Художественное ткачество Львова второй половины ХХ века

назначения, техники и технологии изготовления, исследуется творчество львовских художников, которые работали над созданием художественных тканей для массового тиражирования. Отмечено, что композиции художественных тканей преимущественно основывались на элементах традиционного ткацкого узора, принципах народного ремизного ткачества и ручной перебора. Среди орнаментальных мотивов самыми распространенными были геометрические, растительно-геометрические, линейные. Декоративные ткани львовских художников художественного ткачества отличаются богатством орнаментального декора и совершенством технического исполнения. Прослеживается органическая связь профессиональных художников с народными мастерами, которые в общей деятельности взаемозбагачувалися новыми творческими концепциями и формальными приемами. В результате появлялись образцы уникальных тканей, построенных на традиционной орнаментике.
В четвертом разделе "Львовское художественное ткачество второй половины 1980-х — 1990-х годов" исследуются процессы, повлиявшие на развитие ведущих тенденций художественного ткачества Львова, а также освещаются актуальные проблемы художественной практики указанного периода. Отмечается, что формирование ведущих тенденций происходит под влиянием важных факторов: основой развития львовского профессионального ткачества остаются традиции народного искусства, важную роль играют инновационные художественные процессы в мире, эстетические требования времени.
4.1. Особенности развития художественного ткачества второй половины 1980-х — 1990-х гг.: Наследственность традиций и инновационные процессы. Изменения в общественно-политической жизни Украины, кардинально повлиявшие на культурно-художественный процесс в целом, наполнили новым образно-смысловыми качествами и львовское художественное ткачество, что как и другие виды искусства второй половины 1980-х гг. — 1990-х гг., Находится в состоянии активных поисков новых средств выразительности. Отличительной чертой львовского художественного ткачества этого периода является утверждение индивидуального подхода к решению художественных проблем. В решении творческих задач определяющим признаком является выразительное национальное направление в образно-тематической области. Такие тенденции присущи творчеству М.Биласа, И.Винницькои, Л.Крипьякевич, Н.Паук и других. Характерным для львовского художественного ткачества и то, что трансформации подвергается композиционная структура произведения. Это проявляется в динамике или подчеркнутой статичности композиций в зависимости от решаемых образно-смысловых задач, в усложнении цветных решений, время — в деформации форм, то есть для раскрытия темы художники ищут таких средств художественного выражения, которые направляются на контекстуальное, многозначное восприятия произведения. Все чаще в образный язык произведения включаются символика, аллегория, метафора. Интеллектуальная наполненность становится определяющей чертой произведений львовских художников.
Характерной тенденцией в творчестве львовских художников художественного ткачества конца 1980-х — 1990-х гг. Является обращение к сакральной и религиозно-философской тематики. Художники активно работают над произведениями для многочисленных церковных интерьеров и вновь построенных и действующих храмов. Древнее украинское сакральное искусство стало весомым источником созидания в выполнении работ выставочного характера. Характерно, что в этом случае авторы в трактовке темы предпочитают свободной интерпретации сюжетов, наполняя произведение глубоким философским содержанием.
Знакомство с мировыми достижениями в области текстиля, новые материалы и технические средства, возможность свободного обмена идеями также нашли свое отражение в творчестве художников львовской школы художественного ткачества. Отмечено, что художники, в частности, С.Бурак, Л.Гошовський, О.Парута-Витрук и многие другие, часто обращаются к объемно-пластических и пространственных решений, используют различные материалы — текстильные и синтетические.
Анализ творческой практики ведущих львовских художников в области художественного ткачества показывает, что с конца 1980-х гг. Почти совсем прекращается массовое исполнение декоративных орнаментальных тканей интерьерного назначения. Это было связано с отсутствием социальных заказов, стимулировало деятельность львовских художников в предыдущий период. С другой стороны, это приводит к активизации выставочной деятельности, становится заметным явлением 1990-х гг .: традиционными становятся выставки художественного текстиля, которые ориентируют художников на дальнейший творческий поиск, способствуют поступательному и динамичному развитию ткацкого искусства. Характерна также участие в акциях, направленных на возрождение и сохранение ткацких традиций в ячейках народного ткачества, интерес к экологически чистых природных красителей для пряжи. Примером этого является, в частности, акции "Возродим Глинянские ковры" и проект "Экологический ракурс», которые инициировали преподаватели кафедры художественного текстиля ЛНАМ С.

Оцените статью
Добавить комментарий