1. История лингвистики как смена научной парадигмы

Парадигма (в грам-ке п. – система форм; п. склонения, спряжения). История любой науки свидетельствует, что в процессе ее развития происходит периодическая смена общенаучных подходов и методов исследования → ученый Кунг ввел термин научная парадигма или парадигма науки.
П. конкретной науки – научные основы, кот. общеприняты в данное время , в данном научном сообществе и являются базой для постановки и решения научных проблем, а также для осмысления эмпирических фактов. С этих позиций процесс развития науки представляется как смена научных парадигм.
e.g Лысенко считал, что все изменения растений и животных происходят под влиянием окружающей среды.

1. Научное сообщество отвергает новые парадигмы, т.к. человек живет стереотипами. 2 стадия – когда происходит признание учеными новой идеи. 3 стадия – когда новые идеи получают всеобщее распространение и входят в учебники.

Почему пар-мы меняются? Развитие науки обусловлено взаимодействием 2х факторов:
внешние факторы — связаны с практической деятельностью, с практическими потребностями общества;
внутренние факторы: логика развития самой науки.
В процессе непрерывного развития науки, время от времени возникают новые факты, которые не могут быть объяснены в рамках господствующей парадигмы. Для их объяснения требуются новые идеи, новые методы, кот. и обуславливают переход к новой научной парадигме.
В коммуникации участвуют автор – порождает текст, сам текст и реципиент.
П.: 1. Логическая,2. Психологическая,3 системно-структурная,4 коммуникативная,5* видео- вербальная.
1. Логическая – уходит корнями в грамматические описания 18 века, « Порт Рояль». Считали, что у всех логика была одинаковая: были понятия, суждения, умозаключения и т.д. Понятие – мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки ( квадрат – признак: все углы прямые, все стороны равны. Суждение – субъект (человек), связка и предикат (свойство). Умозаключение – тот вывод, кот. мы делаем из посылок. ЛП утверждала, что логика и грам-ка тождественны, что предложение равно суждению, основа тожд. понятию.
2. Психологическая п. – у истоков стоял Гумбольдт (1767-1835). ПП отвергла предпосылки логической парадигмы. Один из ученых писал, что логика соотносится с грам-й, как круг и красное. Сущ-ет много школ:Лейпцигская школа младограмматиков, московская лингвистическая школа,казанская лингв-я школа, психологическое направление в языкознании. → основная идея. ПП утверждала, что все явления языка нужно рассматривать с позиции психологии, с использования псих-их терминов. Важная особенность ПП в изучении языка должны быть включены участники коммуникации (автор и реципиент). Герман Пауль – представитель этой П. говорил о своих предшественниках: «с исключительным рвением исследовали языки, но слишком мало говорящего человека». «Никто не понимает слово именно так как другой; всякое понимание есть непонимание» – Гумбольдт.
отказалась от идеи психологической парадигмы. Исключены все психические понятия из рассмотрения. Она отказалась от установок предшествующей парадигмы потому, что новые проблемы поставленные ею не могли быть разрешены в рамках имеющегося знания.. Было необходимо описать язык как систему. Возникла необх. Объяснения новых знаков →предпосылки смены парадигмы. ССП извлекла язык из акта коммуникации, отвергла говорящего и слушающего исключила из изучения языка все психологические характеристики. Основоположник ССП Фердинанд де Соссюр. По Соссюру: речевая деятельность делилась на 1) язык и 2) речь, где язык – система знаков. Лингвистика изучает язык как систему знаков, то есть элементы и отношения между ними. Язык социален; речь – индивидуален, каждый из нас имеет свое произношение, слова которые человек употребляет тоже индивидуальны.. Язык навязывается человеку (Соссюр), язык – норма, обязательная для всех. Синхрония – изучение языка на данный момент времени. Диахрония – изучение языка развитии.
каждый человек включен некий круг общения, где может выступать либо в роли автора, либо в роли виртуального реципиента. Образуются: автор-реципиент цепочки(АРЦ).Коммуникативная среда данной социальной структуры включает: АРЦ, доступные и освоенные средства общения. Типы: естественная, первичная, вторичная, третьего поколения. Параметры комм-й среды: 1) язык общения,2) состав коммуникантов,3) численность ком-в,4) скорость распространения мнфы,5) время хранения инфы в КС).

Отличие Кп от ССП. ССП изучает язык как систему знаков: элементы и отношения между ними. Произошла смена на КП, что в КП привлекается человек (автор-реципиент). Она изучает процесс комм-ции. В настоящее время имеется большое число различных видов информации, а также существуют многочисленные средства ее передачи. КС включает автор-реципиент цепочки и техсредства. Виртуальная реальность – эффект присутствия. Процессы передачи инфы получили название коммуникации, а средства предназначенные для этой цели назыв. средствами системной коммуникации. Система комм-ции:
– это телевидение, радио, печатные издания и различные средства сбора инфы:выборы, конференции, опрос. Основной признак этого вида комм-ции состоит в том, что в ее рамках 2 отдельных индивида не могут установить обособленную инфу между собой ;
– в ней отдельные индивида могут установить обособленную инфу, телефон, экзамены. Несмотря на разнообразие систем ком-й в каждой из них можно выделить элементарную ком-ую цепочку (автор-текст-реципиент). Без этих 3х компонентов ком-я не возможна.

Диалектизмы – помогают передать местный колорит, особенности речи.
Профессионализмы – слова и выражения, используемые в различных сферах деятельности чела. Есть профессионально-жаргонные слова; иногда они играют роль терминов.
– разновидность разговорной речи, используемая определенным кругом носителей языка. Просторечия — сниженные слова; они находятся за пределами литературной лексики.

Оцените статью
Добавить комментарий