02 Качественное отличие предмета истории психологии от предмета психологической науки.(см вопр 1)

^ См вопр №1.
Понятие рефлексии в широком смысле, как известно, применяется для обозначения актов самосознания, самопознания, самоанализа, самооценки – того, что можно было бы назвать “мышлением о мышлении”.
Мы привыкли, что знание предметно. А знание о знаниях о предмете? Знание второго порядка. Или метапознание. Обозначается словом рефлексия.
В нашей стране примерно в 70-80 годы был расцвет рефлексивной психологии — изучалась рефлексия — как механическая регуляции психических процессов.
Откуда пришло понятие? От известного философа — гносеолога — разрабатывал теорию познания — англ философ Джон Локк. Наряду с Декартом был основателем психологии как науки о сознании.
Его определение рефлексии выглядит немного архаичным:
— это наблюдение за деятельностью нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями.
Исходя из такой формулировки — существует ум — под умом понималось познание в широком смысле. Существует познание, кот приобретает опыт. Как-то его перерабатывает. И за этим наблюдает. Занимается познанием того, как оно познаетВ духе Локка — рефлексия — познание собственного познания.
Рефлексия(Из философской энциклопедии) — это осознание оснований собственной деятельности.
Субъект производит деятельность, или мы в аудитории, или наука, или человечество. И одновременно сознает, что он творит
В советские времена не позволялось открыто говорить о рефлексии — рефлексия это по сути ведение того, что мы творим. Это является неотъемлемой функции сознания. Рефлексия — важнейший критерий нормально функционирующего сознания. Обследование в клинике нач с общего сост сознания
ориентация в месте. времени, собственной личности.
Для клинич психологии — ведение, что он творит — критерий нормального сост сознания. Когда не ведает, можно говорить о грубых нарушениях
Т о рефлексия — неотъемлемое свойство сознания. Без рефлексии невозможно нормальное функционирование сознания и познание.

Первым из процессов была выделена интеллектуальная рефлексия — рефлексия как механизм интеллектуальной деятельности. Трактовалась как механизм мыслительной деятельности.
является мышление– обобщенное, опосредованное познание действительности. Есть и узкий смысл, в кот мышление исследуется в психологии — процесс решения задач. Именно процесс решения задач является материалом, на кот психология изучает мышление.
–>предметом мышления являются задачи и есть цели. По Леонтьеву — задача — это цель, данная в условиях.
Получается что предметом выступает задача в условиях, кот так преобразуется, что оказывается доступной цель. .
Исследование интеллектуальной рефлексии проводилось на задачах на соображение. Они как правило несложные, и могут решаться в уме. Но требуют новых схем решения.
Когда неправильно решается задача, и экспериментатор говорит об этом, тогда включается рефлексия.Была описана личностная рефлексия — осознание оснований собственной личности.Если придерживаться Леонтьева — нова личности -система мотивов Личность рождается 2-жды. Эффект горькой конфеты — соподчинение мотивов. 2 мотива вступают в отношения соподчинения. Впервые возникает иерархия. Потом долгий рост системы развития мотивов. Второе рождение — грань между детством и взрослостью — способность к осознанию и произвольной перестройке. Это личностная рефлексия.
— с т зр практической психологии — — развитие у подростков способности к рефлексии облегчало прохождение кризиса подросткового возраста
. Совместная деятельность не является суммой результатов. Пример Леонтьева – загонщик-охотники на волка. Охотник должен приготовиться. должен догонять, прицеливаясь, направляя копье бежать. Это сложная задача. Если по одному, в лучшем случае принесут по одному. Если объединяться, то один сядем в засаду, а др будет отгонять от себя. Целое не сводимо к частям. Совместная деятельность неаддитивна.Есть в опред деятельности. Аддитивность — целое равно сумме частей.Неаддитивность — несводимость целого к сумме частей.
Что необходимо чтобы распределить роли? Осознание совместной деятельности. ее структуры, ее динамики — это кооперативная рефлексия.
«воз и ныне там» — пример плохой кооперативной рефлексии.
Из социальных видов — коммуникативная рефлексия — осознание процесса собственного общения. Мы общаемся и одновременно осознаем, что происходит в ходе общения.
Можно выделить социально — перцептивную рефлексию, кот входит в процессы межличностного познания. И сознания самого себя.
До сих пор используется цитата из Маркса. «Петр смотрит на Павла и через это познает себя»
выступает важнейшей формой внутринаучной рефлексии психологии — позволяет ведать психологии, что она творит.
Но это не единственная форма внутринаучной рефлексии?

Оцените статью
Добавить комментарий