2. КОНЦЕПЦИЯ — Муниципальная целевая программа «реформирование финансов муниципального образования ефремовский район…

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

2. КОНЦЕПЦИЯ

^

«РЕФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕФРЕМОВСКИЙ РАЙОН НА 2009 – 2010 ГОДЫ»

2.1 Общие подходы к разработке

программы реформирования финансов района

В настоящее время в Российской Федерации в рамках осуществляемой реформы бюджетного процесса (переход на бюджетирование, ориентированное на результат) перед муниципальными органами власти встал ряд сложнейших задач по трансформации действующего бюджетного процесса, по внедрению новых инструментов бюджетирования, по изменению системы управления муниципальными финансами в целом. В последние время пришло понимание необходимости изменения концепции системы муниципального управления и, в первую очередь — управления муниципальными финансами. Во многом это связано с тем, что дальнейшее развитие требует планомерного повышения эффективности расходования бюджетных средств, тогда как существующие подходы уже не позволяют отвечать возрастающим потребностям в более рациональном использовании бюджетных ресурсов.Для действующей — так называемой «затратной» — модели финансового планирования характерно планирование расходов вне их формализованной связи с результатами, как с фактическими, так и с ожидаемыми. В основном, базой для планирования является информация прошлых лет, планы строятся «от достигнутого». И если сравнительно понятно, хотя и не формализовано то, «как» планировать бюджетные расходы, ясности с тем, «зачем», для каких целей распределяются муниципальные ресурсы, нет. Нет полной ясности и с тем, каких результатов в масштабах деятельности отдельного органа местного самоуправления удастся добиться за счет бюджетного финансирования. Ответственность распорядителей бюджетных средств в рамках затратной модели ограничена соблюдением требований по «правильному», т.е. своевременному и целевому использованию бюджета района. Безусловно, бюджетные ресурсы не должны тратиться вразрез с первоначальным планом, финансовая дисциплина является необходимым элементом для любой модели. Однако в результате ее одностороннего применения «затратная» модель не стимулирует структурные подразделения администрации района повышать результативность бюджетных расходов. Более того, существующая система дестимулирует экономическую активность каждого из участников бюджетного процесса, поскольку в существующей ситуации даже появление экономии в результате рационального хозяйствования, как правило, влечет за собой изъятие сэкономленных ресурсов. Нехватка же ресурсов, возникшая вследствие некачественного управления ими, как правило, компенсируется «сверху».Объектами контроля в существующей модели является целевое использование бюджетных средств, соответствие расходования средств детальному плану, тогда как эффективность, рациональность, результативность, целесообразность произведенных расходов не проверяются. Наиболее прогрессивной, зарекомендовавшей себя на практике, следует считать модель бюджетирования, ориентированного на результат. Данная модель базируется на концепции четкой привязки бюджетных средств к планируемым результатам деятельности.Модель предполагает планирование и осуществление затрат исходя из желаемого результата.В отличие от «затратной» модели, для этой модели характерна меньшая детализация расходов при планировании. Во главу угла ставится не просто «правильное» расходование бюджетных ресурсов, а достижение запланированных результатов деятельности. Ответственность администрации района смещается с целевого использования бюджетных средств в соответствии с установленными процедурами на достижение запланированных результатов деятельности. Требования к соблюдению финансовой дисциплины в данной модели сохраняются, заявленные планы должны исполняться. При исполнении бюджета района аккумулируется вся необходимая подробная информация о направлениях расходования бюджетных средств. В рамках модели бюджетирования, ориентированного на результат, бюджет района будет формироваться исходя из целей и планируемых результатов социально – экономической политики района. Бюджетные ассигнования должны получить четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание предполагается сконцентрировать на обосновании конечных результатов в рамках муниципальных целевых программ. Программа реформирования финансов района разработана с учетом требований, предусмотренных постановлением администрации Тульской области от 10.07.2008 № 378 «Об утверждении Положения об условиях предоставления, распределения и расходования субсидий по реформированию муниципальных финансов бюджетом муниципальных районов (городских округов) из бюджета Тульской области» (в ред. постановления администрации Тульской области от 05.12.2008 № 809).При разработке настоящей Программы реформирования финансов района учтены основные направления и мероприятия реформирования муниципальных финансов, установленные постановлением администрации Тульской области № 500 «О проведении в 2008 году конкурсного отбора муниципальных районов (городских округов) Тульской области для предоставления субсидий по реформированию муниципальных финансов».

^

В 2005-2007 годах району удалось добиться хороших результатов в обеспечении финансовой устойчивости и платежеспособности бюджета района. Была решена проблема кредиторской задолженности бюджета района и бюджетных учреждений. Своевременно погашаются долговые обязательства. Выполняются все условия действующих договоренностей с департаментом финансов Тульской области в части погашения и недопущения возникновения новой просроченной задолженности. Соблюдаются все формальные требования Бюджетного кодекса Российской Федерации. Административный механизм управления финансами района хорошо отлажен, в целом отмечается высокая исполнительская дисциплина.В 2008 году в районе была начата работа по переходу к бюджетированию, ориентированному на результат:- решением Собрания представителей района от 26.03.2008 № 2-18 утверждено новое положение о ведении бюджетного процесса в районе, предусматривающее возможность формирования ведомственных целевых программ и муниципальных долгосрочных целевых программ; — решением Собрания представителей от 04.09.2008 № 8-99 в действующее положение о бюджетном процессе района были внесены изменения, установившие обязанность формирования бюджета района на трехлетний период; — постановлением Главы района от 01.07.2008 № 706 утвержден Порядок ведения реестра расходных обязательств района; — решением Собрания представителей района от 17.06.2008 № 5-65 «Об утверждении Положения «О долге муниципального образования Ефремовский район» (в редакции от 10.11.2008 №11-121) урегулирован порядок и условия привлечения районом муниципальных долговых обязательств; — постановлением Главы района от 22.08.2008 № 939 «О мерах по совершенствованию управления долговыми обязательствами муниципального образования Ефремовский район» утверждены:

  • методика расчета долговой нагрузки на бюджет района с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период;
  • методика расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку бюджета района.

— постановлением Главы района от 03.09.2007 № 943 утверждена методика прогнозирования временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета района;- постановлением Главы района от 06.09.2007 № 974 установлен порядок урегулирования просроченной кредиторской задолженности бюджета района и бюджетных учреждений района;- начиная с 1 января 2007 года в соответствии с постановлением Главы района от 22.06.2007 № 613 «Об организации и проведении мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности городского и сельских поселений Ефремовского района» финансовым управлением администрации района проводится годовая и оперативная оценка качества управления муниципальными финансами поселений района.

^

Несмотря на достигнутые результаты в области совершенствования системы управления финансами района, все еще сохраняется достаточное количество проблем, требующих решения.1. Недостаточно эффективное расходование средств бюджета района на оказание муниципальных услуг исходя из необходимости максимально полного удовлетворения потребностей жителей и организаций района в муниципальных услугах (работах).Основные причины: а) отсутствие перечня муниципальных услуг (работ) района, оказываемых бюджетными учреждениями, и методики расчета объемов предоставления (выполнения) муниципальных услуг (работ);б) отсутствие управленческого учета в разрезе муниципальных услуг (работ); в) отсутствие механизма, увязывающего объемы расходов на содержание бюджетных учреждений, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы), с целевыми показателями предоставления (выполнения) соответствующих услуг (работ) и результата их оказания (выполнения);г) отсутствие целостной системы учета потребности в объемах предоставления муниципальных услуг (работ);д) недостаточный контроль качества предоставления муниципальных услуг (работ), связанный с:- отсутствием систематизированного набора требований к качеству оказания (выполнения) муниципальных услуг (работ), согласованных с текущими возможностями бюджета района;- отсутствием механизма контроля качества муниципальных услуг (работ) со стороны их потребителей – жителей и организаций района.е) слабая связь бюджетных расходов на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) с уровнем их предоставления, которая обусловлена:- низким использованием программно-целевого метода планирования в практике формирования и исполнения бюджета района;- отсутствием мониторинга качества, доступности, надежности, стоимости и иных характеристик оказания муниципальных услуг (работ);- формированием бюджета района по затратному принципу, исходя из необходимости поддержания сложившегося уровня расходов, а не исходя из необходимости предоставления (выполнения) определенного набора услуг (работ) на соответствующем уровне.2. Низкая эффективность расходов бюджета района, направляемых на решение комплексных социально-экономических проблем.Основные причины:- слабая проработанность целей, задач, отсутствие рационального содержательного обоснования предлагаемых механизмов решения для достижения целевых результатов; — отсутствие увязки мероприятий (в т.ч. предполагающих расходы капитального характера) с показателями результатов, отражающими степень решения социально-экономических проблем, на которое была направлена муниципальная целевая программа;- отсутствие детального порядка разработки, рассмотрения и реализации целевых программ в части требований к их стратегическим целям, тактическим задачам и мероприятиям;-отсутствие рациональной системы отбора муниципальных инвестиционных проектов для предоставления финансирования из бюджета района;- отсутствие прозрачной системы мониторинга реализуемых инвестиционных проектов на всем их жизненном цикле. Проекты отслеживаются только в период их финансирования; 3. Неразвитость механизмов повышения эффективности управления муниципальной собственностью.Основные причины:- отсутствие системы критериев оценки эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий в сравнении с немуниципальными организациями;- отсутствие прозрачного мониторинга деятельности муниципальных унитарных предприятий;- неразвитость системы критериев для сохранения в собственности района муниципальных унитарных предприятий;

— отсутствие системы мониторинга потребности в получении населением района услуг общественного транспорта, а также процедур публичного отбора транспортных организаций для обслуживания муниципальных городских маршрутов;

— отсутствие положений о порядке раскрытия информации о собственности района, в том числе по отдельным объектам собственности, а также оценки рыночной стоимости объектов собственности района.4. Несовершенство механизмов бюджетного планирования.Основные причины:- отсутствие порядка распределения расходов бюджета района на плановый период между главными распорядителями бюджетных средств, что снижает предсказуемость расходов бюджета района на среднесрочную перспективу и ответственность главных распорядителей средств бюджета при планировании своей деятельности;- отсутствие формализованного порядка по раздельному планированию бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств;- отсутствие формализованных процедур расчета плановых объемов бюджетных расходов на исполнение расходных обязательств;- недостаточная структурированность реестра расходных обязательств района.5. Недостаточно активная политика района по развитию предпринимательства.Основные причины:- отсутствие порядка информационного обеспечения о характере муниципального стимулирования и регулирования предпринимательской деятельности;- неразвитость мониторинга деятельности субъектов малого предпринимательства района;- отсутствие формализованных механизмов увязки решений администрации района по развитию предпринимательства района с результатами мониторинга их деятельности.6. Неразвитость механизмов поддержания финансовой устойчивости бюджета района.Основные причины:- несовершенство механизмов управления долговыми обязательствами, поддержания необходимой ликвидности бюджета района; — несовершенство подходов в реализации отдельных моментов прогнозирования временных кассовых разрывов бюджета района;- отсутствие прозрачных и формализованных процедур управления задолженностью муниципального сектора района;- отсутствие формализованных процедур урегулирования (признания) районом кредиторской и дебиторской задолженности.7. Несовершенство отдельных инструментов мобилизации доходов в бюджет района.Основные причины:- отсутствие института обязательной независимой экспертизы проектов муниципальных правовых актов в области бюджетного и налогового законодательства;- отсутствие объективной процедуры принятия решений о предоставлении (отмене) налоговых льгот с учетом их эффективности.8. Несовершенство механизмов повышения и оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета района.Перечисленные проблемы повышают финансовые риски, ограничивают возможности эффективного решения комплексных социально-экономических проблем, эффективного и качественного предоставления (выполнения) муниципальных услуг (работ).Актуальность реформирования еще более повышается в связи с вступлением в силу федеральных новаций в сфере бюджетного и налогового законодательства. Необходимость их учета предполагает существенную модернизацию бюджетного процесса. В перспективе предусматривается внедрение в бюджетное планирование муниципальных заданий на предоставление (выполнение) муниципальных услуг (работ), переход к практике формирования муниципальных долгосрочных целевых программ, изменение подхода к формированию реестра расходных обязательств, другие новации.

