02 Качественное отличие предмета истории психологии от предмета психологической науки.(см вопр 1)

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

^ См вопр №1.
Понятие рефлексии в широком смысле, как известно, применяется для обозначения актов самосознания, самопознания, самоанализа, самооценки – того, что можно было бы назвать “мышлением о мышлении”.

Мы привыкли, что знание предметно. А знание о знаниях о предмете? Знание второго порядка. Или метапознание. Обозначается словом рефлексия.

В нашей стране примерно в 70-80 годы был расцвет рефлексивной психологии — изучалась рефлексия — как механическая регуляции психических процессов.

Откуда пришло понятие? От известного философа — гносеолога — разрабатывал теорию познания — англ философ Джон Локк. Наряду с Декартом был основателем психологии как науки о сознании.

Его определение рефлексии выглядит немного архаичным:

^ — это наблюдение за деятельностью нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями.

Исходя из такой формулировки — существует ум — под умом понималось познание в широком смысле. Существует познание, кот приобретает опыт. Как-то его перерабатывает. И за этим наблюдает. Занимается познанием того, как оно познаетВ духе Локка — рефлексия — познание собственного познания.

Рефлексия(Из философской энциклопедии) — это осознание оснований собственной деятельности.

Субъект производит деятельность, или мы в аудитории, или наука, или человечество. И одновременно сознает, что он творит

В советские времена не позволялось открыто говорить о рефлексии — рефлексия это по сути ведение того, что мы творим. Это является неотъемлемой функции сознания. Рефлексия — важнейший критерий нормально функционирующего сознания. Обследование в клинике нач с общего сост сознания

^ ориентация в месте. времени, собственной личности.

Для клинич психологии — ведение, что он творит — критерий нормального сост сознания. Когда не ведает, можно говорить о грубых нарушениях

Т о рефлексия — неотъемлемое свойство сознания. Без рефлексии невозможно нормальное функционирование сознания и познание.

^

Первым из процессов была выделена интеллектуальная рефлексия — рефлексия как механизм интеллектуальной деятельности. Трактовалась как механизм мыслительной деятельности.

^ является мышление– обобщенное, опосредованное познание действительности. Есть и узкий смысл, в кот мышление исследуется в психологии — процесс решения задач. Именно процесс решения задач является материалом, на кот психология изучает мышление.

–>предметом мышления являются задачи и есть цели. По Леонтьеву — задача — это цель, данная в условиях.

Получается что предметом выступает задача в условиях, кот так преобразуется, что оказывается доступной цель. ^ .

Исследование интеллектуальной рефлексии проводилось на задачах на соображение. Они как правило несложные, и могут решаться в уме. Но требуют новых схем решения.

Когда неправильно решается задача, и экспериментатор говорит об этом, тогда включается рефлексия.Была описана личностная рефлексия — осознание оснований собственной личности.Если придерживаться Леонтьева — нова личности -система мотивов Личность рождается 2-жды. Эффект горькой конфеты — соподчинение мотивов. 2 мотива вступают в отношения соподчинения. Впервые возникает иерархия. Потом долгий рост системы развития мотивов. Второе рождение — грань между детством и взрослостью — способность к осознанию и произвольной перестройке. Это личностная рефлексия.

^ — с т зр практической психологии — — развитие у подростков способности к рефлексии облегчало прохождение кризиса подросткового возраста

^ . Совместная деятельность не является суммой результатов. Пример Леонтьева – загонщик-охотники на волка. Охотник должен приготовиться. должен догонять, прицеливаясь, направляя копье бежать. Это сложная задача. Если по одному, в лучшем случае принесут по одному. Если объединяться, то один сядем в засаду, а др будет отгонять от себя. Целое не сводимо к частям. Совместная деятельность неаддитивна.Есть в опред деятельности. Аддитивность — целое равно сумме частей.Неаддитивность — несводимость целого к сумме частей.

Что необходимо чтобы распределить роли? Осознание совместной деятельности. ее структуры, ее динамики — это кооперативная рефлексия.

«воз и ныне там» — пример плохой кооперативной рефлексии.

Из социальных видов — коммуникативная рефлексия — осознание процесса собственного общения. Мы общаемся и одновременно осознаем, что происходит в ходе общения.

Можно выделить социально — перцептивную рефлексию, кот входит в процессы межличностного познания. И сознания самого себя.

До сих пор используется цитата из Маркса. «Петр смотрит на Павла и через это познает себя»

^ выступает важнейшей формой внутринаучной рефлексии психологии — позволяет ведать психологии, что она творит.

Но это не единственная форма внутринаучной рефлексии?

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …