Цели и задачи управления финансами в современной компании

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

  1. цели и задачи управления финансами в современной компании

Финансы организации представляют собой совокупность ден.отношений, опосредующих экон. отношения, связ. с орг. Производства и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием фин. Ресурсов, осуществлением инвест. Деятельности.Финансы предприятий являются самост. Звеном фин. Системы, обслуживающей материальное производство и услуги. Именнов этом звене финансовой системы формируется значительная часть нац. Дохода страны, осуществляется их распределение внутри организаций и частичное перераспределение через бюджетную систему и систему внебюджетных фондов. Цели финансового менеджмента вытекают из целей хозяйствующего субъекта и его экономической стратегии. Следовательно, цели финансового менеджмента и предприятия совпадают. Цели финансового менеджмента взаимосвязаны между собой, к ним относятся:

  • максимизация рентабельности;
  • достижение конкурентоспособного уровня прибыли, рост доходов собственника, менеджеров, персонала фирмы и усиление мотивации их труда;
  • оптимизация затрат;
  • повышение уровня управления капиталом, оптимизация потоков денежных средств;
  • упрочение завоеванных позиций в конкурентной борьбе;
  • финансовое обеспечение конкурентного преимущества на рынках, обеспечение "прорывов" в необходимых направлениях деятельности и др.

В свою очередь, цели подразделяются на задачи финансового менеджмента. К ним относятся:

  • нахождение оптимума в сочетании кратко- и долгосрочных задач развития предприятия;
  • ограниченное вхождение в экономическую стратегию фирмы;
  • маркетинговой, ценовой, инвестиционной, кадровой, технической, технологической и экологической стратегии фирмы;
  • нахождение форм и методов достижения максимальных финансовых результатов деятельности фирмы и др.

В настоящее время успешная деятельность, конкурентоспособность и платежеспособность предприятия определяются правильной организацией финансов.Финансы — это экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Финансы делятся на:

  • общегосударственные (федеральный, республиканский, краевой и местные бюджеты, государственная кредитная система, система государственного страхования, пенсионный фонд, внебюджетные фонды и т.д.);
  • хозяйствующих субъектов (финансы предприятий и организаций других форм предпринимательства, коммерческая банковская система, коммерческое кредитование и страхование, залоговая и биржевая системы и т.д.).

Финансы хозяйствующего субъекта выполняют три функции:

  1. формирование денежных фондов (доходы);
  2. использование денежных фондов (расходы);
  3. контроль над их формированием и использованием.

Основная цель финансового менеджмента — управление финансовыми ресурсами, которое в конечном итоге должно обеспечить прирост капитала. Деньги, вкладываемые в различные финансовые инструменты, должны приносить доход. Это требует от финансового менеджера выработки оптимальных финансовых решений, касающихся:

  • выбора финансовой стратегии и тактики;
  • определения политики цен организации;
  • разработки операционной финансовой политики;
  • финансового планирования и прогнозирования;
  • управления основным и оборотным капиталом, денежными потоками организации;
  • управления инвестициями;
  • проведения оценки бизнеса и др.

Без соответствующей подготовки решить подобные проблемы невозможно.Кроме того, финансовому менеджеру современного российского предприятия приходится решать ряд специфических проблем управления финансами, обусловленных:

  • избыточным налогообложением;
  • низким покупательским спросом в связи с отсутствием денег у потребителя;
  • недостатком или отсутствием оборотных средств;
  • изношенностью основных производственных фондов;
  • высокими темпами инфляции.

Все перечисленные проблемы могут быть решены (по крайней мере, частично) за счет грамотного управления финансами.

  1. Роль фин.менеджмента в капитализации компании

В теории управления, в том числе в теории фин.менеджмента, уже давно обсуждается вопрос о том, какой показатель может быть идентифицирован в качестве основного целевого ориентира и критерия успешности работы фирмы. В зависимости от конкретной ситуации, вида деятельности, назначения фирмы или проекта, в качестве целевого ориентира может выступать тот или иной критерий. В наиболее общем случае все же можно говорить о двух базовых, конкурирующих подходах, ориентирующихся соответственно на рост капитализации и устойчивое генерирование прибыли.В соответствии с первым подходом, содержание и основная целевая установка системы управления финансами фирмы заключаются в максимизации богатства ее владельцев с помощью рациональной финансовой политики. Количественное подтверждение следования данной целевой установке проявляется в росте рыночной цены акций компании. Иными словами – основной критерий – рост рыночной капитализации. Повышение рыночной стоимости компании достигается путем:

    • стабильного генерирования текущей прибыли в объеме, достаточном для выплаты дивидентов и реинвестирования с целью поддержания заданных объемов производства или их наращивания;
    • минимизации производственного и финансового рисков за счет выбора экономически обоснованного вида основной деятельности, диверсификации общей деятельности и оптимизации структуры источников средств.
    • Привлечения опытного управленческого персонала
  1. Теория агентских отношений

Концепция агентских отношений состоит в том, что по отношению к любой фирме всегда можно обособить группы лиц, заинтересованных в ее деятельности, но интересы которых, как правило, не совпадают, что приводит к конфликту интересов. Как любая соц-эк.система, фирма может рационально функционировать лишь в том случае, если это не противоречит интересам лица, имеющего право решать ее судьбу. Концепция агентских отношений говорит о том, что в условиях рыночной экономики определенные противоречия между различными группами лиц, заинтересованных в деятельности фирмы, неизбежны, причем наиболее значимы противоречия между собственниками фирмы и ее топ-менеджерами. Причина – в присущем рыночной экономике разрыве между принадлежащей собственникам и являющейся ключевым элементом права собственности функцией распоряжения в отношении судьбы фирмы и стратегии ее развития, с одной стороны, и функцией текущего управления и контроля за состоянием и изменением имущества фирмы, с другой. Суть указанных противоречий, их причины и способы их предотвращения объясняются в рамках агентской теории.В основе теории – модель взаимоотношений – принципал-агент. Принципал (собственник) поручает нанятому им за вознаграждение агенту (управленческий персонал) действовать от его имени в интересах максимизации благосостояния принципала. В рамках агентской теории определяется понятие групп с потенциально возможными конфликтами, систематизируются их интересы, определяются варианты и рекомендации по нивелированию возможных противоречий. Агентская теория объясняет, почему в этом случае возникает конфликт интересов между принципалами и агентами, состоящий в том, что последние отклоняются от сформулированной задачи и руководствуются в своей работе прежде всего принципом приоритета собственных целей, заключающихся в максимизации полезности для себя, а не для принципала. Среди основных причин – информационная асимметрия, принципиальная невозможность составления полного контракта и необходимость учета допустимых затрат на создание и поддержание системы контроля за действиями агентов. Если конфликт интересов не носит критического характера, говорят о конгруэнтности целевых установок всех заинтересованных лиц. В хорошо организованной и структурированной компании, как правило, нет серьезных противоречий между целями компании, ее владельцев и управленческим персоналом. Агентская теория объясняет не только суть противоречий и их причины, но и предлагает способы их решения. Один из способов контроля за конгруэнтностью – аудит. Аудиторской деятельностью занимаются независимые спец.фирмы, осуществляющие на возмездной основе проверку достоверности отчетных данных.. Собственники, наняв аудиторов и опираясь на их мнение, могут с достаточной уверенностью судить о том, работает ли управленческий персонал фирмы с устраивающей их эффективностью.Очевидно, что концепция агентских отношений имеет непосредственное касательство к финансовой стороне деятельности фирмы, поскольку система управления ею по определению не свободна от возможных противоречий, а для их преодоления собственники компании вынуждены нести так называемые агентские издержки. И их величина должна учитываться при принятии решений финансового характера.

  1. рынки капиталов и денежные рынки. Гипотеза случайного блуждания.

Финансовый рынок включает денежный рынок и рынок капиталов (рис. 24.1). Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок обычно подразделяется на учетный, межбанковский и валютный рынки, а также рынок деривативов. 

 

  К  у ч е т н о м  у    р ы н  к у   относят тот, на котором основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств (ценные бумаги). Таким образом, на учетном рынке обращается огромная масса краткосрочных ценных бумаг, главная характеристика которых — высокая ликвидность и мобильность.М е ж б а н  к о в ск и  й    р ы н  о к — часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов — один, три и шесть месяцев, предельные сроки — от одного до двух лет (иногда до пяти лет). Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов.В а л ю т н ы е   р ы  н к и   обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки — официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.Р ы н о к  д е р и в а т и в о в .  Деривативами (финансовыми деривативами) называются производные финансовые инструменты, в основе которых лежат другие, более простые финансовые инструменты — акции, облигации. Основными видами финансовых деривативов являются опционы (дающие их владельцу право продавать или покупать акции), свопы (соглашения об обмене денежными платежами в течение определенного периода времени), фьючерсы (контракты на будущую поставку, в том числе валюты, по зафиксированной в контракте иене).

^ охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков. Если денежный рынок предоставляет высоколиквидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах.

   На рынке средне- и долгосрочных банковских кредитов заемные средства выдаются компаниям для расширения основного капитала (обновление оборудования и увеличение производственных мощностей). Такие кредиты, как правило, предоставляются инвестиционными банками, реже — коммерческими.Фондовый рынок обеспечивает распределение денежных средств между участниками экономических отношений через выпуск ценных бумаг, которые имеют собственную стоимость и могут продаваться, покупаться и погашаться.

В первой половине 20 века, начиная с диссертации 1900 года Л.Башелье, появилось несколько работ, в которых проводился эмпирический анализ (эмпирические исследования) различных финансовых характеристик с целью получения ответа на вопрос о предсказуемости движения цен, спроса, предложения и т.п. Удивительно, но к этим работам экономисты того времени не проявляли должного внимания. В 1953 году была опубликована знаковая работа М.Кендалла (M.Kendall). Анализируя реальные статистические данные цены пшеницы на Чикагском рынке и хлопка на Нью-Йоркской товарной бирже, он обнаружил, что логарифмы цен ведут себя как случайное блуждание (их приращения — независимые случайные величины). Этот же подход был развит в работе, будущего лауреата Нобелевской премии, П.Самуэльсона (P.Samuelson), который в качестве модели цен предложил использовать геометрическое броуновское движение (т.е. логарифмы цен ведут себя как броуновское движение со "сдвигом"). Гипотеза случайного блуждания цен была не сразу принята экономистами, но в последствии именно она привела к концепции эффективного рынка.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …