Этапы становления связной речи

  • От :
  • Категории : Без рубрики
Этапы становления связной речи

1-й этап: этап однословного предложения

Понимание речи:

  • Запоминание названий игрушек, частей тела, одежды;
  • Понимание словосочетаний, подкрепленных действиями;
  • Оречевление бытовых ситуаций;
  • Понимание вопросов кто? что?
  • Понимание и выполнение инструкций

Развитие самостоятельной речи:

  • Стимуляция речевой потребности;
  • Выражение просьб (на, дай, иди);
  • Выражение состояний междометиями в игровой ситуации (ой! ах! тши!);
  • Звукоподражание животным;
  • Подзывы животных (кис, но!);
  • Введение звукоподражаний в двустишия;
  • Подражание музыкальным инструментам;
  • Формирование фраз (дай пить; мама, на; идем гулять и т.д.)

2-й этап: этап первых форм слова

  • Развитие самостоятельной речи:

    • Уточнение артикуляции гласных;
    • Называние знакомых предметов;
    • Наращивание слогов к концу слова (ру … ка, нож … ка);
    • Двусоставное предложение со словами тут, это, вот, здесь, там и др.
    • Употребление повелительного наклонения глагола;
    • Употребление фразы «повелительный глагол + обращение»;
    • Употребление фразы «обращение + повелительный глагол + существительное в винительном падеже»;
    • Употребление фразы «инфинитив + хочу, надо, можно и др.»

    Понимание речи:

    • Различение количества предметов (один – много);
    • Различение величины предметов (большой — маленький);
    • Различение вкуса (сладкий – кислый);
    • Пространственное расположение (здесь – там);
    • Различение единственного и множественного числа (дом – дома);
    • Различение частицы НЕ (бери – не бери);
    • Различение, к кому обращена команда (садись – садитесь)

3-й этап: этап двусоставного предложения

Развитие самостоятельной речи:

  • Составление предложение «существительное + глагол + прямое дополнение»;
  • Составление предложений «существительное + глагол + прямое дополнение, не совпадающее в винительном и именительном падеже;
  • Ответы на вопрос что делает?
  • Подбор названий предметов к названиям действий;
  • Употребление возвратной формы глаголов;
  • Заучивание двустиший и четверостиший;
  • Формирование слоговой структуры слова;
  • Формирование звукопроизношения:

— развитие слухового восприятия; — расширение объема слуховой памяти; — формирование артикуляционных укладов согласных звуков.
Понимание речи:

  • Различение слов-квазиомонимов;
  • Различение слов, имеющих сходство в предметной ситуации (рисует-пишет);
  • Различение слов-антонимов;
  • Понимание и различение возвратных глаголов;
  • Различение множественного и единственного числа существительных;
  • Различение глаголов прошедшего времени (Женя упал – Женя упала);
  • Различение объекта и субъекта действия;
  • Понимание взаимоотношений действующих лиц;
  • Пространственные отношения предметов (на, в, под, около, из, за);
  • Обобщение предметов по их назначению;
  • Различение единственного и множественного числа существительных в предложном падеже;
  • Понимание прилагательных-антонимов (широкий-узкий, длинный-короткий);
  • Различение пространственных наречий (внизу, вверху, далеко, близко, вперед, назад).

4-й этап: этап предложения из нескольких слов

  • Понимание речи:

    • Понимание падежных окончаний существительных;
    • Понимание форм прилагательных и наречий;

  • Развитие самостоятельной речи:

    • Закрепление конструкций предыдущего этапа;
    • Составление предложений «существительное + глагол + 2 существительных в винительном и дательном падежах»;
    • Составление предложений «существительное + глагол + 2 существительных в винительном и творительном падежах»;
    • Составление предложений «существительное + глагол + наречие»;
    • Составление предложений с предлогом У;
    • Составление предложений с предлогом В;
    • Составление предложений с предлогом НА;
    • Составление предложений с предлогом С;
    • Составление предложений с предлогом К;
    • Составление предложений «существительное + глагол + 1-2 существительных в косвенных падежах»;
    • Образование множественного числа существительных;
    • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;
    • Образование отрицательной формы глаголов;
    • Формирование слогового контура слова;
    • Коррекция звукопроизношения;
    • Заучивание и воспроизведение стихов;
    • Заучивание и воспроизведение коротких рассказов (3-5 предложений)

5-й этап: этап сложного предложения

Развитие самостоятельной речи:

  • Образование словосочетаний «наречие много + прилагательное + существительное в родительном падеже множественного числа»;
  • Согласование местоимений с существительными;
  • Согласование прилагательных с существительными;
  • Образование приставочных однокоренных глаголов;
  • Составление конструкций с союзом
  • Составление предложений с однородными подлежащими;
  • Составление предложений с однородными сказуемыми;
  • Составление предложений с однородными определениями;
  • Составление предложений с однородными дополнениями;
  • Составление предложений с однородными обстоятельствами;
  • Согласование местоимений с предлогом у
  • Составление предложений с союзом а
  • Составление предложений со словами сначала — потом
  • Составление предложений с союзом или
  • Составление предложений с союзом потому что
  • Составление предложений с союзом чтобы
  • Образование притяжательных прилагательных;
  • Образование относительных прилагательных;
  • Образование прилагательных от наречий;
  • Образование степеней сравнения прилагательных;
  • Образование однокоренных слов различных частей речи;
  • Образование существительных от существительных;
  • Подбор многозначных слов;
  • Подбор антонимов (глаголов, прилагательных, существительных);
  • Различение слов с оттенками значений (идет – марширует);
  • Образование глаголов будущего времени;
  • Образование степеней сравнения наречий;

— пересказы текстов; — составление рассказов

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …