Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода.

Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, среду обитания. Однако не любой труд будет считаться профессиональным. Уборка и приготовление пищи в своем собственном доме не является профессиональной деятельностью, хотя их и можно назвать трудом. А вот такая же работа человека в детском саду, школе является профессиональным трудом. Если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то он любитель, а если зарабатывает себе этим на жизнь, то он профессиональный спортсмен.

Профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, проф. подготовки, специально полученных знаний и навыков которые подтверждаются специальными документами о проф. образовании

Профессия является своего рода товаром, который человек может продать на рынке труда. Причем товаром, который пользуется спросом и за который другие люди готовы платить. Иными словами профессиональная деятельность может служить источником дохода.

Ну а теперь давайте, выполним профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности. (Выполняется тест).

Вывод: Если вы остановили свой выбор на профессии, которая совместима с вашими интересами, возможностями и особенностями характера, то вы находитесь на пути к профессиональному успеху.

Если спросить у любого человека, сколько он может назвать разных профессий, то можем получить ответ от 20 до 100, возможно чуть больше. А между тем в мире насчитывается более 10 тысяч профессий, а включая специальности и специализации их более 50 тысяч. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями. В России сейчас по данным «Единого тарифно-квалификационного справочника» насчитывается более 6 тысяч профессий.

В разные времена и у разных народов количество профессий значительно менялось. Профессии развиваются, что-то в них отмирает, появляется что-то новое. Каждая профессий, как всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. В процессе развития общества меняется структура экономики, вместе с ней меняется и потребность в тех или иных специальностях.

Назовите профессии, которые претерпели изменения в процессе своего существования (например, извозчик-водитель); исчезнувшие профессии (например, бурлак); вновь появившиеся профессии (например, логистик – менеджер по таможне и транспорту, управляющий поставками. Занимается организацией грузопотока)

Мы ясно видим, что в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для многих профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными. Активнее всех сейчас развиваются сферы торговли, управления и информационного обслуживания, и большинство новых профессий появляются именно в этих областях. Например, коммерческий агент, рекламный агент, агент по недвижимости, менеджер по маркетингу, рекламе, менеджер по продажам, специалист по сетям и телекоммуникациям, системный аналитик, специалист по компьютерному дизайну, Web-мастер и др.

В каждой библиотеке насчитываются десятки и сотни тысяч томов, но любую из книг можно найти, так как они расставлены по системе в соответствии с классификацией. Легко разобраться во множестве любых вещей помогает классификация.

Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку довольно трудно ориентироваться в таком количестве. Чтобы облегчить эту задачу, люди пытались систематизировать профессии по определенным признакам. Так появились различные основания для классификаций профессий, которые стали своеобразными путеводителями в профессиях.

Классификация профессий – это объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий. Например, по уровню квалификации; по уровню жесткости требований, предъявляемых к человеку, по отраслям хозяйства (промышленность, строительство и т.д.). Но наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е.А. Климовым и детально разработана его сотрудниками

Если представить себе, что весь огромный мир профессий – это как бы географическая карта, то территориями этой карты служат группы сходных по своим характеристикам профессий. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни требуют от него силы и ловкости, другие – преимущественно ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональных государств», занимающих на карте определенное положение.

  Классификационный признак                  
  Предмет труда (типы профессий)   Т Человек-техника   П  Человек-природа Ч Человек-человек З Человек – знаковая система Х  Человек — художественный образ
  Цель труда (классы профессий)   Г распознать различить определить оценить разработать проверить П преобразовать обработать упорядочить организовать оказать влияние И изобрести придумать найти новый способ решения    
    Орудия труда (отделы профессий) Р  Ручные (непосредственное выполнение функции М Механизированные (управление машинами, механизмами) А Автоматизированные (управление станками, устройствами) Ф Использование функциональных средств организма  
  Условия труда (группа профессий) м  Условия с повышенным уровнем моральной ответственности н Необычные условия труда б Условия бытового типа о Работа на открытом воздухе  
 

Предмет труда (тип профессий) – группа профессий, сходных по предмету труда. Тип профессий указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предмет труда – это то, на что направлен труд человека. Цель труда – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Несмотря на то, что цели труда разнообразны, их можно свести к основным трем: узнавать, преобразовать, придумывать. В зависимости от цели труда выделяют три класса профессий. Название этих профессий происходит от латинского «гнозис» — знание, познание. Цели труда в этом классе профессий быть разнообразными: сортировать, проверять по заранее известным признакам, оценивать. Преобразующие профессии (П). Огромное большинство профессий связано с преобразованием предметов труда с целью изменения или сохранения его свойств, положения в пространстве. Цель труда профессий этого класса – поиск чего-то неизвестного, причем часто в условиях ограниченного времени. Но это не профессии, связанные со специальными изысканиями, исследованиями, а профессии практического труда, но требующие постоянного оперативного поиска решения задачи. Деление профессий на три класса условное. Есть профессии сочетающие в себе признаки двух или всех трех класса. Так профессия учителя относится к классу преобразующих, но в период экзаменов, когда он проверяет, оценивает знания учеников, цель труда становится преимущественно гностической. Класс профессий говорит о степени сложности и требуемой квалификации человека, то есть о характере труда. Характер труда может быть исполнительным или творческим.  выделяются на основании использования различных орудий труда. Это профессии: — ручного труда – обработочные инструменты, приспособления — механизированные – машины с ручным управлением. Если техническое устройство сделано так, что оно полностью или частично заменяет человека в преобразовании материалов, распределении энергии или информации, то его называют машиной. Бытовая швейная машинка, подъемный кран, автомобиль являются типичными машинами с ручным управлением (токарь, шофер, машинист электровоза и т.д.) — с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов – полуавтоматы, автоматы, автоматические линии, робототехнические комплексы, аппараты. Это машина, которая приведена в движение и выполняет определенный вид работы без вмешательства человека. Высокие требования к человеку в отношении планирования действий, наблюдения, контроля, мысленного ведения технологического процесса и оперативного вмешательства в работу. — с преобладанием функциональных орудий труда — функциональные орудия незримы. Они находят место в любом труде. И нередко секрет мастерства и успеха кроется как раз в овладении именно этой группой орудий: вкусовые ощущения повара, глазомер модельера, тактильные ощущения хирурга. Каждая из профессий предполагает работу в различных условиях: люди работают под водой, под землей, на высоте, в горячих цехах, на открытом воздухе в любое время года и почти в любую погоду. Работают конечно и за письменным столом (Например: бухгалтер, экономист). По признаку условий труда можно выделить четыре группы профессий: труд в условиях обычного («бытового») микроклимата: лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ; труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры и влажности – агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций; труд в необычных условиях (под землей, под водой, на высоте, в воздухе) – пожарный, антенщик-мачтовик; труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое развитие людей, за большие материальные ценности – психолог, адвокат.

Закрепление изученного материала (34-36 слайд)

1. Распределите профессии из предложенного списка по предмету труда (по 5-ти типам):

озеленитель Ч-П; инспектор по кадрам Ч-Ч; художник Ч-Х; корректор Ч-З; врач Ч-Ч; официант Ч-Ч; артист кино Ч-Х; менеджер Ч-Ч; кинолог Ч-П; клипмейкер — специалист по работе с видео и звуком. Трансформирует рекламные идей в короткие видео-сообщения, осуществляет монтаж видео-клипов и заставок, участвует в планировании рекламной компании Ч-Т; столяр Ч-Т; тренер Ч-Ч; сборщик часов Ч-Т)

2. Распределите орудия (средства) труда по пунктам:

А) Средства для приема, получения информации.

Б) Устройства, предназначенные для переработки информации.

В) Средства для передачи информации среди людей, в обществе.

Г) Средства для осуществления практических действий в природных, технических, информационных системах.

Рулетка, телефон, трактор, лопата, лупа, весы, видеокамера, стиральная машина, микрокалькулятор, стамеска, компьютер, автомобиль, счеты, счетчик электроэнергии, школьный звонок, ксерокс, телеграфный аппарат.

3. Распределите следующие примеры профессий по условиям труда:

Вальвеолог (м); референт (б); преподаватель (м); инспектор ГИБДД (о); водолаз (н); ассистент менеджера (б); гувернер (м); тренер (м); врач (м); дворник (о); системный администратор (б); монтажник-высотник (н); аллерголог (м); витражист (б), (о).

Проверка усвоения материала:

Фронтальный опрос:

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели интересную и большую тему. А теперь проверим, как вы усвоили материал, попробуйте ответить на следующие вопросы: 1. Назовите, какие виды самооценки вы знаете. 2. Дайте определение понятиям профессия, специальность, должность (приведите примеры). 3. РПеречислите с помощью каких признаков, можно подробно описать профессию? 4. Объясните, почему выбор профессии это сложное и важное дело, от которого во многом зависит будущая судьба человека? 5. Назовите, какими правилами необходимо пользоваться при решении проблемы «кем быть»? 6. Перечислите основные признаки квалификации профессий по Е.А. Климову?

Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы рассмотрели первую тему нашего курса «Человек-труд-профессия» «Многообразие мира профессий», в результате изучения которой мы познакомились с объемом, задачами и содержанием профориентационного курса. Вы получили представление об основных признаках профессиональной деятельности и познакомились с различными способами классификации профессий.

Как вы думаете, цель сегодняшнего урока достигнута? Ответы учащихся.

Скажите, где и когда вам может пригодиться полученная сегодня на уроке информация? Ответ учащихся.

  • Анализ работы на уроке. Поощрение активно работающих ребят.
  • Подведение итога урока. Выставление оценок.
  • Домашнее задание

Повторить пройденный на уроке материал по записям в тетрадях.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий