Художественно-эстетическое развитие ребенка-дошкольника

Художественно-эстетическое развитие ребенка-дошкольникаМатериал подготовила: Иванова А.А. воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ № 6 «Ягодка» г. ТутаевХудожественно – эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на эстетическое воспитание детей дошкольников средствами искусства. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребёнка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей. Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребёнка. Оно осуществляется в различных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой, театрализованной. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребёнка. Эстетическое развитие – это процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетические чувства – субъективное переживание оценочного отношения к эстетическим объектам и предметам. В процессе художественно – эстетической деятельности у ребёнка развивается и эстетический вкус – способность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках и зависит от общей культуры личности, развитости его ума, чувств. Эстетическая оценка – это умение судить об эстетических достоинствах и недостатках предметов и явлений на основе сопоставления его с нормами, идеалами, выработанными человечеством. Эстетический идеал – это социально обусловленные представления о совершенстве, красоте, природе и искусстве. Цели художественно – эстетического воспитания: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной культуры. Исходя из целей художественно – эстетического воспитания выделяются следующие задачи:-развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов; -формирование элементарного эстетического сознания; -формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства; -развитие эстетических и художественно – творческих способностей. Задачи художественно – эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребёнка. Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя изучение элементов теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой; организованное участие в художественном творчестве. Содержание эстетического воспитания представлено в следующих блоках:Художественная литература: Воспитание детей через художественную литературу и выразительное чтение и пересказывание (литературно-художественная и творческая деятельность) прежде всего, направлены на развитие любви и интереса к литературе. Возникший у ребенка эмоциональный отклик на прослушанные рассказы, сказки, стихи, потешки, загадки и т.д. способствует лучшему их пониманию и усвоению, усиливает воспитательное значение литературных произведений не только в умственном, но и в нравственном, художественно-эстетическом плане. Уже в детском саду детей надо познакомить с различными жанрами художественной литературы: рассказом, сказкой, стихотворением, когда воспитатель рассказывает, читает по книге или наизусть. Приобретая навыки выразительной речи, ребенок духовно обогащается, у него развивается способность чувствовать художественный образ, улавливать ритмичность поэтического слога. Театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Художественная литература формирует представление о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста.Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:- с художественным образованием и воспитанием детей;- формированием эстетического вкуса;- нравственным воспитанием;- развитием коммуникативных качеств личности;- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.Театрализованная деятельность в детском саду — возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа в рисунке, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.Богатейшее поле для эстетического развития детей представляет театрализованная деятельность.В детском саду используются следующие виды театра:
театр картинок
фланелеграф
настольный театр
театр коробочек или шариков
театр пальчиков
театр рукавичек
театр игрушек
театр Би-ба-бо
театр марионеток
Некоторые виды кукол дети могут изготовить сами, или с помощью взрослых (воспитателя и родителей):
Театр картинок, фланелеграф и настольный
театр — он наиболее прост в изготовлении и
показе. Такой театр малыши могут нарисовать и
вырезать сами. Они будут изображать картинки,
силуэты и придумывать к ним свои рассказы.
Театр игрушек. Для него используются разнообразные игрушки, могут потребоваться дополнительные вещи: посуда, корзинка, кроватка.
Такое представление помогает
более яркому восприятию, развивает
пространственное и образное видения детей.
