18/19. Требования к оптимальному педагогическому общению педагогическое общение

  • От :
  • Категории : Без рубрики

№18/19 . ТРЕБОВАНИЯ К ОПТИМАЛЬНОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ
Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива.Крайне важны для оптимального педагогического общения мотивация и эмоциональная сторона учебного процесса.Мотивация — постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса.Затрагивая проблему эмоциональной стороны учебного процесса нужно упомянуть о двух видах эмоциональной напряженности: собственно эмоциональная напряженность и операциональная напряженность. Первая дезорганизует деятельность, вторая , напротив, мобилизует человека на оптимальное ее выполнение. Собственно эмоциональная напряженность возникает у учащегося на фоне аффективных следов от прошлых неудач, стойкого негативного отношения к данному учителю или предмету и т.д. Она приводит к ослаблению внимания, контроля над ошибками, к ухудшению оперативной памяти, снижению общей работоспособности. Все ээто не только маскирует действительный уровень овладения предметом, но приводит к гораздо более опасным последствиям, так как чаще всего сочетается с негативной оценкой ученика со стороны класса (а порой и преподавателя). Отсюда возникновение стойких отрицательных эмоций, переносимых иногда и на весь учеюный процесс, резкое снижение уровня мотивации учебной деятельности, нарушение нормальных взаимоотношений с коллективом и с учителем и многое другое. Поэтому задача учителя — создать в классе такую обстановку, такой эмоциональный климат, который препятствовал бы возникновению у ученика состояния собственно эмоциональной напряженности и, напротив, стимулировала бы возникновение операциональной напряженности.Оптимальное педагогическое общение:1.Создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности.2.Для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в часности, препятствует возникновению "психологического барьера").3.Обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.Одно из основных условий овладения техникой оптимального педагогического общения — необходимость овладеть техникой педагогического мастерства — постановка голоса, мимика, умение встать, умение сесть и пр. Учитель должен заботиться не только о содержании своих требований, но и о форме и тоне их предъявления.Управление общением на уроке — один из факторов эффективности интенсивного обучения.Чтобы общение (и не только на иностранном языке) было эффективным, человек должен провести предварительную ориентировку, потом, опираясь на "собранную информацию", правильно спланировать и осуществить само общение. Эта ориетировка очень многообразна. Сюда взодят функции и цели общения : зачем мне общаться, чего я должен добиться? Сюда входять состав группы, ее объем, знание о формальных и неформальных взаимоотношения в ней, о психологических, прежде всего личностных особенностях ее членов, влияющих на эффектьивность совместной деятельности. Сюда относится и знание социальных ролей и моделирование личности конкретного собеседника, позволяющее нащупывать наиболее прямоу путь к нему, а также ориентировка в пространственных и временных условиях общения и многое другое.Учитель должен уметь управлять общением, а управление общением предполагает не только мастерское владение средствами установления и поддержания контакта, но и должен обучать своих слушателей приемам контакта, определенным коммуникативным стереотипам.
^
В современной психологии проделана намалая работа по научному обоснованию различных "индивидуальных стилей" общения учителя. Остановимся на некоторых исследованиях, которые представляются наиболее важными.Н.Ф.Маслова выделяет два стиля руководства учителя — "демократический" и "авторитарный".___________________________________________________________________________Демократический Авторитарный___________________________________________________________________________1.Работает с классом в целом. 1.Работает "один на один" с учеником.2.Стремится учесть индивидуальные 2.Исходит из "усредненногоособенности и личный опыт представления об ученике, изшкольника, его активности и абстрактных требований, не потребности. учитывает его индивидуальныхособенностей.3. Характерен личностный подход. 3.Характерен функционально-деловой подход.4.Не имеет (или не проявляет) 4. Резко выраженные установки.(негативных) установок.5.Не стереотипен в оценке и поведении. 5. Стереотипен в оценке и поведении.6.Не избирателен в контактах и не 6.Избирателен и субъективен.субъективен в оценках.___________________________________________________________________________Интересно, что по данным того же автора, степеотипность "авторитарного" учителя, по-видимому, имеет тенденцию увеличиваться со стажем работы.А.А.Русалинова выделила четыре типа общения мастери ПТУ и учащихся: устойчиво положительный, неустойчиво положительный, пассивно положительный и открыто отрицательный.Н.А.Березович и Я.Л.Коломинский выделили пять стилей отношения учителя к школьникам: активно-положительный, ситуативно-положительный, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный и активно-отрицательный.
Различие стилей влияет на оценку учителем социально-психологической ситуации в детском коллективе и на саму эту ситуацию, на оценку школьниками учителя и взаимоотношений с ним учащихся.

18/19 . ТРЕБОВАНИЯ К ОПТИМАЛЬНОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ
Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива.Крайне важны для оптимального педагогического общения мотивация и эмоциональная сторона учебного процесса.Мотивация — постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса.Затрагивая проблему эмоциональной стороны учебного процесса нужно упомянуть о двух видах эмоциональной напряженности: собственно эмоциональная напряженность и операциональная напряженность. Первая дезорганизует деятельность, вторая , напротив, мобилизует человека на оптимальное ее выполнение. Собственно эмоциональная напряженность возникает у учащегося на фоне аффективных следов от прошлых неудач, стойкого негативного отношения к данному учителю или предмету и т.д. Она приводит к ослаблению внимания, контроля над ошибками, к ухудшению оперативной памяти, снижению общей работоспособности. Все ээто не только маскирует действительный уровень овладения предметом, но приводит к гораздо более опасным последствиям, так как чаще всего сочетается с негативной оценкой ученика со стороны класса (а порой и преподавателя). Отсюда возникновение стойких отрицательных эмоций, переносимых иногда и на весь учеюный процесс, резкое снижение уровня мотивации учебной деятельности, нарушение нормальных взаимоотношений с коллективом и с учителем и многое другое. Поэтому задача учителя — создать в классе такую обстановку, такой эмоциональный климат, который препятствовал бы возникновению у ученика состояния собственно эмоциональной напряженности и, напротив, стимулировала бы возникновение операциональной напряженности.Оптимальное педагогическое общение:1.Создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности.2.Для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в часности, препятствует возникновению "психологического барьера").3.Обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.Одно из основных условий овладения техникой оптимального педагогического общения — необходимость овладеть техникой педагогического мастерства — постановка голоса, мимика, умение встать, умение сесть и пр. Учитель должен заботиться не только о содержании своих требований, но и о форме и тоне их предъявления.Управление общением на уроке — один из факторов эффективности интенсивного обучения.Чтобы общение (и не только на иностранном языке) было эффективным, человек должен провести предварительную ориентировку, потом, опираясь на "собранную информацию", правильно спланировать и осуществить само общение. Эта ориетировка очень многообразна. Сюда взодят функции и цели общения : зачем мне общаться, чего я должен добиться? Сюда входять состав группы, ее объем, знание о формальных и неформальных взаимоотношения в ней, о психологических, прежде всего личностных особенностях ее членов, влияющих на эффектьивность совместной деятельности. Сюда относится и знание социальных ролей и моделирование личности конкретного собеседника, позволяющее нащупывать наиболее прямоу путь к нему, а также ориентировка в пространственных и временных условиях общения и многое другое.Учитель должен уметь управлять общением, а управление общением предполагает не только мастерское владение средствами установления и поддержания контакта, но и должен обучать своих слушателей приемам контакта, определенным коммуникативным стереотипам.

^

В современной психологии проделана намалая работа по научному обоснованию различных "индивидуальных стилей" общения учителя. Остановимся на некоторых исследованиях, которые представляются наиболее важными.Н.Ф.Маслова выделяет два стиля руководства учителя — "демократический" и "авторитарный".___________________________________________________________________________Демократический Авторитарный___________________________________________________________________________1.Работает с классом в целом. 1.Работает "один на один" с учеником.2.Стремится учесть индивидуальные 2.Исходит из "усредненногоособенности и личный опыт представления об ученике, изшкольника, его активности и абстрактных требований, не потребности. учитывает его индивидуальныхособенностей.3. Характерен личностный подход. 3.Характерен функционально-деловой подход.4.Не имеет (или не проявляет) 4. Резко выраженные установки.(негативных) установок.5.Не стереотипен в оценке и поведении. 5. Стереотипен в оценке и поведении.6.Не избирателен в контактах и не 6.Избирателен и субъективен.субъективен в оценках.___________________________________________________________________________Интересно, что по данным того же автора, степеотипность "авторитарного" учителя, по-видимому, имеет тенденцию увеличиваться со стажем работы.А.А.Русалинова выделила четыре типа общения мастери ПТУ и учащихся: устойчиво положительный, неустойчиво положительный, пассивно положительный и открыто отрицательный.Н.А.Березович и Я.Л.Коломинский выделили пять стилей отношения учителя к школьникам: активно-положительный, ситуативно-положительный, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный и активно-отрицательный.

Различие стилей влияет на оценку учителем социально-психологической ситуации в детском коллективе и на саму эту ситуацию, на оценку школьниками учителя и взаимоотношений с ним учащихся.

обеспечивает управление социально-психологическими процессами,оценку учителем социально-психологической ситуации,творческого характера учебной деятельности,оптимального педагогического общения мотивация,правильного формирования личности школьника,мастерское владение средствами установления,моделирование личности конкретного собеседника,современной психологии проделана намалая,факторов эффективности интенсивного обучения,типа общения мастери пту

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …