1. Понятие личности осужденного

  • От :
  • Категории : Без рубрики

СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3
1. Понятие личности осужденного……………………………………………………..4
2.Типология осужденных: правовая, научная (академическая), пенитенциарная………………………………………………………………………………………….93.Социальные, демографические, уголовно-правовые и нравственно-психологические особенности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы………………………………………………………………………………………12ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….18СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19
ВВЕДЕНИЕ
Успешное предупреждение преступлений, а также исправление правонарушителей во многом зависит от степени изучения личности преступника и осужденного, поскольку «личность является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения»1. При рассмотрении личности преступника необходимо познать ее внутреннюю сущность, психический настрой и на этой основе разработать и реализовать программу переформирования отрицательной направленности правонарушителя. В практической деятельности воспитателей исправительных учреждений (далее – ИУ) нередко бывает так, что они непосредственно приступают к организации исправления осужденного, минуя сам этап изучения личности. В этом случае нарушается система взаимодействия методов психолого-педагогического воздействия на личность и познания ее внутренней сущности, что приводит к серьезным ошибкам при осуществлении практических мер исправительного воздействия на осужденных. В этой связи весьма справедливым является утверждение профессора А.С. Михлина о том, что «изучение личности осужденного необходимо для решения всех вопросов, связанных с деятельностью ИУ»2.
Необходимость изучения личности осужденного обусловлена тем, что «любой коллектив осужденных, с одной стороны, имеет свой психологический настрой, свое лицо, с другой — он состоит из нескольких десятков и сотен индивидуумов с различной степенью социально-педагогической запущенности, которые требуют далеко не одинаковых мер психолого-педагогического воздействия, соответствующих психологическому складу, нравственному облику, интеллектуальному развитию правонарушителей»3. Изучение личности отбывающих наказание необходимо для выявления их черт, приведших к совершению преступления и которые должны быть искоренены. Вместе с тем нужно знать те положительные черты, что есть в человеке и на что можно опираться в проведении воспитательной работы. «При осуществлении перевоспитания осужденного необходимо опираться на его положительные качества. Относясь к нему как к личности, воспитатель способствует росту его самоуважения и самосознания — важным элементам процесса перевоспитания. Осужденный должен чувствовать себя личностью, членом общества. Это существенно способствует искоренению его отрицательных черт и качеств»4. Следует заметить, что А.С. Макаренко недаром говорил о том, что нужно «в каждом человеке видеть личность»5.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что, прежде всего, необходимо разобраться с понятием личности осужденного. Этим и объясняется актуальность темы данной контрольной работы.
1. Понятие личности осужденного
Термин «осужденный» подразумевает социальное положение человека, попавшего в места лишения свободы, связанное с ним выполнение социальных ролей и функции, отличных от тех, которые он выполнял, находясь на свободе. Личность осужденного – это интегральное качество совершившего преступные действия человека, представляющее взаимосвязанный комплекс социально-демографических, психологических, уголовно-правовых и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение и характеризуют общественную опасность осужденного.
Каждая личность несет на себе отпечаток тех условий жизни, в которых она живет и действует как сознательное, общественное су­щество. Своеобразие личности осужденного проявляется прежде все­го в ее психическом облике: характере, способностях, темпераменте, интересах, установках, отношениях и т.д. Они формируются и прояв­ляются в деятельности человека в окружающем мире. На их развитие большое влияние оказывает та, в которой протекает жизнедеятельность данного индивида. В то же время вряд ли можно полностью согла­ситься с распространенной тенденцией видеть у лиц, совершивших преступление и отбывающих за это уголовное наказание, особые ка­чества, особую психологию, делающую их непохожими на законо­послушных людей. Такого рода понимание личности осужденного заключается в том, что ей приписываются определенные свойства и качества, взятые в отрыве от социальных условий жизни и деятельно­сти людей. Не существует ни преступной психики, ни преступной на­следственности. В то же время психика и природные влечения причастны к любому поведенческому акту, в том числе и противозакон­ному.Вероятно, неправильным будет сведение личности осужденного только к ее социальному окружению, к совокупности тех социальных функций и ролей, которые выполняет человек, отбывающий уголов­ное наказание в местах лишения свободы.Противопоставление социального психологическому будет также неверным потому, что социальные влияния действуют через психиче­ское, которое, в свою очередь, есть результат прошлого влияния со­циального.Таким образом, подход к проблеме личности осужденного в пенитенциарной психологии предполагает единство социального, психологического и физического. Поведение человека детерминируется единым биосоциальным фактором.