2. Тренируем пальчики (4 ч.) — Программа по психологии. Для учащихся 5, 7-11 классов

  • От :
  • Категории : Без рубрики

2. Тренируем пальчики (4 ч.)
^
Повторение пальчиковых игр. Разучивание новых: «Гнездо», «Ворота», «Крыша», «Улитка с усиками», «Раковина улитки», «Человечек», «Птички летят, крыльями машут». (9)Развитие мелкой моторики и графических умений. Графические игровые упражнения: «Самолёты за облаками», «Трудные виражи»; работа детей с разными трафаретами и лекалами: обведение с их помощью контуров геометрических фигур, предметов и последующая их штриховка параллельными, волнистыми, круговыми линиями, элементами букв (полуовалами, петлями и др.)
^
Повторение пальчиковых игр.
Упражнения и задания игрового характера с использованием детской продуктивной деятельности: ниткопись, мозаика на пластилине, «Кто скорее», оригами.
^
3.1. «Быть внимательным», — что это значит? (2 ч.)
Повторение пальчиковых игр. Разучивание новых: «Зайчик», «Кошка», «Собака», «Очки». (9)Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания; повышение объёма внимания.Упражнения на поиски ходов в простых «Лабиринтах», «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по образцу) (1; 8), «Запутанные дорожки» (1), «Муха» (8), «Маленькие обезьянки» (6), «Да и нет не говорить», «И мы…» (1;6)
^
Повторение известных мальчиковых игр.Повышение объёма внимания, развитие распределения и переключения внимания.
Упражнения: «Муха», «Точки»(6), «Пуговицы», «Найди отличия», «Кто быстрее и точнее» (основана на диагностическом тесте «Корректурная проба)» (8), «Шифровка», «Что перепутал художник».
^
Повторение известных пальчиковых игр. Разучивание новых: «Солнечные лучи», «Елка», «Корни растений».Упражнения для развития внимания: «Поём вместе», «Запрещённые движения», «Пожалуйста…», «Алфавит» и др.Диагностика внимания (методика «Корректурная проба»).
^
4.1. Как удобно запоминать (2 ч)
Повторение пальчиковых игр. Разучивание новых со стихотворным сопровождением: «Апельсин», «Дом и ворота».Знакомство младших школьников с приёмами запоминания: приёмом рифмы, приёмом «мест», приёмом «группировки», приёмом парных ассоциаций.Упражнения для развития памяти: запоминание различных предметов, «Слова», «10 слов».
^
Повторение известных пальчиковых игр. Разучивание новых: «Дружные пальчики», «Алые цветы».
Причины забывания, что забывается в первую очередь. Развитие объёма и устойчивости визуальной и аудиальной памяти.Упражнения: «Недостающие картинки» «Внимательный художник», «Снежный ком» (1).
^
Повторение пальчиковых игр.Развитие объёма и устойчивости визуальной и аудиальной памяти. Упражнения: «Фигуры из спичек» (4); «Сколько ты запомнишь?» (8); «Цвета», «Форма предметов», «Пересказ по кругу».Диагностика памяти (методики: «10 слов», «Запоминание фигур»).
^
5.1. Учимся сравнивать (2 ч.)
Повторение пальчиковых игр. Разучивание новых: «Рыбки», «Лошадки». Развитие умения анализировать простые закономерности, сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам.Упражнения: «Сходство и различие» (1), «Догадайся, кто нарисован» (6).
^
Повторение пальчиковых игр. Разучивание новых: «Этот пальчик…», «Сидит белка на тележке».Развитие наглядно — образного мышления и способности анализировать. Развитие умения строить простейшие обобщения.Упражнения: «Четвёртый лишний», «Исключи лишнее», «Закончи ряд», решение аналитических задач.
^
Повторение пальчиковых игр. Развитие наглядно — образного мышления и способности анализировать. Упражнение: «Почтальон», «Дорисуй (выбери) девятое», «Проверь, верно ли доставлено письмо», «Проверь, верно ли выбрали девятое».
^
Повторение пальчиковых игр. Разучивание новых игр: «Лягушки», «Воробьи».Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования.Упражнения: «Продолжи закономерность» (4), «Подбери пару», «Выбери девятое», «Салфетка», «Кубики Кооса». Диагностика мышления: (методика «Четвёртый лишний»; методика «Аналогии»).
^
6.1. Мы — фантазёры. (2 ч.)
Повторение пальчиковых игр. Развитие воображения младших школьников.
Игры на развитие воображения: «Бывает, не бывает», «Дорисуй предмет» (6), «Про что сочиним».
6.2. Самый — самый фантазёр. (2 ч.)
Повторение пальчиковых игр. Разучивание новых игр: «Повстречались», «Мы рисовали».Развитие воображения. Упражнения: «Не может быть!», «Самое весёлое».
^
7.1. Чему я научился? (1 ч.)
Диагностика (пo окончании курса):
Уровня развития познавательных процессов; внимания (методика «Корректурная проба), памяти (методика «10 слов»), словесно- логического мышления (методика «Четвёртый лишний», «Аналогия»), пространственного мышления (методика «Кубики Кооса».
Уровня развития мелкой моторики (мотометрический тест «Вырезание круга» Н. Оозерецкого).
Диагностика личностных качеств детей младшего школьного возраста (детский опросник Айзенка).
7.2. Занятие — отчёт. (1 ч.)Дети выполняют любимые пальчиковые упражнения; упражнения для развития внимания, памяти, мышления, воображения. Подвижные игры детей.Организуется выставка творческих работ детей (рисунков, мозаики, аппликаций).
Литература
Бабкина Н.В. «Радость познания». — М., Аркти, 2000 г.
Волкова С. И., Столярова Н. Н. «Тетрадь с математическимизаданиями. 1 класс». — М., Просвещение, 1994 г.
Зак А.З. «Развитие умственных способностей младших школьников» -М., Просвещение, 1994 г.
Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» -М., Просвещение, 1985 г.
Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» — М., Просвещение, 1990 г.
Овчарова Г.В. «Практическая психология в начальной школе» — М., ТЦСфера, 1996 г.
Протас Е.С. «Компенсирующее обучение в России». Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов.- М., ООО Издательство АСТЛТДД997 г.
Реан А.А., Костромина С.Н. «Как подготовить ребёнка к школе» — СПб.,Питер, 1998 г.
Степанова О.А. «Профилактика школьных трудностей: методическоепособие». — М., ТЦ Сфера,2003 г.
Эльконин Д.П. «Психическое развитие в детских возрастах. — М.,Воронеж, 1995 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Пальчиковый игротренинг.
Статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук.
«Флажок».
Наклонить руку, все пальцы, кроме большого, вместе; большой палец вытянут вверх.
«Стол».
Правую руку сжать в кулак на неё сверху положить горизонтально левую руку. Поменять позиции рук. Повторить упражнение.
«Стул, кресло».
Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально. Поменять позиции рук. Повторить упражнение.
«Лодочка».
Прижать руки ладонями к друг другу, слегка приоткрыть их.
«Гнездо»
Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить их к друг другу.
«Ворота, дверь».
Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть внутрь.
«Башня, дом».
Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.
«Улитка с усиками».
Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их. Выполнить тоже левой рукой; двумя руками одновременно.
«Раковина улитки».
Правая рука, как и в упражнении «Улитка с усиками», левую руку положить сверху. Поменять позиции рук. Повторить упражнение.
«Очки»
Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
«Зайчик»
Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца. То же проделать левой рукой; двумя руками.
«Кошка»
Средний и безымянный пальцы правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять правую руку вверх. Выполнить то же левой рукой; двумя руками одновременно.
«Собака»
Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец, слегка согнув, поднять вверх. Выполнить то же левой рукой; двумя руками одновременно.
Динамические игровые упражнения для пальцев и кистей рук.
«Пальчики здороваются».
Кончик большого пальца руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке, вначале каждой рукой, затем вместе.
«Осы»
Обе руки сжаты в кулачки, выпрямлены только указательные пальцы, которые совершают одновременные вращательные движения.
«Человечек»
Указательный и средний пальцы руки «бегают» по столу. Выполнить каждой рукой, а затем обеими руками одновременно («бег на перегонки»).
«Птички летят, машут крыльями»
Мизинцы правой и левой рук переплести друг с другом, а пальцами обеих рук производить движения вверх — вниз.
Пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.
«Апельсин»
Мы делили апельсин, апельсин всего один. Эта долька — для кота, эта долька — для ежа, Эта долька — для улитки, эта долька — для чижа, Ну, а волку — кожура! Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.
«Замок»
На двери висит замок.(Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».)Кто открыть бы его смог?(Повторение движений)Потянули,(Сцепленные в «замок» руки потянуть в одну, затем в другую сторону.)Покрутили,(Движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе.)Постучали,(Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.)И открыли.Пальцы расцепить, ладони — в стороны
«Сидит белка на тележке».
Сидит белка на тележке, продаёт она орешки:
Лисичке — сестричке, воробью, синичке, Мишке косолапому, заиньке усатому.На первые две строчки — ритмичное сгибание пальцев обеих рук, на последующие строчки — поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.
«Алые цветы».
Наши алые цветки, распускают лепестки.Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.Наши алые цветки закрывают лепестки.Головой качают, тихо засыпают.Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производят плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая вновь форму бутона.
«Лодочка».
