Цели и задачи — Деятельность центральных региональных детских библиотек России в поддержку русского языка: информационный…

^
Разработка и апробирование перспективной модели продвижения чтения, новых стратегий обслуживания и сокращения информационного неравенства, построенной на консолидации властных структур различного уровня, всех субъектов книжного рынка и библиотек.
Увеличение доступности новой литературы и современных идей, знаний и информации для населения округа, повышение читательской и профессиональной компетентности библиотечных специалистов.
Привлечение к чтению детей, юношества, развитие семейного чтения; поддержка в их глазах имиджа чтения как источника социально значимой информации, получения образования и средства интеллектуального досуга.
Выявление и продвижение инновационных моделей библиотечного обслуживания, освоение новых технологий и стратегий продвижения чтения и развития мышления молодого поколения.
Свердловская областная библиотека для детей и юношества располагает условиями и ресурсами для реализации проекта. В Свердловской области приняты меры по созданию дружественного нормативно-правового поля. В 2006 году Министерством культуры Свердловской области (совместно со специалистами государственных областных библиотек) разработаны и утверждены Региональный компонент приоритетного национального проекта в сфере культуры (ситуация отчасти парадоксальная: приоритетного национального проекта нет, а его региональный компонент есть) и Модельный стандарт общедоступной муниципальной библиотеки. Эти документы рассматривают культуру как важнейший рычаг развития Свердловской области.В качестве основных приоритетов Региональный компонент приоритетного национального проекта определяет 3 позиции:1) сокращение неравенства в доступе населения области к услугам организаций культуры;2) повышение уровня профессионализма кадров;3) обеспечение роста влияния культуры на социально-экономическое развитие региона, приобщение к культурным достижениям максимально большого количества населения.Предусмотрен фонд софинансирования (на паритетных началах – 50% / 50%) с органами культуры муниципальных образований по 3-м статьям: на комплектование фондов библиотек Свердловской области в 2006–2008 году выделено из областного бюджета 60 млн. руб., столько же на капитальный ремонт, 29 млн. руб. на приобретение новейшего оборудования.Таким образом, в условиях нового законодательства в Свердловской области увеличены вложения в культуру за счёт областного бюджета.В Модельный стандарт общедоступной муниципальной библиотеки заложены критерии результативности деятельности муниципальной библиотеки – и как нормативы, количественные и качественные, и как индикаторы эффективности деятельности. В нём учтены социально-культурные особенности нашей области (низкий % охвата населения области библиотечным обслуживанием – 32,1% и низкий показатель обеспеченности жителей области библиотеками – 4,5 тыс. чел. на 1 библиотеку). Поэтому позицией Министерства культуры является сохранение и развитие всей сети библиотек – 972 муниципальных, в том числе 120 специализированных детских и юношеских библиотек.Ежегодно Министерством культуры Свердловской области принимается Областная государственная целевая программа «Сохранение и развитие культуры и искусства Свердловской области», по которой на конкурсной основе финансируются проекты областных учреждений культуры, направленные на поддержку деятельности муниципальных учреждений культуры (непрерывное образование, социальные проекты, проекты поддержки чтения).У Свердловской областной библиотеки для детей и юношества накоплен значительный опыт в реализации проектов развития чтения. В течение последнего десятилетия СОБДиЮ ежегодно разрабатывает и реализует проекты, направленные на повышение статуса чтения, развития его качества, сокращение информационного неравенства. Многие из них поддержаны грантами Министерства культуры Российской Федерации, Институтом «Открытое общество», Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека», Президентом Российской Федерации:
Подрастающее поколение и институты «общества риска». Информационно-образовательный тренинговый центр «Импульс» (Министерство культуры РФ, 2001)
Библиотеки и право. Правовое положение детей и молодёжи (Институт «Открытое общество», 2002)
Миры чтения (Институт «Открытое общество», Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека», 2002)
Сельская библиотека – электронное окно в информационный мир (Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека», 2003)
Читать, чтобы сделать мир лучше. Новые стратегии и технологии продвижения чтения (Грант Президента РФ, 2006)

«Большие книжные гонки» − проект, направленный на преодоление информационной изоляции населения сельских территорий и улучшение качества социокультурного пространства чтения для детей и молодёжи. В Областную государственную целевую программу «Сохранение и развитие культуры и искусства на территории Свердловской области в 2007 году» он включён под актуальным слоганом «Время читать!», означающим новый этап понимания чтения как важнейшего инструмента развития региона. На его финансирование выделено 200 тыс. руб., соответствующие вложения сделаны администрацией Пышминского городского округа.
С момента разработки модель проекта включала следующие принципиальные позиции:
Приобретение в кратчайшие сроки (в течение 1 мес.) с помощью издательств («Сократ», «Учебная книга», «У-Фактория», Екатеринбургское представительство «ЭКСМО», «Баско» и др.), книжных магазинов и на основе экспертной оценки читателей небольшой коллекции (300 экз.) лучшей новой литературы для детей и юношества. Это различные виды изданий: от книжек-игрушек до энциклопедических и электронных изданий в помощь получению образования, формированию мировоззрения, культурному и творческому развитию личности, организации интеллектуального досуга.
Разработка и оформление коллекции в форме передвижной («странствующей») выставки-инсталляции с современными интересными дизайнерскими решениями и интерактивными элементами, представляющими развёрнутую программу работы с читателями.
Путешествие «странствующей выставки» в течение года по 6 сельским библиотекам Пышминского городского округа.
Трансформация «странствующей выставки» в культурное событие для населения территории с помощью организации вокруг неё различных культурных действий: как массовых (праздник русского языка и чтения с выступлениями писателей, издателей, журналистов, актёров, читателей), так и групповых (игры, конкурсы, обсуждения), и индивидуальных (опросы, рейтинги, индивидуальные рекомендательные беседы).
– не только культурное событие для населения территории, но и профессиональное событие для библиотечных специалистов, поскольку становится основой и моделью для системы тренингов по изучению детской литературы, инновационным стратегиям работы с детьми и юношеством и технологиям работы по поддержке и развитию чтения в системе социального партнёрства.
Проведение в качестве завершающего этапа профессионального обучения (тренинги по технологиям разработки выставок, проведения исследований, подготовки издательской продукции с помощью компьютерных технологий) конкурса профессионального мастерства – на лучшую выставку как программу работы с читателями, предусматривающую различные модели обслуживания и продвижения книг и чтения.
Разработка и подготовка издательской продукции как модели всех коммуникаций СОБДиЮ с читателями и профессионалами: несколько серий информационных и рекомендательных пособий (закладки, анкеты, рейтинги, афиши, буклеты) для читателей, обобщение существующего позитивного опыт как рефлексия на конкретную практику, которая должна изучаться и продвигаться – для профессионалов.
Организация работы по всем перечисленным направлениям на основе социального партнёрства со всеми институтами инфраструктуры чтения: образовательные учреждения, издательства, книжные магазины, некоммерческие организации (исторические, краеведческие, экологические общества), средства массовой информации, екатеринбургское отделение Союза писателей России.
По завершении работы передвижной выставки (через год) книги остаются в фондах сельских библиотек.
Выбор территории для реализации проекта – муниципальное образование «Пышминский городской округ» − не случаен. Профессиональный коллектив 21 муниципальной библиотеки (ЦРБ, ЦДБ, 19 сельских библиотек) обладает незаурядным творческим потенциалом и пассионарностью, готов к экспериментам, восприятию нового. Библиотечные специалисты способны воспринимать новые идеи и транслировать их далее. Таким образом, они создают позитивный образ библиотеки как центра чтения, информации, образования для молодого поколения (См. опыт ЦДБ в журнале «Читай-город», 2007, № 11). Информационная и методическая поддержка Свердловской областной библиотеки для детей и юношества значительно укрепит их позиции в муниципальном образовании. Администрация муниципального образования так же готова финансировать проект наряду с Министерством культуры Свердловской области.Первоначально экспозиционный проект рассматривался как культурное событие территории и «идеальная модель» решения проблемы продвижения чтения: от зарождения идеи до механизмов её реализации на примере конкретной темы (в данном случае – формирование и работа с ядром фонда новейшей (последних 2-3-х лет издания) литературы для детей и молодёжи. Постепенно в процессе творческой работы команды проекта – «мозговых штурмов» авторского коллектива с привлечением партнёров библиотеки (издателей, журналистов, профессорского состава Уральского государственного университета), читателей-экспертов – проект «обрастал» новыми подробностями. Так возник своеобразный стиль автогонок: образы, метафоры, приёмы, формы, детали, имена, идеи для дальнейшей разработки, придавшие необходимый «драйв» и расширившие горизонты. Почему «автогонки»? Они символизируют энергию, движение, развитие, соревнование, рекорды, «гонку за лидерами», творческую вовлечённость участников и болельщиков, в которой нет посторонних.Так возникли «Большие книжные гонки», стартовавшие 20 марта 2007 года, ставшие культурным и профессиональным событием в своей территории и получившие известность во всей Свердловской области. Информационную поддержку проекта осуществляла главная газета Свердловской области – «Областная газета», репортёр которой Лидия Сабанина вместе с передовым отрядом библиотеки передвигалась по различным этапам проекта. Главная идея её репортажей: если из отдельного эпизода этот проект превратится в систему, мы перестанем говорить об информационной дискриминации населения малых городов и сельских территорий и сможем решить многие социальные проблемы. В ходе работы была создана перспективная модель взаимодействия в условиях нового законодательства администраций (Министерства культуры Свердловской области и администрации муниципального образования) и библиотек (областной государственной и муниципальной сельской) различного уровня на основе взаимных обязательств и вкладов сторон, зафиксированных в Договоре о совместной деятельности (не благотворительность, но вклады партнёров!) с привлечением широкого круга представителей институтов инфраструктуры чтения и актива нового поколения читателей в роли организаторов, экспертов, харизматичных персонажей различных культурных событий.

Большие книжные гонки – комплексная программа продвижения социально важных идей, чтения, новых стратегий и технологий работы в сельские территории. Программа направлена на преодоление информационной изоляции населения, молодого поколения, в первую очередь, а также повышение профессиональной компетенции библиотечных специалистов. В её структуру включены:

Для того, чтобы книжная выставка стала Большим Книжным Событием, её презентация проходит в форме районного Праздника русского языка и чтения, посвящённого Году русского языка. Программа праздника рассчитана на детей, молодёжь, в том числе молодые семьи: это игровые программы «Большие книжные гонки» для подростков и молодёжи и «Гонки с погремушками» и «Бэби-трэк» для малышей. Всё это энергично проходит в стиле автогонок − ралли «Формулы–1» с присущей им стилистикой и атрибутикой.Образ автогонок создаётся с помощью метафор – скорости, движения, энергии, включённости в творческий процесс, достижения личных рекордов, преодоления «информационного бездорожья», чествования лучших гонщиков – виртуозов-шумахеров, добившихся личных рекордов. Выставка становится увлекательной игрой и помогает «ударить автопробегом по информационному бездорожью». На ней рекомендации книг сопровождаются интерактивными заданиями – опросами, рейтингами, творческими задачами.Праздник стал ярким культурным событием не только благодаря принятой образной системе, которая была поддержана и оформлением сцены и помещений районного Дома культуры, но и участию писателей, издателей, артистов. Используя стилистику автогонок, артисты и библиотекари провели с читателями различные соревнования, конкурсы, викторины, лингвистические игры с использованием мультимедиа и демонстрации на большом экране. Литературные игры, сценки по книгам любимых авторов, песни под гитару, выборы книги «твоего формата», творческая включённость – вот только некоторые моменты этого праздника. В финале выбраны книги-рекордсмены, а лучшие гонщики и виртуозы-шумахеры награждены призами от издательства «ЭКСМО». (См. Сценарии праздников для подростков и малышей // Читай-город. – 2007. – № 11. – С. 6 – 21.)
Большое Книжное Турне
Книжная выставка «Большие книжные гонки» стала центральным событием районного Праздника русского языка и чтения, состоявшегося в посёлке Пышма, а затем отправилась по другим сёлам, став «странствующей выставкой». Начавшись в марте 2007 года, Большое Книжное Турне продолжалось весь год и завершилось в начале 2008 года. За это время с изданиями познакомилась значительная часть населения округа, после чего они были включены в фонд МУК «ЦРБ Пышминского городского округа».В состав выставки включены новые книги, выпущенные за последние 2-3 года – художественная и интеллектуальная литература, печатные книги различных видов, жанров, форматов и электронные − лучшие издания, которые могут стать «современной классикой» и войдут в ядро фонда, либо книги, вызывающие дискуссии, присутствующие в медийном поле крупных городов (но малоизвестные в малых городах и сельской местности). Они поднимают актуальные проблемы, на которые наше общество пока не может дать однозначных ответов, дают представление об определённых векторах общественного мнения, помогают организовать обсуждение различных мировоззренческих проблем с подростками и молодёжью. Для выставки также приобретены книги, выбранные читательским жюри Свердловской областной библиотеки для детей и юношества.Читатели сельских библиотек приветствуют знаки и образы книжной выставки: объёмные бумажные буквы в стиле такси (жёлтые и чёрные квадраты), разноцветные флажки, которые обозначают разные этапы гонок. Так возникают игры у выставки, в которых участвуют и взрослые, и дети: они выступают в роли книжных болельщиков и сами могут быть судьями: заполнять та6лицы результатов, награждать книги, победившие в той или иной номинации: «поразившие воображение», «супер-оформление», «первое место на старте», «рекорд популярности у читателей». «Большой шлем» − самое большое достижение. Он может вручаться читателям, родителям, библиотекарям. После гонки проходит «Быстрый круг» − демонстрация побед и достижений. Для него составляется Книга книжных рекордов. Клетчатый флаг – финиш.

Это партнёрство – пример сотрудничества в условиях нового законодательства (ФЗ № 94, 122, 131). Партнёрство представлено союзом администраций (Министерство культуры Свердловской области, администрация Пышминского городского округа, сельсоветы) и библиотек разных уровней (областная государственная библиотека, центральные библиотеки муниципального образования, сельские библиотеки). Слагаемые успеха проекта – вложения всех сторон: информационные ресурсы + материальные ресурсы + интеллектуальные ресурсы.

Десант был представлен специалистами Свердловской областной библиотеки для детей и юношества, актёрами, издателями, писателями, репортёром «Областной газеты», внушительной колонной выехавших в Пышминский городской округ (до посёлка Пышма 3 часа от Екатеринбурга). «Информационное бездорожье» преодолевали «всем миром».

Профессиональный марафон начался через месяц после Большого Книжного События. Для библиотекарей и руководителей детским чтением, многие из которых не могли выехать на обучение в областной центр более 5 лет, специалистами Свердловской областной библиотеки для детей и юношества проведены семинары-тренинги по новым стратегиям развития чтения детей и подростков, новым информационным и коммуникативным технологиям, современным приёмам оформления информационного пространства и книжных выставок при помощи компьютера (См. Материалы тренингов // Читай-город. – 2007 – № 11. – С. 26 – 42).

После завершения тренингов был объявлен районный профессиональный конкурс на «Лучшую книжную выставку как программу работы с читателями», в которой приняли участие специалисты всех библиотек округа. В ходе конкурса они должны продемонстрировать на практике полученные новые умения и навыки, которые должны помочь им представить в современной форме те новые идеи, которые они хотят донести до читателей. Подведение итогов пройдёт как районный фестиваль с электронными презентациями и авторской режиссурой – своеобразный творческий отчёт перед жителями посёлков в полученных новых знаниях.

Поиск образов и оригинальной стилистики для читательских рекомендательных пособий и малых издательских форм для выставки превратился в увлекательную игру – интеллектуальное приключение. Вся издательская продукция должна была работать на создание нового образа и привлекать внимание детей и юношества к книгам, пробуждать желание и интерес к чтению.Для читателей на выставке представлены: Иллюстрированный аннотированный каталог книг и рекомендательные пособия: миниатюрные закладки в кармашке «Витаминки для роста» − для малышей, веерный комплект книжных закладок «Книги твоего формата» − для подростков, презентации лучших новых книг 4-х литературных сезонов (зимние, весенние, летние, осенние литературные странствия) «Литературный странник» − для молодёжи, вопросы анкет, рейтинги, советы читателей − «Читай со мной», «Читательский дневник», «Смотреть или читать», книжные закладки «Твой личный рекорд».Для библиотекарей подготовлены: опыт центральной детской библиотеки городского округа Пышма по использованию новых стратегий продвижения чтения, описание проекта «Большие книжные гонки», сценарии праздников для малышей и подростков, материалы тренингов для библиотечных специалистов. Они включены в журнал «Читай-город» (2007, № 11, тема выпуска «Экология слова»). Он поступает во все библиотеки Свердловской области и во многие библиотеки России (по заявкам). Региональный журнал профессиональной информации и общения «Читай-город» выходит шестой год, он – лауреат конкурса «Библиопресса – Регион – 2006», награждён почётным дипломом и хрустальной медалью победителя.

Книжные закладки, советы, опросы, рейтинги представляют собой интерактивные модели привлечения к чтению и одновременно являются средствами обратной связи с читателями. Выставка побывала в нескольких сёлах, где библиотекари работали по разработанным в Свердловской областной библиотеке для детей и юношества моделям. Теперь мы располагаем значительным эмпирическим материалом, который должен лечь в основу исследования различных проблем чтения: читательских интересов и спроса, книжного рынка, информационной культуры, общественного мнения и др.
«Мой личный рекорд» − красочные закладки с цветными гоночными флажками предлагают определить свой личный рекорд («книг, страниц, часов, дней подряд»), отметить, почему он важен, и готовность преодолеть его: «Два капитана» за 3 дня. Готов преодолеть? Да». «Все романы Джойса за неделю! Получила незабываемое удовольствие. Готова ли преодолеть? Нет, из-за недостатка времени».
«Советы читателей. Читай со мной»: от всех серий «Белоснежки» и стихов Г. Остера до «Повести о настоящей любви», «Капитанской дочки» и «Мастера и Маргариты». Среди фаворитов сезона также И. Амбьернсен «Самсон и Роберто», Т. Леванова «Сквозняки», Л.Улицкая «Даниэль Штайн, переводчик».
Читательский дневник «Смотреть или читать? Вот в чём вопрос». Обсуждаются:
«Дозоры» С. Лукьяненко («Сначала прочитать, а потом уж посмотреть». «Не читать! Посмотреть можно». «Прочитать невозможно»).«Мастер и Маргарита» М. Булгакова («Не смотреть!». «Читать однозначно!»)«Артур и минипуты» Л. Бессона («No, no, no…фу!»).«Волкодав» М. Семёновой («Фильм понравился, надеюсь, что наше кино возродится. Книга великолепная!»).Читательская ситуация изменилась. Чтобы ставить цели и выбирать эффективные стратегии необходимо владеть конкретным материалом. Такие возможности предоставляют различные опросы и рейтинги у выставки.

Свердловская областная библиотека для детей и юношества
Время читать!
Актуальный проект: идеи и технологии
Широко известное эссе о чтении «Как роман» писатель Даниэль Пеннак начал с фразы: «Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить», «мечтать»…Мы отлично помним об этом, поэтому поставили в название проекта «Время читать!» существительное перед глаголом «читать». Конечно, заставить читать нельзя, как нельзя заставить любить или заставить мечтать. Но подчеркнуть актуальность этого замечательного занятия вполне можно, если по-доброму порекомендовать: «Эй, ребята, пришло хорошее время – время читать! Не теряйте его даром! Мы поможем вам так организовать время чтения, что вам не будет мучительно стыдно за часы, проведенные за чтением действительно хорошей литературы!».
Идея: Идея может возникнуть неожиданно, но всегда имеет основание. Основание в данном случае – слабые фонды провинциальных библиотек, ресурсные провалы в политике комплектования сельских библиотек. Поэтому Свердловская областная библиотека для детей и юношества обращается в Министерство культуры Свердловской области с просьбой поддержать идею продвижения модели книжного ядра современной библиотеки. Предлагается организовать передвижную книжную выставку, которая, показав себя во всей красе и работоспособности, осела бы потом навсегда в районной библиотеке. Как выбрать район? Разумеется, это должен быть район с перспективными интересными библиотечными кадрами, способными транслировать идеи далее во времени и пространстве, например, Пышминский район.
Министерство культуры Свердловской области, рассмотрев предложение и оценив его значение в современной непростой ситуации с комплектованием библиотечных фондов в сельской местности, взяло на себя обязательство по обеспечению материальной части проекта.
Итак: Экспозиционный проект «Большие книжные гонки» в рамках «Национального года русского языка».
В марте 2007 года в Свердловской областной библиотеке для детей и юношества при финансовой поддержке Министерства культуры Свердловской области стартовали «Большие книжные гонки».Лучшие новые книги для детей и юношества, оформленные в оригинальную книжную инсталляцию, выехали «работать» в сельские библиотеки Пышминского городского округа. Библиотекари-энтузиасты активно поддерживают подрастающую нацию читателей, но «информационное неравенство» не позволяет им развернуться во всю ширь своих профессиональных возможностей.Так давайте ударим книжным автопробегом по информационному бездорожью!22 марта – Презентация выставки и Праздник русского языка и чтения в стиле «Формула-1». В течение года выставка будет путешествовать по сельским библиотекам Пышминского округа. Затем все эти замечательные новые книги, совершенно не пострадав в «гонках», будут подарены Центральной детской библиотеке г. Пышмы.В рамках «Больших книжных гонок» – демонстрация книг разных видов, жанров, форматов (285 книг) и различные формы и методы работы с книгой для детей и взрослых.«Говорящие» книги можно послушать с помощью плеера, CD, потрогать оригинальные «книги на брюшках», с брелоками, «моющиеся» книги, электронные, книгу-кукольный театр, увидеть музыкальные книги, собрать книгу-паззл – все самые оригинальные книжки, которые сельские дети могли еще не видеть. Разумеется, книги – победительницы различных конкурсов обязательно «доедут» до своих читателей. При оформлении – буклеты, проспекты, каталог – все как на столичной выставке. Как уже говорилось, «Книжные гонки» открылись большим Праздником русского языка и чтения в стиле «Формула-1», который не остался незамеченным, так как в нем участвовали писатели, издатели, артисты. Автор экологических сказок Елена Преображенская представила свою музыкальную сказочную мини-программу. В костюмах сказочных героев на сцене оказались не только артисты, но и заведующая научно-методическим отделом Свердловской областной библиотеки для детей и юношества Антонина Водатурская (да, хороший методист должен уметь быть мышонком, и ёжиком, и медведем, и кем потребует библиотека).Используя стилистику автогонок, артисты и библиотекари провели с читателями различные соревнования, конкурсы, викторины с использованием мультимедиа и видео (главной ведущей праздника была Елена Замятина – специалист Свердловской областной библиотеки для детей и юношества. Елене активно помогал профессиональный артист Игорь Щипанов). Елена и Игорь выступали на фоне мульмедиапрезентации библиотеки и фильма, в котором были «зашифрованы» некоторые книжные вопросы. Сотрудники филиала Свердловской областной библиотеки для детей и юношества провели веселые лингвистические игры, продемонстрировав свое знание и любовь к русскому языку. Литературные игры, сценки по книгам любимых авторов, песни под гитару, участие в мозговом штурме по выбору «Книги твоего формата», творческая включенность, богатый русский язык как главный помощник – вот только некоторые моменты этого праздника.В «Гонках» участвовали читатели без возрастных ограничений. Первый этап – «Гонки с погремушками» для самых маленьких. Завершали гонки практикумы по новым информационным и коммуникативным технологиям, тренинги по оформлению библиотек при помощи компьютера для библиотекарей и руководителей детским чтением.Праздник не был бы праздником без выступления коллективов юных артистов Пышминского района. Пышминский район принял гостей весьма радушно!Участники праздника получили призы от издательства «Эксмо» и Свердловской областной библиотеки для детей и юношества.Организаторам гонок очень хотелось, чтобы каждый участник почувствовал себя виртуозом-шумахером!Выставка имела столичный лоск – информационным сопровождением выставки являлся указатель «Большие книжные гонки» – явление беспрецедентное не только потому, что это супер-указатель (цветной, объемный, на отличной бумаге сверстанный), но и по скорости его «запуска в производство» – действительно в лучших традициях гонок: это аннотированный, иллюстрированный указатель, подготовленный и изданный за 1 месяц.Предлагаем вам небольшой автогоночный словарик, который (после адаптации на язык библиотечных технологий) явился нашим языковым инструментарием.

Информационное сопровождение
Экспозиционный передвижной проект-выставка обозначен-расшифрован (представлен) несколькими фразами. Мы пытались объединить книжную и автогоночную лексику, выделяя некоторые общие ключевые слова.
Научный парк
У автогонщиков термин «парк» означает место детального осмотра машины. Нам тоже хочется рассмотреть книги «обо всем на свете» во всех деталях.
Родной парк
Продолжаем детально рассматривать книги «обо всем на свете», но с условием, что «парк открыт» здесь, на Урале.
Гонки с погремушками
Все начинается с этих гонок. Уж если ты начал читать, сидя младенчиком с погремушкой в детской коляске – долгая и счастливая интеллектуальная жизнь тебе обеспечена.
Беби-трэк
Маленькое путешествие. Все «бебисы» книжных гонок – на гоночной трассе. По необходимости они могут потребовать пит-стоп, во время которого их машину можно дозаправить (новыми знаниями), сменить резину (показать нечто новое и неожиданное), произвести мелкий ремонт (провести фонетическую гимнастику)! Экипажи, вышедшие на старт, поражают воображение своей экипировкой: книги-паззлы, книги-шкатулки, книги-сумочки, книги мохнатые, музыкальные, говорящие, электронные, книга-кукольный театр и т.д.
Мульт-экипаж
Только здесь и сейчас – самые «быстрые» книги. Быстрые книги прочитать – как мультфильм посмотреть. Перелистай странички – посмотри мультфильм. Герои книг стали персонажами мультфильмов.
Круг новичков
На старт выходят новенькие – литературные персонажи, которые еще «не засветились» во всю мощь на книжном небосклоне. Впереди у нас – открытия и хорошие новости.
Семейное ралли
На этой трассе взрослые «книжные гонщики» – в одном экипаже с маленькими книжными пилотами. У разновозрастной семейной команды всегда есть преимущества в интеллектуальной силе и технике. Старшие товарищи всегда помогут адаптироваться к скорости, но не позволят пропустить детали.
Тинейджер – Stop!
Круг за кругом мы лучше узнаем участников. Команда работает отлично, машина хороша, атмосфера благоприятная – в общем, все идет как надо – каждый подбирает книгу для себя, любимого.
Старт Зазеркалье
С одной стороны, здесь целые шоколадные фабрики вдоль дороги стоят, а с другой – всякие замки между мирами и школы привидений.
Поворот Фэнтези
Бывает время, возраст, когда приходится стоять на ветру, на сквозняке. Крутые виражи – здесь. Проблемы на старте также бывают здесь.
Девичий вираж
Девичий вираж – это риск, аварии, слезы – а потом все равно радость победы и полное счастье!
Страшно/смешно
Команда работает/идет в режиме «контракт на три круга», так как эти веселые и страшные книги все перечитывают минимум три раза!Не бойтесь! Никогда не бойтесь заходить в темные комнаты и пускаться в отчаянные путешествия по скользкой дороге. Вообще ничего не бойтесь. Веселые книги научат вас быть смелыми, потому что человек с чувством юмора по-другому смотрит на мир. А еще в этом разделе собраны книги про настоящих разбойников, пиратов и другие «страхи». Со страхами надо бороться. Итак, заходите – здесь вам не причинят никакого вреда.
Большой старт
Здесь все серьезно. На старт выходят Большие книги, которые претендуют на Гран-При в том или ином гоночном состязании. В «таблицах результатов» у них стоит «отлично». Пройдя все предыдущие этапы гонки, здесь вы получаете «старт с хода» – пройденная трасса/ прочитанные книги у вас за плечами гарантируют хорошую маневренность в трафике и большие личные достижения/результаты.«Не хотелось бы идти в хвосте. Нужно понять, чего мы стоим в этом сезоне!» – так говорят участники этого этапа гонок.
Заезд звезд
Звезды выигрывают в первой же гонке сезона, заняв первое место на старте! Лучшие книги сезона-2007 – здесь!
Трасса бестселлеров
Книжные экипажи на этой трассе бьют рекорды популярности у читателей.
Шоссе фантастики
Здесь стоят Книжные дозоры (сумеречные, ночные и дневные). ТехноМагия в звездных лабиринтах. Таинственный мир и его окрестности. Фантастическая топография.
Говорящий формат
Говорящий формат говорит сам за себя: перед вами аудиокниги, книги на электронных оптических дисках – электронные ресурсы не помешали еще ни одному экипажу!
:
Название выставки – объемные бумажные буквы в стиле «такси» (желтые и черные квадраты) максимально привлекают внимание.
Выставка может быть украшена флажками, которые обозначают разный этап гонок.
Стартовый флаг – . Флаг белый с красным крестом – на трассе обслуживающая машина. Так можно организовать игру, в которой родители и дети отгадывают, что означает тот или иной флажок (например, понятно, где будет финиш, а где потребуется помощь «обслуживающего механика», в роли которого выступает родитель). Флаг красно-желтый, скользкая дорога – в рубрике о страшных и веселых книгах. Крутые виражи, проблемы на старте – желтый флаг. Зеленый флаг – книга твоего формата, зеленый росток надежды. Красный флаг – остановить гонку.
По вашему желанию (для создания праздничной обстановки «на трассе») – стартовая и финишные ленточки, воздушные шары, конфетти – все, что создает приподнятое, хорошее настроение.
Читатели могут выступать в роли книжных болельщиков и сами быть судьями (заполнять «таблицу результатов»), и сами награждать книги, победившие в той или иной номинации: «Поразившие воображение», «Супер-оформление», «Первое место на старте» (лучшая совсем новая книга), «Рекорд популярности у читателей», «Контракт на три круга» («таблица результатов» – гоночный термин, вы можете разработать свою таблицу книжных результатов, в которую дети выставляют оценки книгам по любой выбранной вами системе – по баллам или «отлично, хорошо»…). Большой шлем считается самым большим достижением. Будете ли вы присуждать Большой шлем, зависит от вашего желания, возможностей и фантазии (Большой шлем может вручаться читателю, родителю, библиотекарю…).
Выставку украшают Дипломы «Лучшему гонщику», «Артистичный и энергичный», «Главный Шумахер книжных гонок», «Лучшему гонщику» (по фантастической викторине) Объемные календарики с изображением обложек популярных книг и названием выставки – «Большие книжные гонки».
Каждый раздел выставки можно «прикрепить» к определенному возрасту. Можно совместить два раздела выставки, например, «Гонки с погремушками» и «Семейное ралли». Собственно, весь первый раздел – для малышей и для совместного чтения. Маленькие читатели быстро устанут даже на колясочном этапе, поэтому им необходим пит-стоп.
Прекрасным дополнением к этому разделу будут «Витаминки для роста» – миниатюрные «закладки в кармашке».
Книги для подростков в разделе «Тинейджер – STOP» (команда работает/идет в режиме «контракт на три круга» – книги оформлены так ярко и необычно). Здесь предлагаем остановиться и пообщаться. Заполнить анкеты и закладки (красочные закладки с цветными флажками).
Книжные закладки: );
– почему он для тебя важен?– готов ты его преодолеть?Вот примеры заполнения закладок читателями в Свердловской областной библиотеке для детей и юношества:-Личный рекорд – «Два капитана» за 3 дня. Потому что очень интересный и жизненный роман. Готов преодолеть? – Да!!!-Личный рекорд – 650 стр., 2 дня. Я получила много знаний. Готов ли ты его преодолеть? – Да, еще как!-5 книг по 120 стр. за 1 день! Почему для тебя важен этот рекорд? – Потому что это мой личный рекорд!-Все романы Джойса за неделю. Получила незабываемое удовольствие, побывала в другой реальности. Готов ли ты преодолеть? – Нет, из-за недостатка времени.
Советы читателей: Читай со мной!
– Все детективы!; Все серии «Белоснежка»; Прочти Дневники принцессы; Липкий киллер; Школа клоунов; Мастер и Маргарита, Григорий Остер, Машина времени, Телеграмма, Лапти, Капитанская дочка, Ревизор, Шинель, Повесть о настоящей любви) (сохранена орфография и способ изложения авторов).Есть закладки, заполненные совместно взрослыми и детьми. Есть очень серьезные пожелания: Ф. Достоевский и Г. Манн, Ф. Решетников и А. Зиновьев «Гибель русского коммунизма», «Словарь говоров русского севера» и т.д.После проведения «Больших книжных гонок» можно сделать анализ чтения и вкусовых книжных пристрастий. Некоторые читатели поражают изысканным выбором и осведомленностью о книжных новинках. Среди фаворитов сезона-2007 – «Самсон и Роберто». Популярная сегодня автор Татьяна Леванова дружно соседствует со знаменитой Людмилой Улицкой в одном таком читательском списке-пожелании: «Читай со мной!».
Читательский дневник:
Интерактивно обсуждаются: «Ночной дозор», «Дневной дозор» С. Лукьяненко. Записи: «Сначала прочитать, а потом уж посмотреть!», «…И не читать! Посмотреть можно!», «Прочитать невозможно».
«Смотреть, смотреть, смотреть!!!»… «Но не читать!». Или «Читать!»; «Посмотреть можно!»; «Читать невозможно!».
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»: «Не смотреть!»… «И не читать!» или «Читать однозначно!»» «Читать!».
«Смотреть можно», «Читать тоже можно!».
Л. Бессон «Артур и минипуты»: No, no, no!!! Фу!
М. Семенова «Волкодав»: «Фильм очень понравился, надеюсь, что наше кино возродится. А книга просто обалденная!».
«Только смотреть!».
Органично в этом разделе выставки будут смотреться указатели «Книга твоего формата», «Generation 12-16». Книги-победительницы премии «Заветная мечта».
После гонки – Быстрый круг – демонстрация побед и достижений (можно составить Книгу книжных рекордов – самая большая, самая маленькая… и т.д.)Белый флаг. Клетчатый флаг – финиш.Отличная гонка! Напрягаться не пришлось – было достаточно просто быстро ехать и контролировать ситуацию.
едующая научно-методическим отделом,
Свердловская областная библиотека для детей и юношества

Книжная выставка – программа работы с читателями
Выставки являются, бесспорно, одним из наиболее сложных, но, при правильной организации, и одним из наиболее эффективных инструментов работы библиотеки.
Все большее число библиотек, продвигая в обществе книгу и чтение, «выезжают» с выставкой за пределы библиотеки, предлагают заинтересованным целевым группам свои услуги и расширяют их спектр, продолжая изучение библиотечно-информационных потребностей. Таким образом, выставка выполняет и маркетинговые функции.
С другой стороны, библиотека может организовать выставочное мероприятие на своей территории, используя материалы других библиотек и учреждений культуры, образования, некоммерческого сектора. Это тоже способ наращивания потенциала, расширение взгляда местного сообщества на возможности библиотеки.
Предоставление в пользование библиотек Пышминского городского округа книжной экспозиции «Большие книжные гонки» (300 экз. книг) в рамках передвижного экспозиционного просветительского проекта «Время – читать!» создало повод для совершенствования выставочной работы в сельских библиотеках района. Активизировать данный процесс был призван семинар-тренинг «Книжная выставка: новые идеи и технологии работы с читателями». В тренинге использовались такие методики, как «мозговой штурм», проектная работа в группах.
Начался «мозговой штурм» с поиска ответов на «наивные вопросы».
Что собственно означает такое привычное определение «Книжная выставка»? Зачем они в библиотеке? Для кого? Сколько времени уходит у библиотекаря на оформление выставки и есть ли эффект от этой работы? Какие элементы, приемы делают выставку «современной»? Какие «шаги» проходит автор выставки от идеи до презентации?
Что такое книжная выставка в библиотеке, если вдуматься в её смысл? Основа всякой библиотеки — книжный фонд, который существует для того, чтобы им пользовались читатели. Между фондом и читателями существует посредник – библиотекарь, который помогает читателю встретиться с нужной книгой, с нужной информацией. Это, так сказать, «прямой» посредник. Но есть и другой, «косвенный» способ знакомства с библиотекой – книжная выставка. Это – способ «неформального» знакомства, привлекательного своей «неформальностью».
И больше всех понравилось определение, данное библиотековедом Олегом Зыковым: «Выставка представляет собой общественное, культурное, научное событие для читателей и одновременно профессиональный праздник библиотекарей, поэтому она – явление уникальное, экстраординарное, разовое».
Выставка – это открытие библиотеки, как для читателей, так и для библиотекарей. Важно обозначение авторов идеи и оформления (дизайна), организаторов (хотя с этим мы практически нигде не встречаемся), поскольку создание выставки – творческий акт, в котором важно всё – от идеи до подбора книг и цитат, размещения книг и иллюстраций в пространстве с учётом законов художественной композиции и смысловых связей. В оформлении выставки даже на селе почти всегда задействована группа – специалисты из центральной библиотеки, художник, читатели. Это то общее дело, которое необходимо для сплочения коллектива — того самого Клуба друзей библиотеки. И кульминация работы с выставкой – это её презентация, на которую собираются авторы выставки, читатели, приглашенные гости, представители СМИ и администрации – у каждого из которых есть право выступления, и в этих выступлениях идея выставки по-новому прочитывается и обрастает новыми смыслами. В сценарии презентации могут быть элементы литературного шоу, конкурсы. Презентация каждой выставки становится культурным событием населенного пункта или даже района.
Интересно!
«12 внутренних связок для усиления целостного воздействия ведущего на слушателей во время презентации»:
Отсылки к принципам развития презентации. Постоянно напоминайте слушателям на протяжении всей презентации о принципах ее развития.
Логический переход. Закройте рассмотренную тему, введите слушателей в новую.
Перекрестные ссылки. Делайте по ходу вашей презентации ссылки на то, о чем будет речь впереди, и на то, о чем уже говорилось.
Риторический вопрос. Сформулируйте важный вопрос и сами ответьте на него.
Повторяющийся пример. Приведите пример или данные в начале презентации, а потом несколько раз на протяжении презентации возвращайтесь к этому.
Симметрия. Приведите какой-нибудь пример или данные в начале презентации, но вернитесь к этому только в конце презентации.
Мантра. Постоянно повторяйте какую-нибудь удачную фразу или девиз.
Внутренние итоги. Останавливайтесь на важных переходах перед очередным разделом презентации и подводите итоги.
Перечисление. Представьте набор взаимосвязанных идей и начните их обратный отсчет.
Статистика. Приведите статистические данные и предоставьте какие-нибудь другие данные для сравнения.
Закрепление точки Б. Формулируйте призыв к действию несколько раз в течение всей презентации.
Имя вашей компании. Чаще упоминайте название вашей библиотеки, предоставляемых услуг.
«Семь внешних связок для активизации аудитории во время презентации»
Непосредственное обращение. Обратитесь по имени к одному или нескольким из ваших слушателей.
Обращение к общим знакомым. Сошлитесь на сотрудников библиотеки и организации, имеющих отношение, как к вам, так и к вашей аудитории.
Вопросы. Задавайте вопрос одному или нескольким вашим слушателям.
Актуальность. Сошлитесь на то, что происходит сегодня.
Локализация. Упомяните место проведения презентации.
Данные. Сделайте ссылку на текущую информацию, которая связана с вашим выступлением и поддерживает его идею.
Настройка первого слайда. Начинайте презентацию со слайда с информацией об аудитории, месте и времени проведения презентации.
(См.: Новейшие тенденции в выставочной деятельности библиотек. Сост. Ястребова Е.М. – М, 2006.–102 с. )
Есть ли специфика выставки для детей?
80% информации человек воспринимает с помощью зрения. Особенно полезно использование наглядности в библиотечной работе с детьми. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», – писал К.Д. Ушинский, призывая учитывать в общении с детьми особенности детского мышления и восприятия. Наглядность помогает наилучшим образом решать не только информационные задачи, но и обеспечивает в комплексе достижение цели деятельности библиотек для детей и юношества: развитие и воспитание ребенка-читателя в процессе опосредованного образного диалога. Замысел выставки, ее идея, оформление, общий образ, складывающийся из множества деталей – все имеет значение.
Существует множество видов классификации книжных выставок. А нужна она – классификация? Может ли четкое определение вида выставки помочь автору при оформлении идеи? Анализ публикаций в профессиональных изданиях и практический опыт библиотек подсказывают следующие виды выставок для детей и подростков:

Оцените статью
Добавить комментарий