1. Архитектура и изобразительное искусство Древнего Египта: периодизация, типология памятников, функциональные и художественные особенности — страница 2

Скульптура. Неотъемлемую часть храмов и гробниц составляли статуи, которые сохранились со времен Древнего царства в большом количестве. Представление о вечной жизни привело к обряду мумификации и обилию в погребениях статуарных изображений, которые являлись как бы двойником умершего, его «ка»2. Ритуальные портретные статуи «ка» предназначались для воспроизведения невидимого в зримом образе, становясь вещественным олицетворением двойника умершего. Необходимым условием этого являлось портретное сходство. Портретный образ в осмыслении египтян имел двойственную сущность: с одной стороны, передача максимального сходства, с другой – предельная «идеальная» обобщенность. На этих противоположных основах складывается образ фараона. Эти особенности определили своеобразие древнеегипетского портрета, в котором сочетается индивидуальное и типологическое. Также отметим, что древнеегипетские портреты передают образ человека в идеально понимаемом возрасте: достигшего зрелости, но не старости, находящегося в полном расцвете сил.В портретах древнеегипетские мастера всегда уделяли особое внимание изображению глаз, поскольку именно с глазом, по традиции, связывалась способность воскрешения мертвых. Особый эффект достигался благодаря инкрустации или рельефной обводки по контуру век. Живость взору придавала и светящаяся точка хрусталя, вложенная вместо зрачка в инкрустированную пастой радужную оболочку. Так достигался выразительный взгляд, не встречавшийся со зрителем.Как уже упоминалось при разговоре о Раннем царстве, в статуях можно выделить определенные приемы исполнения: фронтальность позы, симметричное построение относительно вертикальной оси, а также изображение фигуры целиком, что отвечало требованиям религиозного ритуала. Большое распространение получили стоящие фигуры с выставленной вперед левой ногой (это движение означало шаг в вечность, поскольку левая сторона ассоциировалась с загробным миром), а также сидящие на троне или коленопреклоненные статуи и композиция писца. Писцы появляются в памятниках 5 династии, они могут быть пишущими или внимающими, основная идея этих статуй: писец допущен к слову бога и может лично видеть божественное.
Примеры: тронные статуи Джосера (илл. 15) и Хефрена (илл. 16), тронная статуя Рахотепа и его жены Нофрет (илл. 17), статуя фараона Микерина, богини Хатор и богини-покровительницы нома (илл. 18), тронная статуя зодчего Хемиуна (племянника фараона Хеопса) (илл. 19), статуя карлика Сенеба с женой (илл. 20), статуя царского писца Каи (илл. 21). Важно, что хотя композиционные типы и приемы повторяются, скульптурные портреты отличаются удивительным разнообразием. Для этого можно сравнить тронные статуи Джосера и Хефрена. Или тронные статуи зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет и зодчего Хемиуна. Изображение супружеской четы Рахотепа и Нофрет отличается декоративностью. Женская фигура тонирована розово-желтым цветом, мужская – темно-коричневым. Обе статуи портретны, индивидуальность лиц ярко выявлена. Взгляд устремлен вдаль. В статуе Хемиуна характерно не только лицо, но и вся фигура полного человека с массивными формами тела.
Исключительного совершенства достигли мастера и в деревянной скульптуре. Если ранее статуи можно было ставить лишь фараонам, то с 5 династии чиновники тоже получают это право при условии, что для их статуй будет использоваться дерево или «недолговечный» известняк. В этих памятниках также очевидно портретное сходство. Образцом деревянной скульптуры может служить статуя Каапера (илл. 22), известная под названием «Сельского старосты». Следует отметить, что по сравнению с памятниками официальной скульптуры статуи частных лиц конкретнее, жизненнее и индивидуальнее.
В Древнем Египте применялись две техники рельефа: барельеф и врезанный рельеф en creux (ан крё) с углубленным контуром. В первом случае фон удалялся, во втором – оставался нетронутым, и мастер моделировал изображение внутри контура. Рельефы Древнего царства отличались плоскостной манерой исполнения, фигуры в барельефе лишь незначительно выступали над фоном. Если раньше рельефами декорировались небольшие вещи (палетки и стелы), то теперь они развертывались большими циклами, объединявшими в себе множество сюжетов. Среди них особое место занимали сцены земной жизни (плавание по Нилу, сбор плодов и т.д. ), использовавшиеся в символическом смысле в сценах загробного мира. В процессе сложения планировки гробниц постепенно установилась определенная система их размещения. Вход фланкировался (привет Бутырскому!!) двумя фигурами владельца гробницы, изображавшегося во весь рост. Далее вдоль стен разворачивалось шествие носителей даров, направленное к средней нише с ложной дверью. Над нишей дверного проема, занятого статуей умершего, обычно располагалось изображение покойного перед жертвенным столом. Рельефные композиции и росписи располагались на поверхности стен регистрами, ширина и высота которых соответствовала пропорциям всего ансамбля.
Композиции рельефов и росписей обладали не только тематической общностью, но и рядом сходных технических приемов. Например, четкости врезанных линий контура в рельефе соответствовала контурная обводка изображений в росписях. Рельефные композиции обычно расписывались красками. Цвет, имевший в рельефах символическое значение, трактовался плоско, без градаций оттенков. При этом преобладала техника рельефа, а росписью дополнялись отдельные фрагменты, так что порой бывает трудно провести грань между раскрашенными рельефами и росписью.Важно, что в рельефах Древнего царства существенно изменилось отношение к передаче сюжета во времени. Если в палетках конца додинастического периода сцены развертывались в бурном движении, то в композициях Древнего царства появляется стремление расширить хронологические пределы действия и превратить событие преходящего момента в длящийся процесс. Вместе индивидуальной неповторимости каждой позы и действия важно изображение ритмически повторяющихся фигур, образующих длинную процессию.
Примером росписи периода 4 династии могут служить так называемые «медумские гуси» (илл. 23) – фрагмент росписи с изображением гусей из гробницы сына фараона Снофру, зодчего Нефермаат, и его жены Итет. В целом же рельефы и росписи царских заупокойных храмов 3-4 династий до нашего времени почти не дошли, поэтому общее представление мы можем составить по гробницам частных лиц. Например, портретный рельеф из мастабы зодчего Хесира (илл. 24), современника Джосера. Рельеф здесь не на много выступает над плоскостью фона, переход к которому осуществляется мягко.
Период 5-6 династий, напротив, является временем расцвета рельефов. В царских гробницах наряду с изображениями фараона среди богов представлены картины привода пленных, охоты, принесения жертвенных даров. В гробницах вельмож, напротив, все большее значение приобретают сцены заупокойного культа с изображением погребальных обрядов, ранее совершаемых только для фараонов. Впрочем, наряду с ними здесь также важны сцены охоты, рыбной ловли, подношения жертвенных даров. Одним из самых замечательных памятников этого времени является мастаба вельможи Ти. Ее стены от самого входа покрыты расписными рельефами. Самые известные из них – «Сцены охоты на Ниле» (илл. 25), «Погонщики ослов», «Перегон скота через реку» – располагались на северной стене погребальной камеры.
Если резюмировать анализ искусства этого периода, то можно отметить следующее: в эпоху Древнего царства сложились три основных принципа древнеегипетского искусства – синтез всех его видов при ведущей роли архитектуры, монументальность и декоративность форм. Эти законы едины для памятников зодчества, пластических композиций, памятников декоративно-прикладного искусства.

На время 7–10 династий приходится первый Период распада страны. По свидетельству Манефона, 70 царей 7 династии правили 70 дней. Эта образная характеристика наглядно характеризует время смут, которые наступили после децентрализации Египта и повлекли за собой общий экономический упадок. В это время номархи (правители египетских провинций, «номов») стремятся обособиться и обрести самостоятельность. Однако со второй половины этого периода выступает прослойка «малых людей», которые приобрели достаточный вес и были заинтересованы в объединении страны. В процессе объединения возникло два крупных очага: север, Дельта (9–10 династии) и юг с центром в Фивах, где местные правители образовали 11 династию, восстановившую централизованную власть и объединившую Египет в одно государство.От Периода распада дошло мало памятников. С утратой фараонами могущества их образы совершенно исчезают в изобразительном искусстве. Фигуры теряют персонификацию. Скульптура ограничилась пластикой малых форм. С одной стороны, здесь чувствуется стремление сохранить традиции прошлого, следование принятым композиционным типам. С другой стороны, установленная каноном соразмерность между всей фигурой и ее отдельными частями нарушается, поэтому одни изображения приобретают тяжеловесность, массивность, а другие – чрезмерную вытянутость.
Архитектура. Со вступлением на престол правителей 11 династии начинается эпоха Среднего царства. Фараоны, происходившие из Фив, делают свой родной город столицей. Ментухотеп I около 2050 года до н.э. вновь объединил Египет и положил начало строительству в Фивах. На западном берегу Нила у долины Дейр эль-Бахари располагается заупокойный храм Ментухотепа I (илл. 26). Этот архитектурный комплекс явился новым типом погребальных сооружений: здесь сочетаются тип скальной гробницы и традиционная форма пирамиды. Комплекс состоит из двух ярусов, на вершине второго располагалась пирамида. Внешние стороны террас обрамлены сдвоенными колоннами. Кроме того, колоннады располагались и в гипостильных залах, первый из которых помещался на верхней террасе, а второй следовал за открытым двором. Все сооружения примыкали одно к другому, определяя направление к святилищу, вырубленному в скале.
Если выделить основные его черты, то стоит упомянуть следующие: очень четкая осевая композиция, чередование открытых пространств и закрытых, увеличение масштабов залов – они становятся просторнее, сочетание гипостильного (многоколонного) зала и перистильного двора (колонны по периметру). Появление оси задает новую, удивительно четкую пространственную ориентацию. Кроме того, если в архитектуре Древнего царства важна была вертикаль (поэтому дорога через комплекс шла под наклоном), здесь важно гармоничное сочетание вертикали и горизонтали, тогда как в Новом царстве окончательно победит горизонталь (идея шествия человека к богу).
Фараоны 12 династии продолжали строительство пирамид, которые значительно уступали древним и по размерам и по конструкции. Сооруженные из кирпича-сырца пирамиды фараонов Сенусерта I и Сенусерта II не сохранились. При Сенусерте I на восточном берегу Нила в Фивах было положено начало строительству храма Карнака. В частности, была построена так называемая «Белая капелла» (илл. 27). Это одно из древнейших сохранившихся зданий в Карнаке. Позднее при фараоне Аменхотепе III (18-ая династия, отец Эхнатона) это сооружение было разобрано и его алебастровые блоки использовались как наполнитель для пилона Карнакского храма, где они в первой половине 20 века были найдены в полном объеме и вновь воссозданы в прежнее здание. На цоколе капеллы перечислены названия египетских областей (номов) с их столицами.
Кроме того, отметим, что в зодчестве этого периода появляются новые конструктивные решения: колонны с хаторическими капителями, а также оформление входа в виде двух массивных башен-пилонов. В дальнейшем этот прием будет закреплен в канонической системе планировки древнеегипетских храмов.Расцвет строительства приходится на годы правления Аменемхета III. Сохранилось упоминание о сооружении грандиозного заупокойного храма фараона, не уступавшего по своим масштабам пирамидам Древнего царства и известного под названием «Лабиринт», происхождение которого традиционно связывают с тронным именем Аменемхета III, которое в греческой транскрипции звучит как «Лабир». К сожалению, практически все памятники Среднего царства полностью разрушены и до нас не дошли.
Скульптура во времена Среднего царства претерпевает значительные стилистические изменения. Фиванские фараоны, желая подчеркнуть преемственность, продолжают традиции Древнего царства. Среди ритуальных композиций ведущее место по-прежнему отводилось изображениям обряда хеб-сед. Первые этапы церемонии были связаны с символическим убиением престарелого фараона. Обряды совершались над его статуей, где царь представлен сидящим на троне в застывшей позе. К этому типу памятников принадлежит статуя Ментухотепа II (илл. 28). Белое ритуальное одеяние окутывает фигуру, по контрасту с которым обнаженные части тела и лицо кажутся почти черными. Красная корона вносит яркий акцент в строгую цветовую гамму. Вся статуя Ментухотепа трактована жестко, массивные формы тела тяжеловесны и скованны. Нижняя часть фигуры заметно утяжелена, ноги словно срослись с постаментом. Лицо портретно (в пределах необходимой для этого условности). Обобщенная передача крупных черт, слабая моделировка поверхности, низкая посадка головы, круглый овал лица, условная улыбка и остановившийся взгляд – вот приемы 11 династии.
С 12 династии расширяется назначение ритуальных статуй. Они делаются не только для помещения их в закрытых покоях, но и устанавливаются в храмах наряду с изображениями богов. Помимо этого, на протяжении 12 династии в скульптурном портрете происходит интенсивная эволюция стиля. Ранние памятники времени Сенусерта I, тяготевшие больше к традициям предшествующего периода, отличались массивностью форм, и застывшим, маскообразным выражением лица. Пример: Статуя Сенусерта I из Каирского музея (илл. 29). В то же время статуи частных лиц моделированы значительно тоньше. Особенно это касалось моделировки женских фигур, среди которых можно отметить статую царицы Нофрет, жены Сенусерта II (илл. 30).
Позже трактовка официальной скульптуры существенно меняется. В изображении фараона подчеркивается портретность его образа, стремление усилить человеческое, а не божественное начало. Поэтому статуи этого периода, оставаясь ритуальными, отличаются большей индивидуальностью образов. В этой связи вырабатываются и характерные стилистические приемы – объемная моделировка поверхности, детализация лиц, но без излишней дробности, использование светотени и фактурных возможностей материала.
Расцвет скульптуры официального направления эпохи Среднего царства приходится на правление Сенусерта III. Статуи изображают фараона в различном возрасте – от юного до зрелого. Во всех памятниках усилены индивидуальные черты. Важную роль играет светотень, усиливающая пластическую лепку лица и придающая ему суровое и даже скорбное выражение. Эти приемы распространялись на всю группу портретов фараона, среди которых голова из обсидиана (илл. 31) по праву может считаться вершиной портретного искусства Среднего царства. В этом памятнике с удивительной свободой переданы соотношения выступающих и впалых частей, позволяющих почувствовать живую структуру поверхности лица и его костяк. Глянцевая поверхность камня усиливает контрастность объемов. Так же решен портрет Аменемхета III из ГМИИ (илл. 32).
Объясняя суть произошедших изменений в скульптуре, Померанцева отмечает, в портретах того времени художники передавали мироощущение эпохи, подвергавшей сомнениям прежние доктрины. Об этом, в частности, повествуют такие литературные произведения, как «Разговор разочарованного со своей душой» или «Песнь арфиста», где отчетливо проступают пессимизм и скепсис в оценке окружающего мира. Портретные образы фараонов этого времени лишены тех гармонии и покоя, которыми обладают статуи Древнего царства. Если в образах Древнего царства человеческое и духовное сливалось воедино, то теперь индивидуальные черты становятся доминирующими. Важно, что искусство Среднего царства в стилистическом отношении оставалось неоднородным, поскольку его развитие шло в двух направлениях: столичной школы (манерное, «гламурное» искусство) и местных центров (стремление к подражанию центру, но также и использование новых тем и сюжетов, более живописная техника росписей). При этом номархи стремились подражать дворцовому официальному стилю, возводя свои гробницы наподобие царских заупокойных храмов. Наконец, отметим появление и нового типа заупокойных статуй: изображения фигуры, заключенной в блок камня, — так называемой кубообразной композиции.

Оцените статью
Добавить комментарий