Этапы становления связной речи

Этапы становления связной речи
1-й этап: этап однословного предложения
Понимание речи:
Запоминание названий игрушек, частей тела, одежды;
Понимание словосочетаний, подкрепленных действиями;
Оречевление бытовых ситуаций;
Понимание вопросов кто? что?
Понимание и выполнение инструкций
Развитие самостоятельной речи:
Стимуляция речевой потребности;
Выражение просьб (на, дай, иди);
Выражение состояний междометиями в игровой ситуации (ой! ах! тши!);
Звукоподражание животным;
Подзывы животных (кис, но!);
Введение звукоподражаний в двустишия;
Подражание музыкальным инструментам;
Формирование фраз (дай пить; мама, на; идем гулять и т.д.)
2-й этап: этап первых форм слова
Развитие самостоятельной речи:
Уточнение артикуляции гласных;
Называние знакомых предметов;
Наращивание слогов к концу слова (ру … ка, нож … ка);
Двусоставное предложение со словами тут, это, вот, здесь, там и др.
Употребление повелительного наклонения глагола;
Употребление фразы «повелительный глагол + обращение»;
Употребление фразы «обращение + повелительный глагол + существительное в винительном падеже»;
Употребление фразы «инфинитив + хочу, надо, можно и др.»
Понимание речи:
Различение количества предметов (один – много);
Различение величины предметов (большой — маленький);
Различение вкуса (сладкий – кислый);
Пространственное расположение (здесь – там);
Различение единственного и множественного числа (дом – дома);
Различение частицы НЕ (бери – не бери);
Различение, к кому обращена команда (садись – садитесь)
3-й этап: этап двусоставного предложения
Развитие самостоятельной речи:
Составление предложение «существительное + глагол + прямое дополнение»;
Составление предложений «существительное + глагол + прямое дополнение, не совпадающее в винительном и именительном падеже;
Ответы на вопрос что делает?
Подбор названий предметов к названиям действий;
Употребление возвратной формы глаголов;
Заучивание двустиший и четверостиший;
Формирование слоговой структуры слова;
Формирование звукопроизношения:
— развитие слухового восприятия; — расширение объема слуховой памяти; — формирование артикуляционных укладов согласных звуков.
Понимание речи:
Различение слов-квазиомонимов;
Различение слов, имеющих сходство в предметной ситуации (рисует-пишет);
Различение слов-антонимов;
Понимание и различение возвратных глаголов;
Различение множественного и единственного числа существительных;
Различение глаголов прошедшего времени (Женя упал – Женя упала);
Различение объекта и субъекта действия;
Понимание взаимоотношений действующих лиц;
Пространственные отношения предметов (на, в, под, около, из, за);
Обобщение предметов по их назначению;
Различение единственного и множественного числа существительных в предложном падеже;
Понимание прилагательных-антонимов (широкий-узкий, длинный-короткий);
Различение пространственных наречий (внизу, вверху, далеко, близко, вперед, назад).
4-й этап: этап предложения из нескольких слов
Понимание речи:
Понимание падежных окончаний существительных;
Понимание форм прилагательных и наречий;
Развитие самостоятельной речи:
Закрепление конструкций предыдущего этапа;
Составление предложений «существительное + глагол + 2 существительных в винительном и дательном падежах»;
Составление предложений «существительное + глагол + 2 существительных в винительном и творительном падежах»;
Составление предложений «существительное + глагол + наречие»;
Составление предложений с предлогом У;
Составление предложений с предлогом В;
Составление предложений с предлогом НА;
Составление предложений с предлогом С;
Составление предложений с предлогом К;
Составление предложений «существительное + глагол + 1-2 существительных в косвенных падежах»;
Образование множественного числа существительных;
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;
Образование отрицательной формы глаголов;
Формирование слогового контура слова;
Коррекция звукопроизношения;
Заучивание и воспроизведение стихов;
Заучивание и воспроизведение коротких рассказов (3-5 предложений)
5-й этап: этап сложного предложения
Развитие самостоятельной речи:
Образование словосочетаний «наречие много + прилагательное + существительное в родительном падеже множественного числа»;
Согласование местоимений с существительными;
Согласование прилагательных с существительными;
Образование приставочных однокоренных глаголов;
Составление конструкций с союзом а;
Составление предложений с однородными подлежащими;
Составление предложений с однородными сказуемыми;
Составление предложений с однородными определениями;
Составление предложений с однородными дополнениями;
Составление предложений с однородными обстоятельствами;
Согласование местоимений с предлогом у;
Составление предложений с союзом а;
Составление предложений со словами сначала — потом;
Составление предложений с союзом или;
Составление предложений с союзом потому что;
Составление предложений с союзом чтобы;
Образование притяжательных прилагательных;
Образование относительных прилагательных;
Образование прилагательных от наречий;
Образование степеней сравнения прилагательных;
Образование однокоренных слов различных частей речи;
Образование существительных от существительных;
Подбор многозначных слов;
Подбор антонимов (глаголов, прилагательных, существительных);
Различение слов с оттенками значений (идет – марширует);
Образование глаголов будущего времени;
Образование степеней сравнения наречий;
— пересказы текстов; — составление рассказов

Оцените статью
Добавить комментарий