1. Основные гипотезы происхождения живого

  • От :
  • Категории : Без рубрики
Лекция 11

Концепция эволюции

1. Основные гипотезы происхождения живого. Проблема эволюции и происхождения живого на Земле является загадкой и предметом споров не одно столетие. Данная проблема относится к наименее исследованным вопросам, связанным с философией и религией. К основным теориям, связанным с моделью развития Вселенной относятся:

1. Креационизм (от лат.creatio — сотворение) – жизнь была создана Творцом в определенное время, которое можно вычислить. По расчетам архиепископа Ашера из Ирландии (1650 год) Бог сотворил мир в октябре 4004 года до н.э., а в 9 часов утра 23 октября – человека.

^ – жизнь возникла самопроизвольно из неживого вещества. Эта теория существовала в Вавилоне, Египте и Китае. Она восходит к Эмпедоклу и Аристотелю: определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при определенных условиях может создать живой организм. Сторонниками данной гипотезы были Демокрит, Фалес, Анаксагор, Платон, Цицерон, Плутарх и Апулей. Доктрину самозарождения жизни отверг итальянский биолог Ф.Реди, который сформулировал принцип: «все живое — из живого».

^ – жизнь существовала всегда. Сторонники этой теории считают, что на вечно существующей Земле некоторые виды вынуждены были вымереть или резко изменить численность в тех или иных местах из-за изменения внешних условий. С идеей вечного существования жизни во Вселенной связана следующая группа гипотез.

^ – жизнь занесена на Землю из Космоса. Эта теория не предлагает механизма первичного возникновения жизни на планете Земля и переносит проблему в другое место Вселенной. В 1865 году немецкий врач Г.Рихтер выдвинул идею космических зачатков – космозоев, которые переносятся с одной планеты на другую с помощью метеоритов. Аналогично мыслили Кельвин, Гельмгольц. В начале XX века Аррениус выступил с идеей радиопанспермии. Он говорил, что с населенных планет уходят в мировое пространство частички вещества, пылинки и живые споры микроорганизмов, которые, попадая на планету с подходящими условиями, начинают новую жизнь. Эту гипотезу поддерживали многие, в том числе русские ученые С.П.Костычев, Л.С.Берг, В.И.Вернадский, П.П.Лазарев.

^ – жизнь возникла в результате биохимической эволюции. Эта теория тесно связана с эволюцией самой планеты Земля. Земля существует почти 4,5 млрд лет. Сначала Земля была горячей планетой. Затем она начала остывать. В процессе снижения температуры Земли ее химический состав эволюционно изменялся и 3,5 млрд лет назад возникла органическая жизнь в виде пограничных форм — коацерватов (А.С.Опарин).

Научная постановка проблемы возникновения жизни принадлежит Ф.Энгельсу, считавшему, что жизнь сформировалась в ходе эволюции материи. Все рассматриваемые теории, так или иначе, связаны с человеком, так как человек интегрирует и замыкает в себе все формы и уровни организации материи, будучи одновременно существом и биологическим и социальным, а главное – обладающим разумом – высшим результатом развития мира. Исследования таких ученых как К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, П.Тейяр де Шарден, Н.И.Вавилов, А.Л.Чижевский способствовали развитию идеи, что биологическое выступает лишь непосредственной предпосылкой в общей схеме: Вселенная – Земля – Человек. Если попытаться определить место человека в истории Земли, то можно констатировать, что человек на Земле – существо еще очень молодое. Известный датский этнограф Й.Бьерре пишет, что если бы мы могли увидеть историю Земли, втиснутую в рамки одного года, то получилось бы примерно следующее: «В ноябре впервые появляется жизнь – амебы, ящеры, грибы. В середине декабря появляются гигантские животные, а за четверть часа до Нового года, то есть примерно в 23,45 в новогоднюю ночь, на сцену выходит человек. Вся наша эра занимает только последнюю минуту уходящего года». Даже если мы возьмем только развитие биосферы, то и в этом случае история человечества займет лишь небольшой отрезок времени. Действительно, история биосферы представляет собой чередование целого ряда этапов эволюции, каждый из которых являл все более сложные формы развития жизни. И только в конце этого развития появляются человек и общество. С точки зрения места в истории Земли человека и человечества эти этапы можно разделить следующим образом: 1) период чисто геологической эволюции, когда на Земле еще не было жизни; 2) период геологобиологической эволюции, на последней стадии которого происходит формирование антропосоциогенеза; 3) период духовной эволюции, сфера разума. Это качественно новая эпоха в эволюции Земли. Она характеризуется развитием разума и переходом от биосферы к ноосфере – сфере взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором эволюции.

Большой вклад в такое понимание естественно-научной картины мира и места человека в истории Земли внес ^ . Согласно его теории в ходе развития Вселенной на Земле естественным «скачкообразным образом» совершился переход от неживого к живому, возникла биосфера. Ее эволюция в свою очередь привела к возникновению человека. Таким образом, человек — дитя Земли. Но речь идет не только о человеке как сугубо биологическом виде. Вместе с человеком появляются разум, мысль, сознание. По мнению Тейяра де Шардена, возникновение мысли – явление, которое знаменует собой «трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты». Подобная позиция отражена и во взглядах В.И.Вернадского, который писал, что человек представляет собой неизбежное проявление закономерного природного процесса. В ходе эволюции формировался мозг, который стал материальной основой разума. «Научная мысль» человека в соединении с трудовой деятельностью является основной силой, которая ведет к преобразованию биосферы в ноосферу.

Если сравнить высказывания этих двух великих ученых, то ясно прослеживается одна очень важная мысль: появление разума (Тейяр де Шарден) и научной мысли (Вернадский) в сочетании с трудовой деятельностью человека ведет к превращению биосферы в ноосферу. Следовательно, не только эволюция Земли и биосферы приводит к возникновению человека, но и появление человека и его совершенствование влияют на развитие Земли и биосферы. Отсюда следует вывод, что человек должен мыслить и действовать не «только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов», но и в глобальном масштабе всей Земли.

^ . Суть проблемы антропогенеза заключается в том, чтобы ответить на вопрос: как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превращается в человека, существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. Человек – сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем – биологической и социальной, поэтому он является предметом изучения различных наук, в том числе и КСЕ, где человека рассматривают в аспекте естественнонаучного познания.

До XIX века в европейской мысли господствовала теистическая антропологическая концепция, согласно которой мир не имеет развития в истории, прошлое и будущее являются точно такими же, как и настоящее. Поэтому теистическую теорию происхождения человека нельзя назвать научной, так как в ней нет объяснения естественных причин и закономерностей появления и развития мира и человека.

Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX веке. Первым значительный вклад в утверждение эволюционизма внес Ж.Б.Ламарк, который создал достаточно целостную концепцию эволюции живой природы («однолинейный детерминизм» Ламарка). Согласно ей все виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некого внутреннего стремления организмов к усовершенствованию. Ламарк провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы, хотя и не вскрыл ее подлинных причин. Идеи Ламарка стали естественнонаучной предпосылкой возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина. Дарвин показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет их, а естественный отбор устраняет неспособные к приспособлению организмы в процессе борьбы за существование. Благодаря этому единому процессу организмы накапливают новые приспособительные признаки, что и ведет к образованию новых видов. Таким образом, Дарвин установил движущие силы эволюции органического мира и объяснил процесс становления и развития биологических видов.

Однако, разработав теорию естественного происхождения человека, он не включил в нее влияние социального фактора на его развитие. Кроме того, в теории Дарвина отсутствует качественное отличие ума человека от животного, в ней не затрагивается роль труда в процессе антропогенеза. Этот недостаток был ликвидирован трудовой теорией антропогенеза, которая говорит о том, что труд не отменяет действия биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора.

Синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики произошел в конце 20-х годов XX столетия и выразился в создании синтетической теории эволюции. Большую роль при этом сыграла популяционная генетика, основанная биологами С.С.Четвериковым и Н.В.Тимофеевым-Ресовским. Она изучает элементарные эволюционные процессы не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений.

В последние десятилетия синтетическая теория эволюции стала подвергаться критике. Прежде всего, это связано с распространением в биологии различных сальтационистских концепций, утверждающих скачкообразный характер развития жизни, а том числе и антропогенеза. Настоящие подходы согласуются с теорией самоорганизации систем, в основе которой лежит принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем, то есть систем, обменивающихся со средой веществом, энергией и информацией, которые переходят от одного качественного состояния к другому в результате скачкообразного процесса. Причем, состояние системы после скачка, согласно данной теории, носит случайный характер. К таким системам относятся все биологические системы, в том числе и человек. Разработка теории самоорганизации связана с особым направлением в науке, которое называется синергетика. С теорией самоорганизации согласуется и эволюционная теория антропогенеза П.Тейяра де Шардена. По мнению автора, появление homo sapiens – это скачок в антропогенезе. В рамках своей эволюционной концепции Тейяр де Шарден обосновал единство биологической и социальной природы человека и предложил ближайший к homo sapiens ряд: австралопитек – питекантроп – синантроп – homo sapiens.

С точки зрения сегодняшнего естествознания вся цепочка предшественников современного человека выглядит следующим образом: самый древний известный науке предок человека и высших обезьян – рамапитек – жил на территории от Индии до Африки около 14 млн лет назад. Примерно 10 млн лет назад от него отделился предок орангутанга – сивапитек, который остался в Азии. Общий же предок гориллы, шимпанзе и человека, по-видимому, обосновался в Африке, поскольку именно там найдены древнейшие орудия труда (2,5 млн лет назад) и остатки жилищ (1.75 млн лет назад). В Африке найдены останки человека умелого – зинджантропа, жившего 2 млн лет назад. Он обладал уже такими чисто человеческими признаками, как прямохождение и заметная развитость кисти руки. От человека умелого прослеживается связь с древнейшим человекообразным существом – австралопитеком, жившим от 4 до 2 млн лет назад. Далее развитие современного человека прослеживается более определенно: питекантроп (обитавший во временных рамках 1,9-0,65 млн лет назад), синантроп (400 тыс.лет назад) и неандерталец, появившийся по разным данным, от 30- до 40 тыс.лет назад.

Но антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса. Эволюция осуществляется в процессе постоянного возникновения новых ответвлений, большая часть из которых очень быстро исчезает. В каждый период времени существует множество параллельных эволюционных линий, происходящих от общего предка. Основная проблема в восстановлении эволюции человека состоит в том, что у нас нет близких родственников среди живущих ныне предков. Наши ближайшие, хотя и не очень близкие, в настоящее время живущие родственники – шимпанзе и горилла – были связаны с нами общим предком не менее 7 млн лет назад.

В настоящее время существенным является следующий вопрос: а продолжается ли биологическая эволюция человека после возникновения 30-40 тыс. лет назад homo sapiens? Строго говоря, эволюция человека продолжается на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне жизни. Что же касается биологической эволюции, то с тех пор как человек выделился из животного мира, по крайней мере, она перестала играть решающую роль. Ведущую роль в эволюции современного человека играет культура. Развитие процесса антропогенеза завершается вместе с прекращением видообразования человека, с этого же времени заканчивается и действие группового отбора как ведущего фактора эволюции человека. В настоящее время естественный отбор является главным фактором эволюции только для животных. Для человека роль отбора заключается в сохранении генофонда и сдерживании мутаций. Естественный отбор у человека происходит главным образом на уровне зародышевых клеток. В основе эволюции человека в настоящее время лежит развитие интеллекта и целесообразной деятельности. Изменение социального облика человека влечет за собой изменение в биологическом плане. Прежде всего, это касается продолжительности жизни. С возникновением человека и общества генетическая информация утрачивает свое главенствующее значение в его жизнедеятельности. Она заменяется социальной информацией. Развитие же социальной информации определяется социальными факторами, которым подчиняется и общебиологический процесс.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …