2. Творчество Б. Пастернака — Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04….

2. Творчество Б. Пастернака. Начало поэтической деятельности. Сборники "Поверх барьеров", "Сестра моя – жизнь". Концепция бесконечности бытия. Поэмы "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт". Их место в творческой эволюции поэта. Тема личного выбора и исторической предопределенности. Сборники "Второе рождение", "На ранних поездах", "Когда разгуляется". Центральные мотивы лирики. Художественный мир Пастернака. Роман "Доктор Живаго". Мировоззрение поэта и судьба главного героя. Своеобразие жанра романа. Соединение исторического и мистического осмысления истории России. Функция стихов Ю. Живаго.

Философский характер наследия Леонова. Раннее творчество Леонова. Романы 20-30-х годов. Изображение событий революции и гражданской войны в "Барсуках". Социально-философский роман "Вор". Драматургия Леонова. Творчество Леонова в годы Великой Отечественной войны. Эпический роман Леонова "Русский лес". Тема исторических судеб русского народа, решение проблемы русского национального характера. Образ русского леса и его значение в раскрытии замысла романа. Киноповесть "Бегство мистера Мак-Кинли". Проблема нравственного выбора в повести "Evgenia Ivanovna". Леонов-публицист и литературный критик. Своеобразие его художественного мира.
Три этапа развития темы войны. Особенности развития темы на каждом этапе. Литература военных лет как художественная летопись Великой Отечественной войны. Жанровое своеобразие литературы военных лет, возрождение в ней романтических тенденций. Усиление документализма в литературе послевоенных лет. Литература о человеке в буднях войны. Нравственные истоки подвига народа в войне. Психологизация современной литературы о войне. Традиции военной прозы 40-х годов в современной литературе о Великой Отечественной войне: эпичность и внимание к простому труженику войны, стремление к максимальной достоверности, сосредоточенность на нравственной стороне описываемых событий.Нравственно-психологическое состояние человека в произведениях В. Астафьева, Ю Г. Бакланова, Ю. Бондарева, В. Богомолова, В. Быкова, К. Воробьева, В. Кондратьева. Усиление нравственно-философских аспектов в прозе о войне 70-80-х годов.Судьба военного поколения в повести Б. Васильева "Завтра была война". Тема военного детства в повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая". Развитие документального жанра.

Многостороннее и глубокое художественное исследование прошлого и настоящего страны. Картины исторических событий, анализ внутреннего мира человека на переломных этапах истории России. Художественное исследование сторон жизни русского села на разных этапах его истории. Два направления в развитии прозы о деревне: социально-исторических, онтологических. Обращение к трагическим событиям коллективизации.Социально-психологические повести Ф. Абрамова "Деревянные кони", "Пелагея", "Алька", "Сказание о великом коммунаре", "Вокруг да около" и др. Характеры и судьбы в контексте времени.Осмысление необратимых процессов изменения национальной жизни в ХХ столетии в рассказе А. Яшина "Вологодская свадьба".Повесть В. Белова "Привычное дело". Образы Ивана Африканыча и Катерины Дрыновых – воплощение национальных русских характеров в ХХ столетии. Философская глубина повести и ее лирическое начало. Изображение духовного мира деревни. Социальные мотивы в повести. Своеобразие языка. Роль повести в развитии "деревенской" прозы."Плотницкие рассказы". Философия жизни героев из народа. Лиризм и юмор – черты мировосприятия Белова. Противопоставление крестьянского и городского типов жизни в повестях "Моя жизнь" и "Воспитание по доктору Споку".Лирическая "деревенская проза" В. Астафьева. Изображение нравственных устоев народной жизни в книге "Последний поклон". Народные типы. Широта и гуманизм авторских представлений о человеке. Богатство языка писателя, его выразительные возможности. "Последний поклон" как систематизирующий центр астафьевского художественного мира.Творчество В. Распутина как высшее проявление "деревенской прозы".Тема "Человек и природа" в современной литературе. Многообразие аспектов – нравственных, философских, исторических – в подходах писателей на новом этапе развития общества к различным событиям времени.

Влияние начавшихся перестроечных перемен на судьбы и состояние искусства и литературы. Снятие цензурных запретов с книг Ахматовой, Домбровского, Клюева, Шаламова, Солженицына, Жигулина и др. Произведения о социальных деформациях, о попрании социальной справедливости, об отказе от принципов гуманизма. Жанровое многообразие, сюжетно-композиционные особенности произведений А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», С. Антонова «Васька», А. Приставкина «Ночевала тучка золотая», Г. Владимова «Верный Руслан», Ю. Нагибина «Встань и иди», Б. Ямпольского «Московская улица».
Обновление жанровой специфики, расширение тематического диапазона драматургии. Остроконфликтные психологические драмы и комедии А. Арбузова («Иркутская история»), В. Розова («В поисках радости»), С. Алёшина («Все остается людям») и др. Разнообразие сценических судеб персонажей, острота конфликтов.Производственная тема в драматургии (Г. Бокарев «Сталевары», А. Гельман «Протокол одного заседания»). «Новая волна» в русской драматургии (А. Галич, Л. Петрушевская).Творческая индивидуальность А. Вампилова. Жанр психологической драмы – комедии («Прощание в июне», «Старший сын»). Социальный конфликт пьес.

2-я половины ХХ века как особый этап в развитии русской поэзии русской поэзии ХХ века. Поэты старшего поколения – В. Луговской, Н. Заболоцкий, А. Прокофьев, М. Светлов, Б. Пастернак, Н. Асеев. Пафос обновления общества в поэзии «шестидесятников». Мотивы и образы «тихой» поэзии. Условность этого термина. Поэзия эмиграции «третьей волны». Творчество создателей авторской песни – Б. Окуджавы, Ю. Визбора, А. Галича, В. Высоцкого.

Социально-исторические и литературные предпосылки возникновения постмодернизма. Интертекстуальность – характерная особенность литературы постмодернизма. Возникновение постмодернизма: соцарта, метареализма, концептуализма. Эстетические принципы «другой» прозы. («Москва – Петушки» Вен. Ерофеева, «Школа для дураков» С. Соколова, «Пушкинский дом» А. Битова). Неомодернизм (Арс. Тарковский). Продолжение Тарковским традиций «Серебряного» века.

1. Тема Великой Отечественной войны и ее художественное воплощение в поэме А. Твардовского "Василий Теркин". Твардовский в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Василий Теркин» — летопись солдатской жизни на войне. Теркин – воплощение лучших черт русского национального характера. Жанровые и композиционные особенности поэмы. Образ автора. Своеобразие поэтического языка.

Жанрово-стилевые особенности пьес К. Симонова «Русские люди», Л. Леонова «Нашествие», А. Корнейчука «Фронт». Картины жизни и борьбы в условиях военного времени в пьесе К. Симонова «Русские люди»; основные персонажи пьесы, ее конфликт. Борьба с фашизмом на временно захваченной территории в пьесе Л. Леонова «Нашествие». Судьба Федора Таланова. Основной конфликт в пьесе А. Корнейчука «Фронт». Тема интернационального братства.
Многообразие аспектов – нравственных, философских, исторических в подходах писателей к событиям военного времени. Своеобразие военной темы в повести В. Астафьева «Пастух и пастушка». Углубление антивоенной темы в повести. Сюжетно-композиционные особенности повести. Образный строй. Смысл названия повести.

«Вечные», общечеловеческие проблемы в повести «Последний срок». Авторское внимание к сложному внутреннему миру человека. Психологизм повести. Образная система. Мастерство В. Распутина в создании характера.
Повесть «Прощание с Матёрой». Классификация образов. Функция фольклорно-фантастических и символических образов и картин. Разработка национального характера. Образ старухи Дарьи.

Продолжение современной литературой гуманистических традиций классики. Многообразие подходов в решении темы. Социально-философский характер конфликта в повести «Царь-рыба». Объект обличения в произведении: эгоцентризм, деградация личности, браконьерство. Циклизация как принцип композиции повести. Мастерство Астафьева в создании характера.

Правдивость изображения деревенской жизни в повести В. Белова. Социально-нравственный аспект проблемы. Философская глубина произведения. Проблема русского национального характера.
Особенности мироощущения А.Барковой. Лирическая героиня поэзии А. Барковой. Характер лирического переживания в стихах «Благополучие раба», «Загон для человеческой скотины», «Восемь лет, как один годочек…», «Опять казарменное платье». Тема трагического одиночества. Своеобразие поэтического языка А. Барковой.

Преодоление традиций русского психологического театра в творчестве А. Вампилова. Социальная и нравственная проблематика пьесы. Жанровое своеобразие пьесы: взаимодействие водевиля, мелодрамы, комедии, драмы. Особенности композиции пьесы. Разнообразие сценических судеб персонажей, острота конфликта. Смысл названия пьесы. Функция авторской ремарки.

Основные темы и образы поэзии Евтушенко. Их многообразие. Тема Родины. Любовь в поэзии Евтушенко. Жанровая специфика в творчестве поэта. Философское осмысление мира и человека. Углубленное внимание к нравственным сторонам жизни человека. Своеобразие поэтического языка (ритмика, синтаксис, лексика).
Стихи для анализа: «Граждане, послушайте меня», «Так дальше жить нельзя», «Нервы взрослых», «Не исчезай», «Достойно, главное, достойно…», «Идут белые снеги», «Муки совести», «Наследники Сталина».

Проблематика, основные темы стихотворения. Основная идея стихотворения. Жанровое своеобразие стихотворения. Черты жанров, нашедших отражение в стихотворении. Особенности лирического сюжета. Образ лирического героя. Образная система. Композиция стихотворения. Своеобразие поэтической формы. Средства художественной изобразительности. Особенности поэтического языка.

Многообразие путей развития современной поэзии. Авторская песня – результат индивидуального художественного поиска поэтами разных поколений. Пути развития жанра. Взаимодействие двух видов искусства в авторской песне. Обращение к слушателю – один из путей выражения авторской позиции посредством звучащего слова.
Творчество создателей авторской песни – Б. Окуджавы, В. Высоцкого. Типология творчества. Многообразие тем, активное противостояние застою, усиленное гражданско-публицистическое начало, тяготение к нравственному, философскому осмыслению действительности, «вечных» тем и мотивов. Стихи-песни для анализа. Б. Окуджава «Арбатское вдохновение или Воспоминания о детстве», «Письмо к маме», «Стоит задремать немного», «Мой отец», «Не слишком-то изыскан вид за окнами», «О чем ты успел передумать» и др.В Высоцкий «Не уводите меня из весны», «Прерванный полет», «У меня долги перед друзьями», «Охота на волков», «Я не люблю…», «Он не вернулся из боя», «Какой был день!» и др. Многообразие типологических образований в современной критике. Литературная критика как синтез литературы и науки. Литературно-историческая критика (Г. Белая, М. Чудакова, И. Шайтанов и др.). Социально-тематическая критика (И. Дедков, Ф. Кузнецов, А. Панков, Е. Сидоров и др.). Художественно-концептуальная критика (А. Бочаров, И. Золотусский и др.). Культурно-историческая критика (В. Кожинов, А. Ланщиков, А. Хватов, М. Липовецкий, Н. Лейдерман и др.). Критика, направленная на изучение идейно-поэтического своеобразия писательских индивидуальностей (А. Михайлов, Л. Лавлинский).
IХ семестр
Русская литература рубежа XX-XXI веков

1. Специфика литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века.Цели и задачи курса. Обоснование логической периодизации периода. Историко-полититическая и культурная ситуация в стране. «Тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя» (Н. Иванова). «Возвращение» запрещенной литературы и его влияние на современый литературный процесс. Различные стилевые направления и течения: авангард, поставангард, модерн и постмодерн, сюрреализм, импрессионизм, неосентиментализм, метареализм, соц-арт, концептуализм и т.д. Судьба и роль реализма в современной литературе (неореализм, трансметареализм). Типологические черты современной критики. Элитарная и массовая литература: взаимовлияние и взаимообогащение. Состояние современной поэзии и драмы. Литературные газеты, журналы, альманахи. История, статус и лауреаты существующих литературных премий. Творческая личность в эпицентре литературного движения.

Выход постмодернизма из российского культурного андеграунда. Дискуссии о постмодернизме. Претензия на главное, определяющее направление литературы. Пародия, пастиш и эстетика шока. Типы постподернизма: нарративный, лирический, лирико-философский, шизоаналитический, меланхолический, экологический, феминистический (классификация И. Скоропановой). Деконструкция различных мифов. Влияние компьютерных технологий на общественную психологию и структуру постмодернистского текста. Интернет-проект «РОМАН» как образец посмодернистского отношения к тексту. Новые имена в посмодернизме. Основные темы и мотивы в творчестве В. Пелевина. Романы «Омон Ра», «Чапаев и Пустота», «Поколение «П». Абсурдная дилогия В. Сорокина «Норма» и «Роман» — идея деградации русского романа, стилевые пародии и реминисценции, отсутствие табу, установка на эпатаж.
.
Развитие жанра антиутопии в литературе 80-90-х годов ХХ века: сатирическая, детективная антиутопия и антиутопия-катастрофа. Причины популярности фантастических жанров в современной литературе. Детектив и любовный роман как основные жанры массовой литературы (А. Маринина, Д. Донцова, Т. Полякова, А. Еременко , В.Доценко и др.). Размывание жанровых границ, соединение «высокого» и «массового» в произведениях В. Пелевина, А. Слаповского, М. Веллера, В. Токаревой. Ориентация на жанровые архетипы в произведениях А. Слаповского: воровской роман («Братья»), рок-баллада («Кумир»), блатной романс («Крюк»), цикл «Общедоступный песенник» и др. Неомиф в современной литературе: разрушение советского мифа (постмодернизм), возрождение (В. Крупин) и трансформация христианского мифа (А. Слаповский «Первое второе пришествие»). Экзистенциальные традиции в современной литературе (А. Мелехов «Чума», А. Ким «Стена»). Развитие жанра лирической прозы в современной литературе (М. Тарковский).

Оцените статью
Добавить комментарий