1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции — страница 6

По данным аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния предприятия. К ним относится:
общая стоимость имущества предприятия = валюте или итогу баланса
стоимость иммобилизованных активов (основных и прочих внеоборотных средств) = итогу раздела 1 актива баланса.
стоимость оборотных (мобильных) средств = сумме итогов раздела 2 и 3.
стоимость материальных оборотных средств = итогу раздела 2 актива баланса, материальные оборотные средства (210-220).
величина дебиторской задолженности в широком смысле слова (включая авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) = строкам 230-246 раздела 2 актива баланса.
сумма свободных денежных средств в широком смысле слова (включая ценные бумаги и краткосрочные финансовые вложения0 = строка 250-264 раздела 2 актива баланса (банковские активы).
стоимость собственного капитала = разделу 4 пассива баланса.
величина заемного капитала = разделам 5 и 6 пассива баланса, статьи 66,67.
величины долгосрочных кредитов и займов, предназначенных для формирования основных средств и других внеоборотных активов = раздел 5 пассива баланса.
величина краткосрочных кредитов и займов, предназначенных для формирования оборотных активов – строка 10-112 раздела 6 пассива баланса.
вся величина кредиторской задолженности = строка 620 раздела 6 пассива баланса.

Формирование и использование прибыли (как формы дохода) – основа предпринимательской деятельности и её конечный финансовый результат. Сравнение массы прибыли с затратами характеризует эффективность работы предприятия. Одним из самых доступных методов управления предпринимательской деятельностью является операционный анализ, осуществляемый по схеме:

Данный метод позволяет выявить издержки финансового результата производственно-коммерческой деятельности от изменения издержек, цен, объёма производства и сбыта продукции. В отличии от внешнего финансового анализа (по данным публичной бухгалтерской отчетности (результаты операционного – внутреннего анализа составляют коммерческую тайну предприятия).
С помощью операционного анализа можно решить следующие управленческие задачи:
оценить прибыльность производственно-торговой деятельности;
прогнозировать рентабельность предприятия на основе показателя (запас финансовой прочности);
оценить предпринимательский риск;
выбрать оптимальные пути выхода из кризисного состояния;
оценить результаты начала функционирования новой фирмы или прибыльность инвестиций осуществляемых для расширения основного капитала;
разработать, наиболее выгодную для предприятия ассортиментную политику в сфере производства и реализации товаров.
Ключевыми моментами операционного анализа выступают пороговые значения показателей деятельности предприятия:
критический объем реализации и производства товаров, порог рентабельности, запас финансовой прочности. На практике они тесно связаны с понятием маржинального дохода (означающий результат от реализации продукции после возмещения переменных расходов) (ПР).
В финансовом менеджменте операционный анализ тесно связан с понятием производственного операционного рычага, расчет которого базируется на определение силы воздействия производственного рычага (СВПР). СВПР = маржинальный доход (МД) / прибыль СВПР показывает во сколько раз маржинальный доход превышает прибыль. Чем выше СВПР, тем больше предпринимательский риск, связанный с данным предприятием. На практике встречаются следующие случаи:
МД=0. в данном случае выручка от реализации покроет только переменные расходы, т.е. предприятие работает с убытком в размере постоянных издержек.
МД>0постоянных издержек, если деятельность предприятия прибыльна. Из выручки от продаж покроются не только все издержки, но и образуется прибыль.
Из выручки покрываются не только все издержки, но и образовавшаяся прибыль > 0. Эффект производственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к ещё более интенсивному изменению финансового результата (прибыли или убытка). Действия данного эффекта связан с неодинаковым влиянием перемены и постоянных издержек на конечный финансовый результат, при изменении объема производства (продаж). Если порог рентабельности пройден, то доля постоянных издержек в суммарных расходах снижается и СВПР падает. И наоборот, повышение удельного веса постоянных издержек усиливает действие производственного рычага. Порог рентабельности определяется по формуле: Порог рентабельности = постоянные издержки (СР) стабильные расходы / коэффициент маржинального дохода. Коэффициент маржинального дохода = Кмд. Показывает его удельный вес в выручке от реализации (в деловом обороте предприятия). Кмд = маржинальный доход / выручка от реализации. Этот коэффициент выражается в долях единицы или в %.
Например: если предприятие А имеет возможность повысить объем реализации продукции на 10%, то денежная выручка так же повысится на эти 10%. Прибыль в таких условиях, с учетом действия эффекта производственного рычага (ЭПР) = 2 увеличится на 20% (10%*2).
Исходные данные для расчёта эффективности прибыли А. Финансовое положение предприятия А.
Показатели
Сумма т.р.
%
1. Выручка от реализации продукции
205600
100
2. (- переменные издержки)
143920
70
3. = маржинальный доход
61680
30
4. (- постоянные издержки СР)
30840
15
5. = прибыль П
30840
15
6. СВПР МД/П = 61680/30840=2
7. Порог рентабельности (порог выручки обеспечивающей безубыточную работу предприятия)
ПР = СР/Кмд = 30840/0,3 = 102800 т.р.
Обязательным условием для расчета является сохранение стабильности постоянных издержек в данном временном (релевантном) периоде. Сила воздействия производственного рычага – объект фактор, выражающий уровень предпринимательского риска, связанного с предложением. Чем выше эффективность, тем выше предпринимательский риск. Чтобы обеспечить безопасность и безубыточность своего производства, предприятие с небольшой долей расходов (СР) может производить относительно меньше продукции (в физическом выражении), чем предложение с более высокой их долей суммарных издержках. Величина запаса финансовой прочности у 1 предприятия выше, чем и 2-го. Финансовый результат предприятия с низким уровнем постоянных расходов в меньшей степени зависит от изменения физического объема производства. Предприятие с высшей долей постоянных расходов вынуждено в большей мере опасаться падения объема производства и продаж. В случае снижения выручки от реализации продаж (за счет уменьшения объема производства) СВПР характеризует возможную потерю прибыли (или повышение убытка). В особо трудное положение попадает то предприятие, у которого в условиях спада производства убытки превышают маржинальный доход. Увеличение выручки от реализации продукции на таком предприятии влечёт снижение убытков в меньшей степени, чем рост объема производства, вызвавший его. И наоборот, предприятие, имеющее убытки ниже маржинального дохода, быстрее выйдет из кризисного состояния, т.к. аналогичный рост объема реализации продукции вызовет более интенсивное снижение убытков.
Покажем эту зависимость на примере.
Зависимость величины убытка от повышения выручки от реализации, т.р.
Показатели
Базовые условия

1 год
2 год
3 год
1. Выручка от реализации продукции
200000
220000
242000
266200
2. (- переменные расходы, рост их на 10%)
160000
176000
193600
212960
3. = маржинальный доход
40000
44000
48400
53240
4. (- постоянные расходы)
50000
50000
50000
50000
5. = прибыль (+) убыток (-)
— 10000
-6000
-1600
+3240
При сумме убытка свыше 10000 т.р., его покрытие затянется на более долгий период.

Оцените статью
Добавить комментарий