Необходимо различать личность делинквента, подследственного, обвиняемого, осужденного, поскольку, проходя различные стадии в уголовном процессе, человек вступает в новые отношения, приобре­тает новые права и обязанности. Поэтому установки, мотивы на каж­дом из этих этапов у личности могут быть разные. В то же время вряд ли можно полагать, что изменяются такие стержневые свойства лич­ности, как направленность, характер, эмоционально-волевая сфера. Однако нельзя отрицать, что такие критические периоды могут суще­ственно повлиять на поиск другого смысла жизни, на изменение сво­его поведения.Основу понятия «личность преступника» и родственного ему по­нятия «личность осужденного» составляет определение личности, которое складывается в отечественной юридической психологии, а оно во многом носит противоречивый характер. Некоторые авторы во­обще обходятся без него. Так, говоря о «личности преступника», ав­торы исходят из того, какую социальную функцию выполняет данный человек, говоря «личность осужденного» — подразумевают социаль­ное положение и социальные функции, выполняемые лицами, лишен­ными свободы, при отбывании наказания.Иными словами, необходимо рассматривать человека в соответ­ствии с тем, на какой стадии правовых отношений он находится, ка­кие социальные функции выполняет. Когда преступник осуждается судом и попадает в места лишения свободы, он начинает выполнять особые социальные роли, которые обусловлены требованиями режи­ма, трудовой деятельности и обучения, положением среди других осужденных.В отечественной психологии достаточно четко сформулировано положение о том, что условия жизни людей, психологическая атмо­сфера этой жизни, характер связей индивидов друг с другом являются для них весьма существенными факторами, которые во многом опре­деляют их поведение и деятельность.Отличительные особенности личности осужденного, по мнению А.М. Михлина, вытекают из следующих факторов:а) статус осужденного, вина которого установлена вступившим в законную силу приговором, обязавшим его отбыть определенное на­казание;б) новые общественные отношение и исключение ряда отноше­ний, которые характеризовали его как личность ранее;
в) разного рода ограничения: вещей, которыми можно пользоваться (специальный перечень); регламентация продуктов питания; усеченная норма жилой площади; один выходной день; отпуска представляются только по решению администрации ИУ; осужденные не могут выбирать работу по желанию; начисление заработка производится с учетом частичного возмещения расходов на содержание исправительного учреждения; в сфере прав и свобод (обыски, досмотр); регламентирован выход за пределы ИУ6.
В нормативном порядке установлены некоторые правила, кото­рые обычно регулируются нормами нравственности.
^
Проблема типологии личности осужденного может быть решена только на прочной методологической основе и, в частности, на основе учения о социальной типологии личности вообще, рассматриваемой с материалистической позиции. Говорить о личности преступника как о социальном типе можно лишь в том случае, если она имеет признак, отличающий ее от представителей других социальных типов. Таким признаком, несомненно, является общественная опасность, заключающаяся в возможности нанесения вреда общественным отношениям, охраняемым государством. Типология здесь фиксирует то главное, что характеризует специфику определенного типа, вскрывает внутренние, устойчивые связи между существенными признаками и их проявлениями в конкретной личности.Криминологическая типология позволяет выделить из всего многообразия преступных проявлений и лиц, совершающих преступления, наиболее характерные типы и образы их действий. Поскольку речь идет о социальном типе, то оценивается не только конкретное лицо во всем многообразии его характеристик, но вся совокупность существенных относительно стойких свойств, качеств личности.Криминологическая типология должна давать представление о степени развития криминогенных свойств личности, их стойкости или возможности изменения в положительную сторону.В основу построения одной из моделей типологии личности преступника положен характер ее антисоциальной направленности, отражающей особенности мотивационной сферы. Мотив является главным в механизме не только преступного, но и любого другого поведения или поступка человека. Здесь следует учитывать, что одни из мотивов являются ведущими, главными, другие выступают в роли дополнительных. Большинство мотивов, определяющих поведение человека, зависит от его нравственных черт. В мотиве как бы конкретизируются потребности, которые дополняются и обогащаются другими психологическими свойствами и чертами личности (интересами, стремлениями, влечениями, жизненными ориентациями).
^
Социально-психологические портреты осужденных, которые выделились в результате теоретической разработки проблем изучения преступников, представляют собой обобщенную собирательную характеристику отдельных категорий осужденных с учетом особенностей их мышления и восприятия мер воспитательного воздействия.
При этом учитывалось мнение Г.Ф. Хохрякова, который считает, что тюрьма вытравляет в человеке хорошие качества. Действительно, вся «предыдущая жизнь преступника не пестовала из него многогранную и духовно богатую личность. И все-таки неволя доканывает его»7. Случаи психических расстройств встречаются среди них на 16% чаще, чем среди вольнонаемных граждан. Это свидетельствует о возможности адекватных методик изучения личности для исправительных учреждений. Среда мест отбывания лишения свободы заражает не только осужденных, но и тех, кто с ними работает. Печально, но факт: «психические состояния у заключенных и представителей администрации во многом совпадают»8. Это свидетельствует о том, что методики изучения личности осужденного могут быть в какой-то степени применимы и для сотрудников исправительных учреждений (ИУ) при их аттестации.
В ходе исследования было проанализировано 1100 характеристик на осужденных и столько же их автобиографий. Автобиографии и характеристики — это отражение своего «я» или проекции личности. Отбор этих документов основывался на интуиции начальников отрядов и на опыте их работы с осужденными.В последние годы проблемы дифференциации среди осужденных неоднократно прорабатывались в различных научных коллективах. Г.Ф. Хохряков в «Парадоксах тюрьмы» подробно описал такие типы заключенных: лидирующий, демонстративный нейтральный, пластичный, скрытный и отверженный («изгой»). Он отметил основные штрихи характеристик, которые во многом схожи с нашими представлениями при характерологической типологии осужденных. Он выделяет демонстративный, пластичный, скрытный типы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, личность осужденного имеет как общие, так и специфиче­ские особенности. Поэтому, когда мы слышим рассуждения о спе­цифичности психологических черт правонарушителей и осужденных, при этом всегда следует учитывать, что личность генетически на­следует особенности психического склада, ум, темперамент, поло­вые признаки. Все остальное формируется у личности под влиянием пройденного жизненного пути, тех условий и обстоятельств, в ко­торые был включен этот человек.Одной из важнейших задач наказания является исправление осужденного, что невозможно без изучения его личности, без выявления тех черт, которые привели к совершению преступления и должны быть искоренены. С другой стороны, важно знать и то хорошее, что есть в человеке, на что можно опираться в проведении воспитательной работы. Изучение личности осужденного помогает решить целый ряд практически важных вопросов функционирования мест лишения свободы — комплектования бригад и отрядов, формирования самодеятельных организации, общеобразовательных и профессионально-технических школ, индивидуализации воспитательной работы. Без изучения личности осужденного нельзя эффективно применять меры взыскания и поощрения, изменять условия отбывания наказания, переводить осужденных из одного вида исправительного учреждения в другой. Наконец, изучение личности осужденного позволяет судить о результатах исправления и, следовательно, о возможности представления осужденного к условно-досрочному освобождению, к замене неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания или к помилованию, правильно применять амнистию.Из сказанного видно, что почти вся деятельность исправительного учреждения так или иначе связана с изучением личности осужденного.Обязанность изучения личности осужденных закреплена в законе. Часть 4 ст. 109 УИК РФ устанавливает, что «воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений». Уголовно-исполнительная характеристика осужденных касается отбывания осужденными наказания. Изучая осужденного на протяжении значительного времени, администрация исправительного учреждения реально видит, какие изменения происходят под влиянием режима, труда, воспитательной работы, какие из средств воздействия оказываются наиболее эффективными.
^
Нормативно – правовые акты:
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997г., N 1-ФЗ, в ред. от 27 июня 2011 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. N 2. Ст. 198; Российская газета. 2011. 30 июня.
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 N 59-ФЗ, в ред. от 27 июля 2010 г. // Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.
Специальная литература:
Аверкиев Ю.М., Деев В.Г. Программа изучения личности осужденного в ИТУ. — М., 1973. 68 с.
Алферов Ю.А. Типология преступников и исправительные программы. — Домодедово, 1991. 78 с.
Елеськин М.В. Особенности криминологической характеристики личности преступника, совершившего преступление в исправительном учреждении // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. N 6. С. 45-48.
Игошев Т.Е. Типология личности и мотивация преступного поведения. — Горький, 1974.
Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителей. – М., 1968.
Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. — М., 1992. 384 с.
Макаренко А.С. Избранные педагогические произведения в 4 томах. Т. 4. — М., 1977. 37 с.
Михлин А.С. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания: Дис. … докт. юрид. наук. — М., 1973. 31 с.
Михлин А.С. Общая характеристика осужденных .- М.,1990 234 с.
Михлин А.С., Яковлева Л.В. О некоторых итогах специальной переписи осужденных 1999 г. // Государство и право. 2002. N 3. С. 39 — 47.
Основы психологии исполнения уголовных наказаний: Учебное пособие / Под ред. кандидата психологических наук Е.Н. Каза­ковой. — Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2001. 347 с.
Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М., 1998. 304с.
Соколов А.А. Роль изучения личности осужденного при предоставлении выездов за пределы исправительных учреждений // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. N 3. С.5-8.
Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы (проблемы, дискуссии, предложения). — М., 1991. 224 с.
Шиханцов Г.Г. Юридическая психология — М.: Зеркало, 2003. 352 с.
Шурухнов Н.Г. Личность пенитенциарного преступника // Социологические исследования. 1993. N 3. С. 74.

СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….3

1. Понятие личности осужденного……………………………………………………..4

2.Типология осужденных: правовая, научная (академическая), пенитенциарная………………………………………………………………………………………….93.Социальные, демографические, уголовно-правовые и нравственно-психологические особенности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы………………………………………………………………………………………12ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….18СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..19

ВВЕДЕНИЕ

Успешное предупреждение преступлений, а также исправление правонарушителей во многом зависит от степени изучения личности преступника и осужденного, поскольку «личность является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения»1. При рассмотрении личности преступника необходимо познать ее внутреннюю сущность, психический настрой и на этой основе разработать и реализовать программу переформирования отрицательной направленности правонарушителя. В практической деятельности воспитателей исправительных учреждений (далее – ИУ) нередко бывает так, что они непосредственно приступают к организации исправления осужденного, минуя сам этап изучения личности. В этом случае нарушается система взаимодействия методов психолого-педагогического воздействия на личность и познания ее внутренней сущности, что приводит к серьезным ошибкам при осуществлении практических мер исправительного воздействия на осужденных. В этой связи весьма справедливым является утверждение профессора А.С. Михлина о том, что «изучение личности осужденного необходимо для решения всех вопросов, связанных с деятельностью ИУ»2.

Необходимость изучения личности осужденного обусловлена тем, что «любой коллектив осужденных, с одной стороны, имеет свой психологический настрой, свое лицо, с другой — он состоит из нескольких десятков и сотен индивидуумов с различной степенью социально-педагогической запущенности, которые требуют далеко не одинаковых мер психолого-педагогического воздействия, соответствующих психологическому складу, нравственному облику, интеллектуальному развитию правонарушителей»3. Изучение личности отбывающих наказание необходимо для выявления их черт, приведших к совершению преступления и которые должны быть искоренены. Вместе с тем нужно знать те положительные черты, что есть в человеке и на что можно опираться в проведении воспитательной работы. «При осуществлении перевоспитания осужденного необходимо опираться на его положительные качества. Относясь к нему как к личности, воспитатель способствует росту его самоуважения и самосознания — важным элементам процесса перевоспитания. Осужденный должен чувствовать себя личностью, членом общества. Это существенно способствует искоренению его отрицательных черт и качеств»4. Следует заметить, что А.С. Макаренко недаром говорил о том, что нужно «в каждом человеке видеть личность»5.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что, прежде всего, необходимо разобраться с понятием личности осужденного. Этим и объясняется актуальность темы данной контрольной работы.

1. Понятие личности осужденного

Термин «осужденный» подразумевает социальное положение человека, попавшего в места лишения свободы, связанное с ним выполнение социальных ролей и функции, отличных от тех, которые он выполнял, находясь на свободе. Личность осужденного – это интегральное качество совершившего преступные действия человека, представляющее взаимосвязанный комплекс социально-демографических, психологических, уголовно-правовых и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение и характеризуют общественную опасность осужденного. 

Каждая личность несет на себе отпечаток тех условий жизни, в которых она живет и действует как сознательное, общественное су­щество. Своеобразие личности осужденного проявляется прежде все­го в ее психическом облике: характере, способностях, темпераменте, интересах, установках, отношениях и т.д. Они формируются и прояв­ляются в деятельности человека в окружающем мире. На их развитие большое влияние оказывает та, в которой протекает жизнедеятельность данного индивида. В то же время вряд ли можно полностью согла­ситься с распространенной тенденцией видеть у лиц, совершивших преступление и отбывающих за это уголовное наказание, особые ка­чества, особую психологию, делающую их непохожими на законо­послушных людей. Такого рода понимание личности осужденного заключается в том, что ей приписываются определенные свойства и качества, взятые в отрыве от социальных условий жизни и деятельно­сти людей. Не существует ни преступной психики, ни преступной на­следственности. В то же время психика и природные влечения причастны к любому поведенческому акту, в том числе и противозакон­ному.Вероятно, неправильным будет сведение личности осужденного только к ее социальному окружению, к совокупности тех социальных функций и ролей, которые выполняет человек, отбывающий уголов­ное наказание в местах лишения свободы.Противопоставление социального психологическому будет также неверным потому, что социальные влияния действуют через психиче­ское, которое, в свою очередь, есть результат прошлого влияния со­циального.Таким образом, подход к проблеме личности осужденного в пенитенциарной психологии предполагает единство социального, психологического и физического. Поведение человека детерминируется единым биосоциальным фактором.Необходимо различать личность делинквента, подследственного, обвиняемого, осужденного, поскольку, проходя различные стадии в уголовном процессе, человек вступает в новые отношения, приобре­тает новые права и обязанности. Поэтому установки, мотивы на каж­дом из этих этапов у личности могут быть разные. В то же время вряд ли можно полагать, что изменяются такие стержневые свойства лич­ности, как направленность, характер, эмоционально-волевая сфера. Однако нельзя отрицать, что такие критические периоды могут суще­ственно повлиять на поиск другого смысла жизни, на изменение сво­его поведения.Основу понятия «личность преступника» и родственного ему по­нятия «личность осужденного» составляет определение личности, которое складывается в отечественной юридической психологии, а оно во многом носит противоречивый характер. Некоторые авторы во­обще обходятся без него. Так, говоря о «личности преступника», ав­торы исходят из того, какую социальную функцию выполняет данный человек, говоря «личность осужденного» — подразумевают социаль­ное положение и социальные функции, выполняемые лицами, лишен­ными свободы, при отбывании наказания.Иными словами, необходимо рассматривать человека в соответ­ствии с тем, на какой стадии правовых отношений он находится, ка­кие социальные функции выполняет. Когда преступник осуждается судом и попадает в места лишения свободы, он начинает выполнять особые социальные роли, которые обусловлены требованиями режи­ма, трудовой деятельности и обучения, положением среди других осужденных.В отечественной психологии достаточно четко сформулировано положение о том, что условия жизни людей, психологическая атмо­сфера этой жизни, характер связей индивидов друг с другом являются для них весьма существенными факторами, которые во многом опре­деляют их поведение и деятельность.Отличительные особенности личности осужденного, по мнению А.М. Михлина, вытекают из следующих факторов:а) статус осужденного, вина которого установлена вступившим в законную силу приговором, обязавшим его отбыть определенное на­казание;б) новые общественные отношение и исключение ряда отноше­ний, которые характеризовали его как личность ранее;

в) разного рода ограничения: вещей, которыми можно пользоваться (специальный перечень); регламентация продуктов питания; усеченная норма жилой площади; один выходной день; отпуска представляются только по решению администрации ИУ; осужденные не могут выбирать работу по желанию; начисление заработка производится с учетом частичного возмещения расходов на содержание исправительного учреждения; в сфере прав и свобод (обыски, досмотр); регламентирован выход за пределы ИУ6.

В нормативном порядке установлены некоторые правила, кото­рые обычно регулируются нормами нравственности.

^

Проблема типологии личности осужденного может быть решена только на прочной методологической основе и, в частности, на основе учения о социальной типологии личности вообще, рассматриваемой с материалистической позиции. Говорить о личности преступника как о социальном типе можно лишь в том случае, если она имеет признак, отличающий ее от представителей других социальных типов. Таким признаком, несомненно, является общественная опасность, заключающаяся в возможности нанесения вреда общественным отношениям, охраняемым государством. Типология здесь фиксирует то главное, что характеризует специфику определенного типа, вскрывает внутренние, устойчивые связи между существенными признаками и их проявлениями в конкретной личности.Криминологическая типология позволяет выделить из всего многообразия преступных проявлений и лиц, совершающих преступления, наиболее характерные типы и образы их действий. Поскольку речь идет о социальном типе, то оценивается не только конкретное лицо во всем многообразии его характеристик, но вся совокупность существенных относительно стойких свойств, качеств личности.Криминологическая типология должна давать представление о степени развития криминогенных свойств личности, их стойкости или возможности изменения в положительную сторону.В основу построения одной из моделей типологии личности преступника положен характер ее антисоциальной направленности, отражающей особенности мотивационной сферы. Мотив является главным в механизме не только преступного, но и любого другого поведения или поступка человека. Здесь следует учитывать, что одни из мотивов являются ведущими, главными, другие выступают в роли дополнительных. Большинство мотивов, определяющих поведение человека, зависит от его нравственных черт. В мотиве как бы конкретизируются потребности, которые дополняются и обогащаются другими психологическими свойствами и чертами личности (интересами, стремлениями, влечениями, жизненными ориентациями).

^

Социально-психологические портреты осужденных, которые выделились в результате теоретической разработки проблем изучения преступников, представляют собой обобщенную собирательную характеристику отдельных категорий осужденных с учетом особенностей их мышления и восприятия мер воспитательного воздействия.

При этом учитывалось мнение Г.Ф. Хохрякова, который считает, что тюрьма вытравляет в человеке хорошие качества. Действительно, вся «предыдущая жизнь преступника не пестовала из него многогранную и духовно богатую личность. И все-таки неволя доканывает его»7. Случаи психических расстройств встречаются среди них на 16% чаще, чем среди вольнонаемных граждан. Это свидетельствует о возможности адекватных методик изучения личности для исправительных учреждений. Среда мест отбывания лишения свободы заражает не только осужденных, но и тех, кто с ними работает. Печально, но факт: «психические состояния у заключенных и представителей администрации во многом совпадают»8. Это свидетельствует о том, что методики изучения личности осужденного могут быть в какой-то степени применимы и для сотрудников исправительных учреждений (ИУ) при их аттестации.

