Формы организации деятельности по формированию УУД — Программа развития ууд на ступени основного общего образования…

Формы организации деятельности по формированию УУД

урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок – защита проектов, мастерские письма, мастерские построения знаний, мастерские ценностных ориентаций;
учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение элементов деятельности: планирование, проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
домашнее задание исследовательского характера;
Внеурочная деятельность
образовательные экскурсии по предметам;
факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение различных предметов;
участие учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях.
В процессе развития метапредметных умений необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся в основной школе. Поэтому целесообразно развивать метапредметные умения постепенно в соответствии с возможностями каждого обучающегося в процессе взросления.

Класс
Учебно-управленческие умения. Регулятивные УУД
5
Определять наиболее четкую последовательность действий по выполнению учебной задачи Определять последовательность выполнения домашней работы
6
Ставить общие и частные задачи образовательной деятельности
7
Адаптировать основные этапы учебного труда под индивидуальные особенности
8
Владеть различными видами самоконтроля с учетом специфики предметаСамостоятельно оценивать учебную деятельность посредством сопоставления с деятельностью других учеников, деятельностью в прошлом, с существующими нормами.
9
Самостоятельно оценивать деятельность учеников посредством сравнения с существующими нормами оценкиВносить необходимые коррективы в содержание, объем учебной задачи, последовательность и время ее выполнения
Класс
Учебно-информационные умения. Познавательные УУД
5
Читать бегло, сознательно, правильно, с со­блюдением необходимой меры выразительности читать художественные, научно-популярные, пуб­лицистические и официально-деловые тексты.
Использовать в соответствии с учебной задачей следующие виды чтения: сплошное, выборочное, беглое, сканирование; аналитическое, комментированное; по ролям; предварительное, повторное
Работать с основными компонентами текста учебника: оглавлением; учебным текстом; вопросами и заданиями; словарём; приложения­ми и образцами; иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками.
Создавать письменные тексты различных типов. Составлять простой план текста
Составлять на основании данного текста таблицы, схемы, график.
6
Самостоятельно подготовиться к выразиательному чтению проанализированного на занятии художественного, публицистического, научно-популярного текста.Пользоваться библиографической карточкой. Уметь библиографически описать книги одного-двух авторов.Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные письменные тексты.Подбирать и группировать матери­ал по определённой теме из научных, официаль­но-деловых, публицистических и художествен­ных текстов.
Составлять простой план письмен­ного текста. Составлять сложный план текста
Составлять на основании данного текста таблицы, схемы, график.
7
Определять примерное содержание незнакомой книги по титульному листу, оглавле­нию, предисловию, послесловию, иллюстраци­ям, аннотации.
Определять объект анализа и синтеза отграничивать вещь или процесс от других явлений или процессов.
Определять аспект анализа и синтеза, устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.
Определять компоненты объекта. Определять пространственные отношения компонентов объекта.
Выполнять неполное однолинейное сравнение, т.е. устанавливать либо только сход­ство, либо только различие по одному аспекту
Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сход­ство, либо только различие по нескольким аспек­там
Выполнять сравнение по аналогии, т.е. из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других признаках
8
Определять причинно-следственные отношения компонентов объекта
Определять существенные призна­ки объекта. пределять объекты сравнения, т.е. отграничивать вещи и процессы от других вещей и процессов.
Определять аспект сравнения объек­тов, т.е. устанавливать точку зрения, с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.
Выполнять неполное однолинейное сравнение, т.е. устанавливать либо только сход­ство, либо только различие по одному аспекту
Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сход­ство, либо только различие по нескольким аспек­там
Выполнять сравнение по аналогии, т.е. из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других признаках
9
Выполнять полное однолинейное срав­нение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по одному аспекту.
Выполнять полное комплексное срав­нение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам.
Выполнять сравнение по аналогии, т.е. из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других признаках.
Осуществлять индуктивное обобще­ние (от единичного достоверного к общему веро­ятностному), т.е. определять общие существен­ные признаки двух и более объектов и зафикси­ровать ИХ в форме понятия или суждения.
Осуществлять дедуктивное обобще­ние (подведение единичного достоверного под об­щее достоверное), т.е. актуализировать понятие ,i суждение и отождествлять с ним соответст- Е. сщие с ущественные признаки одного и более объектов.
Осуществлять классификацию, т.е. делить род (класс) на виды (подклассы) на осно­ве установления признаков объектов, составля­ющих род,,
Различать объём и содержание поня­тий, т.е. определяемые объекты и совокупность их существенных признаков.

Осуществлять родовидовое определе­ние понятий, т.е. находить ближайший род объ­ектов определяемого понятия и их отличитель­ные существенные признаки.
Различать компоненты доказатель­ства, т.е. тезис, аргументы и форму доказа­тельства.
Класс
Коммуникативные умения. Коммуникативные УУД
5
Учитывать позиции собесед­ника или партнёра по деятельности; дейст­вия, направленные сотрудни­чество.
6
Совершать дейст­вия, направленные на кооперацию, сотрудни­чество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии
7
Уметь слушать и вступать в диалог планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
8
Работать в группе, паре, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила поведенияОформлять свои мысли в устной и письменной форме
9
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Класс
Личностные умения. Личностные УУД
5
Проявлять готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика способности и к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
6
Проявлять уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия, Проявлять адекватную позитивную самооценку
7
Проявлять уважение к другим народам России и мира и принятие их, уважение к истории, культурным и историческим памятникамПроявлять готовность к самообразованию и самовоспитанию
8
Освоить общекультурное наследие России и общемировое культурное наследие;Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера моралиготовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); Строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий
9
Иметь представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;Знать положения Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;Освоить национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; готовность к выбору профильного образованияУметь вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты.

Уровни сформированности универсальных учебных действий нужны для постановки ин­дивидуальных образовательных задач обучающегося, для того чтобы развитие умений у каждого обучающегося было поэтапным и последо­вательным, он переходил к заданиям сле­дующего уровня после успешного освоения им предыдущего. Необходимо признать, что в классно-урочной системе процесс развития УУД является дискретным, так как многим ученикам в очередном классе при­ходится приступать к более сложным заданиям и видам учебной работы, так и не закончив ос­воение простых. На учебных предметах необходимо ис­пользовать специальные задания, иниции­рующие выполнение учащимися необходи­мых учебных действий. Комплект учебных материалов состоит из заданий по предме­ту и кодификатора умений (действий). Присваивается одинаковый номер и умению, и соответст­вующим заданиям (вопросам) в учебных материалах. Например, умение определять последовательность выполнения домашней работы можно обозначить номе­ром 1, а умение озаглавливать — номе­ром 6.

Умения
Кодумения (действия)
Номера темы, на содержании которых предлагаются задания на формирование умения
Определять наиболее четкую последовательность действий по выполнению учебной задачи
1
Читать бегло, сознательно, правильно, с со­блюдением необходимой меры выразительности читать художественные, научно-популярные, пуб­лицистические и официально-деловые тексты.
2
Использовать в соответствии с учебной задачей следующие виды чтения: сплошное, выборочное, беглое, сканирование; аналитическое, комментированное; по ролям; предварительное, повторное
3
Озаглавливать текст
4
Работать с основными компонентами текста учебника: оглавлением; учебным текстом; вопросами и заданиями; словарём; приложения­ми и образцами; иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками.
5
Создавать письменные тексты различных типов. Составлять простой план текста
6
Выявлять главную мысль текста
7
Составлять на основании данного текста таблицы, схемы, график.
8
Проявлять готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика способности и к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
9

Умения
Кодумения (действия)
Номера темы, на содержании которых предлагаются задания на формирование умения
Ставить общие и частные задачи образовательной деятельности
1
Самостоятельно подготовиться к выразиательному чтению проанализированного на занятии художественного, публицистического, научно-популярного текста.
2
Пользоваться библиографической карточкой. Уметь библиографически описать книги одного-двух авторов.
3
Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные письменные тексты
4
Подбирать и группировать матери­ал по определённой теме из научных, официаль­но-деловых, публицистических и художествен­ных текстов.
5
Составлять простой план письмен­ного текста. Составлять сложный план текста
6
Составлять на основании данного текста таблицы, схемы, график.
7
Совершать дейст­вия, направленные на кооперацию, сотрудни­чество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии
8
Проявлять уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия, Проявлять адекватную позитивную самооценку
9

Умения
Кодумения (действия)
Номера темы, на содержании которых предлагаются задания на формирование умения
Адаптировать основные этапы учебного труда под индивидуальные особенности
1
Определять примерное содержание незнакомой книги по титульному листу, оглавле­нию, предисловию, послесловию, иллюстраци­ям, аннотации.
2
Определять объект анализа и синтеза отграничивать вещь или процесс от других явлений или процессов.
3
Определять аспект анализа и синтеза, устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта.
4
Определять компоненты объекта. Определять пространственные отношения компонентов объекта.
5
Выполнять неполное однолинейное сравнение, т.е. устанавливать либо только сход­ство, либо только различие по одному аспекту
6
Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е. устанавливать либо только сход­ство, либо только различие по нескольким аспек­там
7
Выполнять сравнение по аналогии, т.е. из сходства объектов в некоторых
8
Уметь слушать и вступать в диалог планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
9
Управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
10
Проявлять уважение к другим народам России и мира и принятие их, уважение к истории, культурным и историческим памятникам
11
Проявлять готовность к самообразованию и самовоспитанию
12

Создание учебных ситуаций как средство формирования УУДМоделирование учебных ситуаций, способствующих формированию УУД, необходимых выпускнику в дальнейшей учебной деятельности, которые в процессе внедрения в работу, помогут:
самостоятельно организовать свою деятельность;
овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между различными объектами;
овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.
Учебная ситуация (УС) – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание, частично – запоминают.В. В. Краевский и И. Я. Лернер понимают под учебной ситуацией «момент процесса обучения, сохра­няющий основные характеристики процесса; это та­кое целостное образование, которое включает дидак­тическую задачу, специфические условия обучения, а также специфическую деятельность учителя и уча­щихся в этих условиях, выступающие в их отношении к подлежащему усвоению фрагменту содержания»[7,с.124]. Авторы обращают внимание, что на первом этапе процесса обучения, когда встает дидактическая задача подготовки учащихся к восприятию знаний, умений, отношений, необходимо привлечение внимания учащихся к значимости мате­риала, возбуждение интереса к нему, разъяснение хода работы по теме. Для решения каждой из этих задач должны быть сконструированы свои учебные ситуации, уточнена подзадача, выбраны приемы, сред­ства обучения. Для ученых важно выявить восприятие материала учащимися, организовать на следующем этапе учебную практику внутрипредметного характера и учебную практику, моделирующую жизненные ситуации. А на третьем этапе организовать самостоятельное использование учебного материала «в жизненной практике»[7, с.122-125].А. В. Хуторской отмечает, что учебная (образовательная) ситуация выполняет роль среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов[9, с.384-385]. Чтобы мотивировать учащихся учебная ситуация должна возникать из личного опыта детей: как появляются цветы?, почему идет снег? Учителю необходимо найти противоречие в высказываниях учеников, помогать им четко формулировать свои мысли. Вычленив вопрос, тесно связанный с темой, изучаемой на уроке (этот вопрос не содержит однозначного решения) не торопимся давать «правильный» ответ. Учитель может, во-первых, познакомить учащихся с научными данными по этому вопросу, и учащиеся сопоставляют свои знания с научными, во-вторых, учитель может оставить учебную ситуацию открытой, давая возможность к поиску новых решений [9, с. 384-401]. Развитие образовательной ситуации предполагает возможность перехода ученика на более высокие смысловые уровни: от предметного к метапредметному. Постепенное включение учебных ситуаций в традиционный образовательный процесс приводит к тому, что у учащихся вырабатывается личностный подход к изучаемому материалу. Структура УС:1.Отбор содержания урока. 2.Выявление личного опыта учащихся по теме урока (возможны вопросы, начинающиеся со слов: как, почему, когда, отчего? зачем?).3.Формулирование проблемного вопроса по теме урока4.Предлагаемые пути решения вопроса.5.Алгоритм решения (предлагается учителем или учениками).6.Решение учащимися вопроса по алгоритму и демонстрация результата.7. Моделирование жизненной ситуации.

Измерители достижения требований стандарта в целом должны охватывать содержание основных разделов учебных дисциплин и ведущие виды учебной деятельности, которые формируются в учебном процессе. Традиционная ориентация системы оценивания только на элементы предметного содержания приводит к доминированию репродуктивной составляющей. Неоходимо объективно оценить такие образовательные достижения обучающихся, как функциональная грамотность, предметные и общеучебные компетентности (соответственно: умения применять знания в учебной ситуации для получения новых знаний, использование знаний в неучебных ситуациях, связанных с реальной жизнью, для решения разного рода жизненных проблем и принятия обоснованных решений).Важнейшим критерием усвоения универсальных учебных действий на содержании любого предмета является процесс последовательного преобразования действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы (интериоризация).Чем больше возможности у каждого обучающегося в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутренний личностный план.В качестве диагностических материалов для выявления уровня развития общеучебных умений (УУД) могут выступать проверочные работы, состоящие из компетентностных задач.Критерием проверки результатов программы будут являться данные комплексной диагностики уровня развития общеучебных умений (УУД) у учеников на начальном и заключительном этапах основной школы.Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся, соответственно, выступают:
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Диагностическая работа для 4-5-х классов №1
Фамилия___________________Дата_______________
Задание 1. Любые изменения, происходящие в окружающем нас мире, принято называть явлением. Рассмотри рисунки. Подумай и напиши, на какие явления (изменения в природе) произошли? Под каждой фотографией сделай подписи. На какие группы можно разбить эти явления? Опиши своими словами любое явление.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Прочитайте миф и выполните задания. Миф – объяснение непонятных явлений действительности с помощью фантазии.Дочь великого бога Ра, Тефнут, поссорившись с отцом, бежала в Нубию. Без нее в Египте наступила засуха, и Ра послал мудрого бога Тота, чтобы он уговорил дочь вернуться.Тот отыскал Тефнут в пустыне, где она охотилась. Мудрый Тот сказал: «Из всего, что существует на свете ничто не любят больше родной страны, то есть места, где ты родился». Он угостил Тефнут едой, которую готовят только в Египте. Тефнут отведала угощения, и лицо ее посветлело, взгляд стал радостным.Тот стал рассказывать, как плохо всем без нее: «Стар и млад ждут твоего совета, вельможи надели траур по тебе, хаос царит с тех пор, как ты бежала из Египта».Растроганная богиня соглашается вернуться. Всеобщее ликование встретило Тефнут на родине. «Ра, узнав о возвращении дочери, пустился в пляс, и сердце его ликовало. Распустились цветы, пошел дождь.Какое явление действительности объясняет этот миф?________________________О чем хотели рассказать своим потомкам древние египтяне?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Важно ли это для современного человека. Свой ответ обоснуй._____________________________________________________________________________________________________________________________________Задание 3.
Задание 3. 26 ноября 1922 года английский археолог Картер и лорд Карнарвон в Египте в Долине царей под грудой мусора увидели каменные ступени, уходящие вниз. Когда лестницу расчистили, открылась дверь. За ней оказались вырубленные в скале комнаты, наполненные сокровищами. Ларцы, вазы, сундуки, кресла, кушетки, роскошный трон, корзины с едой, кувшины вина, статуи, царская колесница – все было просто навалено грудами. На всех вещах было вырезано имя фараона Тутанхамона.
Что можно узнать о религии древних египтян?_______________
Что можно узнать о ремесле древних египтян?_____________
Что можно узнать об обществе древних египтян?_____________
Как вы думаете, почему Египет называли даром Нила?______________
Как вы думаете, почему Египет пришел в упадок и был завоеван?______________
Задание 4. Мешок S – это мешок слов цепочки R. Напиши все слова из мешка S в окна цепочки R так, чтобы слова в цепочке стояли в алфавитном порядке.
Гробница, мумия, фараон, Египет, кошка, Ра, Нил, Осирис, саркофаг, оружие, маска.
Задание 4.Прочитайте текст А. К. Толстого и выполните задания.
На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами. Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды — ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, — суетясь, свистела медовым голосом. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок. И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еще не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков.— Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку…Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, — все загадали судьбу. Кукушка куковала, и еще веселее засвистал весь сад, зашумел листьями… Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенен мокрой листвой. Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы… До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья.
О чем задумался автор, создавая этот текст______________________________________________________________________________________________________________________________________
Как этот текст связан с мифом о боге Ра и его дочери? Почему? Свой ответ обоснуйте.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________
Задание 5. Прочитайте текст и выполните задание. Весна – одно из четырёх времён года. В Северном полушарии Земли она продолжается с момента весеннего равноденствия (20–21 марта) до летнего солнцестояния (21–22 июня). В обиходе весной считаются месяцы март, апрель и май. В Южном полушарии в это время бывает осень. В средних широтах с началом весны связаны такие явления, как повышение дневных температур, таяние снежного покрова, цветение деревьев и кустарников, прилёт птиц (например, скворцов), ледоход на реках.
Сравните тексты задания №4 и №5. Выпишите критерии для сопоставления.
1._____________________________
2.______________________________
3.__________________________________
Задание 6.Ра спросил у Тота, сколько у того учеников. «Охотно скажу тебе, о Ра, — отвечал Тот, – половина моих учеников изучает прекрасную математику, четверть исследует тайны вечной природы, седьмая часть молча упражняет силу духа, храня в сердце учение. Добавь к ним трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду к пониманию истинности явлений». Сколько учеников было у Тота? Почему?__________________________

Задание 1. Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.Это произошло в Риме во 2 веке до нашей эры. На Италию надвигались племена тевтонов. Римские войска выступили навстречу. В армии был и единственный сын главы Сената Рима Марка Эмилия Скавра. Юноша испугался и пытался бежать с поля боя. Его вернули. Консул, командовавший армией, приказал молодому человеку лично вручить донесение о бое главе Сената и объяснить отцу своё поведение. Напрасно юноша умолял избавить его от этого унижения. Приказ ему пришлось исполнить.

Оцените статью
Добавить комментарий