Две ладошки прижму и по морю поплыву.Две ладошки, друзья, это лодочка моя.Паруса подниму, синим морем поплыву.А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.На первые строчки соединить ладони лодочкой и выполнять волнообразные движения. На слова «паруса подниму…» — поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
«Рыбки».
Рыбки весело резвятся в чистой тёпленькой воде. То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке. Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.
«Засолка капусты».
Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.)Мы морковку трём, (Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя).Мы капусту солим, (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки.)Мы капусту жмём. (Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)Уф, устали! (Энергичное встряхивание обеих рук.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Упражнения для развития мелкой моторики руки.
Упражнение «Самолёты за облаками».
Ребёнку даётся лист с нарисованными самолётами. Вокруг двух самолётов — разные облака: одно совсем чёрное и самолёта за ним почти не видно, а другое — светлое и самолёт хорошо виден.Тёмные и светлые облака вокруг других самолётов ребёнок будет рисовать сам. Вместо самолётов могут быть нарисованы лодки на волнах и т.д.
^
На листе бумаги нарисованы дорожки разной формы, в одном конце каждой — машина, а в другой — дом. Ребёнок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.Начинать с простых, «некрутых» дорожек. В дальнейшем, когда ребёнок освоится с игрой, можно сужать дорожки, менять ритм их изгибов.
^
Для этой игры необходим набор шнурков или ленточек. Двум игрокам — соперникам предлагается за определённое время завязать как можно больше узелков (или бантиков) из предложенного материала. После того, как определился победитель, он может вступить в соревнование с другими игроками.
^
Для того, чтобы создать такую мозаику, следует подготовить основу — замазать небольшой лист картона пластилином. На такую основу легко можно прикреплять семена от разных растений (подсолнечника, тыквы, винограда, гороха и др.), а полученными мозаичными панно украсить помещение (например, помещение класса). В качестве материала для создания изображений могут быть использованы засушенные цветы, веточки, шишки, мелкие камушки и другой природный материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Упражнения для развития внимания.
Упражнение «Муха».
На доске расчертить игровое поле 3 х 3, в середине рисуется муха, которая может перемещаться по полю при помощи команд (вверх, вниз, вправо, влево). Команды подаются поочерёдно. Необходимо мысленно следить за перемещениями мухи и не дать ей возможность выйти за пределы поля. Тот, кто «теряет» муху, выбывает из игры, и в итоге определяются победители.После усвоения упражнения его можно усложнить: увеличить количество игровых клеток или количество мух, в последнем случае команды подаются каждой мухе отдельно.
^
Данное упражнение удобно выполнять в парах. Каждый из двух играющих имеет поле 3 х 3 и одинаковый набор пуговиц. Первый выкладывает на своём поле пуговицы, второй играющий смотрит. Образец закрывается. Второй играющий должен на своём поле расположить пуговицы также. Затем игроки меняются ролями.Начинать упражнение с набора из двух пуговиц; постепенно увеличивать количество пуговиц в наборе.
^
Участники игры располагаются в кругу. Выбирается ведущий. Ведущий сообщает играющим, что они должны повторять все движения ведущего, кроме одного (сообщает какого).Тот, кто ошибается становиться ведущим.
^
Дети удобно устраиваются на своих местах. Ведущий предлагает спеть какую-нибудь песню (например «Голубой вагон»), он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок — начинаем петь; два хлопка — продолжаем петь, но мысленно. Один хлопок — снова поём вслух.
^
Дети слушают внимательно стихотворение, а если в нём прозвучит какая — либо неточность подают знак: хлопают в ладоши. Тёплая весна сейчас, виноград созрел у нас.Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.А зимой среди ветвей: «Га — га — га», — пел соловей.Быстро дайте мне ответ — это правда или нет?К. Чуковский.Собака садиться играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки,Цветы малыши поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучка и бабушка в куклы играют,А рыбы читают весёлые книжки, Отняв, потихонечку, их у мальчишки…3. Александрова.
^
На столах (партах) лежат бумажные салфетки с вырезанными узорами простой формы. У детей листочки со схематичным изображением тех же салфеток, сложенных вдвое. Дети должны по «половинкам» салфеток найти свою салфетку. Задание можно усложнить: дети должны найти свою салфетку по «четвертинке» салфетки.

2. Тренируем пальчики (4 ч.)

^

Повторение пальчиковых игр. Разучивание новых: «Гнездо», «Ворота», «Крыша», «Улитка с усиками», «Раковина улитки», «Человечек», «Птички летят, крыльями машут». (9)Развитие мелкой моторики и графических умений. Графические игровые упражнения: «Самолёты за облаками», «Трудные виражи»; работа детей с разными трафаретами и лекалами: обведение с их помощью контуров геометрических фигур, предметов и последующая их штриховка параллельными, волнистыми, круговыми линиями, элементами букв (полуовалами, петлями и др.)

^

Повторение пальчиковых игр.

Упражнения и задания игрового характера с использованием детской продуктивной деятельности: ниткопись, мозаика на пластилине, «Кто скорее», оригами.

^

3.1. «Быть внимательным», — что это значит? (2 ч.)

Повторение пальчиковых игр. Разучивание новых: «Зайчик», «Кошка», «Собака», «Очки». (9)Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания; повышение объёма внимания.Упражнения на поиски ходов в простых «Лабиринтах», «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по образцу) (1; 8), «Запутанные дорожки» (1), «Муха» (8), «Маленькие обезьянки» (6), «Да и нет не говорить», «И мы…» (1;6)

^

Повторение известных мальчиковых игр.Повышение объёма внимания, развитие распределения и переключения внимания.

Упражнения: «Муха», «Точки»(6), «Пуговицы», «Найди отличия», «Кто быстрее и точнее» (основана на диагностическом тесте «Корректурная проба)» (8), «Шифровка», «Что перепутал художник».

^

Повторение известных пальчиковых игр. Разучивание новых: «Солнечные лучи», «Елка», «Корни растений».Упражнения для развития внимания: «Поём вместе», «Запрещённые движения», «Пожалуйста…», «Алфавит» и др.Диагностика внимания (методика «Корректурная проба»).

^

4.1. Как удобно запоминать (2 ч)

Повторение пальчиковых игр. Разучивание новых со стихотворным сопровождением: «Апельсин», «Дом и ворота».Знакомство младших школьников с приёмами запоминания: приёмом рифмы, приёмом «мест», приёмом «группировки», приёмом парных ассоциаций.Упражнения для развития памяти: запоминание различных предметов, «Слова», «10 слов».

^

Повторение известных пальчиковых игр. Разучивание новых: «Дружные пальчики», «Алые цветы».

Причины забывания, что забывается в первую очередь. Развитие объёма и устойчивости визуальной и аудиальной памяти.Упражнения: «Недостающие картинки» «Внимательный художник», «Снежный ком» (1).

^

Повторение пальчиковых игр.Развитие объёма и устойчивости визуальной и аудиальной памяти. Упражнения: «Фигуры из спичек» (4); «Сколько ты запомнишь?» (8); «Цвета», «Форма предметов», «Пересказ по кругу».Диагностика памяти (методики: «10 слов», «Запоминание фигур»).

^

5.1. Учимся сравнивать (2 ч.)

Повторение пальчиковых игр. Разучивание новых: «Рыбки», «Лошадки». Развитие умения анализировать простые закономерности, сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам.Упражнения: «Сходство и различие» (1), «Догадайся, кто нарисован» (6).

^

Повторение пальчиковых игр. Разучивание новых: «Этот пальчик…», «Сидит белка на тележке».Развитие наглядно — образного мышления и способности анализировать. Развитие умения строить простейшие обобщения.Упражнения: «Четвёртый лишний», «Исключи лишнее», «Закончи ряд», решение аналитических задач.

^

Повторение пальчиковых игр. Развитие наглядно — образного мышления и способности анализировать. Упражнение: «Почтальон», «Дорисуй (выбери) девятое», «Проверь, верно ли доставлено письмо», «Проверь, верно ли выбрали девятое».

^

Повторение пальчиковых игр. Разучивание новых игр: «Лягушки», «Воробьи».Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования.Упражнения: «Продолжи закономерность» (4), «Подбери пару», «Выбери девятое», «Салфетка», «Кубики Кооса». Диагностика мышления: (методика «Четвёртый лишний»; методика «Аналогии»).

^

6.1. Мы — фантазёры. (2 ч.)

Повторение пальчиковых игр. Развитие воображения младших школьников.

Игры на развитие воображения: «Бывает, не бывает», «Дорисуй предмет» (6), «Про что сочиним».

6.2. Самый — самый фантазёр. (2 ч.)

Повторение пальчиковых игр. Разучивание новых игр: «Повстречались», «Мы рисовали».Развитие воображения. Упражнения: «Не может быть!», «Самое весёлое».

^

7.1. Чему я научился? (1 ч.)

Диагностика (пo окончании курса):

  • Уровня развития познавательных процессов; внимания (методика «Корректурная проба), памяти (методика «10 слов»), словесно- логического мышления (методика «Четвёртый лишний», «Аналогия»), пространственного мышления (методика «Кубики Кооса».
  • Уровня развития мелкой моторики (мотометрический тест «Вырезание круга» Н. Оозерецкого).
  • Диагностика личностных качеств детей младшего школьного возраста (детский опросник Айзенка).

7.2. Занятие — отчёт. (1 ч.)Дети выполняют любимые пальчиковые упражнения; упражнения для развития внимания, памяти, мышления, воображения. Подвижные игры детей.Организуется выставка творческих работ детей (рисунков, мозаики, аппликаций).

Литература

  1. Бабкина Н.В. «Радость познания». — М., Аркти, 2000 г.
  2. Волкова С. И., Столярова Н. Н. «Тетрадь с математическимизаданиями. 1 класс». — М., Просвещение, 1994 г.
  3. Зак А.З. «Развитие умственных способностей младших школьников» -М., Просвещение, 1994 г.
  4. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» -М., Просвещение, 1985 г.
  5. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» — М., Просвещение, 1990 г.
  6. Овчарова Г.В. «Практическая психология в начальной школе» — М., ТЦСфера, 1996 г.
  7. Протас Е.С. «Компенсирующее обучение в России». Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов.- М., ООО Издательство АСТЛТДД997 г.
  8. Реан А.А., Костромина С.Н. «Как подготовить ребёнка к школе» — СПб.,Питер, 1998 г.
  9. Степанова О.А. «Профилактика школьных трудностей: методическоепособие». — М., ТЦ Сфера,2003 г.
  10. Эльконин Д.П. «Психическое развитие в детских возрастах. — М.,Воронеж, 1995 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Пальчиковый игротренинг.

Статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук.

«Флажок».

Наклонить руку, все пальцы, кроме большого, вместе; большой палец вытянут вверх.

«Стол».

Правую руку сжать в кулак на неё сверху положить горизонтально левую руку. Поменять позиции рук. Повторить упражнение.

«Стул, кресло».

Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально. Поменять позиции рук. Повторить упражнение.

«Лодочка».

Прижать руки ладонями к друг другу, слегка приоткрыть их.

«Гнездо»

Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить их к друг другу.

«Ворота, дверь».

Соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть внутрь.

«Башня, дом».

Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.

«Улитка с усиками».

Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их. Выполнить тоже левой рукой; двумя руками одновременно.

«Раковина улитки».

Правая рука, как и в упражнении «Улитка с усиками», левую руку положить сверху. Поменять позиции рук. Повторить упражнение.

«Очки»

Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.

«Зайчик»

Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца. То же проделать левой рукой; двумя руками.

«Кошка»

Средний и безымянный пальцы правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять правую руку вверх. Выполнить то же левой рукой; двумя руками одновременно.

«Собака»

Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец, слегка согнув, поднять вверх. Выполнить то же левой рукой; двумя руками одновременно.

Динамические игровые упражнения для пальцев и кистей рук.

«Пальчики здороваются».

Кончик большого пальца руки поочерёдно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке, вначале каждой рукой, затем вместе.

«Осы»

Обе руки сжаты в кулачки, выпрямлены только указательные пальцы, которые совершают одновременные вращательные движения.

«Человечек»

Указательный и средний пальцы руки «бегают» по столу. Выполнить каждой рукой, а затем обеими руками одновременно («бег на перегонки»).

«Птички летят, машут крыльями»

Мизинцы правой и левой рук переплести друг с другом, а пальцами обеих рук производить движения вверх — вниз.

Пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

«Апельсин»

Мы делили апельсин, апельсин всего один. Эта долька — для кота, эта долька — для ежа, Эта долька — для улитки, эта долька — для чижа, Ну, а волку — кожура! Начиная с мизинца, загибать попеременно все пальцы.

«Замок»

На двери висит замок.(Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок».)Кто открыть бы его смог?(Повторение движений)Потянули,(Сцепленные в «замок» руки потянуть в одну, затем в другую сторону.)Покрутили,(Движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе.)Постучали,(Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.)И открыли.Пальцы расцепить, ладони — в стороны

«Сидит белка на тележке».

Сидит белка на тележке, продаёт она орешки:

Лисичке — сестричке, воробью, синичке, Мишке косолапому, заиньке усатому.На первые две строчки — ритмичное сгибание пальцев обеих рук, на последующие строчки — поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.

«Алые цветы».

Наши алые цветки, распускают лепестки.Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.Наши алые цветки закрывают лепестки.Головой качают, тихо засыпают.Ладони соединены в форме тюльпана, пальцы медленно раскрываются, затем производят плавные покачивания кистями рук, затем пальцы медленно закрываются, приобретая вновь форму бутона.

«Лодочка».

Две ладошки прижму и по морю поплыву.Две ладошки, друзья, это лодочка моя.Паруса подниму, синим морем поплыву.А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.На первые строчки соединить ладони лодочкой и выполнять волнообразные движения. На слова «паруса подниму…» — поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

«Рыбки».

Рыбки весело резвятся в чистой тёпленькой воде. То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке. Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

«Засолка капусты».

Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.)Мы морковку трём, (Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя).Мы капусту солим, (Движения пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки.)Мы капусту жмём. (Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки.)Уф, устали! (Энергичное встряхивание обеих рук.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Упражнения для развития мелкой моторики руки.

Упражнение «Самолёты за облаками».

Ребёнку даётся лист с нарисованными самолётами. Вокруг двух самолётов — разные облака: одно совсем чёрное и самолёта за ним почти не видно, а другое — светлое и самолёт хорошо виден.Тёмные и светлые облака вокруг других самолётов ребёнок будет рисовать сам. Вместо самолётов могут быть нарисованы лодки на волнах и т.д.

^

На листе бумаги нарисованы дорожки разной формы, в одном конце каждой — машина, а в другой — дом. Ребёнок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.Начинать с простых, «некрутых» дорожек. В дальнейшем, когда ребёнок освоится с игрой, можно сужать дорожки, менять ритм их изгибов.

^

Для этой игры необходим набор шнурков или ленточек. Двум игрокам — соперникам предлагается за определённое время завязать как можно больше узелков (или бантиков) из предложенного материала. После того, как определился победитель, он может вступить в соревнование с другими игроками.

^

Для того, чтобы создать такую мозаику, следует подготовить основу — замазать небольшой лист картона пластилином. На такую основу легко можно прикреплять семена от разных растений (подсолнечника, тыквы, винограда, гороха и др.), а полученными мозаичными панно украсить помещение (например, помещение класса). В качестве материала для создания изображений могут быть использованы засушенные цветы, веточки, шишки, мелкие камушки и другой природный материал.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Упражнения для развития внимания.

Упражнение «Муха».

На доске расчертить игровое поле 3 х 3, в середине рисуется муха, которая может перемещаться по полю при помощи команд (вверх, вниз, вправо, влево). Команды подаются поочерёдно. Необходимо мысленно следить за перемещениями мухи и не дать ей возможность выйти за пределы поля. Тот, кто «теряет» муху, выбывает из игры, и в итоге определяются победители.После усвоения упражнения его можно усложнить: увеличить количество игровых клеток или количество мух, в последнем случае команды подаются каждой мухе отдельно.

^

Данное упражнение удобно выполнять в парах. Каждый из двух играющих имеет поле 3 х 3 и одинаковый набор пуговиц. Первый выкладывает на своём поле пуговицы, второй играющий смотрит. Образец закрывается. Второй играющий должен на своём поле расположить пуговицы также. Затем игроки меняются ролями.Начинать упражнение с набора из двух пуговиц; постепенно увеличивать количество пуговиц в наборе.

^

Участники игры располагаются в кругу. Выбирается ведущий. Ведущий сообщает играющим, что они должны повторять все движения ведущего, кроме одного (сообщает какого).Тот, кто ошибается становиться ведущим.

^

Дети удобно устраиваются на своих местах. Ведущий предлагает спеть какую-нибудь песню (например «Голубой вагон»), он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок — начинаем петь; два хлопка — продолжаем петь, но мысленно. Один хлопок — снова поём вслух.

^

Дети слушают внимательно стихотворение, а если в нём прозвучит какая — либо неточность подают знак: хлопают в ладоши. Тёплая весна сейчас, виноград созрел у нас.Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.А зимой среди ветвей: «Га — га — га», — пел соловей.Быстро дайте мне ответ — это правда или нет?К. Чуковский.Собака садиться играть на гармошке, Ныряют в аквариум рыжие кошки, Носки начинают вязать канарейки,Цветы малыши поливают из лейки, Старик на окошке лежит, загорает, А внучка и бабушка в куклы играют,А рыбы читают весёлые книжки, Отняв, потихонечку, их у мальчишки…3. Александрова.

^

На столах (партах) лежат бумажные салфетки с вырезанными узорами простой формы. У детей листочки со схематичным изображением тех же салфеток, сложенных вдвое. Дети должны по «половинкам» салфеток найти свою салфетку. Задание можно усложнить: дети должны найти свою салфетку по «четвертинке» салфетки.

безымянный пальцы правой руки,вырезанными узорами простой формы,энергичное встряхивание обеих рук,играющих имеет поле х,указательного пальцев обеих рук,осы обе руки сжаты,использованием детской продуктивной деятельности,сборник действующих нормативных документов,приобретая вновь форму бутона,рыбы читают весёлые книжки

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …