2. Творчество Б. Пастернака — Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04….

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

2. Творчество Б. Пастернака. Начало поэтической деятельности. Сборники "Поверх барьеров", "Сестра моя – жизнь". Концепция бесконечности бытия. Поэмы "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт". Их место в творческой эволюции поэта. Тема личного выбора и исторической предопределенности. Сборники "Второе рождение", "На ранних поездах", "Когда разгуляется". Центральные мотивы лирики. Художественный мир Пастернака. Роман "Доктор Живаго". Мировоззрение поэта и судьба главного героя. Своеобразие жанра романа. Соединение исторического и мистического осмысления истории России. Функция стихов Ю. Живаго.

^

Философский характер наследия Леонова. Раннее творчество Леонова. Романы 20-30-х годов. Изображение событий революции и гражданской войны в "Барсуках". Социально-философский роман "Вор". Драматургия Леонова. Творчество Леонова в годы Великой Отечественной войны. Эпический роман Леонова "Русский лес". Тема исторических судеб русского народа, решение проблемы русского национального характера. Образ русского леса и его значение в раскрытии замысла романа. Киноповесть "Бегство мистера Мак-Кинли". Проблема нравственного выбора в повести "Evgenia Ivanovna". Леонов-публицист и литературный критик. Своеобразие его художественного мира.

^ Три этапа развития темы войны. Особенности развития темы на каждом этапе. Литература военных лет как художественная летопись Великой Отечественной войны. Жанровое своеобразие литературы военных лет, возрождение в ней романтических тенденций. Усиление документализма в литературе послевоенных лет. Литература о человеке в буднях войны. Нравственные истоки подвига народа в войне. Психологизация современной литературы о войне. Традиции военной прозы 40-х годов в современной литературе о Великой Отечественной войне: эпичность и внимание к простому труженику войны, стремление к максимальной достоверности, сосредоточенность на нравственной стороне описываемых событий.Нравственно-психологическое состояние человека в произведениях В. Астафьева, Ю Г. Бакланова, Ю. Бондарева, В. Богомолова, В. Быкова, К. Воробьева, В. Кондратьева. Усиление нравственно-философских аспектов в прозе о войне 70-80-х годов.Судьба военного поколения в повести Б. Васильева "Завтра была война". Тема военного детства в повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая". Развитие документального жанра.

^

Многостороннее и глубокое художественное исследование прошлого и настоящего страны. Картины исторических событий, анализ внутреннего мира человека на переломных этапах истории России. Художественное исследование сторон жизни русского села на разных этапах его истории. Два направления в развитии прозы о деревне: социально-исторических, онтологических. Обращение к трагическим событиям коллективизации.Социально-психологические повести Ф. Абрамова "Деревянные кони", "Пелагея", "Алька", "Сказание о великом коммунаре", "Вокруг да около" и др. Характеры и судьбы в контексте времени.Осмысление необратимых процессов изменения национальной жизни в ХХ столетии в рассказе А. Яшина "Вологодская свадьба".Повесть В. Белова "Привычное дело". Образы Ивана Африканыча и Катерины Дрыновых – воплощение национальных русских характеров в ХХ столетии. Философская глубина повести и ее лирическое начало. Изображение духовного мира деревни. Социальные мотивы в повести. Своеобразие языка. Роль повести в развитии "деревенской" прозы."Плотницкие рассказы". Философия жизни героев из народа. Лиризм и юмор – черты мировосприятия Белова. Противопоставление крестьянского и городского типов жизни в повестях "Моя жизнь" и "Воспитание по доктору Споку".Лирическая "деревенская проза" В. Астафьева. Изображение нравственных устоев народной жизни в книге "Последний поклон". Народные типы. Широта и гуманизм авторских представлений о человеке. Богатство языка писателя, его выразительные возможности. "Последний поклон" как систематизирующий центр астафьевского художественного мира.Творчество В. Распутина как высшее проявление "деревенской прозы".Тема "Человек и природа" в современной литературе. Многообразие аспектов – нравственных, философских, исторических – в подходах писателей на новом этапе развития общества к различным событиям времени.

^

Влияние начавшихся перестроечных перемен на судьбы и состояние искусства и литературы. Снятие цензурных запретов с книг Ахматовой, Домбровского, Клюева, Шаламова, Солженицына, Жигулина и др. Произведения о социальных деформациях, о попрании социальной справедливости, об отказе от принципов гуманизма. Жанровое многообразие, сюжетно-композиционные особенности произведений А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», С. Антонова «Васька», А. Приставкина «Ночевала тучка золотая», Г. Владимова «Верный Руслан», Ю. Нагибина «Встань и иди», Б. Ямпольского «Московская улица».

^ Обновление жанровой специфики, расширение тематического диапазона драматургии. Остроконфликтные психологические драмы и комедии А. Арбузова («Иркутская история»), В. Розова («В поисках радости»), С. Алёшина («Все остается людям») и др. Разнообразие сценических судеб персонажей, острота конфликтов.Производственная тема в драматургии (Г. Бокарев «Сталевары», А. Гельман «Протокол одного заседания»). «Новая волна» в русской драматургии (А. Галич, Л. Петрушевская).Творческая индивидуальность А. Вампилова. Жанр психологической драмы – комедии («Прощание в июне», «Старший сын»). Социальный конфликт пьес.

^

2-я половины ХХ века как особый этап в развитии русской поэзии русской поэзии ХХ века. Поэты старшего поколения – В. Луговской, Н. Заболоцкий, А. Прокофьев, М. Светлов, Б. Пастернак, Н. Асеев. Пафос обновления общества в поэзии «шестидесятников». Мотивы и образы «тихой» поэзии. Условность этого термина. Поэзия эмиграции «третьей волны». Творчество создателей авторской песни – Б. Окуджавы, Ю. Визбора, А. Галича, В. Высоцкого.

^

Социально-исторические и литературные предпосылки возникновения постмодернизма. Интертекстуальность – характерная особенность литературы постмодернизма. Возникновение постмодернизма: соцарта, метареализма, концептуализма. Эстетические принципы «другой» прозы. («Москва – Петушки» Вен. Ерофеева, «Школа для дураков» С. Соколова, «Пушкинский дом» А. Битова). Неомодернизм (Арс. Тарковский). Продолжение Тарковским традиций «Серебряного» века.

^

1. Тема Великой Отечественной войны и ее художественное воплощение в поэме А. Твардовского "Василий Теркин". Твардовский в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Василий Теркин» — летопись солдатской жизни на войне. Теркин – воплощение лучших черт русского национального характера. Жанровые и композиционные особенности поэмы. Образ автора. Своеобразие поэтического языка.

^

Жанрово-стилевые особенности пьес К. Симонова «Русские люди», Л. Леонова «Нашествие», А. Корнейчука «Фронт». Картины жизни и борьбы в условиях военного времени в пьесе К. Симонова «Русские люди»; основные персонажи пьесы, ее конфликт. Борьба с фашизмом на временно захваченной территории в пьесе Л. Леонова «Нашествие». Судьба Федора Таланова. Основной конфликт в пьесе А. Корнейчука «Фронт». Тема интернационального братства.

^ Многообразие аспектов – нравственных, философских, исторических в подходах писателей к событиям военного времени. Своеобразие военной темы в повести В. Астафьева «Пастух и пастушка». Углубление антивоенной темы в повести. Сюжетно-композиционные особенности повести. Образный строй. Смысл названия повести.

^

«Вечные», общечеловеческие проблемы в повести «Последний срок». Авторское внимание к сложному внутреннему миру человека. Психологизм повести. Образная система. Мастерство В. Распутина в создании характера.

Повесть «Прощание с Матёрой». Классификация образов. Функция фольклорно-фантастических и символических образов и картин. Разработка национального характера. Образ старухи Дарьи.

^

Продолжение современной литературой гуманистических традиций классики. Многообразие подходов в решении темы. Социально-философский характер конфликта в повести «Царь-рыба». Объект обличения в произведении: эгоцентризм, деградация личности, браконьерство. Циклизация как принцип композиции повести. Мастерство Астафьева в создании характера.

^

Правдивость изображения деревенской жизни в повести В. Белова. Социально-нравственный аспект проблемы. Философская глубина произведения. Проблема русского национального характера.

^ Особенности мироощущения А.Барковой. Лирическая героиня поэзии А. Барковой. Характер лирического переживания в стихах «Благополучие раба», «Загон для человеческой скотины», «Восемь лет, как один годочек…», «Опять казарменное платье». Тема трагического одиночества. Своеобразие поэтического языка А. Барковой.

^

Преодоление традиций русского психологического театра в творчестве А. Вампилова. Социальная и нравственная проблематика пьесы. Жанровое своеобразие пьесы: взаимодействие водевиля, мелодрамы, комедии, драмы. Особенности композиции пьесы. Разнообразие сценических судеб персонажей, острота конфликта. Смысл названия пьесы. Функция авторской ремарки.

^

Основные темы и образы поэзии Евтушенко. Их многообразие. Тема Родины. Любовь в поэзии Евтушенко. Жанровая специфика в творчестве поэта. Философское осмысление мира и человека. Углубленное внимание к нравственным сторонам жизни человека. Своеобразие поэтического языка (ритмика, синтаксис, лексика).

Стихи для анализа: «Граждане, послушайте меня», «Так дальше жить нельзя», «Нервы взрослых», «Не исчезай», «Достойно, главное, достойно…», «Идут белые снеги», «Муки совести», «Наследники Сталина».

^

Проблематика, основные темы стихотворения. Основная идея стихотворения. Жанровое своеобразие стихотворения. Черты жанров, нашедших отражение в стихотворении. Особенности лирического сюжета. Образ лирического героя. Образная система. Композиция стихотворения. Своеобразие поэтической формы. Средства художественной изобразительности. Особенности поэтического языка.

^

Многообразие путей развития современной поэзии. Авторская песня – результат индивидуального художественного поиска поэтами разных поколений. Пути развития жанра. Взаимодействие двух видов искусства в авторской песне. Обращение к слушателю – один из путей выражения авторской позиции посредством звучащего слова.

Творчество создателей авторской песни – Б. Окуджавы, В. Высоцкого. Типология творчества. Многообразие тем, активное противостояние застою, усиленное гражданско-публицистическое начало, тяготение к нравственному, философскому осмыслению действительности, «вечных» тем и мотивов. Стихи-песни для анализа. Б. Окуджава «Арбатское вдохновение или Воспоминания о детстве», «Письмо к маме», «Стоит задремать немного», «Мой отец», «Не слишком-то изыскан вид за окнами», «О чем ты успел передумать» и др.В Высоцкий «Не уводите меня из весны», «Прерванный полет», «У меня долги перед друзьями», «Охота на волков», «Я не люблю…», «Он не вернулся из боя», «Какой был день!» и др. Многообразие типологических образований в современной критике. Литературная критика как синтез литературы и науки. Литературно-историческая критика (Г. Белая, М. Чудакова, И. Шайтанов и др.). Социально-тематическая критика (И. Дедков, Ф. Кузнецов, А. Панков, Е. Сидоров и др.). Художественно-концептуальная критика (А. Бочаров, И. Золотусский и др.). Культурно-историческая критика (В. Кожинов, А. Ланщиков, А. Хватов, М. Липовецкий, Н. Лейдерман и др.). Критика, направленная на изучение идейно-поэтического своеобразия писательских индивидуальностей (А. Михайлов, Л. Лавлинский).

IХ семестр

Русская литература рубежа XX-XXI веков

^
1. Специфика литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века.Цели и задачи курса. Обоснование логической периодизации периода. Историко-полититическая и культурная ситуация в стране. «Тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя» (Н. Иванова). «Возвращение» запрещенной литературы и его влияние на современый литературный процесс. Различные стилевые направления и течения: авангард, поставангард, модерн и постмодерн, сюрреализм, импрессионизм, неосентиментализм, метареализм, соц-арт, концептуализм и т.д. Судьба и роль реализма в современной литературе (неореализм, трансметареализм). Типологические черты современной критики. Элитарная и массовая литература: взаимовлияние и взаимообогащение. Состояние современной поэзии и драмы. Литературные газеты, журналы, альманахи. История, статус и лауреаты существующих литературных премий. Творческая личность в эпицентре литературного движения.

^

Выход постмодернизма из российского культурного андеграунда. Дискуссии о постмодернизме. Претензия на главное, определяющее направление литературы. Пародия, пастиш и эстетика шока. Типы постподернизма: нарративный, лирический, лирико-философский, шизоаналитический, меланхолический, экологический, феминистический (классификация И. Скоропановой). Деконструкция различных мифов. Влияние компьютерных технологий на общественную психологию и структуру постмодернистского текста. Интернет-проект «РОМАН» как образец посмодернистского отношения к тексту. Новые имена в посмодернизме. Основные темы и мотивы в творчестве В. Пелевина. Романы «Омон Ра», «Чапаев и Пустота», «Поколение «П». Абсурдная дилогия В. Сорокина «Норма» и «Роман» — идея деградации русского романа, стилевые пародии и реминисценции, отсутствие табу, установка на эпатаж.

^ .

Развитие жанра антиутопии в литературе 80-90-х годов ХХ века: сатирическая, детективная антиутопия и антиутопия-катастрофа. Причины популярности фантастических жанров в современной литературе. Детектив и любовный роман как основные жанры массовой литературы (А. Маринина, Д. Донцова, Т. Полякова, А. Еременко , В.Доценко и др.). Размывание жанровых границ, соединение «высокого» и «массового» в произведениях В. Пелевина, А. Слаповского, М. Веллера, В. Токаревой. Ориентация на жанровые архетипы в произведениях А. Слаповского: воровской роман («Братья»), рок-баллада («Кумир»), блатной романс («Крюк»), цикл «Общедоступный песенник» и др. Неомиф в современной литературе: разрушение советского мифа (постмодернизм), возрождение (В. Крупин) и трансформация христианского мифа (А. Слаповский «Первое второе пришествие»). Экзистенциальные традиции в современной литературе (А. Мелехов «Чума», А. Ким «Стена»). Развитие жанра лирической прозы в современной литературе (М. Тарковский).

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …