«Экология здоровья»

  • От :
  • Категории : Без рубрики
Программа элективного курса по биологии

«Экология здоровья»

9 класс.

Пояснительная записка.

Учащиеся 9 класса находятся на пороге сложных и важных решений: выбор дальнейшего жизненного пути, места дальнейшего обучения, выбор будущей профессии, а в связи с этим и выбор круга интересующих предметов, областей деятельности. Это создаёт психологическую нагрузку на организм, который претерпевает сложные физиологические изменения, связанные с усиленным ростом, развитием и половым созреванием. Поэтому для учащихся этого возраста необходим элективный курс, направленный на изучение механизмов физиологической и психологической адаптации развивающегося организма в меняющихся условиях биологической и социальной среды. Этот курс соединяет в себе элементы знаний по биологии, психологии, экологии, потому что изучение основ физиологии, основ и правил коммуникативного общения, путей сохранения здоровья, экологической грамотности особенно необходимы молодым людям на современном этапе.

Задачи курса:

1. Развивать познавательные интересы учащихся. 2. Оказать помощь в определении интересующих его проблем. 3. Научить сочетать научные знания с жизненным опытом и применять его в повседневной жизни. 4. Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков при сборе информации для проекта, ведения дискуссии, а также презентации достигнутых результатов.

^

17 учебных занятий: 13 – теоретических, 4 – практических.

Результаты изучения элективного курса:

Учащиеся должны знать:

1.Особенности физиологических и психологических изменений в период созревания организма человека. 2.Особенности гормонального влияния на поведение человека. 3.Признаки стрессового состояния организма меры по его преодолению. 4.Психологические основы общения со сверстниками, родителями, сверстниками.

Учащиеся должны приобрести умения:

1.Делать самооценку текущего состояния здоровья по результатам наблюдений. 2.Применять знания по психологии при самооценке и анализе отношений с окружающими. 3.Оценивать экологическое состояние окружающей среды.

Учащиеся должны приобрести навыки:

1.Соблюдать правила гигиены. 2.Составлять карты здоровья. 3.Составления плана, сбора материалов, их анализа и презентации проекта.

Темы занятий элективного курса:

1.Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира, его уникальность как биосоциального существа. 2.Физиологические изменения в организме и их причины; ступени полового созревания; становление личности. 3.Основа моей жизни – моё здоровье.

Практическая работа: «Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных результатов».

^ «Составление карты здоровья».

4. «Зависит ли моё здоровье от меня». Дискуссия – влияние алкоголя и курения на внешний вид, сердечно – сосудистую систему и деятельность мозга. Быть здоровым – престижно. Наркотики удел неудачников. 5.Поведение и гормоны. Действие гормонов, их функции, регуляция действия гормонов. 6.Правила общения. Как избегать конфликтов с окружающими и самим собой. 7.Стратегия твоей жизни. Учусь управлять собой. 8.Стресс, его воздействие на организм. Как контролировать себя при стрессе. Типы нервной системы. 9.Гигиена умственного труда. Что такое утомление и как его предупредить. Организация отдыха. Релаксация.

10.Работа над проектом: «Здоровый образ жизни – основа долголетия». Сбор материалов, обсуждение их, классификация, обработка.

11.Работа над проектом: «Здоровый образ жизни – основа долголетия». Создание рекламного ролика, афиширование, компьютерная презентация.

12.Медицинские, социальные, психологические аспекты полового воспитания. 13.Психология интимных отношений. 14.Алкоголизм и алкоголизация.

Практическая работа: «Воздействие спирта на белок куриного эмбриона».

15.Пагубность вредных привычек. Наркомания, токсикомания и курение.

Практическая работа: «Изучение веществ, входящих в состав сигареты и сигаретного дыма».

16.Квартира как экосистема.

Работа над проектом: «Анализ экологического состояния классной комнаты или своей квартиры». (сбор и обработка материалов).

17.Природа Земли и будущее. Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра? Стремитесь к гармонии во всём

Примерные темы рефератов.

1.Биоритмы и их значение для школьника. 2.Воздух, вода, Движение – универсальные средства закаливания организма, как основа здорового образа жизни. 3.СПИД – социальная болезнь 20 века. 4.Стиль жизни. Курить ли? 5.Рациогальное питание – как способ сохранения здоровья. 6.Социально – экологическая категория образа жизни. Рациональное питание взрослых и детей. 7.Концепция здорового образа жизни. Факторы риска. 8.Виды активной двигательной активности в различные периоды жизни. 9.Факторы развития болезней сердечно – сосудистой системы как образ жизни.

Литература.

1. Щвец И.М. «Экология, биосфера и человечество». 2. Зверев А.М. «Человек, организм и здоровье». 4. Зарубин Г.П. «Окружающая среда и здоровье». 5. Брехман П.К. « Валеология – наука о здоровье». 6. Чумакоа Б.Н. « Валеология».
Толмачевская основная общеобразовательная школа Программа элективного курса по биологии

«Экология здоровья»

в 9 классе. Руководитель: Филонова Л.М. Учитель биологии и химии

Брянск 2005

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …