«экологическое образование в фгос-2» — страница 2

^
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ:
АКТУАЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ФГОС-2
Корни многих проблем современного общества находятся в образовании. Наш мир уже давно стоит на пороге экологической катастрофы, а многие ученые считают, что мы уже перешли границы устойчивости биосферы, и одна из основных глобальных проблем современности – экологическая проблема – требует ее настоятельного решения.
Экологическое образование — интегративная междисциплинарная образовательная деятельность, направленная на осознание человеком связей в окружающем мире и своей роли в нем, усвоение способов оптимального поведения в природе и обществе.
Экологическое образование способствует — эколого-аксиологической ориентации личности (понимание многофункциональной ценности природы, стремление к активной природоохранительной деятельности, чувство ответственности за судьбу Планеты и др.)- формированию экоцентрического мировоззрения и экологической картины мира (осознание целостности мира, постижение законов мироздания, осознание себя частью природы, признание необходимости коэволюции (согласованной эволюции) природы и общества, необходимость взаимодействия между людьми и др.)- становлению экологического сознания (этапы становления экоцентрического сознания (сознания, основанного на осознании идей взаимосвязи человека с природой, признание ценности человека и всего живого, осознание постулатов универсальной этики и следование им и др.)- становлению экологического мышления (гибкого мышления, обеспечивающего установление причинно-следственных связей, развитие умений системного анализа, умений проектирования, прогнозирования, моделирования, усвоение методологии познания мира и др.)- развитию системы экологических знаний (факты, понятия, законы, теории, идеи и концепции экологии).
Глобальные проблемы современности — выражение системного кризиса, который обусловлен нарушением законов Природы вследствие недостаточно продуманной деятельности человечества.
В 1987г. Всемирная миссия ООН по Окружающей среде представила отчет «Наше общее будущее»; тогда впервые было введено понятие «устойчивое развитие». Устойчивое развитие (УР) – Sustainable development переводится как
устойчивое развитие;
сбалансированное, поддерживающее развитие;
развитие общества, допустимое или согласованное с состоянием природы и ее законами.
В 1992 году на конференции в Рио-де-Жанейро, созванной по инициативе ООН, была принята концепция устойчивого развития как стратегия, определяющая на много лет развитие стран мирового сообщества
В 2002г. в ЮАР (г. Йоханнесбург) прошел Международный саммит по проблемам окружающей среды и развитию, на котором констатировали, что идеи устойчивого развития не овладели массами, хотя в ряде стран были приняты даже соответствующие правительственные документы. Так, в Российской Федерации в 1996г. был подписан Указ Президента России «О переходе России на идеологию устойчивого развития». В рамках этого решения в 2002г. была разработана и утверждена Стратегия образования для устойчивого развития в Санкт-Петербурге, которая на протяжении трех лет была успешно реализована в 10 пилотных школах города.
Однако без действенного участия всей образовательной системы в реализации идей устойчивого развития, их продвижение «пробуксовывало». Поэтому в 2005г. Организация Объединенных Наций объявила начало Международного Десятилетия образования в интересах УР (2005 – 2014 г.г.), полагая, что чрезвычайно важно в системе непрерывного образования в течение всей жизни человека актуализировать идеи устойчивого развития.В России идеи устойчивого развития разрабатывают В.И. Данилов-Данильян, К.С.Лосев, Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул и др. Теория образования для устойчивого развития рассмотрена в работах С.В. Алексеева, С.Н. Глазачева, А.Н. Захлебного, Н.М. Мамедова и др. ученых.
Образование для устойчивого развития (далее – ОУР) рассматривается как опережающее образование, призванное изменить преобладающее сейчас потребительское отношение людей к природе и мотивировать их на новые ценности и инновационные пути решения глобальных, региональных и местных проблем современности.
Образование для устойчивого развития — это
социальный заказ человечества, осознавшего проблемы своего развития и необходимость коэволюции природы и общества;
образование, требующее перехода от общества потребления к обществу духовного совершенствования и новых технологических решений во всех отраслях своей деятельности;
образование, обеспечивающее становление нового ноосферного мировоззрения, гибкого и продуктивного мышления, воспитание думающего и деятельного гражданина, широко образованного человека — творца.
Основные пути реализации ОУР в современном образовании – это
изменение сознания граждан,
синтез наук и учебных предметов,
изучение новых научных и технологических решений,
применение в образовательном процессе прогрессивных образовательных технологий,
созидание нового типа отношений между людьми,
создание особой образовательной среды, отражающей необходимость оптимизации взаимоотношений между человеком и окружающим его миром в широком смысле слова (людьми, природными объектами, производственными процессами, формами постижения мира и т.п.).
Реализация ОУР – задача всей образовательной системы страны, которая должна решаться на государственном уровне.В рамках Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения внесены коррективы в содержание образования, введены новые образовательные доминанты, требующих осознания необходимости взаимодействия природы и общества на началах коэволюции, однако практическая значимость этих положений в силу определенной инерции мышления педагогов и руководителей образовательных систем еще недостаточно осознана.В нашем инновационном продукте мы представляем опыт педагогического и методического осмысления требований ФГОС-2 к образовательным результатам учащихся – выпускников начального общего образования в контексте экологического образования и образования для устойчивого развития. Эти компоненты общего образования благодаря их интегративной природе и личностной значимости оптимальным образом позволяют решать задачи личностного развития обучающихся, формирования и совершенствования их метапредметных умений, универсальных учебных действий, освоения предметных и межпредметных знаний, представленных в этих областях образования.Экологическое образование и образование для устойчивого развития усиливает следующие направления общего образования:
мотивация на сохранение и развитие планеты и жизни на ней; развития человека как саморазвивающейся творческой индивидуальности;
формирование нравственных ориентиров на созидание, сохранение и развитие природы как нашего непосредственного условия существования;
понимание на доступном учащимся уровне влияния хозяйственной и научной деятельности человека на природу и собственно человека; необходимость поиска современных наукоемких материалов и технологий;
умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, прогнозировать и моделировать развитие социоприродных систем;
развитие коммуникативной культуры, культуры взаимопонимания и взаимодействия между людьми;
и, как самый главный показатель, – поведение, направленное на оптимизацию взаимоотношений в системе «человек – природа».
В содержании предметных и интегрированных курсов данная доминанта должна быть реализована в соответствии со спецификой их содержания, воспитательной и развивающей направленности. Основная трудность состоит в грамотном отборе содержания и тех технологий, которые позволят их усвоить, то есть включить в жизненный опыт учащихся. Такими образовательными технологиями являются технологии исследовательской и проектной деятельности, информационно-коммуникативные технологии, педагогические мастерские, технология трансактного анализа, технология развития критического мышления и др. Мы представляем на данном этапе нашей опытно-экспериментальной работы тематическое планирование интегративного курса «Окружающий мир» для начальной школы в рамках образовательной программы «Школа России».
Цель нашей работы: повышение качества достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов учащихся 1-4-х классов в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения за счет
— усиления экологического компонента и включения основ образования для устойчивого развития в содержание начального общего образования;- применения современных образовательных технологий; — практической посильной экологосообразной деятельности учащихся начальной школы и выработки навыков повседневного поведения, соответствующего требованиям устойчивого развития природы и общества.Как практически полезный продукт мы предлагаем учебно-тематическое планирование уроков по курсу «Окружающий мир» (1 – 4 классы по программе А.А.Плешакова).В планировании на основе имеющихся рекомендаций автора курса мы предлагаем ориентиры учителю по выбору оптимальной для данного содержания образовательной технологии. Естественно, что эти технологии будут приняты или не приняты учителем в зависимости от состава учащихся класса, индивидуальной концепции педагога, направления методической работы школы и других факторов. Мы сочли нужным подчеркнуть экологическое содержание урока и включение основ образования для устойчивого развития путем фиксации основной линии раскрытия содержания: взаимосвязи
в системе «человек – природа» (влияние природного окружения на человека (что изучает экология человека) и влияние деятельности человека на состояние природы, что отражено в экологических курсах «Основы природопользования», «Глобальная экология»),
«человек – человек» (как один из аспектов социальной экологии),
«человек – техника» (эргономика, освоение природных ресурсов в ходе эволюции человека и в разных социальных эпохах; в том числе и возможности применения современных инновационных технологий),
«человек – мораль», что подразумевает раскрытие этических и правовых основ отношений в системе «человек – окружающая среда»;
«ресурсосбережение» (как аспект экономических отношений в системах «человек – природа», «природа и общество»);
«безопасность в окружающей среде» (как практическое воплощение идеи о ценности жизни и правильном поведении в окружающей среде).
Прогнозируемые образовательные результаты, взаимосвязанные с целью каждого урока, даны в соответствии с рекомендуемой образовательной технологией и позволяют акцентировать внимание учителей на новые требования ФГОС-2, представленные группами личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Такие универсальные учебные умения, как работа с информацией в учебнике или рефлексия по итогам урока повторяются практически на каждом занятии, и поэтому мы ввели титульную страницу к планированию по каждому классу, где представили основные группы метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями Федеральных образовательных стандартов второго поколения.

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:
1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном планеНа изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на­чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита­на на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас­сы — по 68ч (34 учебные недели).

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Тематическое планированиеОкружающий мир (66 ч), Программа «Школа России»(Учебники «Окружающий мир» в 2 частях, автор А.А. Плешаков)1 класс
планировании НЕ отмечены те метапредметные образовательные результаты, над которыми следует работать на каждом уроке:
регулятивные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Коммуникативные:
активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Умения познавательной деятельности:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;
использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Используемые сокращения:
ТРКМ – технология развития критического мышления
ИКТ – информационно-коммуникационная технология
ЭОР – электронные образовательные ресурсы
№ п/п

внеурочная работа
Рекомендуемые ведущая содержательная линия и образовательная технология
Планируемые образовательные результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
1
Введение. Задавайте вопросы!
Человек – ЧеловекУрок-диалог с применением ЭОР.
— принятие и освоение социальной роли обучающегося -развитие навыков сотрудничества- формирование уважительного отношения к предмету «Окружающий мир»
— ведение учебного диалога
Понятия: Знакомство с учебными пособиями и способами работы с ними
Раздел I . Что и Кто? (20 час.)
2 (1)
Что такое Родина?
Человек – Человек Человек – Природа Т Р К М с применением ЭОР.
— развитие мотивов учебной деятельности — формирование чувства любви к Родине, патриотизма, уважение к символам государства
— работа с картой — актуализация имеющихся знаний — сравнение, обобщение, установление аналогий
— Понятия: Природа и города России, ее герб и флаг, народы России, Москва – столица, наша малая родина
3 (2)
Что мы знаем о народах России?
Человек – Человек Человек – Природа Т Р К М с применением ЭОР.
— развитие мотивов учебной деят-сти — формирование уважительного отношения к другим народам — развитие навыков сотрудничества со взрослыми: находить информацию о народах своего края
— работа с картой — умение вести учебный диалог в паре — сравнение, обобщение
Понятия: народ, национальность, национальный костюм, религии Формирование представления об этническом типе лица, его зависимости от природных условий — выявление связи между национальными праздниками народов России и природными условиямиОсновные религии и единство народов России
4 (3)
Что мы знаем о Москве?
Человек – ЧеловекКомбинированный урок с применением ИКТ
-развитие чувства патриотизма, гордости, за красивую столицу Родины, её жителей
— развитие навыков учебной деятельности -развитие навыков сотрудничества со взрослыми: находить информацию о достопримечательностях Москвы — работа с картой — работа в паре: составление рассказа по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников — сравнение и обобщение жизни детей нашего города и сверстников в Москве
Понятия: , Кремль, Красная площадь
— узнавание и соотнесение достопримечатель-ностей Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного и т. д.
5 (4)
Проект «Моя малая Родина»
Человек – ЧеловекЧеловек – ПриродаТехнологияпроектной деятельности с применением ЭОР.
— развитие мотивов учебной деятельности- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир и себя в этом мире- формирование уважительного и экологически- нравственного поведения в природе
— развитие навыков сотрудничества с взрослыми- оценивание своей деятельности и деятельности своих товарищей-использование различных способов поиска, сбора, обработки и передачи информации- умение интервьюировать членов семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины- составление устного рассказа- выступление с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии.
Понятия: малая Родина, земляки- формирование правил уважительного и экологически- нравственного поведения в природе.
6 (5)
Что у нас над головой?Внеурочная работа:3 мая –День Солнца
Человек – ПриродаЧеловек – Экономика (ресурсы)Комбинированный урок с применением ЭОР.
— развитие мотивов учебной деятельности — развитие навыков сотрудничества с взрослыми- формирование уважительного отношения к иному мнению.
— использование различных способов поиска, обработки, передачи информации о различных Созвездиях- сравнивание
— введение понятий: .Дневное и ночное небо. Солнце, его форма,Созвездия, Большая Медведица
7 (6)
Что у нас под ногами?
Человек — ПриродаТехнология исследовательской деятельности.
— бережное отношение людей к природным богатствам- развитие мотивов учебной деятельности
— использование различных способов поиска, обработки и передачи информации о камнях- сравнивание
Понятие: каменьраспознавание камней- значение камней в жизни людей
— освоение доступных способов изучения камней: рассматривание.
8 (7)
Что общего у разных растений?
Человек – ПриродаТехнология исследовательской деятельности с применением ЭОР.
— развитие мотивов учебной деятельности- формирование эстетических потребностей, чувств.- бережное отношение к растениям
— развитие навыка работы в группе- работа в группе: находить у растений их части, показывать и сравнивать.
Понятия: части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя), соцветия- значение растений в жизни людей.-называть, различать цветки и соцветия.
9 (8)
Что растётна подоконнике?
Человек – ПриродаТехнология исследовательской деятельности.ТРКМ с применением ЭОР.
— развитие мотивов учебной деятельности- развитие навыка работы в паре: формирование уважительного отношения к иному мнению- формирование эстетических потребностей, чувств- формирование бережного отношения к комнатным растениям
— работа с атласом- определителем- овладение логическими действиями сравнения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей
Понятие: распространённые комнатные растения- выявление зависимости внешнего вида растений от природных условий их родины- определение комнатных растений с помощью атласа- определителя- распознавание комнатных растений- определение значения комнатных растений в жизни людей
10 (9)
Что растёт на клумбе?
Человек — ПриродаИКТ ТРКМс применением ЭОР.
— развитие мотивов учебной деятельности- бережное отношение к растениям- формирование эстетических потребностей, чувств.
— развитие навыка работы в паре- определять растения с помощью атласа- определителя- составление рассказа о любимом цветке
— Введение и освоение понятий: наиболее распространенные растения цветника (космея, гладиолус и т.д.), цветущие осенью- распознавание растений цветника- значение растений цветника в жизни людей
11 (10)
Что это за листья?
Человек – Природа Интегрированный урок творчества.
— развитие мотивов учебной деятельности- развитие навыков сотрудничества в группе- формирование эстетических ценностей, осознание красоты листьев, их разнообразия как результата долгого исторического развития
— формировать умение сравнивать и группировать листья по различным признакам- составление описания внешнего вида листьев какого- либо дерева
Понятие: листузнавание листьев в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях- наблюдение осенних изменений окраски листьев на деревьях- значение осенних изменений окраски листьев для жизнедеятельности деревьев
12 (11)
Что такое хвоинки?
Человек – Природа Технология исследовательской деятельностис применением ЭОР.
-развитие мотивов учебной деятельности — формирование эстетических ценностей, чувств и бережного отношения к природе- уважение к мнению иного человека
— развитие навыков сотрудничества в группе — определение деревьев с помощью атласа-определителя — сравнивание деревьев- составление рассказа-описания дерева по плану
Понятия: лиственные и хвойные деревья, хвоинки-видоизменённые листья- распознавание хвойных деревьев- установление значения деревьев для человека
13 (12)
Кто такие насекомые?
Человек — ПриродаТехнология работы с опорными схемами, знаково- символическое моделирование.ИКТ с применением ЭОР.
— развитие мотивов учебной деятельности- развитие навыка работы в паре- формирование эстетических потребностей, ценностей, понимания хрупкости мира- необходимости сохранения биоразнообразия
— формирование умения сравнивать (части тела различных насекомых)- сочинение и рассказывание историй по рисункам- овладение начальными навыками прогнозирования: что произойдет, если насекомых не будет
— Понятия: насекомые как группа животных, главный признак насекомых- освоение разнообразия насекомых- установление значения насекомых в природе и для человека- определение насекомых с помощью атласа-определителя
14 (13)
Кто такие рыбы?
Человек – ПриродаКомбинированный урок с применением ЭОР.
— развитие мотивов учебной деятельности- формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, ответственности человека за сохранение биоразнообразия
— развитие умения работы в паре- моделирование строения чешуи рыбы с помощью монет и т.д.- определение речных и морских рыб с помощью атласа- определителя- овладение начальными навыками прогнозирования: что произойдет, если…
— освоение понятий: рыбы – водные животные, тело которых покрыто чешуёй, морские и речные животные- установление значения рыб в природе и для человека
15 (14)
Кто такие птицы?1 апреля – Международ-ный День птицНачалооктября – Международ-ные дни наблюдения птиц
Человек — природа Технология исследовательской деятельности.с применением ЭОР.
— развитие умения работы в паре- формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, ответственности за сохранение его биологического разнообразия
— развитие умения работы в паре- освоение навыков практической работы: исследование строения пера птицы- составление рассказа — описания птицы по плану- сочинение и рассказывание сказочных историй по рисунку.
-Понятия: птицы, как одна из групп животных, перья – главный признак птиц- первоначальное знакомство со строением пера птицы- установление значения птиц в природе и для человека
16 (15)
Кто такие звери?4 октября-Всемирный день защиты животных
Человек – природаТехнология исследовательской деятельностис применением ЭОР.
— развитие мотивов учебной деятельности- формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
— развитие умения работы в паре- освоение навыков практической работы при исследовании строения шерсти зверей- составление рассказа- описания зверя по плану
Понятие звери- освоение основных признаков зверей: шерсть, выкармливание детенышей молоком- установление связи между строением тела зверя и его образом жизни- установление значения зверей в природе и для человека
17 (16)
Что окружает нас дома?
Человек — ЧеловекЧеловек — ТехникаТРКМ с применением ЭОР.
— формирование эстетических потребностей, ценностей, бережного обращения с предметами быта
-формирование понятий, классификация предметов быта- развитие умения работать в паре
Понятие: бытовые приборы- освоение навыка характеризовать назначение бытовых предметов- установление значения предметов быта для человека
18 (17)
Что умеет компьютер?
Человек — ЧеловекЧеловек – ТехникаКомбинированный урок с применением ЭОР.или урок — мастерская.
— развитие мотивов учебной деятельности- формирование бережного отношения к материальным ценностям
— сравнивание стационарного компьютера и ноутбука- рассказывание и обсуждение — развитие умения работы в паре- моделирование устройства компьютера
Понятие: компьютер- определение составных частей компьютера- соблюдение правил безопасного обращения с компьютером- освоение роли компьютера в современной жизни

Оцените статью
Добавить комментарий