2. Эволюция управленческой мысли — 2. Эволюция управленческой мысли 25 Сравнение старой и современной организации…

^
Рис. Работа на мануфактуре XVIII в.
Рис. Роберт Оуэн. (Robert Owen, 1771-1858 Observations on the Effect of the Manufacturing System, 1815)

Современная организация
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций
Большое количество чрезвычайно мощных крупных организаций, как коммерческих, так и не коммерческих
Относительно небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена.
Большое количество руководителей, большое количество руководителей среднего звена.
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности.
Четко очерчены управленческие группы, управленческая работа четко воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности.
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву рождения или путем захвата силой
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка.
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения
Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения
Упор на приказ и интуицию.
Упор на коллективную работу и рациональность.

Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 году, когда Фредерик Уинслоу Тейлор (F.W.Taylor 1856 — 1915) опубликовал свою книгу "Принципы научного управления", традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования.
Классическая наука управления создавалась на трех основах:
потребность со стороны промышленности (большого бизнеса);
наличие хорошо разработанных методов научных исследований;
наличие исследователей, желающих заняться этой областью.

Фредерик Уинслоу Тейлор 1856 – 1915

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи
2. Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач
4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
Русский человек — плохой работник по сравнению с передовыми нациями. И это не могло быть иначе при режиме царизма и живости остатков крепостного права. Учиться работать — эту задачу Советская власть должна поставить перед народом во всем ее объеме. Последнее слово капитализма в этом отношении, система Тейлора, — как и все прогрессы капитализма, — соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших систем учета и контроля и т. д. Советская республика во что бы то ни стало должна перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой области. Осуществимость социализма определится именно нашими успехами в сочетании Советской власти и советской организации управления с новейшим прогрессом капитализма. Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систематическое испытание и приспособление ее. Надо вместе с тем, идя к повышению производительности труда, учесть особенности переходного от капитализма к социализму времени, которые требуют, с одной стороны, чтобы были заложены основы социалистической организации соревнования, а с другой стороны, требуют применения принуждения, так чтобы лозунг диктатуры пролетариата не осквернялся практикой киселеобразного состояния пролетарской власти.
(В.И.Ленин. Очередные задачи советской власти. 1918г.)
Административная школа управления с 1916 г. Анри Файоль
1. Развитие принципов управления.
2. Описание функций управления
3. Систематизированный подход к управлению всей организации.
Школа человеческих отношений — с 1930 г. — и школа поведенческих наук — с 1950 г. Мери Паркер Фоллетт, Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу
1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности
2. применение наук о человеческом поведении к управлению и формирования организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей
2. Развитие количественных методов в помощь руководителям принимающим решения в сложных ситуациях

Оцените статью
Добавить комментарий