10 Логика развития науки в истории психологического познания — История психологии. Ответы на вопросы к экзамену 2010

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

^

^

Предмет психологии изменялся: сначала это была душа, далее предметом было сознание, потом поведение.Психологическое знание развивалось в 2 этапа:

    1. Развитие в рамках философии (6-7 в. н.э. до 70 гг. 15 века)
    2. Становление психологии как самостоятельной науки в 1879 году, когда Вунд открыл первую экспериментальную лабораторию в Лейпциге.

Античная философия – см билет № 16.

Эпоха возрождения 13-15 вв.

Обостряется борьба с религиозным догматизмом и в результате происходит гуманизация во всех общественных направлениях в эти годы. Создание условий для достойной жизни человека. Думают больше о человеке.Антропоцентризм — в центре человек, все для человека.В эти годы множество научных открытий.Н.Коперник — создатель гелиоцентрической системы.Иоган Келлер — математически доказал теорию движения планет.Галилео Галилей — открытия в области астрономии.Эти открытия наносили удар схоластике.Новое представление о человеке. О единстве человека и природы. Человек — часть природы, следовательно на человека распространяются все законы природы.

Основные характеристики психологических теорий 18 века.

    1. Душа понимается как сознание в ее познавательной функции.
    2. В основе познания лежат простые элементы — ощущения
    3. Познание носит чувственный характер
    4. Сложные идеи образуются из простых на основе ассоциаций
    5. Основным методом является — интроспекция или самонаблюдение

Несколько подходов в рамках изучения психологии:

    1. Персонифицированный — представители подхода преувеличивали вклад некой персоны в науку психологию.
    2. Концепция контекста — все научные открытия появлялись в следствие исторического, политического, экономического развития.
    3. Антикваризм — исследуется 1 конкретный промежуток времени, и все что произошло из ряда открытий в психологии в это время.
    4. Презентисты — ученые, которые считают важным только то психологическое знание, которое соответствует современности. (например гештальт-терапия).

^

Сдвиги в понимании природы и человека, совершившиеся в VI веке до н.э., стали поворотным пунктом в истории представлений о психической деятельности.

Анимизм – вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых "агентов" или "призраков", которые покидают человеческое тело с последним дыханием (например, по мнению философа и математика Пифагора) и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом "псюхе", которое и дало имя нашей науке. В нем сохранились следы из начального понимания связи жизни с ее физической и органической основой (ср. русские слова: "душа, дух" и "дышать", "воздух").

В 7-6 веке до н.э. в Древней Греции — экономический расцвет. Рост городов. Появляется материальная возможность развития науки. Многие философы занимаются не только философией, но и другими науками. В Милете и Эфесе образовались первые философские школы.И вот вопрос, который занимает умы человечества не один век. Что же первично: материя или душа? Считалось, что первопричина мира — нечто материальное. Например:

^ считал, что первопричина мира — вода. По его мнению и душа имеет водную основу.

Анаксимер считал, что первопричина — воздух. И душа имеет воздушную основу.

Гераклит — первопричина — огонь. Огненное начало дущи — психея. (изображал в виде бабочки).

Эмпидокл — первопричина — земля, вода, воздух, огонь.

^ 4 стихии — основа всего сущего. Эти 4 стихии складываются и образуются под воздействием внешних сил. Гармоничное сочетание стихий дает хорошее здоровье. Из 4 стихий в организме созданы и жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. В зависимости от преобладания той или иной жидкости в организме человека Гиппократ определяет и его особенности. Так возникла первая типология: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики.

Демокрит — создатель атомистического учения. Основа всего сущего — атомы. Атомы отличаются большим разнообразием, следовательно образуют все существующее. Душа человека состоит из огненных атомов, которые поступают в организм с дыханием. Они должны постоянно пополняться. Душевные атомы расположены в организме в трех частях тела: в голове — самые подвижные атомы. Они обеспечивают познание. В груди — огненные атомы — обеспечивают аффекты, эмоции человека; в печени — отвечают за желание. Эмоции человека тоже вызываются разными атомами. Отрицательные эмоции вызываются неровными атомами, шероховатыми. Положительные эмоции — ровные, круглые, гладкие атомы.

У Демокрита появляется этика. Путь к счастью, к достижению доброй мысли — через уравновешенность и умеренность.Демокрит первый философ, который воспротивился физическим наказаниям.

Платон (Аристокл) — первейший ученик Сократа. Организовал академию в 4 веке до н.э., которая просуществовала 916 лет. Платон был изобретателем будильника. Увлекался мистикой. Подарил человечеству миф об атлантиде. Платон — идеалист. Основа всего — идеи. Существует мир идей и параллельно существует мир материальный. А между ними мировая душа или бог. Мировая душа одушевляет звезды, планеты. Душа человека тоже была частичкой мировой души. Попав в тело человека — душа теряет свою гармоничность. Задача человеческой жизни — вернуть гармонию. Человек может сделать это — так как у человека есть разум, который направляет поведение человека. Сам человек ничего не познает. Мир непознаваем — так как это мир идей. Душа все вспоминает, все то, когда она была гармоничной. Истинное познание — припоминание.

Душа состоит по Платону из трех частей:

    1. Ум — в голове
    2. Аффекты, страсти — в груди
    3. Вожделение — в печени

Этика ПлатонаРабота об идеальном государстве. В идеальном государстве должны существовать 3 социальные группы:

    1. Правители и философы (преобладание ума). Для них существует мудрость
    2. Стратеги, воины (преобладание аффектов). Добродетель для них — храбрость.
    3. Производители, ремесленники (преобладание вожделения). Добродетель для них — умеренность.

Высшая добродетель для всех сословных групп — справедливость.Сформулировал систему воспитания, развития.Объективный идеалист.

Аристотель

Учился в школе Платона 20 лет. Был личным воспитателем Александра Македонского. Организовал свою школу — перипатетическую (беседы велись во время прогулки по саду). Аристотель обобщил все философские системы. Создает свою философскую систему.Первопричина всего — первичная материя. Из нее образуются 4 стихии — огонь, земля, вода, воздух.4 вида движения для образования всего остального: возникновение — гибель, уменьшение — увеличение, перемещение, изменение места.Душа присуща всей живой природе. Душа человека состоит из 3-х частей: 1. растительная, вегетативная часть. Отвечает за физиологические функции. 2. животная, чувственная часть души отвечает за эмоции, чувства. 3. разумная часть души осуществляет познание.Теория познания Аристотеля: для процесса восприятия необходимо три условия:

    1. воздействующий объект
    2. промежуточная среда (например: для зрения — свет)
    3. ощущающая способность

Аристотель выделил 5 видов чувственности:

    1. зрение
    2. слух
    3. обоняние
    4. осязание
    5. вкус

Мышление невозможно без чувственного опыта. Главное у Аристотеля — разумная мыслительная деятельность человека. Интеллигентные люди — неинтеллигентные люди.

Стоики. Школа стоиков возникла в IV веке до н.э. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – пневмы, стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций. Стоики объявили аффектам войну, усматривая в них "порчу разума", поскольку возникают они в результате "неправильной" деятельности ума. Удовольствие и страдание – ложные суждения о настоящем; желание и страх – столь же ложные суждения о будущем. От аффектов следует лечить, как от болезней. Их нужно "с корнем вырывать из души". Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений (как положительных, так и отрицательных), способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг и сохранять внутреннюю свободу.

Эпикурейцы. На других космологических началах, но с той же ориентацией на поиски счастья и искусства жить основывалась школа Эпикура (конец IV века до н.э.). В своих представлениях о природе эпикурейцы опирались на атомизм Демокрита. Однако в противовес демокритову учению о неотвратимости движения атомов по законам, исключающим случайность, Эпикур предполагал, что эти частицы мо гут отклоняться от своих закономерных траекторий. Такой вывод имел этико-психологическую подоплеку. Эпикурейцы считали, что личность способна действовать на свой страх и риск. Впрочем, слово "страх" здесь можно употребить только метафорически: весь смысл эпикурейского учения заключался в том, чтобы, проникшись им, люди спасались именно от страха.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …