка труда. 2. Стимулирование к диалогу, создание ситуации общения, то есть такой ситуации, в которой ребята должны:

  • Защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;
  • Задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
  • Рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы;
  • Делиться своими знаниями с другими;
  • Помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;

3. Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько решений предпринятых самостоятельно 4. Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке (устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы) 5. Физкультурная минутка; можно пошутить, дать ребятам снять напряжение, усталость; 6. Попросить ребят составить карточки-задания друг для друга; 7. Сильный ученик опрашивает слабого (практикуется при доказательстве теорем); 8. Поощрение любой познавательной деятельности учащихся. 9. Высокий темп урока: план составляется так, чтобы каждый ребенок был занят, таким образом у учеников не остается свободного времени, чтобы отвлекаться (ни минуты свободного времени на уроке). Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку. Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес. В своей работе я использую приемы, методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность. В урок я включаю:

  • Занимательные задания
  • Занимательное содержание материала
  • Игровой материал
  • Составление кроссвордов
  • Заслушать написанные рефераты
  • Конкурсы, соревнования

Различные формы проведения урока позволяют разнообразить учебный процесс. Дети охотно включаются в работу, ведь здесь нужно проявить знания, смекалку, творчество. Дети с удовольствием решают задачи, играя, соревнуясь. Большое значение в обучении имеет организационный момент урока. Чтобы быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости я начинаю урок с устной работы. На математике – это устный счет, уроки физики начинаю с вопроса «а почему?» ( вопросы из жизненного опыта детей) В своей работе я применяю два вида устного счета. Первый – это тот, при котором числа демонстрируются перед учащимися с использованием карточек, ПК, записи на доске и при этом читаются. Работает зрительное, слуховое восприятие учащихся, чем существенно облегчается процесс вычисления. Второй вид устного счета – это когда учащиеся воспринимают числа и действия над ними на слух. На своих уроках познавательный интерес и развитие творческой индивидуальности учащихся я развиваю с применением следующих педагогических технологий:

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …