Художественные тексты

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

Современный литературный процесс в России

Список литературы по курсу «Современный литературный процесс в России» 2003/2004 уч. год

Айтматов Ч. Плаха. Аксенов В. Москва ква-ква.Акунин Б. Азазель. Астафьев В. Веселый солдат. Людочка. Пролетный гусь. Ахмадулина Б. Друзей моих прекрасные черты. Стихи.Белов В. Привычное дело.Битов А. Пенелопа. Человек в пейзаже.Бродский И. Часть речи.Владимов Г. Верный Руслан.Еременко А. Горизонтальная страна.Ерофеев В. Москва — Петушки.Есин С. Имитатор.Кибиров Т. Сквозь прощальные слезы. Л.С. Рубинштейну.Коляда Н. Амиго.Кушнер А. Четыре десятилетия. Маканин В. Буква «А» (Удавшийся рассказ о любви).Пригов Д. Написанное с 1990 по 1994.Пелевин В. Чапаев и Пустота. Петрушевская Л. Крапива и Малина. Две сестры. Волшебная ручка; Время ночь. Распутин В. Пожар; В ту же землю…; Сеня едет. Рубинштейн Л. Появление героя. «Мама мыла раму».Солженицын А. Эго, Настенька, Молодняк; Крохотки. В круге первом.Сорокин В. Голубое сало. Толстая Т. Кысь.Улицкая Л. Медея и ее дети. М., 2001.

^

Стихи Б.Ахмадулиной, И.Бродского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Вс.Некрасова, Д.Пригова, Л.Рубинштейна, А.Еременко, И.Жданова, И.Холина, Г.Сапгира, Т.Кибирова, А.Кушнера.Астафьев В. Пролетный гусь // Новый мир. 2001. № 1.Пелевин В. Т.Трифонов Ю. Другая жизнь.Солженицын А.И. Август Четырнадцатого // Солженицын А.И. Красное Колесо: повествование в отмеренных сроках: В 10 т. М., 1993. Т.1-2.

3. ^

I. ОСНОВНАЯ

1. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. М., 2001.

2. Давыдова Т.Т., Сушилина И.К. Современный литературный процесс в России. Учебн. пособие. М., 2007.

3. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XXвека. Учебн. пособие. М., 2003.

4. Русские писатели 20 века. Биографический словарь/ Под ред. И.О. Шайтанова. М., 2009.

^

3. История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена. Учебн. пособие для филол. факультетов ун-тов. М., 1998.

Голубков М.М. История русской лит. критики XX века (1920-1990-е годы). М., 2008.

Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХI века: учебное пособие. – М., Флинта, 2005.

Зайцев В.А. Русская поэзия ХХ века: 1940–1990-е годы. М.,2001.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3 кн. М., 2001.

Лейдерман Н.Л. Постреализм: теоретич. очерк. Екатеринбург, 2005.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.

Нефагина Г.Л. Русская проза конца XXвека. Учебн. Пособие. М., 2003.

Очерки русской литературы ХХ века. Ч.1, кн. 2. Поэзия 40—60-х годов. М., 1994. С. 73—100.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 2001.

Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж-Москва, 1996.

Черняк М.А. Массовая литература XX века. М., 2007.

Эпштейн М. Постмодерн в России. М., 2000.

^ Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С.384–391.Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов. М.: INTRADA, 2001.Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. С.427–457.

^

1.Почему рассказы «Эго», «Настенька», «Абрикосовое варенье» и «Молодняк» названы двучастными?2.Каково время и место действия этих произведений?3.К какому тематически-проблемному течению можно отнести их?4.Есть ли мотивы, объединяющие три рассказа в цикл?5.Найдите онтологическую символику в рассказе «Эго».6.В чем заключается идейно-художественная роль детали?

7.Проанализируйте язык рассказов А.И.Солженицына: есть ли поэтическая образность, индивидуально-авторские неологизмы в области лексики, синтаксиса? Использует ли писатель народные пословицы и поговорки? Охарактеризуйте образ языка прозы Солженицына.

Литература: Кузьмин В.В. Поэтика рассказов А.И. Солженицына. Тверь, 1999. Есть компьютерный вариант.Спиваковский П.Е. История, душа и «эго» // Лит. Обозрение. М., 1996. № 1. С.48-50.

^

1.Какова проблематика повести «Живи и помни»?2.В чем причина дезертирства Андрея Гуськова?3.Какое место в ряду образов распутинских героинь занимает образ Настены? Сравните ее с Дарьей и другими старухами из повести «Прощание с Матерой».4.Есть ли в «Живи и помни» психологизм? Проанализируйте наиболее важные в этом отношении эпизоды.5.Какова проблематика повести «Прощание с Матерой»?6.В чем своеобразие изображения здесь «малой родины»?6.Как раскрывается в произведении проблема крестьянской культуры?7.Есть ли в повести символика?8.Каков творческий метод Распутина — новый реализм или символический реализм?ЛитератураПанкеев И.А. Валентин Распутин: По страницам произведений. М., 1990.

Смирнова А.И. Натурфилософские мотивы в прозе В. Распутина. М., 2006.

Тема 3. Типы народных героев в рассказах В.П.Астафьева "Людочка" и «Пролетный гусь»

1.Что, по Вашему мнению, стоит за самоубийством Людочки и Марины?2.Как Вы понимаете вывод парня, умирающего в больнице, о том, что Люда его предала?3.Согласны ли Вы с такой мыслью Люды: "В беде, в одиночестве люди все одинаковы"?4.С какими проблемами связан образ отчима Люды?5.Как решаются в рассказах проблема «человек и среда» и проблема религиозной веры?6.В чем, по мнению писателя, выход современной российской провинции из кризисного состояния? Согласны ли Вы с таким решением проблемы?7.К какому идеологическому и стилевому течению в современной литературе можно отнести эти произведения?8. Каковы жанровые разновидности рассказов писателя?

Литература

Астафьев В.П. Пастух и пастушка. — М., 1989; Людочка.Астафьев В.П. Пролетный гусь // Новый мир. 2001. №  1.[Апухтина В.А.] В.П.Астафьев//Статьи о русской литера­туре.- М., 1996. — С.425-431. Большакова А.Ю. Астафьев В.П. // Русские писатели 20 века: Биогр. словарь. М., 2000. С.46-49.Бриксман Т.Я. Виктор Петрович Астафьев. Жизнь и творчество. Библиографический указатель. – М., 1999.Ланщиков А. Виктор Астафьев. М., 1992.

Тема 4. Философская лирика И.Бродского: поэтические традиции, картина мира, лирический герой

  1. Какую традицию в русской поэзии продолжает И.Бродский?
  2. Есть ли у него классические жанры?
  3. Есть ли в картине мира у Бродского метафизическое?
  4. Что стоит за абсурдом в поэзии Бродского?
  5. В чем Бродский-поэт видит смысл жизни?
  6. Охарактеризуйте понимание смерти поэтом.
  7. Художественная функция стилизации в «Письмах римскому другу» Бродского.1
  8. Как поэтическая индивидуальность Бродского проявляется в стихах на тему любви?
  9. Что можно сказать о языке Бродского-поэта?

^

Рождественский романс, Диалог, Холмы, 20 сонетов к Марии Стюарт (сонет YI), Колыбельная Трескового Мыса, Письма к Римскому другу, …и при слове «грядущее» из русского языка , Я входил вместо дикого зверя в клетку , Колыбельная, — Что ты делаешь, птичка, на черной ветке .

Литература

Бродский И.А. Стихотворения и поэмы (Основное собрание). // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://brodsky.da.ru/Бродский И.А. Искусство поэзии / Свен Биркертс; Paris Revue, 1982, № 83 // Бродский И.А. Большая книга интервью. М.: Захаров, 2000. С.94–96.Бродский И.А. Набережная неисцелимых: Тринадцать эссе: Пер. с англ. М.: СП «Слово», 1992.Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 1998. С.256.Винокурова И. Иосиф Бродский и русская поэтическая традиция // Русская поэзия XX века. М., 1998. С.130.Жолковский А.К. «Я вас любил…» Бродского // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. 1984. Ann Arbor (Mich.): Ardis, 1984. Спиваковский П.Е. Экзистенциальная аксиология в творчестве Иосифа Бродского // Филологический сборник. М., 1998. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии…

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://a88.narod.ru/index.html

Тема 5. Поэзия шестидесятников

Лирическая героиня Б.А. Ахмадулиной

1. Какие основные особенности поэзии Ахмадулиной выделил И. Бродский? 2. Назовите основные темы и мотивы лирики Ахмадулиной.3. В чем своеобразие тем природы и дружбы в ее стихах?4. Охарактеризуйте лирическую героиню Ахмадулиной.5. На какие поэтические традиции опирается поэт?

Тема 6. Поэты — лианозовцы: темы, соотношение текста и примечаний к нему, основные концепты

Д.А. Пригов, И. Холин, Вс. Некрасов1. Охарактеризуйте постмодернизм в поэзии.2. Назовите основные темы поэзии лианозовцев.3. Чьи стихотворения можно назвать «барачными»?4. В чем заключается художественная роль примечаний в стихах Вс. Некрасова?5. Используют ли поэты-концептуалисты поэтическую образность и формы поэтического синтаксиса? 6. Приведите примеры концептов из советской массовой культуры, переосмысленных Вс. Некрасовым и Л. Рубинштейном.Литература1.Ильин И.П. Постмодернизм//Современное зарубежное лите­ратуроведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. — М., 1996. — С.259-268.2.Хализев В.Е. Теория литературы. — Изд-во Московск. ун-та, 1991.3.Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодерниз­ма//Звезда. — 1996. — N 8. — С.166-188.

Тема 7. Традиции народной и литературной сказки в сказочной прозе Л.С.Петрушевской

  1. Соотнесите сказки Л. Петрушевской с типологией народной сказки (о животных, волшебная, кумулятивная, докучная, сатирическая).
  2. Как использует писательница поэтику народной сказки?
  3. Чем отличаются сказки Л. Петрушевской от народных? Сравните художественное пространство и время ее сказок с аналогичными чертами поэтики фольклорной сказки.
  4. Сравните портретные и пейзажные описания ее сказок с аналогичными чертами поэтики фольклорной сказки.
  5. Какие проблемы поставлены в сказках Л. Петрушевской?
  6. Определите характерные для ее сказок типы действия. Ограничивается ли писатель фабулой или прибегает к сюжетам?
  7. Определите типы сказочных героев в сказках Л. Петрушевской.
  8. Какую роль играют герои каждого типа в действии сказки?
  9. Есть ли характеры у героев сказок Л. Петрушевской?
  10. В чем состоит своеобразие речи героев сказок Л. Петрушевской?
  11. Какие из ее сказок в жанровом отношении являются собственно сказками, а какие ближе к басням или рассказам?
  12. Назовите наиболее и наименее удачные из ее сказок.

ЛитератураНефагина Г.Л. Русская проза конца XXвека. учебн. пособие. М., 2003.Петрушевская Л.С. Настоящие сказки. М., 1997; Петрушевская Л.С. Счастливые кошки. М., 2001;

Петрушевская Л.С. Чемодан чепухи. М., 2001.

Давыдова Т.Т. Сумерки реализма (О прозе Л. Петрушевской) // Русская словесность. 2002. № 7. С. 32-36. Зуева Т.В. Волшебная сказка. М., 1993. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. СПб., 1996.Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969.

Тема 8 Преодолевшие концептуализм (Т. Кибиров)

  1. С какими литературными направлениями и поэтами прошлых эпох ведет диалог поэт?
  2. Как он относится к советской эпохе?
  3. Каковы темы и жанры его лирики? Соотнесите с классической традицией цикл сонетов к Саше Запоевой.
  4. Каким предстает образ лирического героя?
  5. Охарактеризуйте парафразис как прием его поэзии. ЛитератураПоэты-концептуалисты: избранное. Дмитрий Александрович Пригов, Лев Рубинштейн, Тимур Кибиров. М., 2002. Тимур Кибиров без фиговых листочков и вне тусовок: Беседа поэта с О. Натолока // Лит. газ. 1996. 27 ноября. №48. С.5.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.ruthenia.ru/nemzer.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …