18. Дипломатические документы и дипломатический язык — Вопросы: Понятие и значение визитов на высшем уровне

18. Дипломатические документы и дипломатический язык.Дипломатический документ рассматривается как один из основных элементов дипломатической переписки. Его формы: послания, личные и вербальные ноты, памятные записки, меморандумы, заявления, а также личные письма, которыми обмениваются официальные лица по вопросам, относящимся к международным отношениям.
Достоверность — важнейший критерий любого дипломатического и служебного документа. Документ должен содержать только проверенную информацию. Любые сомнения, возможные неопределенности, информационные пробелы должны специально оговариваться. Достоверность документа, четкость и определенность содержащейся в нем аргументации во многом зависит от использованной при подготовке документа системы фактов. Набор фактов даже тщательно отобранных и выверенных, сам по себе не может служить критерием достоверности дипломатического документа. факты должны находиться в логической взаимосвязи между собой, быть соразмерными логике формулировок и выводов документа. Только в этом случае они работают на достижение главной цели дипломатического документа — сделать его содержание достоверным, ясным и убедительным.
Целенаправленность. Дипломатический документ готовится не сам по себе, а в расчете на достижение заранее поставленных конкретных целей. Именно цель документа обуславливает объем документа, характер изложения материала, внутреннюю структуру, подбор информационных источников, характер выводов и рекомендаций.
Убедительность. Аргументы, выводы, а также конкретная информация, содержащаяся в дипломатическом документе, не должны давать повода для сомнений или двусмысленных толкований. В целях достижения большей убедительности и доходчивости можно пойти на определенное упрощение структуры документа и даже на придание изложенному в нем материалу более контрастного, как бы черно-белого характера.
Своевременность. Отличительная черта любого дипломатического документа — его оперативность и своевременность. Временной рубеж при подготовке дипломатического документа всегда имеет первостепенное значение. В этом смысле полезность и степень востребованности дипломатического документа заключаются в его своевременности.
Доступность. Потребители дипломатических информации, как правило, перегружены документационными потоками, нередко испытывают серьезный цейтнот времени. К тому же во многих случаях бывает очень важно получить незамедлительную реакцию собеседника на тот или иной документ (например, при передаче информации в ходе беседы, при вручении меморандума или памятной записки). Отсюда необходимость в ясной и доходчивой редакции документа, отказе от усложненных грамматических и смысловых конструкций, неоправданного использования специальной терминологии. При подготовке текста документа, предназначенного для вручения иностранным представителям, всегда полезно Учитывать, как документ будет восприниматься в переводе на иностранный язык.
Лаконичность. Краткость дипломатического документа во многом является условием его доступности и воспринимаемости. Краткость, однако, не должна негативно сказываться на полноте и точности содержащейся в документе информации. В значительной степени эта двойная цель достигается посредством продуманного изложения материала Важно при этом не уходить в сторону от основной темы документа, тщательно формулировать выводы и предложения, использовать только те факты, которые действительно необходимы для раскрытия содержания документа.
Акции современной дипломатии носят, как правило, многоходовой характер, что во многих случаях превращает дипломатический документ в полноценное научное исследование. Задача в том, чтобы при составлении документа верно расставить акценты и совместить реализм и прагматизм при анализе политической действительности с прогнозированием развития событий и поиска оптимальных вариантов, ведущих к достижению поставленных целей и реализации выдвинутых инициатив.
«Дипломатический стиль должен отличаться прежде всего простотой и ясностью; под этим подразумевается не простота ремесленнического способа выражения, а классическая форма простоты, которая умеет выбирать для каждого предмета единственное подходящее при данных обстоятельствах слово и которая, к примеру, избегает употребления имени прилагательного, когда для правильной передачи мысли в этом нет абсолютной необходимости. В этом простом, однако достойном стиле должна пульсировать внутренняя жизнь, и, как таковой, он должен выражать индивидуальность хорошего дипломатического стилиста, индивидуальность, которая не считает необходимой погоню за оригинальностью, для того чтобы стать в позу. Вычурный способ выражения, так же как многоречивость, будет иметь своим следствием недостаток простоты. Не всякий хороший стилист, будь он действительно таковым, является в то же время хорошим дипломатическим стилистом. Нет, этого названия заслуживает только дипломат и именно тот дипломат, который и в письменной области умеет проявить себя как полностью дееспособный представитель своей профессии»Строгость языковых средств может подчеркивать деловой характер дипломатического документа, а хорошо взвешенная «сухость изложения» — усиливать его эмоциональное воздействие.Язык дипломатических документов — это тот язык, на котором данное государство говорит с внешним миром. Поэтому к языку, к стилю дипломатических документов предъявляются столь же высокие требования, какие предъявляются к языку публицистики и в некотором отношении литературных произведений. Дипломатические документы — это официальные документы, «государственная бумага». Для языка дипломатических документов особенно важно (и в этом прежде всего состоит его специфика) не стилистическое совершенство, не музыкальность фразы, а абсолютное соответствие вкладываемому содержанию, точное выражение позиции, смысла политики государства по данному вопросу.Содержание дипломатических документов является, как правило, заданным, установленным (соответствующей правительственной инстанцией, определяющей политику) еще до того, как начата работа над составлением самого дипломатического документа. Поэтому практически задача сводится чаще всего к тому, чтобы возможно полнее, ярче, убедительнее выразить зто содержание, единственная форма бытия которого дипломатическом документе — сам язык и его основной элемент—слово. Отсюда ясно, как важна работа над языком, над словом, соответствие каждой фразы с вкладываемым в нее содержанием.

Под дипломатическим корпусом в узком смысле понимается совокупность аккредитованных в данной стране глав дипломатических представительств. К ним относятся послы и посланники, а также постоянные и временные поверенные в делах. В России, поддерживающей дипломатические отношения с другими странами только на уровне посольств, в дипломатический корпус в узком смысле входят послы и главы представительств эквивалентного класса, а также временные поверенные в делах.В широком смысле слова под дипломатическим корпусом понимаются не только главы дипломатических представительств, но и все члены подчиненного им дипломатического персонала. В соответствии со сложившейся практикой к нему относятся лица, занимающие должности советников-посланников, советников, первые, вторые и третьи секретари и атташе (имеется в виду первая дипломатическая должность). К дипломатическому корпусу в широком смысле слова относятся также другие лица, пользующиеся дипломатическим статусом: военные, военно-воздушные и военно-морские атташе, их помощники, а также назначаемые на дипломатические должности различного рода специалисты по научно-техническому сотрудничеству, культуре, сельскому хозяйству и т.п.Дипломатический корпус не имеет статуса какой-либо политической организации или юридического лица, но, возникший в результате общности рода деятельности позволяет оперативно решать многие протокольные и церемониальные вопросы, способствует своевременной информации о тех или иных аспектах политической жизни страны пребывания, а также поддержанию контактов с официальными кругами и между самими представительствами.Дипломатический корпус возглавляет старшина, или дуайен. Им становится глава дипломатического представительства, приступивший к исполнению обязанностей ранее своих коллег. Причем им может быть только дипломатический представитель высшего класса — посол или папский нунций. В некоторых католических странах в соответствии с установившимся обычаем дуайеном, независимо от времени аккредитования, является папский нунций. Хотя дуайен и не имеет каких-либо прав по отношению к другим членам возглавляемого им дипломатического корпуса и неможет давать им свои распоряжения, этот пост во все времена считался весьма почетным. Дуайен проводит периодически кон-сультативные совещания с главами дипломатических представительств по тем или иным вопросам протокольного или церемониального характера. Собираемые средства расходуются и на некоторые другие цели, например, на подарок для отбывающего дипломата — главы представительства, приобретение венков, возлагаемых от имени дипкорпуса и т.п. Сбором взносов в кассу дипкорпуса ведает казначей, который избирается также из числа глав представительств с согласия избираемого. Время от времени казначей отчитывается перед дипкорпусом в расходовании средств и наличии их в кассе.Дуайен нередко выступает от имени дипкорпуса по случаю торжественных событий в стране пребывания, выражает официальным лицам поздравления или приносит соболезнование

Венская Конвенция 1961 г. подразделяет глав дипломатических представительств на три класса:— класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств. К этому классу Конвенция относит также других главпредставительств эквивалентного ранга;— класс посланников и интернунциев, аккредитуемых также при главах государства;— класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел ( не следует смешивать с временными поверенными в делах — старшими сотрудниками представительства, замещающими его главу на время отсутствия).Однако, согласно Конвенции, «в отношении старшинства и этикета, никакого различия между главами представительстввследствие их принадлежности к тому или иному классу не должно проводиться». Это положение отвечает принципу равенства государств, и тот или иной класс дипломатического представителя может служить лишь показателем степени развитости отношений между государствами-партнерами.К концу минувшего столетия последние два класса глав дипломатических представительств постепенно вышли из употребления, и государства стали обмениваться дипломатическими представительствами, возглавляемыми послами или главами представительств в эквивалентном классе3. Россия в настоящее время обменивается дипломатическими представительствами на уровне посольств. Всего Россией открыто 136 посольств, в которых занято почти 1800 дипломатических служащих разного ранга и соответствующее количество административно-обслуживающего и технического персонала.Иногда, особенно если дипломатические отношения развиты слабо, стороны договариваются об аккредитовании дипломатических представительств по совместительству. Венская Конвенция допускает аккредитование дипломатического представителя по совместительству даже в нескольких странах. В этих случаях глава представительства бывает в стране аккредитования наездами, по мере надобности. В этих странах, однако, могут создаваться аппараты представительства, возглавляемые временными поверенными в делах.Допускаются случаи, когда два или несколько государств могут аккредитовать одно и то же лицо в качестве своего представителя в другом государстве, если оно не возражает против этого. Более того, Венская Конвенция предусматривает возможность совмещения главой представительства или любым из его сотрудников — членом дипломатического персонала — своего поста с постом представителя аккредитующего государства при любой международной организации.

правовая основа его деятельности.
ПОСОЛЬСТВО — высший класс аккредитуемого государством дипломатического представительства за рубежом. Возглавляется послом, нунцием или лицом, эквивалентного ранга.МИССИЯ — следующие за посольством два класса дипломатических представительств за рубежом. Возглавляются: одно — посланником или интернунцием, другое — поверенным в делах.ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО — государственный орган внешних сношений, осуществляющий на постоянной основе представительство государства в международной организации.Дипломатическое представительство — особый зарубежный государственный орган внешних сношений, возглавляемый в зависимости от вида представительства — послом, посланником или поверенным в делах Российской ФедерацииОбмен дипломатическими представительствами — результат договоренности между государствами об установлении междуними как равноправными суверенными субъектами международного права дипломатических отношений. Установление дипломатических отношений оформляется особым актом: обменом нотами или телеграммами на высоком уровне, подписанием соглашения, публикацией согласованного коммюнике.Основным международно-правовым документом, которым в настоящее время регламентируется деятельность дипломатических представительств государств, является подписанная в 1961 г. в Вене Конвенция о дипломатических сношениях. Россия является участницей указанной конвенции, которая в своей основе отвечает курсу российской внешней политики на «развитие дружественных отношений между государствами, независимо от различий в их государственном и общественном строе».Положения Венской Конвенции о функциях дипломатических представительств носят в основном рамочный характер. Их конкретизация относится к компетенции участников конвенции. Что касается России, то эту задачу выполняют положения о Посольстве Российской Федерации, Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве, о Постоянном представительстве Российской Федерации при Международной организации, утвержденные соответствующими указами Президента Российской Федерации.

Между МИД и посольством могут выполняться и некоторые совместные виды работ, например, при подготовке визита высокого государственного деятеля (прорабатывается программа визита, согласовываются тексты заключительных документов и т.п). В таких случаях к работе как правило привлекаются и сотрудники других департаментов, прежде всего для проработки вопросов, которые входят в их компетенцию. В составлении программы визита могут принимать участие представители Департамента государственного протокола, особенно если намечаемый визит и переговоры будут проходить на высоком или высшем государственном уровне. В таких случаях всю церемониальную часть программы департамент примет исключительно на себяРабота территориального департамента, связанная с деятельностью российского посольства за рубежом, в основном выполняется с помощью переписки. Всякого рода запросы и ответы на их поручения и т.п. направляются либо телеграфно (шифром), либо почтой с дипкурьерами. С дипкурьерской связью направляются в посольство более объемные материалы: проекты договоров, тексты документов, аналитическая информация, а также наиболее важная информация, поступающая из других источников, в том числе российских посольств и консульских учреждений в других странах.В свою очередь департамент получает от посольств информацию по странам их пребывания. Она поступает в форме ежедневных шифротелеграмм, а также присылаемых дипломатической почтой других документов: справок, политических писем, записей бесед, годовых отчетов и т.п. Эта информация также тщательно анализируется, и свои замечания и рекомендации департамент направляет посольствам.От посольств могут поступать также различного рода инициативные предложения: о реакции на те или иные события в стране пребывания, о мерах по развитию отношений с этой страной в политическом, экономическом, научном или культурном плане, об обмене визитами государственных деятелей, о консультативных встречах по линии министерств иностранных дел и т.п. Все эти предложения тщательно рассматриваются, докладываются руководству МИД с соответствующим заключением департамента относительно целесообразности их реализации.

