17. Программно-целевой метод регулирования регионального развития. Характеристика целевых региональных программ развития

  • От :
  • Категории : Без рубрики

^ Важнейшим прямым регулятором территориально-экономиче­ских процессов являются целевые программы экономического, социального и иного развития регионов. Каждая программа — это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хо­зяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при под­держке государства. Они обеспечивают эффективное решение за­дач общенационального, межтерриториального или важного ре­гионального значения в области экономического, научно-техни­ческого, социально-культурного и (или) экологического разви­тия региона — субъекта Российской Федерации, экономического района, зоны, города и т. д.Особое значение в условиях перехода к рынку и формирова­ния новых федеративных, прежде всего межбюджетных, отноше­ний имеют региональные программы общегосударственного, федерального уровня. Если региональные программы отли­чаются от других резко выраженным территориальным аспектом содержания, состава участников, источников информации и т. д., то особенностью федеральных программ является государст­венная значимость программных проблем. Региональное целевое программирование является инстру­ментом непосредственного государственного воздействия на ры­ночную экономику той или иной территории, обеспечивая соче­тание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии. Программно-целевой метод хозяйственного и террито­риального управления служит одним из важных средств активного влияния государства на социально-экономический комплекс проблемных регионов — депрессивных, слаборазвитых, осваивае­мых, а также и промышленно развитых, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, в первую оче­редь — выравнивания региональных уровней социально-эконо­мического развития.Новая сущность целевых программ состоит в том, что они воплощают в себе синтез «жесткого плана» и «свободного рынка», когда строго целенаправлен­ная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется на коммерческой основе. Поэтому организационные формы под­готовки и реализации программ, а также методы управления ими отличаются от прежних.
Организация регионального программирования регламентиро­вана законом. «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» при­нят Правительством в 1995 г. и дополнен в 1996 г.
Федеральные целевые программы разрабатываются по ини­циативе высших и ..территориальных органов исполнительной власти и утверждаются в центре. На Правительственную комис­сию по государственной поддержке развития регионов были воз­ложены обязанности: подготовка для Правительства предложе-, ний по определению приоритетных направлений регионального развития на перспективу; рассмотрение проектов федеральных целевых программ развития регионов и представление в Прави­тельство заключений по ним; подготовка на этапе составления проектов годовых прогнозов социально-экономического.разви­тия Российской Федерации и федерального бюджета перечня федеральных целевых программ развития регионов, подлежащих финансированию за счет средств (частично или полностью) фе­дерального бюджета. Из средств региональных и местных бюд­жетов полностью и частично финансируются программы соот­ветствующего значения и уровня (отчасти — из внебюджетных источников).Программно-целевой метод управления экономикой позво­ляет успешно обеспечить нереализованный у нас до сих пор спо­соб социально-справедливого вознаграждения за конечные ре­зультаты труда по всей цепочке участников программного проек­та (например, от специалистов Минэкономразвития России, на­учных и проектных институтов до строителей и эксплуатацион­ников объектов) в зависимости от полученного общего, эффекта и трудового вклада разработчиков и реализаторов программы (со­ответственно расчетной схеме долевого участия). ,При подготовке региональных программ должны решаться важные методические вопросы. Прежде всего это относится к методике определения программной проблемы (проблем). Задачи народнохозяйственного и территориального развития меняются, финансовые и другие ресурсы ограничены. Поэтому необходим отбор программ, для чего требуется тщатель­ное изучение каждой программной проблемы, всестороннее, с единых методологических позиций, научное обоснование целе­сообразности ее решения.Этапы:1) определение проблемы, которая разбивается на несколько более мелких проблем (целей), которые в свою очередь включают в себя ряд целей(проблем). Строится “древо целей”, в котором раскрывается иерархия целей, характеризуется их взаимосвязь, показывается технология достижения генеральной цели, дается цепочка от главной цели к тем ресурсам, которые необходимы для ее достижения.2) поиск путей решения проблем, их порядок3) на этой основе строится сетевой график, в котором определяются ресурсы, конкретные исполнители, сроки.4) мониторинг и управление выполнением проблем
оценка выполнения программы в целом.
(из дру. Шпор):Принципы разработки и реализации целевых программ:
Комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе их выполнения
Направленность программы
Системность мероприятий программы
Адресность программы
Обеспечение механизмов выполнения программы
Проект программы включает:
Цели и задачи программы
Этапы и сроки выполнения
Структуру программы
Систему программных мероприятий
Обоснование финансовых и других затрат
Осуществление механизма выполнения программ
Сведения о государственном заказчике и исполнителе программ
Программные критерии:
Особо значимые для национальной экономики регионы
Межотраслевой характер проблемы
Новизна и прогрессивность технологий
Недостатки программ:
При недофинансировании нарушается последовательность выполнения программ
Отставание в создании механизма реализации
Слабая координация федеральных программ, которые могут выполняться на территории регионов
Отсутствие зафиксированных правил распределения денежных средств
Слабый контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы

^ Важнейшим прямым регулятором территориально-экономиче­ских процессов являются целевые программы экономического, социального и иного развития регионов. Каждая программа — это согласованный и увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хо­зяйственных и других целевых мероприятий, реализуемых при под­держке государства. Они обеспечивают эффективное решение за­дач общенационального, межтерриториального или важного ре­гионального значения в области экономического, научно-техни­ческого, социально-культурного и (или) экологического разви­тия региона — субъекта Российской Федерации, экономического района, зоны, города и т. д.Особое значение в условиях перехода к рынку и формирова­ния новых федеративных, прежде всего межбюджетных, отноше­ний имеют региональные программы общегосударственного, федерального уровня. Если региональные программы отли­чаются от других резко выраженным территориальным аспектом содержания, состава участников, источников информации и т. д., то особенностью федеральных программ является государст­венная значимость программных проблем. Региональное целевое программирование является инстру­ментом непосредственного государственного воздействия на ры­ночную экономику той или иной территории, обеспечивая соче­тание принципов саморегулирования и целенаправленности в ее развитии. Программно-целевой метод хозяйственного и террито­риального управления служит одним из важных средств активного влияния государства на социально-экономический комплекс проблемных регионов — депрессивных, слаборазвитых, осваивае­мых, а также и промышленно развитых, позволяя успешно решать как текущие, так и стратегические задачи, в первую оче­редь — выравнивания региональных уровней социально-эконо­мического развития.Новая сущность целевых программ состоит в том, что они воплощают в себе синтез «жесткого плана» и «свободного рынка», когда строго целенаправлен­ная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется на коммерческой основе. Поэтому организационные формы под­готовки и реализации программ, а также методы управления ими отличаются от прежних.

Организация регионального программирования регламентиро­вана законом. «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» при­нят Правительством в 1995 г. и дополнен в 1996 г.

Федеральные целевые программы разрабатываются по ини­циативе высших и ..территориальных органов исполнительной власти и утверждаются в центре. На Правительственную комис­сию по государственной поддержке развития регионов были воз­ложены обязанности: подготовка для Правительства предложе-, ний по определению приоритетных направлений регионального развития на перспективу; рассмотрение проектов федеральных целевых программ развития регионов и представление в Прави­тельство заключений по ним; подготовка на этапе составления проектов годовых прогнозов социально-экономического.разви­тия Российской Федерации и федерального бюджета перечня федеральных целевых программ развития регионов, подлежащих финансированию за счет средств (частично или полностью) фе­дерального бюджета. Из средств региональных и местных бюд­жетов полностью и частично финансируются программы соот­ветствующего значения и уровня (отчасти — из внебюджетных источников).Программно-целевой метод управления экономикой позво­ляет успешно обеспечить нереализованный у нас до сих пор спо­соб социально-справедливого вознаграждения за конечные ре­зультаты труда по всей цепочке участников программного проек­та (например, от специалистов Минэкономразвития России, на­учных и проектных институтов до строителей и эксплуатацион­ников объектов) в зависимости от полученного общего, эффекта и трудового вклада разработчиков и реализаторов программы (со­ответственно расчетной схеме долевого участия). ,При подготовке региональных программ должны решаться важные методические вопросы. Прежде всего это относится к методике определения программной проблемы (проблем). Задачи народнохозяйственного и территориального развития меняются, финансовые и другие ресурсы ограничены. Поэтому необходим отбор программ, для чего требуется тщатель­ное изучение каждой программной проблемы, всестороннее, с единых методологических позиций, научное обоснование целе­сообразности ее решения.Этапы:1) определение проблемы, которая разбивается на несколько более мелких проблем (целей), которые в свою очередь включают в себя ряд целей(проблем). Строится “древо целей”, в котором раскрывается иерархия целей, характеризуется их взаимосвязь, показывается технология достижения генеральной цели, дается цепочка от главной цели к тем ресурсам, которые необходимы для ее достижения.2) поиск путей решения проблем, их порядок3) на этой основе строится сетевой график, в котором определяются ресурсы, конкретные исполнители, сроки.4) мониторинг и управление выполнением проблем

  1. оценка выполнения программы в целом.

(из дру. Шпор):Принципы разработки и реализации целевых программ:

  • Комплексность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе их выполнения
  • Направленность программы
  • Системность мероприятий программы
  • Адресность программы
  • Обеспечение механизмов выполнения программы

Проект программы включает:

  • Цели и задачи программы
  • Этапы и сроки выполнения
  • Структуру программы
  • Систему программных мероприятий
  • Обоснование финансовых и других затрат
  • Осуществление механизма выполнения программ
  • Сведения о государственном заказчике и исполнителе программ

Программные критерии:

  • Особо значимые для национальной экономики регионы
  • Межотраслевой характер проблемы
  • Новизна и прогрессивность технологий

Недостатки программ:

  • При недофинансировании нарушается последовательность выполнения программ
  • Отставание в создании механизма реализации
  • Слабая координация федеральных программ, которые могут выполняться на территории регионов
  • Отсутствие зафиксированных правил распределения денежных средств
  • Слабый контроль за использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию программы

спо соб социально-справедливого вознаграждения,программно-целевой метод хозяйственного,срокам осуществления комплекс научно-исследовательских,федеральные целевые программы разрабатываются,разви тия российской федерации,региональные программы отли чаются,реализации федеральных целевых программ,государственной поддержке развития регионов,приоритетных направлений регионального развития,научное обоснование целе сообразности

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …