2.1. Региональная структура рынка лизинга — Информационный бюллетень №10 июль 2010 г

^ Кризисные явления в экономике в 2009 году наиболее остро отразились на региональных лизинговых компаниях. Банки в ряде случаев полностью прекратили финансирование или ужесточили требования к заключаемым договорам, стараясь максимально сократить риски неплатежей. Таким образом, небольшие лизингодатели в регионах стали попросту неинтересны для банков. Крупные лизингодатели, как правило, сами интегрированы с банковскими структурами, а значит в наименьшей степени подвержены дефициту ликвидности.По данным исследований, проводимых Рослизингом, в 2009 году в региональном разрезе наблюдалось смещение активности лизинговых компаний в центральные регионы страны. На Центральный федеральный округ в 2009 году пришлось почти 60% от всего рынка лизинга России. Доля Москвы в объеме нового бизнеса в сравнении с 2008 годом выросла на 10% и составила 39%.Существенная доля объемов бизнеса (34%) пришлась на Московскую область (34%). В Воронежской области благодаря поставкам авиатехники на Воронежский авиационный завод достигнуты сопоставимые с Московской областью объемы лизинга (32%). В Белгородской и Липецкой областях основной объем контрактов пришелся на поставку сельскохозяйственной техники.Следует отметить также повышение деловой активности лизинговых компаний в Сибирском федеральном округе. Основной массив сделок в 2009 году пришелся на Иркутскую, Кемеровскую и Новосибирскую области и был во многом связан с крупными контрактами на поставку телекоммуникационного оборудования и сельскохозяйственной техники. Крупные проекты в СФО осуществляют «Сбербанк Лизинг» (в Иркутской и Кемеровской областях), «Росагролизинг», который сосредоточил свою активность в Новосибирске, и «ВЭБ-Лизинг». На остальные 9 регионов пришлось около 20% от объема нового бизнеса по округу. По остальным федеральным округам в 2009 году зафиксировано сокращения доли бизнеса в общем объеме. Так, в Северо-Западном федеральном округе объемы лизинга сократились более чем в два раза. Только в Санкт-Петербурге падение составило свыше 40%.В Южном федеральном округе объем нового бизнеса сократился на 43% при росте числа лизингополучателей в 1,5 раза. 75% рынка сосредоточено в трех субъектах Федерации: Краснодарском крае, Ставропольском крае и Ростовской области. В Уральском федеральном округе снижение объема бизнеса составило более 50%. Сокращение связано, в первую очередь, с ухудшением экономической конъюнктуры и спадом промышленного производства. Лидером региона по объему заключенных сделок стал Ямало-Ненецкий автономный округ, лизингополучатели которого заключили крупные договора с ООО «Газтехлизинг».Снижение объема нового бизнеса в Дальневосточном федеральном округе в 2009 году составило около 10,5%. При этом следует учесть, что в 2008 году около трети от объема пришлось на поставки ОАО «Ильюшин Финанс Ко.», которые в 2009 году не осуществлялись. Регионом – лидером по объему заключенных сделок стал Хабаровский край. На его долю пришлось около 65% от общего объема сделок. На второй позиции находится Республика Саха (Якутия) – 18%. Из Приморского края, на который в прошлом году пришлось около 57% от общего по округу объема сделок, лизинг практически ушел. В 2009 году его доля составила не более 5%.

В настоящее время основными законодательными актами, регулирующими лизинговые правоотношения в России, являются:Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» (Оттава, 28 мая 1988 г.) и Федеральный закон №16-ФЗ от 8 февраля 1998 г. «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге»; Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон №164-ФЗ от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)».Несмотря на то, что существующая в России законодательная база обеспечивает достаточные условия для осуществления лизинговых сделок, она нуждается в дальнейшем совершенствовании и устранении целого ряда недостатков, отрицательно сказывающихся на развитии лизинга.

Российское законодательство определяет правовую сущность договора лизинга как две основные сделки — аренды и купли-продажи в пользу третьего лица. Они связаны между собой, но не могут быть объединены в один трехсторонний договор. Однако в последнее время все большее число экспертов считает, что лизинг нельзя представлять в виде последовательной цепочки договоров. Наличие отдельного договора между лизингодателем и лизингополучателем и между лизингодателем и продавцом делает затруднительным выстраивание отношений продавца с лизингополучателем. Такая ситуация приводит к значительным сложностям при рассмотрении споров сторон в судах.Целесообразным представляется рассматривать финансовую аренду как трехстороннюю сделку, в которой четко определен статус, права и обязанности всех ее участников. Тем самым договор лизинга станет многосторонним договором, что позволит решить многие существующие проблемы. Неслучайно в преамбуле Конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» говорится: «правовые нормы, регулирующие традиционный договор аренды, нуждаются в адаптации к самостоятельным трехсторонним отношениям, возникающим из сделки финансового лизинга».

Во многих развитых странах существует четкое разделение понятия «аренды» на оперативную и финансовую. В настоящее время в России такая классификация на законодательном уровне отсутствует. Ранее термин «оперативный лизинг» упоминался в законе о лизинге, однако с принятием Федерального закона №10-ФЗ от 29 января 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге» он был исключен.В ряде случаев оперативный лизинг выгоднее и удобнее финансовой аренды. Оперативный лизинг, прежде всего, нужен, когда лизингополучатель не хочет или не может позволить себе выкупить предмет лизинга. Этот вариант лизинговых отношений балансирует где–то между прокатом (краткосрочным пользованием имуществом) и финансовым лизингом.Оперативный лизинг хорош и тем, что в случае возникновения долговременных отношений между лизингодателем и лизингополучателем постоянный клиент может рассчитывать на льготы и преференции. К тому же, ежемесячные платежи по оперативному лизингу могут быть ниже, чем при финансовом, поскольку предмет лизинга не переходит в собственность лизингополучателя. Лизинговая компания впоследствии может реализовать предмет на вторичном рынке, сдать его в оперативный лизинг еще раз.Данная схема особенно полезна для малого и среднего бизнеса. Для предпринимателей оперативный лизинг – это оптимальное решение в случаях, когда необходима срочная аренда того или иного оборудования в отсутствие необходимости его полного выкупа.При дальнейшем совершенствование российского законодательства о лизинге целесообразным представляется, прежде всего, правовое признание оперативного лизинга и введение данного понятия в базовый Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)». При этом можно использовать положения и понятийный аппарат модельного закона «О лизинге», принятого 14.04.2005 на XXV пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. В базовом Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» следует также четко прописать права и обязанности всех участников сделок по оперативному лизингу, а также особенности таких правоотношений. Кроме того, нужно предоставить оперативному лизингу такие же налоговые льготы, как и обычному лизингу.

По оценкам Российской ассоциации лизинговых компаний рынок лизинга недвижимости в 2009 году потерял в объемах более 3 млрд. рублей и сократился по сравнению с 2008 годом на 44%. В общем объеме рынка лизинга недвижимость составляет всего от 1,5 до 2%. Такое положение дел во многом связано с несовершенством законодательной базы в этой сфере. Большинство проблем законодательного характера относительно закрепления прав владения и распоряжения недвижимым имуществом по-прежнему не решены. Существует масса тонкостей, которые необходимо учитывать при заключении лизинговых договоров на приобретение недвижимости. На этапе заключения лизинговой сделки сразу возникают затруднения, связанные с регламентом ее оформления, поскольку этот процесс еще не проработан до конца в юридическом аспекте. Порядок регистрации договора лизинга и договора купли-продажи не прописан в законодательстве напрямую и не регламентируется законом о государственной регистрации сделок с недвижимостью. Большие сложности возникаю с приобретением в лизинг объектов незавершенного строительства. На практике такие объекты не подлежат передаче в лизинг, поскольку они не могут быть использованы в предпринимательстве. Серьезной проблемой для лизинга зданий и сооружений является непрозрачность этого рынка. Продавцы недвижимости в целях ухода от налогов нередко умышленно занижают стоимость объекта недвижимости. В то же время составить график лизинговых платежей невозможно, не указав реальную стоимость объекта.Совершенствование законодательства в сфере лизинга недвижимости представляется очень важным направлением, поскольку этот инструмент обладает массой преимуществ перед другими способами сделок. В отличие от использования классической аренды объектов недвижимости механизм лизинга позволяет после окончания действия договора лизинга получить недвижимость в собственность по заранее установленной цене. В отличие от договора аренды, в котором арендодатель вправе изменять арендные ставки один раз в год, при заключении лизинговой сделки размеры лизинговых платежей согласовываются на первоначальном этапе и, как правило, не изменяются в течение всего срока лизинга. В сравнении с ипотечным кредитом преимущества лизинга заключаются в отсутствии обязательств по залогу, так как имущество находится на балансе лизингополучателя. Срок лизинга коммерческой недвижимости может составлять до семи лет, а требования по обеспечению лизинговой сделки, как правило, меньше требований банков. Кроме того, при обращении в лизинговые компании нет необходимости открывать расчетный счет.Немаловажным преимуществом является и тот факт, что имущество по лизинговой сделке обычно не учитывается на балансе клиента, а его стоимость не включается в остаток кредитной задолженности, что способствует улучшению его финансовых показателей и позволяет привлекать дополнительные кредитные ресурсы.В целом данный сегмент по-прежнему остается очень перспективным ввиду низкой конкуренции и значительных возможностей для роста. Для бизнеса финансовая аренда может стать эффективным инструментом для получения возможности использования нежилых помещений без крупных единовременных затрат.

Российская Ассоциация лизинговых компаний в конце 2009 года направила обращение в Министерство финансов Российской Федерации, в котором просит рассмотреть вопрос относительно изменений к Налоговому кодексу РФ, внесенных Федеральным законом №158-ФЗ от 22.07.2008 «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» и Федеральным законом № 224-ФЗ от 26.11.2008 «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», касающиеся порядка начисления амортизации.Специальный коэффициент ускоренной амортизации в отношении переданных по договору лизинга основных средств, отнесенных к 1-3 амортизационным группам, не применяется при линейном методе начисления амортизации с 01.01.2009.В письмах Министерства финансов РФ: № 03-03-06/1/44 от 10.02.2009г. и №03-03-06/1/94 от 26.02.2009г. указывается на то, что это правило распространяется и на основные средства, введенные в эксплуатацию до 01 января 2009г., на основании отсутствия в законах № 158-ФЗ и № 224-ФЗ каких-либо особых положений, касающихся порядка применения коэффициента. Позиция министерства обосновывается отсутствием в Налоговом Кодексе РФ переходных положений и правил для применения данной нормы. Однако отсутствие переходных положений может служить и обоснованием применения с 2009г. повышающего коэффициента к лизинговому имуществу 1-3 амортизационных групп, введенного в эксплуатацию до 01 января 2009г., при линейном методе начисления амортизации. Такое утверждение обусловлено пунктом 7 статьи 3 части 1 Налогового кодекса РФ, где четко прописано: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».Отсутствие права лизингодателей на сохранение повышающего коэффициента амортизации для основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2009г. и относящихся к 1-3 амортизационным группам, осложняет их финансовое и экономическое положение, а также существенно ухудшает их положение, как налогоплательщиков. В то же время, согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ «Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют». В этой связи правомерность принятого решения вызывает сомнение.

В настоящее время в соответствии с Гражданским кодексом РФ передача имущества в лизинг допускается только в предпринимательских целях. Бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями и не вправе выступать стороной договора финансовой аренды (лизинга).В настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении находится проект федерального закона № 233010-5 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части предоставления бюджетным учреждениям полномочий по заключению договоров финансовой аренды (лизинга)». Законопроект внесен Правительством РФ 17.07.2009. Законопроектом предлагается изменить существующее положение дел и предоставить бюджетным учреждениям возможность заключения договоров финансовой аренды (лизинга) с учетом особенностей правового положения бюджетных учреждений. При этом на бюджетные учреждения не будет распространяться ряд положений Федерального закона №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В частности, это касается положений о сублизинге (вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель передает третьим лицам во владение и в пользование за плату имущество), об уступке прав по договору лизинга третьим лицам и залоге лизинга, о праве лизингодателя на финансовый контроль.Идея подключить бюджетные учреждения к лизингу в качестве антикризисной меры была предложена летом 2009 года Председателем Правительства России Владимиром Владимировичем Путиным на заседании президиума Правительства РФ. Он сказал тогда: «Одновременно с помощью лизинга мы сможем ускорить обновление материальной базы бюджетных учреждений, а значит, повысить качество предоставляемых гражданам услуг». По его словам, также, лизинг позволит увеличить спрос на отечественные автомобили, медицинскую технику, оборудование для научных и образовательных целей.Принятие законопроекта позволит существенно расширить сферу применения лизинга в России и повысить инвестиционную привлекательность лизинга. Это позволит также решить проблему закупки бюджетными учреждениями современного дорогостоящего оборудования, которое можно будет сразу начать использовать, а оплату при этом производить частями.
4. Заключение
Развитие лизинга имеет огромное значение для успешного преодоления кризиса и дальнейшего подъема Российской экономики. Ключевым фактором, безусловно, является формирование эффективной законодательной базы в этой сфере.Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что российское законодательство в области финансовой аренды (лизинга) имеет целый ряд недоработок и нуждается в дальнейшем совершенствовании. Существенным недостатком базового Федерального закона №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» является рамочный характер многих его положений. С одной стороны это дает определенную свободу участникам лизинговых сделок в определении договорных условий, с другой вносит неопределенность в порядок взаимодействия сторон и разрешению возникающих между ними споров. Особое внимание следует уделить вопросам развития законодательства в области лизинга недвижимого имущества и оперативного лизинга. Кроме того, следует рассмотреть вопрос о расширении самого рынка лизинга. Как уже отмечалось, в настоящее время Гражданский кодекс РФ не разрешает пользоваться лизингом некоммерческим организациям. Требование использовать предметы лизинга исключительно для предпринимательских целей делает невозможным предоставление имущества по договорам лизинга физическим лицам в личных целях, некоммерческим общественным и бюджетным организациям. В то же время вовлечение данных категорий в лизинговые отношения может стать мощнейшим импульсом для развития рынка лизинга. Кроме того, это создаст в экономике страны дополнительный спрос на различные товары, что так необходимого в условиях кризиса. При этом следует исключить возможности недобросовестного использования лизинга, в частности сублизинга и предоставления в залог приобретенного в лизинг имущества данными категориями. Для этого, возможно, потребуется разработка отдельного закона о лизинге для некоммерческих целей или дополнение соответствующим разделом базового Федерального закона №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».Существенной проблемой является и то, что в России развитие лизинга, как самостоятельного вида предпринимательской деятельности с использованием собственного капитала, происходит очень медленно. Услуги по предоставлению имущества в лизинг, как правило, оказываются банками и тесно интегрированными с ними структурами, а также структурами имеющими отношение к государственному капиталу. За рубежом же частные лизинговые компании составляют основной костяк рынка лизинговых услуг.Для успешного развития лизинга, как вида предпринимательской деятельности, необходима реальная поддержка государством частных лизинговых компаний, в том числе, в обеспечении их стартовым капиталом. Также следует более решительно предоставлять лизингодателям и арендаторам налоговые и таможенные льготы.
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы
Школьные материалы
При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru

Оцените статью
Добавить комментарий