ІІІ. Организационно-деятельностный блок — Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности…

ІІІ. Организационно-деятельностный блок
8. План урока.
Таблица-схема урока, которую мы предлагаем как форму плана, позволяет скоординировать работу учителя и учеников на уроке, чётко её структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока.Ход урока определяется его типом. На каждом этапе урока – свои организационные формы. Каждый этап предполагает специфические действия и операции учителя и учеников.
Особое внимание необходимо обратить на наличие в предлагаемой нами схеме графы "обратная связь". Порой этот компонент выносят на конечный этап урока. Но стрела времени необратима. Не возвратишься и не восполнишь. Мы настаиваем на том, что каждый шаг урока должен быть оснащен способами обратной связи, информирующими учителя о степени продуктивности работы учеников. На каждом этапе урока учитель даёт задание, познавательные, деятельностные, личностноформирующие установки и предлагает сигнализировать о выполнении или невыполнении средствами обратной связи.
Палитра возможностей в создании средств обратной связи богатейшая: от традиционных – устный ответ, поднять руку – кто выполнил, записать в тетради, учитель пройдёт – проверит, выборочный опрос, сплошной опрос и т.п. – до самых неожиданных изобретений учителя и самих учеников: ответить на вопрос, поставленный учителем сидящему рядом товарищу, он же, в свою очередь, ответит партнёру, а затем поднимут установленного цвета карточку, информирующую учителя о правильности ответа.Индикатором обратной связи могут быть не только ответы учащихся, но и их вопросы: самоинициативные либо инициированниые учителем. Вопросы к учителю, вопросы к одноклассникам, вопросы по тексту учебника, на которые можно найти в нём ответы и те, на которые в учебнике ответ не содержится (а это уже стимул к творческому поиску). И конечно, каждый учитель мечтает о том, чтобы в классе функционировала локальная компьютерная сеть, позволяющая осуществлять постоянное личное взаимодействие с учеником.
Структура таблицы-схемы урока детализирована до действий учителя и учеников и операций, выполняемых ими. В каком виде и каким образом представлена ученику новая информация, как будет организовано обучающее взаимодействие учителя с учеником, чтобы ученик обрёл знание, какие действия нужно выполнить ученику, чтобы знания стали почвой для умений, как тренироваться в закреплении умений, чтобы, деятельностно преобразившись в операции, они стали навыками? Каждый шаг урока, обозначенный в таблице-схеме, даёт ответ на эти вопросы.
Мы не ставим перед собой задачу предложить универсальную схему универсального урока – любая унификация бесплодна, даже попытки великих и бессмертных философов Древней Греции найти единое первоначало всех вещей оказались лишь гипотезой, позволившей искать иные основания мироздания. Бесплодность застывшей единообразной схемы в организации урока сегодня стала общим местом, педагогика ищет инновационные подходы.
Таблица-схема "План урока"

Продол-жительность
Действия учителя
Материалы учебно-методического комплекса

Весь класс
Матер. УМК
Группа
учеников
Матер. УМК
Отдельные ученики
Матер УМК
1.
… мин.
Предъявляет содержание учебного материала, когнитивно-деятельностные установки
Какие средства УМК используются на данном этапе
Выполняют установки учителя (что конкретно)
Что использует
Выполняют установки учителя (что конкретно)
Что использует
Выполняют установки учителя (что конкретно)
Что использует
Приём сигналов обратной связи о результате данного этапа урока
С помощью каких средств УМК
Сигнализируют о выполнении
Индикатор обратной связи
Сигнализируют о выполнении
Индикатор обратной связи
Сигнализируют о выполнении
Индикатор обратной связи
2.
… мин.
Предъявляет содержание учебного материала, когнитивно-деятельностные установки
Какие средства УМК используются на данном этапе
Выполняют установки учителя (что конкретно)
Что использует
Выполняют установки учителя (что конкретно)
Что использует
Выполняют установки учителя (что конкретно)
Что использует
Приём сигналов обратной связи о результате данного этапа урока
С помощью каких средств УМК
Сигнализируют о выполнении
Индикатор обратной связи
Сигнализи-руют о выполнении
Индикатор обратной связи
Сигнализируют о выполнении
Индикатор обратной связи
3.
… мин.
Предъявляет содержание учебного материала, когнитивно-деятельностные установки
Какие средства УМК используются на данном этапе
Выполняют установки учителя (что конкретно)
Что использует
Выполняют установки учителя (что конкретно)
Что использует
Выполняют установки учителя (что конкретно)
Что использует
Приём сигналов обратной связи о результате данного этапа урока
С помощью каких средств УМК
Сигнализируют о выполнении
Индикатор обратной связи
Сигнализируют о выполнении
Индикатор обратной связи
Сигнализируют о выполнении
Индикатор обратной связи

… мин.
Предъявляет содержание учебного материала, когнитивно-деятельностные установки
Какие средства УМК используются на данном этапе
Выполняют установки учителя (что конкретно)
Что использует
Выполняют установки учителя (что конкретно)
Что использует
Выполняют установки учителя (что конкретно)
Что использует
Приём сигналов обратной связи о результате данного этапа урока
С помощью каких средств УМК
Сигнализируют о выполнении
Индикатор обратной связи
Сигнализируют о выполнении
Индикатор обратной связи
Сигнализируют о выполнении
Индикатор обратной связи
n
… мин.
Предъявляет содержание учебного материала, когнитивно-деятельностные установки
Какие средства УМК используются на данном этапе
Выполняют установки учителя (что конкретно)
Что использует
Выполняют установки учителя (что конкретно)
Что использует
Выполняют установки учителя (что конкретно)
Что использует
Приём сигналов обратной связи о результате данного этапа урока
С помощью каких средств УМК
Сигнализируют о выполнении
Индикатор обратной связи
Сигнализируют о выполнении
Индикатор обратной связи
Сигнализируют о выполнении
Индикатор обратной связи
Количество этапов урока определяется его задачами, оно не может быть заданным, постоянным.Обратим внимание на субъектную симметричность таблицы-схемы: "действия учителя – действия учеников".Организация работы учеников носит вариативный характер:
действия, котрые выполняют все учащиеся;
действия, которые на данном этапе урока выполняет группа учеников (например, лабораторный опыт);
действия, которые на данном этапе урока выполняет отдельный ученик (например, работа по карточкам).
Каждое действие предполагает использование учителем и учениками элементов учебно-методического комплекса. В соответствующей графе таблицы-схемы (УМК) обозначаются раздел учебно-методического комплекса и порядковый номер необходимого элемента – отдельно для учителя, отдельно для учащихся.Обратим внимание на синхронизацию действий учителя и учеников, их волновой, симметричный характер:учитель-коммуникатор – прямое воздействие учителя на учеников (реципиентов);учитель-реципиент обратной связи (диалогичность урока).Обмен информацией, таким образом, цикличен: имеет субъектно-завершённую форму: учитель – ученик – учитель.
Завершена эта связь должна быть на каждом этапе. Вне этого условия учитель рискует оказаться в роли исполнителя монолога не "для", а в "присутствии". Поэтому мы настаиваем на рефлексивном завершении каждого этапа урока.
Каждое новое действие на уроке возможно лишь при продуктивном итоге предшествующего. Система индикаторов обратной связи – авторское детище учителя, её невозможно унифицировать и схематизировать. Некоторые их возможных элементов мы назвали выше.Важным представляется этап диагностики результатов урока при подведении его итогов.
Учитель использует самые разнообразные оперативне методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания.
На этом этапе может оказаться плодотворной и самодиагностика учеником знаний и умений, полученных на уроке, самостоятельное соотнесение с целью урока и вывод о задачах для самостоятельной работы.
Обратим внимание читателя этого методического материала на пункт 3: "Планируемый результат. Знания. Умения. Навыки".
На этапе диагностики результатов урока мы, таким образом, должны соотнести полученные результаты с названным целеполагающим компонентом. Учитель-творец найдёт разнообразнейшие приёмы оперативной оценки знаний, умений и навыков, полученных учениками на уроке: это и опрос письменный, опрос устный, тестирование, блиц-опрос, перекличка, цепочка ответов и вопросов и т.д.Между названным этапом и завершающим этапом урока – домашним заданием – должна быть каузальная связь. Деятельность на уроке идёт к завершению; грядёт этап установок на самостоятельную работу ученика, следует то, что порой им не совсем любимо –

В прошлое ушли скорописью написанные на доске под аккомпанемент пронзительного звонка с урока номер параграфа, перечень страниц и номера задач и заданий.Заявившая о себе значимость самостоятельной работы в получении образования как ответ на вызов современности, требующий самоопределения, самоактуализации и самореализации, обнаружит себя в выполнении домашнего задания, где познавательное творчество ребёнка не обуздано взглядом учителя, движением хронометра и социальной ингибицией. Домашнее задание логически определяется целью урока и результатами урока. Зазор между ними – вот один из пунктов домашнего задания. Но не единственный.Закрепление знаний, умений и выработка навыков – таково предназначение домашнего задания в первую очередь.
НАВЫК – действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Интеллектуальный навык – автоматизированный приём, способ решения встречавшейся ранее задачи. (Психология. Словарь. – М.: Политиздат, 1990).
По определению, навык формируется лишь при многократном повторении и поддерживается, не угасает, будучи постоянно востребованным. Вот в чём ценность домашнего задания. И не только. Простор для творчества: оснащённый соответствующими установками учителя молодой человек становится первооткрывателем велосипеда, вечного двигателя, бессмертия, способов возвращения в прошлое, средства Макропулоса, шапки-невидимки, ковра-самолёта …Домашнее задание судьбоносно. Познавательные установки, которые предлагает учитель, оглашая домашнее задание:
на закрепление знаний;
на углубление знаний;
на развитие творческого уровня знаний;
на выработку умений;
на выработку и закрепление навыков.
Учитель очерчивает эталоны оценивания уровня выполнения домашнего задания:
обязательный;
углублённый;
творческий.
Примерная схема когнитивных установок:
что нужно выполнить;
почему это нужно выполнить;
как это выполнить;
для чего нужны эти знания, умения и навыки в жизни и на следующем уроке;
какие могут быть сложности;
что повторить;
на что обратить внимание;
какова будет следующая тема урока;
кто из одноклассников готов стать консультантом (не для того, чтобы списать, а для того, чтобы объяснить).
В заключение перечислим структурные компоненты технологической карты урока.
І. Блок целеполагания.
Тема урока.
Цель урока.
Планируемый результат: знания, умения, навыки.
Личностноформирующая направленность урока.
ІІ. Блок инструментальный.
Задачи урока.
Тип урока.
Учебно-методический комплекс.
ІІІ. Блок организационно-деятельностный.
Таблица-схема "План урока".
Диагностика результатов урока.
Домашнее задание.

Оцените статью
Добавить комментарий