^

Цель Программы реформирования финансов района напрямую вытекает из обозначенных ранее ключевых проблем системы управления финансами района, с учетом базовых (основных) направлений и мероприятий реформирования муниципальных финансов, установленных постановлением администрации Тульской области от 01.09.2008 № 500 «О проведении в 2008 году конкурсного отбора муниципальных районов (городских округов) Тульской области для предоставления субсидий по реформированию муниципальных финансов».Комплексный подход к реализации мероприятий и работ Программы реформирования финансов района определяет содержание цели как создание муниципальной правовой базы района и разработка концепции для осуществления перехода администрации района на более качественный уровень управления финансами района, при котором решение вопросов местного значения района осуществляется на принципах управления по результатам, эффективного формирования и освоения средств бюджета района и оптимального управления муниципальной собственностью.На основе установленной цели, а также анализа проблемного поля, которое предстоит разрешить в процессе реформирования финансов района, принимая во внимание установленные базовые направления реформирования муниципальных финансов, основными направлениями Программы реформирования финансов района являются:

Направление А. «Организация бюджетного планирования, ориентированного на результат».

Направление B. «Определение оптимального состава имущественного комплекса, необходимого для реализации полномочий администрации района».

Направление C. «Внедрение методологии среднесрочного бюджетирования и финансирования».

Направление D. «Повышение деловой активности предпринимательских структур района».

Направление E. «Совершенствование долговой политики района».

Направление F. «Мониторинг качества управления муниципальными финансами района».

Выбор указанных направлений (задач) в качестве приоритетных основывается на их совокупной направленности к достижению цели Программы реформирования финансов района, когда в рамках ограниченного круга возможных направлений реформирования, необходимо составить по каждому из них максимальный перечень необходимых для выполнения мероприятий и работ, способствующих в той или иной форме, но в полной мере, реальному осуществлению в районе тактических целей реализации данных направлений, а именно:- целью реализации направления «Организация бюджетного планирования, ориентированного на результат» должно стать перераспределение объема финансов района в сторону эффективных сфер ответственности субъектов бюджетного планирования района, сокращение низкоэффективных, необоснованных расходов бюджета района за счет обеспечения соответствия объема бюджетных расходов качественным и количественным величинам выполняемых ими функций, обеспечение единого уровня обслуживания населения и предоставления (выполнения) муниципальных услуг (работ) на территории района;- целью реализации направления «Определение оптимального состава имущественного комплекса, необходимого для реализации полномочий органов местного самоуправления» является более эффективное использование имущественного комплекса, находящегося в собственности района, в том числе в виде повышения рыночной стоимости объектов собственности, обеспечив прозрачность информации о результатах их использования, а также повысив эффективность их использования, определение оптимального состава имущества за счет проводимого мониторинга оценки эффективности;

— целью реализации направления «Внедрение в бюджетный процесс района методологии среднесрочного бюджетирования и финансирования» является повышение эффективности расходов бюджета района за счет определения стабильных условий финансового обеспечения органов местного самоуправления района на среднесрочную перспективу, создание возможностей для оптимальной реализации муниципальных долгосрочных проектов, повышение информационного обеспечения общественности района об уровне финансового обеспечения приоритетов социально-экономического развития;

— целью реализации направления «Повышение деловой активности предпринимательских структур района» является развитие деятельности малого и среднего предпринимательства и как следствие увеличение доходов бюджета района за счет увеличения поступлений налоговых и иных обязательных платежей, формирование благоприятных условий для деловой активности предпринимательских структур района, предоставление субъектам предпринимательской деятельности правовой, консультационной и информационной поддержки;- целью реализации направления «Совершенствование долговой политики района» является повышение качественного уровня управления долговыми обязательствами района путем их оптимизации и минимизации, а также сокращение расходов на их обслуживание на основе повышения точности прогнозирования текущей сбалансированности бюджета;

— целью реализации направления «Мониторинг качества управления финансами» является повышение обоснованности и эффективности решений, принимаемых в сфере налогового и бюджетного законодательства района, за счет использования общественного мнения, повышение качества оценки последствий принимаемых решений, повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета района, в том числе с учетом результатов мониторинга эффективности их деятельности для стимулирования наиболее успешных технологий управления муниципальными финансами.

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …