Эластичность спроса и предложения: содержание, виды, практическое применение

Название
Экономические системы: способы и критерии типологизации. Формационные и цивилизационные подходы к исследованию экономических систем
страница
3/27
Дата публикации
05.06.2015
Размер
1.8 Mb.
Тип
Документы
edushk.ru > Экономика > Документы
Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.Спрос и предложение разных товаров по-разному чувствительны к изменению факторов, их определяющих. Эластичность — это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.Рассмотрим сначала эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса) — это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.ПРАВИЛО 1. Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.ПРАВИЛО 2. (следствие первого). Спрос на товар тем более эластичен, чем уже и конкретнее этот товар определен. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса.Агрегирование—это объединение товара с другими товарами во все более и более расширяющиеся группы. ПРАВИЛО 3. (следствие первого). Спрос на товар одной фирмы обычно более эластичен, чем рыночный спрос на тот же самый товар, производимый во всей совокупности.ПРАВИЛО 4. (следствие первого). Товары, расходы на которые имеют значительный удельный вес в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов. С этой точки зрения, 20% снижение цен на автомобили окажет большее влияние на бюджет потребителя, чем такое же процентное понижение цены на зубные щетки. Спрос на автомобили ощутимо возрастет, на зубные щетки—слабо.ПРАВИЛО 5. (следствие первого). Невысокую эластичность имеет обычно спрос на предметы первой необходимости, т. к. не располагают близкими знаменателями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.ПРАВИЛО 6. (следствие первого). Для большинства товаров с ростом их цен эластичность спроса повышается, а с уменьшением цен—падает. Это происходит потому, что снижение цены какого-либо товара при неизменном спросе означает расширение его предложения. Появление на рынке дополнительных более дешевых единиц этого товара вытеснит товары—заменители, и эластичность спроса на него понизится.ПРАВИЛО 7. (следствие первого). Повышение спроса при неизменном предложении также в большинстве случаев приводит к снижению эластичности спроса, т. к. в этом случае данный товар начинает вытеснять с рынка конкурирующие товары-заменители.ПРАВИЛО 8. (следствие первого). Эластичность спроса по цене в значительной степени определяется временными рамками, в пределах которых принимается решение о покупке.Существует ряд причин, по которым на коротких временных интервалах спрос менее эластичен, чем на длинных.Причина первая. Полное приспособление к изменению цены какого-либо товара может потребовать изменений в структуре потребления покупателя. Причина вторая. Увеличение цены одного товара стимулирует предпринимателей наладить в ходе долгосрочного периода выпуск более широкого ассортимента товаров-заменителей, влияние которых на эластичность нам уже известно.Причина третья. Медленная, постепенная адаптация вкусов потребителей.Эластичность предложения показывает степень реакции производителя на изменение величины какого либо фактора. Ценовая эластичность предложения характеризует чувствительность изменения объема производства (продаж) к изменению цены товара. Эластичность предложения рассчитывается как отношение процентного изменения количества производимой (продаваемой) продукции к процентному изменению цены:ES = ((Q2-Q1)/Q1): ((P2-P1)/P1)Если интенсивность реакции производителя на изменение цен велика, то предложение эластично, и наоборот.Факторы, влияющие на эластичность предложения:1. Фактор времени 2. Степень сохранности товара, стоимость его хранения 3. Возможности (гибкость) технологического процесса. Важнейший фактор, влияющий на эластичность предложения, имеющегося в распоряжении производителя (продавца) для того, чтобы отреагировать (принять меры) на данное изменение цены продукта — время. Чем больше времени, тем легче изменить объем производства, т.е. тем больше эластичность.Кроме фактора времени на предложение влияет также степень сохранности товара (например, помидоры не могут долго храниться, а грецкие орехи — могут, поэтому цены на помидоры снижаются достаточно быстро, а на грецкие орехи держатся в течение длительного времени), а также стоимость и условия его хранения Возможности технологического процесса также влияют на эластичность предложения. Например, если легко и быстро можно перепрофилировать или приспособить оборудование для производства пользующейся спросом продукции и т.д.
Координация перехода: от чего к чему?
Формационный и цивилизационный подходы к типологизации общественных систем. Критерии
Егоров Дмитрий Геннадьевич Возможности приложения синергетики и теории…
Возможности приложения синергетики и теории информации к исследованию экономических систем
Программаное обеспечение вычислительных систем Классификация, назначение,…
В данной лекции вводится понятие операционной системы; рассматривается эволюция операционных систем; описываются функции и подходы…
Программа деятельности по реализации концепции воспитательной системы «Школа Содружества»
Критерии, показатели, способы изучения эффективности и функционирования воспитательной системы
Проектирование систем управления заключительный этап и системном…

Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного…
Экономическая наука, её функции. Предмет экономической науки. Методология и методы экономических исследований. Экономические системы….
34. Номотетический и идеографический подходы к исследованию индивидуальности
Так, можно вообразить номотетическую историю или идиографическое почвоведение. В психологии достаточно четко прослеживаются подходы,…
Правления и политических систем предприняли известные древнегреческие…
В зависимости от этого он различал правильные и неправильные формы государственного устроения, или типы политических систем. Платоновско-аристотелевская…
Информационный бюллетень 05 июня 2003 г
I. теоретико-методологические подходы к исследованию социально-экологического управления
Диспозициональное направление в теории личности
Основные подходы к исследованию личности: диспозициональный, психодинамический, когнитивно-бихевиоральный
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы
Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru

Оцените статью
Добавить комментарий