В ходе исследования было проанализировано 1100 характеристик на осужденных и столько же их автобиографий. Автобиографии и характеристики — это отражение своего «я» или проекции личности. Отбор этих документов основывался на интуиции начальников отрядов и на опыте их работы с осужденными.В последние годы проблемы дифференциации среди осужденных неоднократно прорабатывались в различных научных коллективах. Г.Ф. Хохряков в «Парадоксах тюрьмы» подробно описал такие типы заключенных: лидирующий, демонстративный нейтральный, пластичный, скрытный и отверженный («изгой»). Он отметил основные штрихи характеристик, которые во многом схожи с нашими представлениями при характерологической типологии осужденных. Он выделяет демонстративный, пластичный, скрытный типы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, личность осужденного имеет как общие, так и специфиче­ские особенности. Поэтому, когда мы слышим рассуждения о спе­цифичности психологических черт правонарушителей и осужденных, при этом всегда следует учитывать, что личность генетически на­следует особенности психического склада, ум, темперамент, поло­вые признаки. Все остальное формируется у личности под влиянием пройденного жизненного пути, тех условий и обстоятельств, в ко­торые был включен этот человек.Одной из важнейших задач наказания является исправление осужденного, что невозможно без изучения его личности, без выявления тех черт, которые привели к совершению преступления и должны быть искоренены. С другой стороны, важно знать и то хорошее, что есть в человеке, на что можно опираться в проведении воспитательной работы. Изучение личности осужденного помогает решить целый ряд практически важных вопросов функционирования мест лишения свободы — комплектования бригад и отрядов, формирования самодеятельных организации, общеобразовательных и профессионально-технических школ, индивидуализации воспитательной работы. Без изучения личности осужденного нельзя эффективно применять меры взыскания и поощрения, изменять условия отбывания наказания, переводить осужденных из одного вида исправительного учреждения в другой. Наконец, изучение личности осужденного позволяет судить о результатах исправления и, следовательно, о возможности представления осужденного к условно-досрочному освобождению, к замене неотбытой части лишения свободы более мягким видом наказания или к помилованию, правильно применять амнистию.Из сказанного видно, что почти вся деятельность исправительного учреждения так или иначе связана с изучением личности осужденного.Обязанность изучения личности осужденных закреплена в законе. Часть 4 ст. 109 УИК РФ устанавливает, что «воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений». Уголовно-исполнительная характеристика осужденных касается отбывания осужденными наказания. Изучая осужденного на протяжении значительного времени, администрация исправительного учреждения реально видит, какие изменения происходят под влиянием режима, труда, воспитательной работы, какие из средств воздействия оказываются наиболее эффективными.

^

Нормативно – правовые акты:

  1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997г., N 1-ФЗ, в ред. от 27 июня 2011 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. N 2. Ст. 198; Российская газета. 2011. 30 июня.
  2. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 N 59-ФЗ, в ред. от 27 июля 2010 г. // Собрание законодательства РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

Специальная литература:

  1. Аверкиев Ю.М., Деев В.Г. Программа изучения личности осужденного в ИТУ. — М., 1973. 68 с.
  2. Алферов Ю.А. Типология преступников и исправительные программы. — Домодедово, 1991. 78 с.
  3. Елеськин М.В. Особенности криминологической характеристики личности преступника, совершившего преступление в исправительном учреждении // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. N 6. С. 45-48.
  4. Игошев Т.Е. Типология личности и мотивация преступного поведения. — Горький, 1974.
  5. Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителей. – М., 1968.
  6. Криминология / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. — М., 1992. 384 с.
  7. Макаренко А.С. Избранные педагогические произведения в 4 томах. Т. 4. — М., 1977. 37 с.
  8. Михлин А.С. Личность осужденных к лишению свободы и проблемы их исправления и перевоспитания: Дис. … докт. юрид. наук. — М., 1973. 31 с.
  9. Михлин А.С. Общая характеристика осужденных .- М.,1990 234 с.
  10. Михлин А.С., Яковлева Л.В. О некоторых итогах специальной переписи осужденных 1999 г. // Государство и право. 2002. N 3. С. 39 — 47.
  11. Основы психологии исполнения уголовных наказаний: Учебное пособие / Под ред. кандидата психологических наук Е.Н. Каза­ковой. — Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2001. 347 с.
  12. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М., 1998. 304с.
  13. Соколов А.А. Роль изучения личности осужденного при предоставлении выездов за пределы исправительных учреждений // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2008. N 3. С.5-8.
  14. Хохряков Г.Ф. Парадоксы тюрьмы (проблемы, дискуссии, предложения). — М., 1991. 224 с.
  15. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология — М.: Зеркало, 2003. 352 с.
  16. Шурухнов Н.Г. Личность пенитенциарного преступника // Социологические исследования. 1993. N 3. С. 74.

исправительном учреждении уголовно-исполнительная система,одинаковых мер психолого-педагогического воздействия,уголовно-исполнительный кодекс российской федерации,различной степенью социально-педагогической запущенности,представляющее взаимосвязанный комплекс социально-демографических,изменять условия отбывания наказания,восприятия мер воспитательного воздействия,подразумевают социаль ное положение,протекает жизнедеятельность данного индивида,отражающей особенности мотивационной сферы

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …