Эсхатологические мотивы в творчестве М. А. Булгакова (на материале романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита») — страница 2

  • От :
  • Категории : Без рубрики

^ усматривается в том, что впервые предпринята попытка изучения эсхатологического аспекта творчества писателя, не получившего до настоящего времени комплексного описания в науке. В работе также впервые предпринята попытка системного описания эсхатологических мотивов, образов и символов в поэтике булгаковского художественного текста. На основе комплексного изучения структуры и составляющих элементов эсхатологического мифа установлены и описаны типологически сходные элементы эсхатологической модели (в эсхатологических мифах разных народов и культур и в творчестве М.А.Булгакова). Впервые установлена специфика мифологизма и эсхатологизма М.Булгакова, определено своеобразие его эсхатологического мифа (например, оптимизм как одна из важнейших характеристик булгаковского творчества и мировоззрения. Писатель считал, что человек в любой момент жизни способен начать свой путь к совершенству, увидеть зло в себе самом – не вселенское, абстрактное, а человеческое, конкретное; не увлекаться быстротекущими событиями и ближайшими прогнозами, руководствуясь принципом «после меня хоть потоп», но и не «растворяться» в планах на далекое будущее, а жить во всех временах сразу. Тогда человек сможет создать новую гармоничную картину мироздания, ощутив вечный мир в себе, а себя в мире. Человек есть связующая нить между прошлым и будущим, он хранитель своего же наследия, он ответственен за сохранение культуры и жизни на Земле).
^ заключается в развитии теории мифа (прежде всего – эсхатологического) в его индивидуально-авторской разновидности, представляющей собой определенный этап в изучении творчества писателя, с одной стороны, и анализа языка художественного произведения, с другой. Исследование эсхатологических мотивов, образов и символов в творчестве М.А. Булгакова позволяет сделать теоретические обобщения о типологическом единстве всего творчества писателя, у которого апокалиптические мотивы переводятся в разряд объективных признаков эпохи. Результаты диссертационного исследования позволяют утверждать, что ситуация конца света, Апокалипсиса, мировой катастрофы, кризиса и даже гибели «вечных» культурных ценностей является не столько космогоническим, сколько духовно-психологическим событием, то есть всеобщий апокалипсис начинается с того, который проживает каждый человек внутри себя на уровне индивидуального самоощущения и мирочувствования и который, так или иначе, является отражением эсхатологических ожиданий того или иного народа, этноса, страны, общества. Это и становится главной темой творчества М.А.Булгакова, который показывает, что экологические разрушения или вымирание человечества происходят преимущественно из-за отсутствия гармонизации двух уровней духовного бытия отдельных индивидов и обществ: мировоззренческого и социального (ко второму уровню мы относим и противопоставление религии и атеизма как духовных норм). Анализ творчества М.Булгакова показывает, что писатель видит причину мировой катастрофы в духовной болезни общества и человека, в пренебрежении самоценностью любой жизни безотносительно к тому или иному социальному стандарту и идеологической доктрине.
^ работы состоит в том, что результаты исследования могут способствовать более глубокому изучению творчества М.А. Булгакова, также могут быть использованы при обучении филологическому анализу текста как студентов-филологов, так и учащихся старших классов школы; для научного сопоставления русской литературы XX века с зарубежной; для создания спецкурсов по проблемам творчества М.А.Булгакова. Апробация диссертации явилась результатом не только научной, но и педагогической работы: идеи исследования апробировались на уроках литературы и на факультативах по изучению русской литературы в 11 классе средней общеобразовательной школы, а также в лицейских гуманитарных классах при чтении спецкурсов.
Источники. В качестве материала исследования мы используем первый и последний романы М.А.Булгакова – роман «Белая гвардия» (как и сюжетно сходную пьесу «Дни Турбиных») и роман «Мастер и Маргарита». Как ни велико расстояние в шестнадцать лет, отделяющих друг от друга эти два романа, между ними легко перебрасывается связующий мост. Роман о Мастере и Маргарите наследует многие темы и проблемы, поднятые в романе «Белая гвардия»: тему дома и антидома, гибели города и мира, тему жизни и смерти; связи неба и земли, света и тьмы, тему греха и возмездия, покоя и тоски, тему отношения человека с человеком. И в том, и в другом романе действуют Бог и сатана, в качестве места событий писателем выбирается Город: в первом романе – Киев, в последнем – Москва. Ряд сравнений можно легко продолжить, но стоит назвать, быть может, главное или, точнее, определяющее цель настоящего исследования сходство — тему Апокалипсиса.
Это, безусловно, тема обоих романов: эпиграфом к «Белой гвардии» взяты строки из Апокалипсиса; те же строки — «и судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими»13 — неоднократно иллюстрируются в «Мастере и Маргарите». Вся символика «Белой гвардии» связана с концом света: слепцы-лирики, поющие песню о Страшном Суде, крест в руках Святого Владимира, превращающийся в сияющий меч; рассказ Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско», который читает Елена Турбина и который предваряется цитатой из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» и многое другое.
Исследование эсхатологических мотивов в творчестве М.А. Булгакова, проводилось в контексте личности самого писателя, в связи с чем при написании работы использовались воспоминания современников, дневники самого Булгакова, его друзей и родных, черновики романов. Обычно черновики, наброски, разные редакции произведения остаются «за бортом» читательского внимания. Но, как известно, выводы, добытые текстологическим исследованием, порой опровергают устоявшиеся версии литературоведов и приводят к новым интересным умозаключениям. История текста моделирует творческий писательский процесс. Как писал Д.С.Лихачев, «без первого, т.е. без изучения намерений автора (пусть меняющихся) нельзя понять второе, т.е. творческий результат14».
^
Миф в художественном мире М.А. Булгакова:
— творчество М.А.Булгакова есть переплетение литературных традиций, лично пережитого и элементов разных культур, рождающих новую оригинальную данность – особый авторский миф, который становится и поэтическим языком, и способом мироощущения, и вариантом мифолого-эсхатологического типа сознания;
— эсхатологические представления Михаила Булгакова стали точкой пересечения многих традиций. Сочетание эсхатологических традиций разных народов, этносов, стран в романах М. А. Булгакова имеет временную и пространственную связь, где русская и мировая история соединяются с вечностью и космосом. Писатель использует мифологические параллели, чтобы подчеркнуть повторяемость и неразрешимость вечных проблем — как социальных, так и личных.
— лейтмотивом двух романов писателя стала, по нашему мнению, «мысль эсхатологическая» или апокалиптическая, объясняющая религиозно-философский смысл всего творчества М.А.Булгакова.
— специфика мифологического мышления М. Булгакова заключается в особом понимании времени и пространства: не различение времен конкретных исторических эпох, а указание на единое время всей человеческой культуры и предопределенность цикличности событий; пространство является проявлением универсальной сущности мира, одинаково способной и к предельному расширению, и к предельной локализации, что позволяет сделать проницаемой границу между реальным и ирреальным, прошлым, настоящим и будущем.
2. Эсхатологические мотивы, а также использование апокалиптической символики («приметы» последних времен: ощущение тоски, потеря истинного Дома, замена подлинного на ложное и т. д.; постоянное обращение к эсхатологическим символам и образам: антихрист, туман и дым, свет – тьма, радуга, лестница, символы природных стихий – вода и огонь, война, астральная символика и т.д., а также описание хода Страшного Суда) демонстрируют типологическую выдержанность всего творчества Михаила Булгакова.
3. ^ . Мир произведений М.Булгакова во многом ориентирован на символ. Использование первобытных, античных, библейских символов демонстрирует сближение различных мифологических эсхатологических традиций и образов. Символический текст организует новую реальность, новое мифологическое пространство.
4. Особенность всего булгаковского творчества в том, что он предвосхищает кризис человека ХХ века, видя истоки этого кризиса в наступлении эсхатологического конца. Булгаков не только признает, что люди утратили связь времен, традиции и таким образом уже переживают своего рода Апокалипсис, но и признает реальность Страшного Суда, объявляя во всеуслышание, что человек, быть может, завершает свой многовековой путь от Начала к Концу. Писатель заставляет поверить в возможность конца света, преодоления истории или перехода на новый этап истории. Гибель мира не относится к далекому прошлому и не прогнозируется на неопределенное будущее; скорее, это событие соотносится с настоящим.
Проблематика работы определяет ее структурные особенности. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
^ обосновывается актуальность исследования, рассматриваются объекты и методы работы, формулируются предмет и цель исследования, определяются его задачи. Представлен аналитический обзор литературы, посвященной изучаемой проблеме.
^ состоит из трех параграфов. Первый параграф — «Роль и значение мифотворческих мотивов в творчестве М.А.Булгакова» — посвящен изучению специфики мифологического мышления писателя и рассмотрению вопроса о связи булгаковского творчества с мифологическими сюжетами разных религий и культур народов мира. М.М. Бахтин говорил, что нельзя изучать литературу в отрыве от всей культуры эпохи, но еще хуже замыкать литературное произведение только лишь в эпохе его создания, боясь отойти во времени далеко от изучаемого явления, так как это приведет к невозможности проникновения в «смысловые глубины» текста и невозможности прогнозирования его будущего15. Литература XX века отличается специфическим отношением к литературной традиции: она взрывает традиции и апеллирует к истокам всех традиций, используя их элементы в качестве «материала», из которого возводится новый художественный мир. Так рождается «в словах данная чудесная личностная история»16 — то есть, художественный миф. Особое отношение к литературной традиции, ориентация на знание древнего мифа позволило говорить о мифологизме в мифотворчестве Михаила Булгакова.
Начало XX века во всем мире было временем наступления кризиса и ожидания Апокалипсиса. «Наш век начался под знаком апокалипсиса», — заметил один из современных футурологов17, имея в виду появившуюся сразу после первой мировой войны работу О.Шпенглера «Закат Европы». «Закат» был уже совершившимся фактом, который, предвосхищая крах всех надежд человечества на будущее, нуждался лишь в объяснении. Наступление современной Булгакову эпохи начинается с осознания и осуществления в действительности «смерти Бога» и рождения общества равенства, а также с постижения мысли о том, что сам человек и является источником всех своих бед и что никакие высшие силы не могут вмешиваться в ход человеческой истории и ограничивать человеческую свободу.
М. Булгаков интерпретирует литературные, культурные, исторические или легендарно-мифологические факты, творчески переосмысливая культурное наследие прошлого, и тем самым начинает диалог между эсхатологическими представлениями всех эпох и народов. Булгаков рассматривает миф так, как понимали миф в первобытных обществах, где он обозначал подлинное, значительное, и сакральное событие.
Особенность мифологического мышления М.А.Булгакова предполагает особое понимание художественного времени и пространства, неразличение времен конкретных исторических эпох, а указание на единое время всей человеческой культуры и предопределенность цикличности событий; когда реальное и воображаемое, прошлое и настоящее оказывается взаимопроникаемым, возникает ощущение вневременности, когда не человек находится во времени, а время сосредотачивается в человеке; когда время становится всечеловеческим, а пространство универсальным, то есть обладает способностью и к безграничному расширению, и к предельной локализации. Наряду с физическим пространством существует пространство, моделирующее мыслимую действительность, проецирующее или даже предуготовляющее вероятный ход событий. Таким образом, мир, созданный М. Булгаковым, вполне можно назвать многомерным, что предполагает сферическое повторение пространств, смешение и остановку времен. Булгаковская мифологическая модель времени обладает циклическим характером. Это подтверждается указанием начала во времени, некоей точки отсчета, с которой начинаются все события. Традиционно это праздники, священные дни, связанные с выполнением особых ритуалов: Страстная неделя, Великая Суббота, то есть канун Светлого Воскресения — Пасхи, в «Мастере и Маргарите» и Канун Рождества и Рождество в «Белой гвардии».
Писатель использует мифологические параллели, чтобы подчеркнуть повторяемость и неразрешимость непреходящих социальных и личных проблем. Время становится героем произведений. Герой осознается как единственный представитель человечества, субъект истории, что позволяет поставить и попытаться решить важнейшие философские, так называемые «вечные» вопросы. То есть, чтобы понять мир, надо сопоставить все в одном времени или надо было увидеть весь мир как вневременной. Древние, современные, а также мнимые события теперь не разделимы в сознании читателя, не удалены друг от друга во времени. Герои романов становятся участниками всемирной истории.
Мир Булгакова един в борьбе противоположностей: добра и зла, неба и земли, истины и лжи, христианства и язычества, веры и атеизма… Эти бинарные оппозиции, которыми вообще широко оперирует мифологическое мышление, находятся между собой в тесной связи. Они идеологизируются Булгаковым и становятся, как и в мифе, способом выражения фундаментальных антиномий: «жизнь – смерть», «свет – тьма», «вечное – временное», «бесконечное – конечное» и т. д. При этом обнаруживается влияние славянской мифологии и, конечно, христианства как основы эсхатологического сознания и мифотворчества писателя.
Второй параграф — «Своеобразие эсхатологического мифа в творчестве М. Булгакова» — посвящен рассмотрению своеобразия понимания Булгаковым эсхатологической ситуации. Отмечено, что всеобщий апокалипсис начинается с апокалипсиса, который проживает каждый человек внутри себя на уровне индивидуального ощущения и мирочувствования и который, так или иначе, является отражением эсхатологических ожиданий того или иного народа, этноса, страны, общества и т. д. Личный эсхатологизм, личный апокалипсис, становится не столько космогоническим, сколько духовно-психологическим событием. Здесь художественная литература обладает огромным преимуществом в сравнении со многими научными исследованиями, чутко улавливая зарождение разрушительных процессов во внутреннем мире людей и прогнозируя катастрофические последствия нарушения человеком нравственно-экологических норм. Особенность булгаковского эсхатологизма определена нами как жизнеутверждающая, то есть мировая катастрофа свершается, но мир не перестает существовать, он продолжает свой путь к новой катастрофе.
Третий параграф — «Особенности христианской этики М.А.Булгакова» — посвящен специфике булгаковского христианства и христианской эсхатологии. Нами было замечено, что писатель оперирует в основном христианскими категориями, а также, что позиция М. Булгакова в вопросе веры неоднократно менялась на протяжении его жизни: от веры – к неверию, и наоборот. Вопрос «вера-неверие» никогда не оставлял Михаила Булгакова — это отражение общей проблемы человека в XX веке. Решить его однозначно было невозможно для писателя. И в отношении к религии М.Булгакову предстояло пережить сложную эволюцию. Можно сказать, что религиозное чувство М.А. Булгакова не укладывается в рамки церковных канонов. Основываясь на воспоминаниях современников писателя, его родных и друзей, можно сделать вывод, что для М. Булгакова вопрос о вере и Боге так и остался неразрешенным, что и нашло отражение в специфике булгаковского христианства и, в частности, понимании им эсхатологизма.

^ усматривается в том, что впервые предпринята попытка изучения эсхатологического аспекта творчества писателя, не получившего до настоящего времени комплексного описания в науке. В работе также впервые предпринята попытка системного описания эсхатологических мотивов, образов и символов в поэтике булгаковского художественного текста. На основе комплексного изучения структуры и составляющих элементов эсхатологического мифа установлены и описаны типологически сходные элементы эсхатологической модели (в эсхатологических мифах разных народов и культур и в творчестве М.А.Булгакова). Впервые установлена специфика мифологизма и эсхатологизма М.Булгакова, определено своеобразие его эсхатологического мифа (например, оптимизм как одна из важнейших характеристик булгаковского творчества и мировоззрения. Писатель считал, что человек в любой момент жизни способен начать свой путь к совершенству, увидеть зло в себе самом – не вселенское, абстрактное, а человеческое, конкретное; не увлекаться быстротекущими событиями и ближайшими прогнозами, руководствуясь принципом «после меня хоть потоп», но и не «растворяться» в планах на далекое будущее, а жить во всех временах сразу. Тогда человек сможет создать новую гармоничную картину мироздания, ощутив вечный мир в себе, а себя в мире. Человек есть связующая нить между прошлым и будущим, он хранитель своего же наследия, он ответственен за сохранение культуры и жизни на Земле).

^ заключается в развитии теории мифа (прежде всего – эсхатологического) в его индивидуально-авторской разновидности, представляющей собой определенный этап в изучении творчества писателя, с одной стороны, и анализа языка художественного произведения, с другой. Исследование эсхатологических мотивов, образов и символов в творчестве М.А. Булгакова позволяет сделать теоретические обобщения о типологическом единстве всего творчества писателя, у которого апокалиптические мотивы переводятся в разряд объективных признаков эпохи. Результаты диссертационного исследования позволяют утверждать, что ситуация конца света, Апокалипсиса, мировой катастрофы, кризиса и даже гибели «вечных» культурных ценностей является не столько космогоническим, сколько духовно-психологическим событием, то есть всеобщий апокалипсис начинается с того, который проживает каждый человек внутри себя на уровне индивидуального самоощущения и мирочувствования и который, так или иначе, является отражением эсхатологических ожиданий того или иного народа, этноса, страны, общества. Это и становится главной темой творчества М.А.Булгакова, который показывает, что экологические разрушения или вымирание человечества происходят преимущественно из-за отсутствия гармонизации двух уровней духовного бытия отдельных индивидов и обществ: мировоззренческого и социального (ко второму уровню мы относим и противопоставление религии и атеизма как духовных норм). Анализ творчества М.Булгакова показывает, что писатель видит причину мировой катастрофы в духовной болезни общества и человека, в пренебрежении самоценностью любой жизни безотносительно к тому или иному социальному стандарту и идеологической доктрине.

^ работы состоит в том, что результаты исследования могут способствовать более глубокому изучению творчества М.А. Булгакова, также могут быть использованы при обучении филологическому анализу текста как студентов-филологов, так и учащихся старших классов школы; для научного сопоставления русской литературы XX века с зарубежной; для создания спецкурсов по проблемам творчества М.А.Булгакова. Апробация диссертации явилась результатом не только научной, но и педагогической работы: идеи исследования апробировались на уроках литературы и на факультативах по изучению русской литературы в 11 классе средней общеобразовательной школы, а также в лицейских гуманитарных классах при чтении спецкурсов.

Источники. В качестве материала исследования мы используем первый и последний романы М.А.Булгакова – роман «Белая гвардия» (как и сюжетно сходную пьесу «Дни Турбиных») и роман «Мастер и Маргарита». Как ни велико расстояние в шестнадцать лет, отделяющих друг от друга эти два романа, между ними легко перебрасывается связующий мост. Роман о Мастере и Маргарите наследует многие темы и проблемы, поднятые в романе «Белая гвардия»: тему дома и антидома, гибели города и мира, тему жизни и смерти; связи неба и земли, света и тьмы, тему греха и возмездия, покоя и тоски, тему отношения человека с человеком. И в том, и в другом романе действуют Бог и сатана, в качестве места событий писателем выбирается Город: в первом романе – Киев, в последнем – Москва. Ряд сравнений можно легко продолжить, но стоит назвать, быть может, главное или, точнее, определяющее цель настоящего исследования сходство — тему Апокалипсиса.

Это, безусловно, тема обоих романов: эпиграфом к «Белой гвардии» взяты строки из Апокалипсиса; те же строки — «и судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими»13 — неоднократно иллюстрируются в «Мастере и Маргарите». Вся символика «Белой гвардии» связана с концом света: слепцы-лирики, поющие песню о Страшном Суде, крест в руках Святого Владимира, превращающийся в сияющий меч; рассказ Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско», который читает Елена Турбина и который предваряется цитатой из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» и многое другое.

Исследование эсхатологических мотивов в творчестве М.А. Булгакова, проводилось в контексте личности самого писателя, в связи с чем при написании работы использовались воспоминания современников, дневники самого Булгакова, его друзей и родных, черновики романов. Обычно черновики, наброски, разные редакции произведения остаются «за бортом» читательского внимания. Но, как известно, выводы, добытые текстологическим исследованием, порой опровергают устоявшиеся версии литературоведов и приводят к новым интересным умозаключениям. История текста моделирует творческий писательский процесс. Как писал Д.С.Лихачев, «без первого, т.е. без изучения намерений автора (пусть меняющихся) нельзя понять второе, т.е. творческий результат14».

^

  1. Миф в художественном мире М.А. Булгакова:

творчество М.А.Булгакова есть переплетение литературных традиций, лично пережитого и элементов разных культур, рождающих новую оригинальную данность – особый авторский миф, который становится и поэтическим языком, и способом мироощущения, и вариантом мифолого-эсхатологического типа сознания— эсхатологические представления Михаила Булгакова стали точкой пересечения многих традиций. Сочетание эсхатологических традиций разных народов, этносов, стран в романах М. А. Булгакова имеет временную и пространственную связь, где русская и мировая история соединяются с вечностью и космосом. Писатель использует мифологические параллели, чтобы подчеркнуть повторяемость и неразрешимость вечных проблем — как социальных, так и личных.

лейтмотивом двух романов писателя стала, по нашему мнению, «мысль эсхатологическая» или апокалиптическая, объясняющая религиозно-философский смысл всего творчества М.А.Булгакова.

специфика мифологического мышления М. Булгакова заключается в особом понимании времени и пространства: не различение времен конкретных исторических эпох, а указание на единое время всей человеческой культуры и предопределенность цикличности событий

2. Эсхатологические мотивы, а также использование апокалиптической символики («приметы» последних времен: ощущение тоски, потеря истинного Дома, замена подлинного на ложное и т. д.; постоянное обращение к эсхатологическим символам и образам: антихрист, туман и дым, свет – тьма, радуга, лестница, символы природных стихий – вода и огонь, война, астральная символика и т.д., а также описание хода Страшного Суда) демонстрируют типологическую выдержанность всего творчества Михаила Булгакова.

3. ^ . Мир произведений М.Булгакова во многом ориентирован на символ. Использование первобытных, античных, библейских символов демонстрирует сближение различных мифологических эсхатологических традиций и образов. Символический текст организует новую реальность, новое мифологическое пространство.

4. Особенность всего булгаковского творчества в том, что он предвосхищает кризис человека ХХ века, видя истоки этого кризиса в наступлении эсхатологического конца. Булгаков не только признает, что люди утратили связь времен, традиции и таким образом уже переживают своего рода Апокалипсис, но и признает реальность Страшного Суда, объявляя во всеуслышание, что человек, быть может, завершает свой многовековой путь от Начала к Концу. Писатель заставляет поверить в возможность конца света, преодоления истории или перехода на новый этап истории. Гибель мира не относится к далекому прошлому и не прогнозируется на неопределенное будущее; скорее, это событие соотносится с настоящим.

Проблематика работы определяет ее структурные особенности. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

^ обосновывается актуальность исследования, рассматриваются объекты и методы работы, формулируются предмет и цель исследования, определяются его задачи. Представлен аналитический обзор литературы, посвященной изучаемой проблеме.

^ состоит из трех параграфов. Первый параграф — «Роль и значение мифотворческих мотивов в творчестве М.А.Булгакова» — посвящен изучению специфики мифологического мышления писателя и рассмотрению вопроса о связи булгаковского творчества с мифологическими сюжетами разных религий и культур народов мира. М.М. Бахтин говорил, что нельзя изучать литературу в отрыве от всей культуры эпохи, но еще хуже замыкать литературное произведение только лишь в эпохе его создания, боясь отойти во времени далеко от изучаемого явления, так как это приведет к невозможности проникновения в «смысловые глубины» текста и невозможности прогнозирования его будущего15. Литература XX века отличается специфическим отношением к литературной традиции: она взрывает традиции и апеллирует к истокам всех традиций, используя их элементы в качестве «материала», из которого возводится новый художественный мир. Так рождается «в словах данная чудесная личностная история»16 — то есть, художественный миф. Особое отношение к литературной традиции, ориентация на знание древнего мифа позволило говорить о мифологизме в мифотворчестве Михаила Булгакова.

Начало XX века во всем мире было временем наступления кризиса и ожидания Апокалипсиса. «Наш век начался под знаком апокалипсиса», — заметил один из современных футурологов17, имея в виду появившуюся сразу после первой мировой войны работу О.Шпенглера «Закат Европы». «Закат» был уже совершившимся фактом, который, предвосхищая крах всех надежд человечества на будущее, нуждался лишь в объяснении. Наступление современной Булгакову эпохи начинается с осознания и осуществления в действительности «смерти Бога» и рождения общества равенства, а также с постижения мысли о том, что сам человек и является источником всех своих бед и что никакие высшие силы не могут вмешиваться в ход человеческой истории и ограничивать человеческую свободу.

М. Булгаков интерпретирует литературные, культурные, исторические или легендарно-мифологические факты, творчески переосмысливая культурное наследие прошлого, и тем самым начинает диалог между эсхатологическими представлениями всех эпох и народов. Булгаков рассматривает миф так, как понимали миф в первобытных обществах, где он обозначал подлинное, значительное, и сакральное событие.

Особенность мифологического мышления М.А.Булгакова предполагает особое понимание художественного времени и пространства, неразличение времен конкретных исторических эпох, а указание на единое время всей человеческой культуры и предопределенность цикличности событий; когда реальное и воображаемое, прошлое и настоящее оказывается взаимопроникаемым, возникает ощущение вневременности, когда не человек находится во времени, а время сосредотачивается в человеке; когда время становится всечеловеческим, а пространство универсальным, то есть обладает способностью и к безграничному расширению, и к предельной локализации. Наряду с физическим пространством существует пространство, моделирующее мыслимую действительность, проецирующее или даже предуготовляющее вероятный ход событий. Таким образом, мир, созданный М. Булгаковым, вполне можно назвать многомерным, что предполагает сферическое повторение пространств, смешение и остановку времен. Булгаковская мифологическая модель времени обладает циклическим характером. Это подтверждается указанием начала во времени, некоей точки отсчета, с которой начинаются все события. Традиционно это праздники, священные дни, связанные с выполнением особых ритуалов: Страстная неделя, Великая Суббота, то есть канун Светлого Воскресения — Пасхи, в «Мастере и Маргарите» и Канун Рождества и Рождество в «Белой гвардии».

Писатель использует мифологические параллели, чтобы подчеркнуть повторяемость и неразрешимость непреходящих социальных и личных проблем. Время становится героем произведений. Герой осознается как единственный представитель человечества, субъект истории, что позволяет поставить и попытаться решить важнейшие философские, так называемые «вечные» вопросы. То есть, чтобы понять мир, надо сопоставить все в одном времени или надо было увидеть весь мир как вневременной. Древние, современные, а также мнимые события теперь не разделимы в сознании читателя, не удалены друг от друга во времени. Герои романов становятся участниками всемирной истории.

Мир Булгакова един в борьбе противоположностей: добра и зла, неба и земли, истины и лжи, христианства и язычества, веры и атеизма… Эти бинарные оппозиции, которыми вообще широко оперирует мифологическое мышление, находятся между собой в тесной связи. Они идеологизируются Булгаковым и становятся, как и в мифе, способом выражения фундаментальных антиномий: «жизнь – смерть», «свет – тьма», «вечное – временное», «бесконечное – конечное» и т. д. При этом обнаруживается влияние славянской мифологии и, конечно, христианства как основы эсхатологического сознания и мифотворчества писателя.

Второй параграф — «Своеобразие эсхатологического мифа в творчестве М. Булгакова» — посвящен рассмотрению своеобразия понимания Булгаковым эсхатологической ситуации. Отмечено, что всеобщий апокалипсис начинается с апокалипсиса, который проживает каждый человек внутри себя на уровне индивидуального ощущения и мирочувствования и который, так или иначе, является отражением эсхатологических ожиданий того или иного народа, этноса, страны, общества и т. д. Личный эсхатологизм, личный апокалипсис, становится не столько космогоническим, сколько духовно-психологическим событием. Здесь художественная литература обладает огромным преимуществом в сравнении со многими научными исследованиями, чутко улавливая зарождение разрушительных процессов во внутреннем мире людей и прогнозируя катастрофические последствия нарушения человеком нравственно-экологических норм. Особенность булгаковского эсхатологизма определена нами как жизнеутверждающая, то есть мировая катастрофа свершается, но мир не перестает существовать, он продолжает свой путь к новой катастрофе.

Третий параграф — «Особенности христианской этики М.А.Булгакова» — посвящен специфике булгаковского христианства и христианской эсхатологии. Нами было замечено, что писатель оперирует в основном христианскими категориями, а также, что позиция М. Булгакова в вопросе веры неоднократно менялась на протяжении его жизни: от веры – к неверию, и наоборот. Вопрос «вера-неверие» никогда не оставлял Михаила Булгакова — это отражение общей проблемы человека в XX веке. Решить его однозначно было невозможно для писателя. И в отношении к религии М.Булгакову предстояло пережить сложную эволюцию. Можно сказать, что религиозное чувство М.А. Булгакова не укладывается в рамки церковных канонов. Основываясь на воспоминаниях современников писателя, его родных и друзей, можно сделать вывод, что для М. Булгакова вопрос о вере и Боге так и остался неразрешенным, что и нашло отражение в специфике булгаковского христианства и, в частности, понимании им эсхатологизма.

вариантом мифолого-эсхатологического типа сознания,впервые установлена специфика мифологизма,является отражением эсхатологических ожиданий,предполагает сферическое повторение пространств,анализа языка художественного произведения,обучении филологическому анализу текста,поэтике булгаковского художественного текста,мифологическими сюжетами разных религий,учащихся старших классов школы,апробация диссертации явилась результатом

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …