«Чайка» — новый этап в творчества Чехова

Чайка был написана в Мелихове. В этой пьесе Чехов впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию, показав по людям искусства. Это пьеса о волнующих молодых художников и о самодовольно-сытом старшем поколении, охраняющем завоеванные позиции. Это пьеса о любви (Мало действия, пять пудов любви, — шутил Чехов), о неразделенной чувства, о взаимном непонимании людей, жестокой неустроенности личных судеб. Премьера Чайки состоялась 17 декабря 1896 в Александрийском театре. Уже с самого начала действия поняли, что пьеса воспринимается публикой совсем не так, как предполагали автор и постановщики.
В литературе о Чехове распространено утверждение, что причини провала Чайки прежде на заключались в неудачной постановке Александрийского театра: Провал был неизбежен, так как вся устойчивая система художественных средств цого театра, соответствующая устойчивым же, трафаретным формам драматургии, органически был чужой художественной тенденции и материала новой п еси.
Постановка Чайки Московским художественным театром (1898) открыла публике искусство Чехова-драматурга. Спектакль прошел с большим успехом. Летучая чайка стала эмблемой МХАТа.
Пьеса развивается как полифоническое, многоголосое произведение, в котором звучать разные мотивы, перекрещиваются разные теми, сюжеты, судьбы, характеры. Все герои сосуществуют равноправно: Нет судеб главных и побочных, то один, то другой герой выходит на первый план, чтобы затем уйти в тень. Очевидно, поэтому невозможно, и вряд ли и нужно выделять главного героя Чайки. Вопрос этот не бесспорный. Был час, когда героиней, несомненно, был Нина Заречная, позже героем стал Треплев.
Актриса Аркадина переживает роман с писателем Тригирьяним, холостяком в солидных годах. Они примерно одинаково понимают вещи и одинаково профессиональные каждый в своей сфере искусства. Другая пара влюбленных — син Арка-длиной Константин Треплев, который надеется стать писателем, и дочь богатого помещика Нина Заречная, которая мечтает о карьере актрисы. Затем идут как бы ложно построенные паре влюбленных, жена управляющего имением Шамраева, влюблена в доктора, старого холостяка, Дорна, дочь Шамраева Маша, которая безнадежно любит Треплева.
Внезапно возникла связь Тригорина и Заречной многое изменила в жизни героев пьесы. Измена любимого человека, верного друга, поразила Аркадиной и принесла невыносимую боль еще одному человеку — Треплеву, искренне любить Нину. Он продолжал ее любить и когда она ушла к Тригорина, и когда родила от него ребенка, и когда был брошенная им и бедствовала. Али Заречная сумела утвердить себя в жизни и после двухлетнего перерыва снова появилась в родных местах. Треп-лев радостно встретил ее, считая, что к нему возвращается счастье.
Любовь, которая охватила почти всех героев, составляет главное действие Чайки. Али сильнее любви оказывается преданность искусству. В Аркадиной оба этих качества — женственность и талант — сливаются воедино. Тригорин, интересен именно как писатель. Во всем остальном он безвольное существо и полная посредственность. По привычке он волочиться за Аркадиной, но и бросает ее, когда выпадает возможность сойтись с молоденькой Заречной.
Отчасти так оно и есть. Мы наблюдаем, как он заносить в записную книжку мелькнула у него мысль о сюжете для небольшого рассказа, повторяет в точности жизнь Нины Заречной: на берегу озера живет молодая девушка, она счастливое и свободная, но и случайно пришел человек, увидел и от нечего делать уничтожил его. Символическая сцена, в которой Тригорин показывал Заречной на чайку, убитую Треплевым. Треплев убив птицу — Тригорин убивает душу Нины.
Треплев значительно моложе Тригорина, он принадлежит к другому поколению и в своих взглядах на искусство выступает как антипод и Тригорина. и своей матери. Он сам считает, что проигрывает Тригорина во всем: как личность он не состоялся, любимая от него уходит, его поиски новых форм были высмеяны как декадентские. Не верю и не знаю, в чем мое призвание, — говорить Треплев Нине, которая, по его мнению, нашла свой путь. Эти слова непосредственно предшествуют его самоубийства. Таким образом, правда остается за средней актрисой Аркади-ной, живущей воспоминаниями о своих успехах. Неизменным успехом пользуется и ‘Григория. Он самодовольный и в последний свой приезд в имение Сорина даже принес журнал с рассказом Треплева. Али. как Треплев заметил, все у него показное Свою повесть прочитав, а моей даже не разрезал. Тригорин снисходительно оповещает Треплева при всех: Вам шлют поклон ваши поклонники … В Петербурге и в Москве вообще заинтересованы вами. И меня спрашивают все о вас. Думают все почему-то, что ви уже пожилые. Так и видятся здесь дамы из окружения Тригорина, это их расспросы он постарался еще более обесцветить. Тригорин буквально ставят надгробную плиту над человеком, которого до того же ограбил и в личной жизни.
Тригорин считает, что и неудачное Писательство Треплева — лишнее подтверждение того, что Треплев иной участи недостоин: И никто не знает вашей настоящей фамилии, потому что ви печатаете под псевдонимом. Ви таинственные, как Железный Маска. Другой таинственности он в Треплева и не предполагает. Если вслушаться внимательно в характеристики героев, в определения, которые вони дают друг другу, то можно понять, что Чехов отдает некоторое предпочтение жизненной позиции Треплева. Жизнь Треплева богаче и интереснее той вялой, рутинной жизни, которой ведут остальные герои, даже сам одуховлени — Аркадина и Тригорин.
Совершенно очевидно, что все симпатии Чехова на стороне молодого, ищущего поколения, тихий, кто только входить в жизнь. Хотя и здесь он видит разные, не сливаются пути. молодая девушка, которая выросла в старой дворянской усадьбе на берегу озера, Нина Заречная, и недоучившийся студент в потрепанном пиджаке Константин Треплев — оба стремятся попасть в волшебный свет искусства. Они начинают вместе: девушка играет в пьесе, которой написав влюблен в нее талантливый юноша. Пьеса замечательная, абстрактная, она говорит об извечном конфликте духа и материи.
В вечернем саду наспех сбитая сцена. Может быть, здесь рождается новое произведение искусства … Али пьеса остается недоигранной. Мате Треплева, знаменитая актриса Аркадина, демонстративно не желает слушать декадентский бред. Представление сорвано. Так обнажается несовместимость двух миров, двух взглядов на жизнь, и позиций в искусстве.
Ви, рутинеров, захватили первенство в искусстве и считаете законным и настоящим лишь те, что делаете е сам, а остальное е угнетает и душите! — Восстает Треплев против матери и преуспевающего писателя Тригорина.

Оцените статью
Добавить комментарий