Юнита Семья как малая социальная группа — страница 3

^ Отечественными учеными была предложена теоретическая модель стабильности семьи. Согласно ей все факторы устойчивости (и соответственно нестабильности) семьи разделяют по следующим полюсам: 1) внешние – внутренние;2) объективные – субъективные.
– стабильность социальной системы, в которую интегрирована семья и материальные условия ее жизнедеятельности.
Внешние субъективные факторы стабильности семьи – факторы социального контроля: культурные, правовые, религиозные нормы; национальные, культурные, религиозные традиции; ожидания и требования социально-психологически значимого окружения.Если мы проследим исторические изменения семьи как социального института, то убедимся в необходимости и неотъемлемости наличия внешних факторов устойчивости семьи.
Дофамилистическая эпоха. Семья и фамилистическая культура возникают исторически, хотя отдельные парные семьи и зачатки фамилизма как системы ценностей, при которых жизнь и благополучие отдельных индивидов зависят от сплоченности и жизнедеятельности первичного микрокруга людей, связанных родственно-брачными отношениями, по мнению А.И. Антонова и В.М. Медкова, наблюдаются на первоначальных этапах становления человечества.
В борьбе за существование человеческие племена создают социальную организацию, ориентированную на выживание рода, на функционирование родовых структур при смене поколений. В условиях группового брака и разделения рода на экзогамные и эндогамные группы функция родительства распространялась на весь род-племя, на старших представителей рода. Потребовалась длительная эволюция для выделения и детализации социальных ролей матери и отца, других родственных уз и пр. Усилия тратились на противостояние высочайшей смертности индивидов и гибели родов. Вся общественная организация прошлого была подчинена не только интересам обеспечения безопасности, но и интересам воспроизводства населения. В ходе развития человеческого общества невозможность непосредственного воздействия на высокую смертность вызывала, прежде всего, табу на всякое предупреждение и прерывание беременности, функционировали социальные нормы высокой рождаемости
Семья в доиндустриальную эру. Социальная организация, построенная на фундаменте системы норм многодетности, подтвердила свою эффективность тысячелетиями исторической практики. Семья-род или семья-община, основанные на групповом браке, локализуются в хозяйственные объединения родственников, центром которых становится парный брак, парная семья.
Для возникновения семьи необходимо наличие экономики и собственности, отношений власти и подчинения, укорененных в сложноиерархизированной социальной структуре. На ранних стадиях рабовладельческого строя, за несколько столетий до новой эры, возникает та социокультурная норма жизнедеятельности, которая именуется семьей. Происхождение семьи обусловлено гармоническим сочетанием многообразных функций, укрепляющих посредническую роль семьи на основе автономного семейного домохозяйства. Это и совместная социальная и производственная деятельность всех членов семьи, когда потребность семейного объединения в исполнителях социально-семейных ролей и в работниках одновременно оказывается потребностью членов семьи друг в друге, и потребность родителей в детях, и детей в родителях. Обширная семья при рабовладельческом строе включала в себя не только парную семью с домочадцами, но и рабов, имущество, домашних животных. Она мало походила на патриархальную семью феодальной системы.Кратко суммируем основные черты жизни патриархальной семьи.Во-первых, “семья” и “экономика” были неразделимыми понятиями, производственные отношения существовали в форме семейных. Дети рассматривались одновременно и как находящиеся на содержании, и как работники. Взрослые в такой семье были также зависимы от своих детей, нуждаясь в их экономической поддержке в старости. Подобная взаимосвязь, когда благополучие каждого определяется благополучием всей семьи, и есть основа фамилизма – как характеристика семейного образа жизни. В такой семье роли мужчин и женщин были строго дифференцированными и взаимно дополняли друг друга.Во-вторых, доминантой общественной жизни была власть родства. Семьи были не только большими и сложными, но и связанными многочисленными родственными узами и отношением свойства с большим числом других семей, с которыми они осуществляли “брачный” обмен.В-третьих, преобладающей была крестьянская семья, чья жизнь была неразрывно связана с землей. Семья была способом “обращения капитала”, движения земельных ресурсов от поколения к поколению.В-четвертых, многодетность и приоритет старших поколений.
Все эти фундаментальные признаки – семейная экономика, власть родственных связей, нераздельная связь с землей, многодетность и приоритет старших поколений – обеспечивали семье устойчивость среди других социальных институтов.
Семья и индустриализация. Отличительные черты традиционных и современных моделей семьи в связи с переходом от доиндустриального общества к индустриальному следующие:
1) для “традиционализма” характерен родственно-семейный принцип организации жизни, тогда как в “современной семье” (индустриальной) родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида;
2) аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, где, как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. Современная модель семьи связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных отношениях. Семейное производство не исчезает, а перестает быть ведущим. В силу социокультурного разделения обязанностей женщины, участвующие в наемном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство;3) незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной при “традиционализме” контрастирует с резким размежеванием дома и внесемейного мира, семейной первичности и обезличенности отношений с внешним окружением в условиях “современной” семьи;4) социальная и географическая мобильность, при “традиционализме” связанная с тем, что сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца, отличается от внесемейной мобильности сыновей и дочерей на стадии индустриализации;5) система ценностей “фамилизма”, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, семейная ответственность, ценность детей как вкладов в благополучную старость родителей, по мере “модернизации” становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений, т.е. система “семьецентризма” уступает место системе “эгоцентризма”;6) происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений и доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых-родительских;7) переход от развода по инициативе мужа к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов;8) переход от “закрытой” к “открытой” системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупа невесты;9) переход от культуры многодетности с жестким табу на применение контрацепции к индивидуальному вмешательству и прерыванию беременности;10) переход от эры стабильной нормы многодетности семьи к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены.В стереотипе современной семьи сильна тема “демократизации”, провозглашения равенства полов, т.е. прав и возможностей женщин на выбор мужа, на расторжение брака, предпочитается модель любви как основа семейного лада, делается акцент на уникальность личности, уменьшающей неравенство членов семьи по семейному статусу. В действительности современная семья не существует по этим принципам, которые выражают идеал, хотя и не разделяемый всеми, но способный частично воплощаться в моделях поведения.Реальные изменения семейных структур в ХХ в. позволяют говорить о переходе к эпохе спонтанного уменьшения детности семьи, разводам, падению брачности.В ХХ в. все исторические тенденции, свойственные модернизации общества, сохранили свою направленность, углубились и расширились. На пороге XXI в. в большинстве промышленно развитых стран в полной мере обнаружили себя последствия исторического отмирания норм многодетности, исчезновения семейного производства как преимущественного, ослабления посреднической роли семьи и ее положения среди социальных институтов и во взаимоотношениях с институтом государства.Данные статистики и социологических исследований зафиксировали следующие тенденции в изменении структуры семьи:- массовую нуклеаризацию семьи, уменьшение доли семей, состоящих из трех поколений, увеличение доли престарелых одиночек, получающих уход вне семей из взрослых детей;- снижение брачности и увеличение доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса незаконнорожденных детей в этих сожительствах, увеличение доли матерей-одиночек, рост доли неполных семей, увеличение доли семей смешанного типа;- массовую малодетность и однодетность семьи.Большинством ученых в мире эти изменения в осуществлении супружества-родительства-родства рассматриваются как следствие не закончившегося перехода от “традиционной” семьи к “современной”.Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи. Резко ухудшилось психологическое самочувствие женщин, в особенности – матерей-одиночек. В настоящее время мировым сообществом сформулированы приоритетные для всех государств задачи семейной политики, направленные на повышение устойчивости семьи:1. Формирование эгалитарных (равноправных) отношений между супругами в семье.2. Улучшение положения неполных семей, с одним кормильцем, с больными и престарелыми членами семьи.3. Защита семей от нищеты и лишений, от негативных воздействий изменений, связанных с экономикой, миграцией, урбанизацией, экологией, вследствие чего семья часто утрачивает возможность выполнять свои функции.4. Создание условий, позволяющих семьям принимать грамотные решения по определению интервалов между рождениями детей и их количества.5. Предотвращение алкоголизации и наркомании, насилия в семье.Все перечисленные задачи актуальны и для России и сформулированы в нашей концепции государственной семейной политики.
Для современной семьи преобладающее значение имеют внутренние субъективные источники стабильности. – позитивные межличностные чувства, супружеская совместимость и удовлетворенность браком. Такое понятие как “межличностные чувства” включает в себя любовь, ответственность, долг, уважение.
В современной семейной психологии утвердилась точка зрения, что главным фактором устойчивости и благополучия современной семьи и брака следует считать умение супругов добиваться высоких показателей взаимоотношений. Это требует от всех членов семьи проявления высокой психологической культуры, понимания законов общения, способности к доверительным отношениям, умения регулировать психологический климат, тонкого проникновения в психологическую сферу.

2.1. Супружество и супружеский долг. Факторы брачного выбораРассмотрение вопроса об устойчивости семьи невозможно без анализа такой категории, как брачное поведение.
Брачное поведение – поведение с целью удовлетворения потребностей в браке, связанное с выбором брачного партнера. Брачное поведение состоит как бы из трех частей. Под первой частью чаще всего понимают систему действий и отношений, ведущих к заключению брака, – брачный выбор. Вторая часть – собственно супружеское поведение, которое относится к мужчинам и женщинам, вступившим в брак и ставшими родителями. Наконец, третья часть – такая конфликтность супружеского поведения, которая ведет к разводу или разъединению, если брак был фактическим.
В современных условиях, когда появляется все больше форм сожительства мужчин и женщин, альтернативных браку, становится важным изучение первой части брачного поведения – исследование брачного выбора. Историческое ослабление социокультурных норм брачности делает вступление в брак действительно проблемой выбора одной из нескольких моделей жизни. Когда все поголовно вступали в брак, изучение мотивов брака лишалось смысла и было чисто формальной процедурой.
Основными факторами брачного выбора выступают социокультурные, социальные и психологические (см. юниту 1).
Сама по себе мотивация брака включает, по крайней мере, пять мотивов: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное количество удовлетворенных и минимальное – неудовлетворенных. В “Философской энциклопедии” понятие “любовь” определяется как нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства являются самоотверженность, самоотдача и возникающее на этой основе духовное самопроникновение и духовная близость. По мнению немецкого социолога Р. Кенга, любовь может выражаться в следующих формах:
1. Флирт как самое нежное выражение галантности, которая достигла высочайшего развития во времена стиля “рококо”.2. Любовные отношения как возникшее и расцветающее влечение душ, вечный идеал юности, воплощением которого являются Ромео и Джульетта.3. Любовные отношения в смысле духовной общности мужчины и женщины, часто связанные с высоко идеальными взглядами на любовь.4. Любовные отношения как санкционированный законом и церковью нравственный институт, брак.5. Любовные отношения, преимущественно половой союз – от мимолетной половой связи вплоть до сексуальной зависимости, откуда возможно развитие более высоких, родственных дружбе и браку форм.
Особое значение при выборе партнера имеет бессознательное психики будущего супруга. Известный швейцарский психолог К.Г. Юнг считал, что “чем больше размеры бессознательного, тем меньше при вступлении в брак идет речь о свободном выборе, что объективно проявляется в ощущении влюбленности как велении судьбы”. При отсутствии влюбленности может иметь место принуждение. Неосознанная связь всегда затрудняет выбор и приводит к различным проблемам с модификациями выбора относительно подобия своих родителей. Согласно З. Фрейду, мужчина ищет жену, похожую на мать, а женщина мужа, подобного отцу. Вместе с тем, моделью их “взрослого” является родитель того же пола. В социально-психологическом плане такой выбор партнера находит свое объяснение в том, что человек, похожий на родителя противоположного пола, как бы выбирает уже что-то хорошо знакомое как в плане личностных характеристик, так и в плане разделяемых ценностей.
Еще одной социально-психологической теорией брачного отбора является теория комплементарных потребностей Р.Ф. Уинча (см. юниту 1).
Супружеский выбор проходит через три основные фазы: побуждение, достоинство, роль. Во время первой фазы существенное значение имеют внешняя привлекательность, манера поведения и то, как эти характеристики оцениваются окружением в конкретной ситуации. Во второй фазе главными являются область сходства интересов, точек зрения, шкалы ценностей, более глубокое познание друг друга. Из-за существенных разногласий на этом этапе возможен развод партнеров. Во время третьей фазы оцениваются ролевая совместимость, сходство взаимных представлений о семейных ролях мужчины и женщины, перспектива удовлетворения потребностей, сходство характеров и наклонностей и противоположность взаимодополняющих черт. На всех стадиях действует принцип “соизмеримости обмена”. Равновесие достигается тогда, когда такой обмен с позиций обоих партнеров будет равноценным.
С учетом приведенного множества факторов и допущения трудностей реальной жизни вступившие в брак подразделяются на две группы, сделавшие:

Оцените статью
Добавить комментарий