Виды и теории научения. Формирование навыков

Ключевые имена: К. Лоренц, И. П. Павлов, Б. Скиннер, Э. Торндайк, Э. Толмен, В. Кёлер, А. Бандура, Н.А. Бернштейн.

Ключевые термины: облигатное и факультативное научение, привыкание, сенсибилизация, импринтинг, навык, обусловливание, оперант, оперантное научение, инсайт, подкрепление и наказание, обычное и викарное подражание, латентное научение, когнитивные карты, уровни построения движения.

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Это понятие возникло в зоопсихологии (Торндайк). Существует множество форм научения, свойственные конкретным стадиям развития психики.

облигатное (обязательное) научение — освоение видоспецифического инстинктивного, жизненно-важного поведения в ходе обучения в определенный сензитивный период (напр., видоспецифический «смертельный укус» у кошачьих, «песня» у снегирей, речь и прямохождение у человека). Результат обучения вполне укладывается в рамки видового поведенческого стереотипа.

факультативное научение — индивидуальный опыт конкретной особи, не являющийся видоспецифическим и жизненно необходимым. Границы, в которых возможно ф.н., различаются в зависимости от эволюционной ступени; для человека они максимальны.

реактивные формы научения (привыкание, сенсибилизация, инпринтинг, классическое обусловливание).

активные формы научения (менее сложные — оперантное научение, более сложные — когнитивное научение).

Эти формы научения доступны организмам, находящимся уже на стадии элементарной (сенсорной) психики. Оно является инстинктивным. Инстинкт — врожденная (двигательная!) форма поведения. Это достаточно жесткая программа, последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на определенное воздействие среды (т.е. схема S–R). Заложенная в инстинкте программа поведения может быть реализована только тогда, когда каждое звено в этой цепи выполняется в правильной последовательности.

Привыкание (габитуация) — постепенное уменьшение ответной реакции как результат продолжающийся или повторяющейся стимуляции (и не сопровождающейся подкреплением).

В отличие от привыкания, при утомлении снижается внимание ко всем раздражителям.

В отличие от сенсорной адаптации, привыкание — это психический, а не чисто физиологический процесс.

Сенсибилизация – процесс, противоположный привыканию. При ней повторение стимула ведет к более сильной активации организма, и последний становится все более и более чувствительным к данному стимулу.

Импринтинг (автор термина К. Лоренц) — «запечатление» объекта инстинктивного поведения (напр., при инстинктивной реакции следования). Некое инстинктивное поведение запускается «ключевым раздражителем», однако сам этот раздражитель заранее конкретно не определен, и зависит от наличных условий. Последствия импринтинга необратимы.

Птенцы-самцы серого гуся и белолобого гуся запечатлевают своих матерей как образец самки своего вида. Если птенцам-самкам дикой утки в сензитивный период показывать самца-альбиноса, впоследствии их половое поведение будет направлено на селезней-альбиносов.

Навык – деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Это форма факультативного научения, индивидуального прижизненного опыта. Навык формируется на основе инстинктивного поведения, но по сути это индивидуально-изменчивое поведение. Свойства навыка: это более гибкое и активное приспособление к среде. Навык строится, формируется по ходу выполнения, с учетом изменения условий; в навыке операций больше, чем в инстинкте (там она всего одна), а выбор операции зависит от условий и ситуаций. навык можно перенести и использовать в новых условиях (эта возможность зависит от стадии развития психики).

классическое обусловливание (Павлов) оперантное научение (Скиннер, Торндайк) когнитивное научение (Толмен, Кёлер, Бандура).

Это новая форма поведения, возникающая в результате установления связи между врожденными формами поведения (безусловными рефлексами) и новым раздражителем (условным раздражителем). В результате обусловливания, новый произвольный раздражитель условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом.

Пример. Если голодной собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с появлением мяса каждый раз будет звенеть звонок, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей. В результате желудочный сок будет выделяться в ответ на звонок, даже если мясо не предъявлено.

Сформировавшийся таким образом условный рефлекс может в дальнейшем служить базой для формирования условных рефлексов второго и высших порядков, а также интегрирования (формирования единой сложной условной реакции на базе множества простых).

В целом, обусловливание происходит по схеме классического бихевиоризма (S→R). Новое поведение «исторически связано» с известным безусловным стимулом.

