2. Организация и условия международных перевозок на отдельных видах транспорта

^ На рисунке 2.1. представлены основные виды транспортных документов, используемых при международных перевозках на различных видах транспорта.
Коносамент — документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путем на судах регулярных линий. Коносамент выполняет три основные функции: удостоверяет принятие судовладельцем (перевозчиком) груза к перевозке, является товарораспорядительным документом, свидетельствует о заключении договора перевозки морским путем, по которому перевозчик обязуется доставить груз против предоставления документов.
Коносамент может быть выдан и тогда, когда груз доставлен в целях перевозки и принят под охрану судовладельца. На коносаменте обязательно должно содержаться указание судоходной компании "груз на борту", или "груз погружен", или "груз принят к погрузке". Коносамент дает право владельцу оригинала распоряжаться грузом. Содержание коносамента: сведения о названии судна и его владельца, тоннаже судна, наименование портов погрузки и выгрузки, сумма фрахта с указанием, где производится оплата фрахта — в порту погрузки или в порту назначения, число выданных экземпляров коносамента. Обычно коносамент — это документ, отпечатанный типографским способом, в который вписываются вышеперечисленные данные.
Р
ис. 2.1. Международная транспортная документация на различных видах транспорта.Различают следующие виды коносаментов: именной, ордерный и на предъявителя. В именном указывается, что товар должен быть доставлен определенному получателю с указанием его наименования и адреса. Ордерный предполагает, что грузоотправитель может передать свои права третьему лицу, поставив на обороте свою подпись и печать (индоссирование). Коносамент на предъявителя предполагает, что товар передается любому лицу — держателю коносамента.Коносаменты обычно составляются в трех и более экземплярах с тем же содержанием и той же датой: один экземпляр для грузоотправителя или его экспедитора, один — для грузополучателя и один — для грузовладельца. Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются оригиналами и на них ставится штамп "оригинал". В некоторых случаях обозначается порядковый номер оригинала — первый, второй, третий. В коносаменте обязательно должно быть указано число составленных оригиналов, однако только один из них может быть товарораспорядительным документом. Копии коносамента имеют штамп "копия" либо печатаются на бумаге отличного от оригинала цвета.Традиционная форма оборотных коносаментов (подлежащих индексации) предпочтительнее в некоторых видах международного бизнеса. Она обычно применяется в торговле такими товарами, как зерновые или нефть, а также если покупатель намерен заложить коносамент в банк до прибытия товара.Коносамент может быть прямой (на один порт) или сквозной (морской транзит). Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки и товары должны перевозиться другими наземными и морскими перевозчиками, то может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками. Такие коносаменты все больше используются в современной транспортной практике.Коносамент составляют на основании погрузочного ордера, подписанного отправителем груза. Он передает порту экспортное поручение с необходимыми реквизитами.
является удостоверением судовладельца в принятии товара к перевозке. Выписывает этот документ помощник капитана в подтверждение получения конкретной партии на борт судна. Расписка описывает видимое состояние товаров и позволяет перевозчику выдать коносамент. В ней отражаются результаты проверки, проводимой контролерами судовладельца при приеме товара для погрузки или во время погрузки. Это не товарораспорядительный документ. По просьбе отправителя он может быть заменен коносаментом.
договор на перевозку грузов трамповыми судами. Сторонами в чартерном договоре являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель).
Основными пунктами такого договора являются следующие:- время и место заключения чартера;- полное юридическое наименование сторон (преамбула чартера);- название и описание судна;- право замены первоначально указанного судна другим;- род груза;- место погрузки и разгрузки;- условия погрузки и разгрузки, включая условия оплаты демерреджа и диспача;- порядок оплаты фрахта;- срок подачи судна, включая канцеллинг — конечный срок подачи судна;- прочие условия, такие как ледовая оговорка, оговорка о форс-мажоре и др.Многовековая практика торгового мореплавания показала, что количество условий и оговорок, которые могут быть включены в договор морской перевозки, довольно велико, поэтому возникла необходимость создания типовых договоров перевозки, иначе называемых проформами чартеров. Например, типовой генеральный чартер "Дженкон", используемый как универсальный для перевозки грузов во всех случаях, когда для перевозки данного груза в данном направлении нет общепризнанных стандартных форм чартера.Виды чартеров: тайм-чартер — договор об аренде судна, когда все судно или его часть предоставляется на определенное время в распоряжение фрахтователя для перевозки грузов в любых направлениях; димайз-чартер — договор об аренде судна, когда судовладелец передает его фрахтователю на оговоренный срок вместе с командой, члены которой становятся служащими нанимателя;Бербоут-чартер — это договор о найме судна без экипажа, фрахтователь несет все расходы по его использованию и выплачивает арендную плату судовладельцу.Чартер может быть чистым, если договор подписывается без каких-либо изменений стандартной формы; открытый — документ без указания рода груза и пункта назначения.Чартеры могут заключаться заблаговременно либо в срочном порядке (промпт) и даже с условием немедленной готовности судна к перевозке (спот-промпт). В чартере зафиксировано распределение функций и затрат между фрахтовщиком и фрахтователем по содержанию экипажа судна, поддержания судна в морском состоянии, его ремонту, снабжению, оплате сборов, стивидорных работ и др.Стандартные формы чартеров применяются российскими судами для перевозки следующих грузов: лес, целлюлоза, бумага — 15 форм чартеров, нефтеналивные, сжиженные газы — 3 формы, руда — 8 форм, разные грузы -6 форм, удобрения — 6 форм, уголь — 6 форм, хлебные грузы — 5 форм чартеров. Кроме того, применяются универсальные формы чартеров (Джонсон, Ньювой, Сканкон).
документ, в который инкорпорируются путем ссылки отдельные из условий чартер-партии с тем, чтобы они могли иметь эффект для грузополучателя или индоссата коносамента. Но коносамент, выданный по чартеру, который не включает в себя условия чартера по договору с получателем груза или индоссатом, не является фрахтовым коносаментом.
Аддендум — дополнение к договору, в частности к чартеру, изменяющее или дополняющее те или иные условия договора.
один из видов договора морской перевозки, применяемый при перевозке массовых грузов на судах регулярных линий, работающих без срочного расписания, с целью заполнения недоиспользованного под генеральные грузы тоннажа.
Букингнот — один из видов договора морской перевозки, применяемый при перевозке отдельных партий грузов на судах регулярных линий, работающих по расписанию, что позволяет грузовладельцу заблаговременно зарезервировать место на линейном судне для отправки своих грузов.
товарораспорядительный документ, выдаваемый перевозчиком или грузополучателем с подтверждением капитаном судна. Используется в случае продажи грузополучателем товара до того, как он принял поставку. Товар может быть куплен разными покупателями, на каждого из них выписывается деливери-ордер на соответствующую часть товара.
— коммерческий документ, содержащий перечень всех видов и сортов товаров, входящих в данную партию, с указанием для каждого места, количества и рода товаров. Является одним из основных товаросопроводительных документов, так как по нему принимается комплектность и качество поставленного товара.
Таймшит — документ — ведомость учета стояночного времени судна (сталийного времени), предусмотренного чартером на производство грузовых операций. Он составляется в каждом порту погрузки и выгрузки судна, подписывается капитаном и представителем фрахтователя. Служит основанием для расчета по диспачу и демерреджу.
В таймшите фиксируются все производственные операции и непроизводительные простои за время стоянки судна в порту. В нем указываются:наименование порта и судна; дата и время прибытия судна и вручение нотиса о готовности к погрузке (выгрузке); дата и время фактического начала и окончания грузовых работ; продолжительность и причины перерывов в работе; норма грузовых работ по чартеру.
документ, выписываемый досмотровой комиссией на предприятии-изготовителе при передаче изделия на склад готовой продукции в подтверждение соответствия комплектности и упаковки условиям контракта.

документ, который подтверждает наличие договора перевозки груза морским путем и принятие или погрузку груза перевозчиком и по которому перевозчик обязуется доставить груз грузополучателю, указанному в документе. Накладная не является ни оборотным, ни товарораспорядительным документом, груз выдается указанному в ней грузополучателю. К накладной прилагаются необходимые товаросопроводительные документы.
документ, составленный перевозчиком, либо его представителем, удостоверяющий факт недостачи, порчи или повреждения груза при его выдаче получателю в пункте назначения. Он фиксирует размер, характер и причины несохранности груза и является основанием для возложения за нее материальной ответственности на перевозчика.
основной документ, определяющий подачу судов под перевозку внешнеторговых грузов. Составляется ежемесячно и является единственным документом, устанавливающим ответственность перевозчика за сроки подачи тоннажа установленного типа. Составляется отдельно по линейным и рейсовым судам и включает: наименование судов, дату подачи под погрузку и выгрузку, количество и наименование груза, наименование организации (отправителя груза), номер ордера, указания за чей счет производятся стивидорные погрузочно-разгрузочные работы в иностранных портах. Для линейных судов составляется по каждой линии в отдельности. Коммерческий график подписывается до начала планируемого месяца ответственными представителями пароходства и организаций, ведущих внешнеторговые операции.
документ, который выдается управлением порта в удостоверение принятия товара для отправки и помещения на портовый склад.
Железнодорожная накладная международного сообщения и ее дубликат являются транспортными документами при международных железнодорожных грузовых перевозках. Накладная является документарным оформлением договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги. В практике международной торговли широко применяется форма накладной, разработанная международной Конвенцией МГК (Международная грузовая конвенция, с 1984 г. именуемая КОТИФ — Конвенция по международным грузовым перевозкам), а также Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС). Основное содержание накладной: название станции назначения и пограничных станций, наименование груза, оплата за перевозку, объявленная ценность груза. Текст железнодорожной накладной печатается на стандартных бланках обычно на двух языках. Она выписывается грузоотправителем или его экспедитором на имя грузополучателя, скрепляется перевозчиком, который ставит штемпель на накладной дубликате. Последний остается у грузоотправителя. Накладная следует с грузом. К каждой накладной прилагается товаросопроводительная документация: отгрузочная спецификация, сертификат о качестве, упаковочный лист и т. д. Дубликат железнодорожной накладной входит в комплект документов для получения платежа по аккредитиву или в инкассовой форме.
— документ составляется для каждой накладной. Он является учетным документом, сопровождает груз на всем пути его следования и является транспортным документом при железнодорожных перевозках.
документ, который выписывает грузоотправитель или от его имени и который подтверждает наличие договора между грузоотправителем и перевозчиком о перевозке грузов по авиалиниям перевозчика.
Авианакладная заполняется грузоотправителем в трех подлинных экземплярах и вручается перевозчику вместе с товарами. На первом экземпляре ставится пометка "для перевозчика" и он подписывается грузоотправителем; второй экземпляр носит пометку "для получателя" и подписывается грузоотправителем и перевозчиком, следует с товарами; третий экземпляр подписывается переводчиком и возвращается грузоотправителю после того, как товар принят. Содержание накладной: наименование авиапортов отправления и прибытия, прилагаемые к накладной документы, объявленная ценность, сумма платежа за перевозку, дата составления накладной и т. д.Авианакладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом. Роль ее заключается в доказательстве заключения договора перевозки, принятия товара к перевозке и условий перевозки. Она может использоваться как таможенная декларация, в которой содержится подробное описание груза.

— транспортный документ, подтверждающий наличие договора между перевозчиком и отправителем об автодорожной перевозке грузов. Для международных автодорожных перевозок этот документ должен содержать сведения, предписываемые Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ): дату отгрузки, наименование груза, подлежащего перевозке, имя и адрес перевозчика, наименование получателя, срок доставки и размер штрафа за задержку в доставке, стоимость перевозки. Накладная подписывается перевозчиком и грузоотправителем. Накладная не является товарораспорядительным документом, не может быть индоссирована, груз выдается указанному в ней получателю.
Бордеро — используемый при автодорожных перевозках документ, в котором перечисляются грузы, перевозимые грузовиками и часто содержатся ссылки на прилагаемые копии накладной автодорожной перевозки. Эта опись сопровождает посылаемые документы.
документ, который выдается перевозчиком отправителю груза, перевозимого по реке. Он подтверждает принятие груза к перевозке и обязывает перевозчика передать груз в порту назначения грузополучателю. Накладная не является ни оборотным, ни товарораспорядительным документом. К накладной прилагаются необходимые товаросопроводительные документы.
подтверждает наличие договора перевозки любым видом или несколькими видами транспорта по территории одной или нескольких стран в соответствии с любой применяемой международной Конвенцией или национальным законодательством и в соответствии с условиями перевозки, при которых любой перевозчик или транспортный оператор осуществляет или обеспечивает осуществление перевозки, упомянутой в данном документе.
подтверждает наличие договора смешанной перевозки, принятие груза оператором смешанной перевозки в свое ведение, а также его обязательство доставить груз в соответствии с условиями договора. Он должен быть составлен в соответствии с требованиями Конвенции о международных смешанных перевозках грузов.
является документом, который выдается перевозчиком или его агентом и который подтверждает получение для перевозки поименованных в нем грузов на условиях, указанных в документе, или на которые дается ссылка в документе и который позволяет перевозчику выписать транспортный документ.
выдаваемый грузополучателем или его банком документ, подтверждающий, что перевозчик не несет ответственности за любые последствия, которые могут возникнуть из-за неоформления транспортного документа.
документ, выдаваемый перевозчиком в подтверждение того, что для данной партии зарезервировано место на каком-либо транспортном средстве.
документ, который выдается транспортным оператором и в котором указываются фрахтовые ставки и издержки на транспортировку, а также условия платежа.
является уведомлением перевозчиком грузополучателя в письменной форме, по телефону или при помощи каких-либо других средств (заказное письмо, телекс, телеграмма и т. д.), извещающее о том, что адресованная ему партия товара предоставляется или будет предоставлена в его распоряжение в определенном пункте места назначения.

запрос перевозчика грузоотправителю или, в случае необходимости, грузополучателю для получения инструкций относительно того, что надлежит делать с партией груза, когда возникают препятствия, связанные с доставкой, а в транспортном документе не содержится инструкций грузоотправителя относительно возвращения товара.
письменное уведомление, высылаемое перевозчиком грузоотправителю по его просьбе с целью сообщения ему фактической даты поставки.

это запрос перевозчика грузоотправителю или в случае необходимости грузополучателю для получения инструкций, что надлежит делать с партией груза, когда возникают препятствия в перевозке до отправки или в пути после принятия данной партии груза.
является документом, в котором перечисляются все товары, составляющие груз, перевозимый на каком-либо транспортном средстве или транспортной единице. В этом документе указываются коммерческие данные о товаре, такие, как номера транспортных документов, наименование грузоотправителя и грузополучателя, маркировка, число, вес и вид грузовых мест, а также описание и количество товаров.
является документом, который кроме той информации, которую содержит грузовой манифест, включает дополнительные данные, касающиеся платы, взимаемой за провоз, прочих расходов и т. д.
или упаковочный лист грузовых единиц — это документ, в котором содержится перечисление содержимого конкретных грузовых контейнеров или других транспортных единиц. Он выписывается стороной, ответственной за погрузку этого товара в контейнер или транспортную единицу.

Экспедиторам продавца и покупателя, агентам перевоз­чиков в ходе выполнения транспортно-экспедиционных опе­раций может потребоваться наличие ряда документов, свя­занных с исполнением конкретного торгового контракта. Обязательство представления сторонами таких документов агентам и экспедиторам должно быть оговорено в контракте купли-продажи, в том числе:
счета-фактуры (invoice) или сче­та-спецификации (invoice specification), или проформы счета (proforma invoice), выписываемых продавцом на имя покупа­теля, в которых указывается цена за единицу товара и общая сумма счета или причитающегося платежа; базисные условия поставки товара, сведения об оплате стоимости перевозки (когда оплачивается и кем); сведения о страховании, номер отгрузочного документа; (вручение счета-фактуры покупате­лю при поставке товара на условиях EXW удостоверяет фак­тическую поставку товара);
отгрузочную спецификацию (shipping specification), со­держащую перечень всех видов и сортов товаров, входящих в данную партию товара, с указанием характеристики места, количества и рода каждого товара;
упаковочный лист (packing list) — перечень предметов, входящих в одно грузовое место (ящик, контейнер, кипу и т.п.), который необходим тогда, когда в одной упаковке содержатся разные по ассортименту товары, упаковочный лист подписывается упаковщиком и вкладыва­ется в каждое грузовое место;
сертификат качества (quality certificate, certificate of quality) или сертификат соответствия, удостоверяющий качество по­ставляемого товара, его соответствие стандарту, он выдается обычно предприятием-изготовителем товара, экспортером или нейтральной стороной (представление сертификата качества является обязательным условием импорта в РФ);
разрешение на отгрузку (release for shipment) — инст­рукция представителя покупателя (приемщика) по спецук­ладке и транспортировке товара (для опасных, рефрижера­торных или ценных грузов) в определенную страну.

Проблема ценообразования в условиях становления рыночного хо­зяйствования — сложная и во многом пока не решенная. Действен­ность механизма ценообразования означает, прежде всего, использова­ние всех его элементов в интересах достижения главных целей социаль­но-экономического развития общества. Транспорт по сравнению с другими отраслями имеет ряд особенностей экономического, органи­зационного и технического характера, поэтому необходима увязка общих проблем ценообразования, с рядом специфических особеннос­тей транспортных отраслей.Конечная цель транспортной политики любой страны — развивать и совершенствовать национальную транспортную систему, с тем чтобы она отвечала потребностям развития рыночной экономики и обеспе­чивала обороноспособность страны. Существенная роль в транспорт­ной политике отводится тарифам, принципам их формирования и ре­гулирования.
Основные ценообразующие факторы
При принятии решений об изменении уровней тарифов и сборов комплексно учитываются две основные группы ценообразующих фак­торов: общеэкономические и отраслевые.
К общеэкономическим факторам относятся:
налоговая и амортизационная политика, в том числе размеры обязательных отчислений и платежей в бюджет;
изменение общей конъюнктуры финансового рынка;
условия конкурентоспособности российского экспорта на миро­вых товарных и транспортных рынках;
нормативно-правовые акты, регулирующие величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены на потребляемую транс­портом продукцию;
общий уровень инфляции.
Группа отраслевых факторов включает:
изменения в объемах, структуре перевозок и других видах работ транспорта;
резервы снижения собственных затрат транспорта;
изменения в номенклатуре расходов и распределении затрат по видам работ и услуг;
результаты структурного реформирования в транспортных от­раслях, в управлении и формах собственности.
К основным тарифообразующим факторам для всех видов транспорта относятся:• расстояние перевозки;• размер единовременной отправки;• транспортные характеристики грузов (классы грузов);• специализация подвижного состава;• территориальные условия выполнения перевозок. Каждый из этих факторов имеет объективный характер и оказывает существенное влияние на уровень тарифов.

Оцените статью
Добавить комментарий