Театр коробочек и шариков дети делают сами из
готовых материалов: коробочки и шарики. Остается
только нарисовать или приклеить — глазки,
носики, ушки, рожки, бантики и фартучки, копытца и
туфельки. И то, что необходимо для маленькой
сказки. Много интересного предлагают сами дети во
время работы.Театр пальчиков и театр рукавичек дети изготавливают вместе со взрослыми (родители или воспитатель).Музыка очень много дает детям в их эстетическом и творческом развитии. Предложение отразить в рисунках образы музыкальных произведений, как правило, вызывает у них положительные эмоции, отклик. На занятиях по рисованию используются темы изучаемых песен, музыкальных произведений. При этом содержание рисунков по одному и тому же музыкальному произведению бывает различным: каждый ребенок находит свою тему, композицию изображения. Педагог при этом стимулирует его творческий поиск, поощряет его самостоятельность.Можно также передать ритм музыки средствами рисунка. Но при этом педагог должен помочь детям, предложив им вспомнить, какое настроение передавала та или иная музыка, и подумать, как это можно изобразить в рисунке. Любое занятие только выиграет, если воспитатель создаст фон с помощью спокойной музыки. Это еще больше стимулирует творческий процесс, привьет детям любовь к эстетическому искусству.Виды изобразительного искусства: Натюрморт – включает в себя изображения всего богатства природного мира и мира вещей, окружающих человека. В натюрморте художник выражает не только собственное отношение к окружающему миру, но и своё понимание прекрасного. Через картины этого жанра мы можем понять духовный мир их авторов. Портрет – передаёт человека, его внешний облик, занимаемое им положение в обществе, его занятия, духовный мир и психический склад. Иногда художники изображают человека в действии, в минуты творчества (художников – в мастерской, учёных – в лаборатории, в кабинете); изображают свою модель на природе или в домашней обстановке, т.е. воспроизводят в портрете конкретную среду, повседневно окружающую человека, где он чувствует себя привычно, где наиболее непосредственно проявляется его натура. Пейзаж – это не случайно попавший в поле зрения живописца уголок природы или города, а всегда сознательно выбранный мотив – единичное явление природы, которое имеет свой характер, обусловленный точкой зрения, освещением и погодой, определённое состояние природы, которое импонирует художнику, наиболее соответствует его настроению. Поэтому пейзажи столь разнообразны по содержанию, столь разные чувства они вызывают у зрителя. Декоративно – прикладное искусствоВозникновение народного прикладного искусства относится к начальным периодам развития материального производства и рождено оно самой жизнью народа, в процессе труда, из естественного стремления к красоте и творчеству. Человек окружал себя красивыми вещами, которые сопровождали его в течение всей жизни, в будни и в праздники. Известные педагоги и исследователи (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в педагогический процесс в детском саду.Задачи по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства,2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.3. Формирование обобщённых знаний и умений:- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции. -умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;-воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.4. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.5.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.Во второй младшей группе начинают формировать интерес к изобразительному искусству. Детей учат замечать яркость цветовых образов в картинке, иллюстрации, народной игрушке (дымковской, филимоновской, матрёшке). Мы учимся рассматривать и рисовать элементы народного узора: кольцо («Укрась кукле платье»), рисуем способом «приманивания» («Украсим сарафан Матрёшке») и в конце учебного года рисуем узор «клетка» («Платочек для Матрёшки»), круги разного размера («Тарелка для куклы») Учимся рисовать ритмичный узор, располагать узор внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента. В средней группе дети продолжают знакомиться с дымковской игрушкой. Расписывают силуэт лошадки, козлика, барашка кольцами, кругами, маленькими точками и штрихами. Учатся рисовать на разных формах симметричные узоры квадрате, круге («Красивые салфетки», «Морозные узоры»). Учатся составлять простой узор из элементов народного орнамента на полосе («Украшение фартука», «Украшение свитера»). Знакомятся с городецкими изделиями. Учатся выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья).В старшей группе дети расписывают силуэты дымковских оленей, фартуков для барышень знакомыми элементами и линиями (прямыми и волнистыми). Продолжают составлять симметричный узор на круге, квадрате, полосе, знакомятся с новой формой – розетта («Снежинка» по мотивам кружевоплетения). Продолжают знакомится с городецкой росписью, её цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков) украшают квадрат («Красивая салфетка»), силуэты кружки («Цветочная гилянда»), досочки («Узор на досочках»). Знакомятся с изделиями Хохломы, учатся рисовать элемент «завиток».В подготовительной группе дети закрепляют знания о дымковской игрушке и её элементах росписи. Расписывают барышень, индюков. Продолжают знакомиться с городецкой росписью, составляя более сложные узоры из бутонов, цветов, листьев, птиц («Узор на досочках»). Знакомятся с керамической посудой гжельских мастеров, её элементами (линии разной толщины, завитки, розы, точки, сеточки). Украшают силуэты посуды («Чайная пара», «Чайник», «Сахарница», «Ваза для фруктов»). Знакомятся с изделиями Хохломы, её элементами (ветка, завитки, «травка», листья, ягоды), цветовой гаммой. Учатся украшать полосу, разные силуэты («Узор на миске», «Узор на бочонке и вазе»). Закрепляют технику рисования концом кистью. Своё выступление хотелось бы закончить замечательными словами известного педагога Василия Александровича Сухомлинского:«Детский рисунок, процесс рисования –это частица духовной жизни ребенка.Дети не просто переносят на бумагучто-то из окружающего мира, а живутв этом мире, входят в него, как творцы красоты,наслаждаются этой красотой».СЕМИНАР«Художественно – эстетическое воспитание дошкольников»МДОУ №6 «Ягодка»Воспитатель – преподаватель ИЗО
Иванова А.А.

Оцените статью
Добавить комментарий