Оперант — это некий способ поведения. «Операнты, которые приводят к подкреплению (приятным для индивида последствиям), в будущем встречаются чаще» («Закон выгоды», сформулированный Скиннером).

Пример. Лабораторная крыса помещалась в «ящик Скиннера» (пустой ящик с педалью внутри) и получала полную свободу действий. В процессе хаотичного исследования ящика крыса задевала педаль и получала порцию пищи. После нескольких таких случайных нажатий на педаль у крысы формировалась новая форма поведения, которая не была связана ни с какими предшествующими стимулами.

Т.е. принципиальное отличие оперантного научения от обусловливания — это отсутствие прямой связи с безусловным стимулом. Подкрепить можно любое поведение. Само поведение может быть как случайным, так и подражательным.

Подкрепление может быть положительным (дать приятный стимул) или отрицательным (убрать неприятный стимул), и гарантированно ведет к укреплению способов поведения, вслед за которыми оно следует.

Наказание также может быть положительным (дать неприятный стимул) или отрицательным (удалить приятный стимул), однако в отличие от подкрепления, ведет к непредсказуемым последствиям — например, к поиску способов избегнуть наказания и получить желаемое.

Пример. Человек в случае штрафа вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Часто оказывается так, что эти новые «обходные» формы поведения бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание.

Разновидностью оперантного научения является научение вследствие подражания.

Выделяют две формы подражания:

1) обычное подражание — подражание без оценки последствий для себя.

Исследователи разбили свою стоянку около того места, где жило стадо японских макак. Перед едой исследователи мыли в реке бататы (сладкий картофель). Вскоре нечто подобное стали делать молодые самцы обезьян. Подобные действия для них не являлись необходимыми, это не было направлено на защиту организма или стада: обезьяны вполне могут питаться продуктами без их предварительной очистки и мытья. Затем все большее и большее количество обезьян стало совершать подобные действия.

2) викарное подражание («научение через наблюдение», «социальное научение») — подражание модели при частичном понимании последствий своих действий для себя. Открытием А. Бандуры было то, что для закрепления воспроизводимости операнта достаточно лишь наблюдения за тем, поощряется ли или наказывается за это поведение объект наблюдения.

Пример 1. Кукла Бобо. Актер в присутствии группы детей издевался над куклой Бобо и избивал ее, получая за это прилюдную похвалу. Когда детям после этого позволили поиграть с Бобо наедине, те вели себя по отношению к ней схожим образом агрессивно. Эти агрессивные стереотипы поведения воспроизводились и спустя многие месяцы.

Пример 2. Фишки. Дети играли в кегли и получали в случае успеха фишки, которые могли поменять на весьма привлекательные вещи. Взрослый (актер) играл вместе с ними, но часть фишек каждый раз, ничего не объясняя, жертвовал (опускал в кружку) благотворительному фонду. Довольно скоро дети начали поступать так же. Спустя месяцы дети приняли участие в совершенно другой игре, но и тогда большое число фишек оказалось в кружке благотворительного фонда.

— это научение, которое происходит вследствие познавательной деятельности. Оно основано на необихевиористской схеме поведения S→O→R, где между стимулом и реакцией имеются «внутренние переменные поведения» (цели; знания об условиях, понимание задачи; способности; приспособительные акты, замещающие реальное поведение).

Непроизвольное формирование т. наз. когнитивной карты (целостного перцептивного образа-схемы ситуации и своих возможных действий в ней) в результате ориентировочно-исследовательской активности. Возможно для организмов, находящихся на перцептивной стадии развития психики (предполагающей понимание связей между предметами).

Если во время эксперимента крысе позволяют бродить по лабиринту без какого-либо подкрепления, то позднее, оказавшись в лабиринте, оно пройдет его быстрее, чем другие животные, не обладающие предварительным опытом. Это означает, что научение произошло само, без подкрепления.

Хотя латентное научение напрямую не связано с подкреплением, оно происходит интенсивнее в связи с подкреплением:

Три группы крыс тренируют находить выход из лабиринта в течение 22 дней.

Крысы в 1-й группе получали корм на выходе каждый раз (и к концу опыта научились проходить лабиринт с первой пробы, без заходов в тупики).

Крысы во 2-й группе получали корм на выходе начиная с 11-го дня (и с этого дня значимо улучшают показатели);

Крысы в 3-й группе не получали корм никогда (и практически не улучшили показатели к концу опыта).

Инсайт (озарение) — осознание новых отношений и функций предметов в некой ситуации. Возможно для организмов, находящихся на интеллектуальной стадии развития психики, различающих цели задачи и средства ее решения, и способных к решению двухфазных задач (1 — фаза подготовки, 2 — фаза реализации). По мнению гештальт-психологов, инсайт есть переструктурирование гештальта (построение нового образа ситуации на основе нового ее понимания). Кёлер считал, что инсайт происходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта, однако «вспышке» инсайта предшествует фаза подготовки — оценки ситуации, а зачастую и многократные пробы и ошибки, необходимые для предварительного прояснения ситуации.

Пример. Опыт с шимпанзе, бананом и двумя палками. Шимпанзе находится в клетке, к потолку подвешен банан, который она достать не может, и короткая палка. За пределами клетки лежит длинная палка. Сначала обезьяна пытается достать банан при помощи короткой палки, что ей не удается. Затем она пытается дотянуться лапой до длинной палки, что также невозможно. После многочисленных проб, реакций беспокойства и гнева, обезьяна демонстрирует мгновенный инсайт (понимание целостной ситуации): не раздумывая далее, она берет короткую палку, достает с ее помощью длинную палку, и уже длинной палкой достает банан.

Опыт, полученный в ходе инсайта, сохраняется в памяти с одной попытки в качестве общего принципа решения задачи; возможно его перенесение на новые ситуации.

— научение процессу абстрагирования, когда человек учится упрощать мир до выделения в нем главных сторон какого-то явления. Этот вид научения доступен лишь человеку, как организму, обладающему сознанием, основанным на речевой системе знаков.

Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

В отличие от привычки, навык, как правило, не ситуативен (не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях).

Навык двигательный — автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Навык интеллектуальный — автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.

Навык перцептивный — автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

Отдельные этапы образования двигательного навыка описаны Н. А. Бернштейном:

1.

а) выявление его двигательного состава (знакомство с движением «снаружи»), т. е. того, что и как надо делать: какие элементы движения, в какой последовательности, в каких сочетаниях надо производить. Например, когда рука толкает ядро, то что в это время делает корпус? (как правило, само движение кто-то показывает, напр., мастер).

б) роспись движения по фоновым уровням (знакомство с движением «изнутри») — бесчисленные повторения с целью прояснения «внутренней картины движения». Одновременно человек учится перешифровывать афферентные сигналы в эффекторные команды.

Накопление «словаря перешифровок» — одно из самых важных событий этого периода. Большое количество повторений необходимо потому, что перешифровки должны быть найдены в ответ на любые отклонения, на любые варианты движений. Как пишет Бернштейн, организм на этой фазе должен «наощущаться досыта», и каждая шишка или синяк — это болевой след от процесса накопления перешифровок.

2.

а) увязка деятельности всех низовых уровней вследствие построения сложной иерархической системы многих колец-уровней, управляющих движением В течение этого периода происходит полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней. В результате ведущий уровень частично или полностью освобождается от управления этим движением.

Как пишет Н. А. Бернштейн, на этом этапе окрепшие фоновые уровни «отталкивают от себя руку ведущего уровня», как ребенок, научившийся плавать, отталкивает руку взрослого, до тех пор поддерживавшую его.

б) «рекрутирование» готовых двигательных блоков.

Низовые уровни всякого организма, имеющего за плечами большую двигательную историю, не пусты: в них уже имеются функциональные системы (блоки), которые выработались по другим поводам. Если при освоении нового движения организм обнаруживает необходимость в определенного типа перешифровках, то он иногда находит их в своем готовом словаре. Этот словарь Н. А. Бернштейн называет «фонотекой» (от слова «фон»).

3.

а) стабилизация: навык обретает такую помехоустойчивость, что не разрушается ни при каких обстоятельствах.

Например, футболист может играть при дожде на скользкой траве, теннисист — при ветре, слаломист может проходить трассу по ледяному склону или по буграм и т. п.

б) стандартизация: приобретение навыков стереотипности. При многократном повторении движения получается серия абсолютно одинаковых копий, напоминающих, по образному выражению Н. А. Бернштейна, «гвардейцев в строю». Стереотипность навыков появляется благодаря тому, что организм научается эффективно использовать реактивные и инерционные силы. Достигается это за счет нахождения динамически устойчивой траектории.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Добавить комментарий