Венская Конвенция определяет функции дипломатических представительств:а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;Ь) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;с) ведение переговоров с правительством государства пребывания;ё) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;е) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания, конструктивное развитие их взаимоотношений в области экономики, науки, культуры. Конвенция допускает выполнение дипломатическим представительством консульских функций.

Венской Конвенцией 1961 г. предусматривается, что аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман (согласие) на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве. Агреман в различных случаях запрашивается по-разному. Если глава дипломатического представительства назначается впервые после установления между государствами дипломатических отношений, то запрос агремана может быть сделан в третьей стране через дипломатических представителей обеих договаривающихся сторон. В случае же замены одного главы дипломатического представительства другим запрос агремана может быть сделан его предшественником перед отъездом или временным поверенным в делах после отъезда прежнего посла. При этом сообщаются краткие сведения о кандидатуре: возраст, образование, семейное положение, занимавшиеся посты.После получения агремана кандидат на пост главы дипломатического представительства становится «персоной фата», т.е. желательным лицом. Издается официальный акт аккредитующей страны о назначении (указом главы государства), о чем публикуется сообщение в прессе.Правительство страны назначения может и не дать агремана Сообщая об отказе, оно не обязано излагать его мотивы. Как отказ в агремане может рассматриваться и слишком длительная задержка ответа на запрос. Напоминать о запросе агремана не принято. В этом случае агреман запрашивается на новое лицо.Официальным подтверждением полномочий дипломатического представителя являются верительная грамота, подписанная главой государства. Грамота служит подтверждением доверия, которым посол облечен властями аккредитующего государства, и правильности всего того, что он будет говорить от их имени. Адресуются и вручаются грамоты главе государства страны назначения.Обычно вместе с верительными грамотами вновь назначенный посол вручает и отзывные грамоты своего предшественника. В них сообщается о решении властей аккредитующей страны отозвать прежнего посла, в общей форме указывается причина отзыва, выражается надежда, что он своей деятельностью способствовал развитию добрых отношений со страной пребывания. Иногда отзывные грамоты отъезжающий посол вручает сам при своем отъезде.В некоторых странах существует порядок направления от имени главы государства аккредитования в адрес главы аккредитующего государства отпускных грамот, содержащих удовлетворение деятельностью отъезжающего посла и комплимент в его адрес.Чрезвычайный и Полномочный Посол считается приступившим к своим обязанностям в зависимости от практики, принятой в государстве аккредитования, которая, согласно Венской Конвенции 1961 г., должна применяться единообразно либо с момента вручения послом своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность. Очередность вручения верительных грамот или представление их заверенных копий определяется датой и даже часом прибытия посла.

Главная тема- развитие отношений. Не менее важными для информационной работы диппредставительства являются каналы доставки информации. За последние десятилетия в связи с бурным развитием коммуникационных технологий и техники обработки информации, в том числе ее шифрования, прочное место заняли шифртелеграммы. Эта форма связи привлекательна тем, что при абсолютной гарантии секретности, она обеспечивает доставку информации в кратчайшие сроки. Кроме того, ее пересылка обходится значительно дешевле, чем при курьерской связи.К шифрпереписке допускаются только приобретшие определенный опыт дипломатические работники в зависимости от значимости тех полномочий, которыми они облечены, и вопросов, которыми они занимаются в соответствии с распределением должностных обязанностей в загранпредставительстве. Составителем шифртелеграмм может быть любой допущенный к шифререписке дипломатический работник, но подписывает готовый текст либо глава дипломатического представительства, либо лицо официально его заменяющее. Текст телеграммы составляется от руки в соответствующей рабочей тетради. В интересах безопасности и сохранения нужной конфиденциальности такого рода телеграммы пишутся в специально для этого отведенных помещениях. В них же производится ознакомление с шифртелеграммами, пришедшими из Центра.Адресатом шифртелеграмм является руководство МИД России, по решению которого текст телеграммы может быть размножен и разослан (по утвержденным спискам) лицам, возглавляющим ведущие правительственные структуры. В силу этого к содержанию шифртелеграмм предъявляются повышенные требования, главным из которых является важность и значимость затронутых проблем. Высокая плотность информации, краткость изложения и ясность языка должны носить истинно телеграфный характер. Тщательно выверяются цифры, имена, названия организаций. Аббревиатуры должны быть расшифрованы, когда они впервые встречаются в тексте. Если тема затрагивается не в первый раз, то следует сослаться на номера телеграмм, в которых ранее говорилось об этом же.Целесообразно в одной телеграмме затрагивать и развивать только одну информационную тему. Информация должна быть «моноблочной». Только в таком случае она может быть легко и правильно введена в автоматизированные банки данных любого ведомства с целью длительного хранения и использования. В шифртелеграммах не принято указывать точный источник информации. Делается это в интересах безопасности. Достаточно указать: «По сведениям из достоверного источника…» или, наоборот, указать: «По данным, впервые попавшим к нам и требующим дополнительной проверки…»В ряде посольств Российской Федерации в крупных государствах установлены прямые узлы зашифрованной телефонной связи с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Этот канал используется для сверхэкстренного сообщения в Центр не терпящей отлагательства информации и получения соответствующих указаний. К сеансам такой связи следует тщательно готовиться: заранее обдумать все, требующие постановки вопросы, запастись информацией, на случай непредвиденных запросов со стороны Центра, четко отработать свою позицию по возникшей ситуации

«Обзор печати», являющийся по существу летописью происходящих событий, оказывается весьма полезными для всех, кто обращается в МИД России за информационной поддержкой в связи с поездками различного рода делегаций или отдельных лиц за границу. Обзоры печати подчас заполняют информационный вакуум по тем малым странам, где не существует российских дипломатических или консульских учреждений.
сотрудник не дает своей оценки описываемым событиям
точное изложение
Крат кость формулировок и емкость текста
«Информация». Это короткий, лаконичный документ объемом не более 2—3 страниц, содержащий конкретную фактологическую информацию по какому-либо частному вопросу. Темой для одной отдельной «Информации» может быть съезд влиятельной политической партии, изложение какого-либо важного закона, существенно меняющего обстановку в стране, какое-либо происшествие, получив шее международное звучание, и т.д.
не содержится элементов глубокого анализа и долгосрочного прогноза.
предназначена для оперативного использования в отделах, управлениях и департаментах Министерства
«Справка». (3—5 стр.) В ней освещается широкоформатная тема, например, внешняя торговля страны пребывания за год, или полгода, вопросы состояния отношений страны пребывания с третьими странами, участие страны пребывания в работе международных организаций и т.п. В любом случае речь идет не об отдельном частном вопросе или событии, а о проблеме более широкого плана и ее развитии на протяжении длительного отрезка времени. «Информационное письмо». Для информационного письма характерным является то, что оно касается крупных внутриполитических или внешнеполитических проблем страны пребывания. Если в стране прошли, например, парламентские выборы, или тем более выборы главы государства, то для освещения их хода и результатов вполне подойдет форма информационного письма Рождение новой политической партии или движения, равно как и поражения и распад старых традиционных политических институтов
краткий анализ освещаемой проблемы
прогнозные оценки.
«Политическое письмо». Информирует о крупной проблеме, которая непосредственно затрагивает интересы России, двусторонние отношения со страной пребывания. Автором политического письма чаще всего является глава дипломатического представительства, хотя он может поручить написать его текст одному из старших дипломатов или даже группе дипломатов.
излагается суть происшедших или происходящих событий
анализируются их причины
высказываются соображения относительно вероятного развития их в будущем
формулируются рекомендации
предложение об обмене визитами, равно как и о проведении других акций
«Годовой отчет посольства» (представительства) — главный информационный документ. Объем годового отчета может варьироваться в зависимости от мирового статуса страны пребывания и интенсивности отношений с ней Российской Федерации от 20 до 40 страниц.Составляется он один раз в году (как правило в январе, по итогам предыдущего года) и направляется за подписью руководителя диппредставительства в адрес руководства Министерства иностранных дел. В составлении годового отчета принимает участие практически весь дипломатический состав, так как документ отражает полный спектр событий, имевших место в стране пребывания и в отношениях с ней Российской Федерации.
дается оценка внутриполитического положения, тенденций ее
развития,
краткая характеристика политических сил и их лидеров.
Содержится тезис степени прочности и устойчивости существую щей власти, правительства

Оцените статью
Добавить комментарий