3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА — Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы…

^
VII семестр
Русская литература рубежа XIX- ХХ веков
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
Тема 1. Историко-литературный контекст рубежа веков.Хронологические границы курса. Ведущие тенденции общественного и художественного развития. Соотнесенность классических традиций и модернистских течений. Понятие серебряного века, художественного авангарда. Серебряный век в современном прочтении. Учебники, учебные пособия, монографии.

Бунин как явление русской культуры. Нобелевская премия, судьба литературного наследия.Россия Бунина в произведениях "Я происхожу…". Эволюция темы: "Танька"; "На край света"; "Антоновские яблоки"; "Деревня"; "Суходол".Разрушительные начала русской жизни ("Ночной разговор", "Последний день", "Князь во князьях"). Животворные начала ("Я не люблю, о Русь…"), "Веселый двор", "Божье древо". Идеальная Россия: "Косцы" – мотив ностальгии.Ведущие мотивы лирики. Тема Родины. Философская лирика поэта: развитие тютчевской традиции в стихах 1912 – 1917 гг. Любовная лирика Бунина. Классическая отточенность формы, лаконизм и насыщенность бунинского стиха.Любовь в произведениях Бунина. Жизнь души и житейские коллизии – несовместимость измерений, драматическая обреченность ("Сны Чанга", "Легкое дыхание", "Грамматика любви"). Цикл "Темные аллеи" – книга о любви и России.Неприятие революции. Дневниковая хроника "Окаянные дни". Размышления о судьбах России и истоках ее трагедии.Итоговые оценки в "Жизни Арсеньева". Биографические мотивы и их преображение. Бунин последних лет жизни. Ностальгия и непримиримость. Очерк А. Твардовского – первый этап непредвзятого прочтения.

Вступление в литературу. Поддержка Бунина. Личная близость и творческое различие писателей. Сюжет в произведениях Куприна – острота коллизий, динамика, событийность. Внешний рисунок, выразительный колорит, сочность повествования. "Молох" – начало известности, "Поединок" – приход славы.
Военная тема в творчестве Куприна. Биографические истоки. Отношение к армии, ее официальной структуре. Отношение к человеку в армии. "Поединок" – концентрация армейской реальности. Время создания повести, актуальность, общественный резонанс. Вопрос армейского поединка – моральный и гуманистический аспект. Юрий Ромашов: тип героя, соотнесенность с реалистической традицией, психологический рисунок. Любовная коллизия. Женские характеры и типы в армейском гарнизоне. Шурочка в контрастном сопоставлении с "полковыми дамами" и одновременно – в соотнесенности с правдой обстоятельств. Драматическое развитие эскиза "Куст сирени". Армейская среда – сосредоточение болезней общества. Офицеры – галерея нравственно больных людей. Обреченность Ромашова как романтика. Утверждение любви как высшей духовной ценности.
"Естественный человек" в творчестве Куприна: "Олеся", "Листригоны"."Гамбринус" – отражение предреволюционной эпохи. Гуманистический пафос рассказа.Куприн в годы революции и эмиграции. Возвращение в Россию. Проблема изучения на современном этапе.

Леонид Андреев в кругу писателей рубежа веков. Своеобразие занимаемой позиции. Темы и персонажи раннего периода. Начало известности.
"Баргамот и Гараська" – принцип построения, возможности "пасхального сюжета". Драмы житейских обстоятельств: "Жили-были", "Большой шлем", "Ангелочек" и др. Традиция короткого реалистического рассказа.Перелом: "Жизнь Василия Фивейского". Неразрешимость противоречий, Библейская аналогия.Проблема социального добра и зла. Символический смысл рассказа "Тьма". Оценка в марксистской критике (В. Воровский).Концепция гуманизма в рассказе "Губернатор" и "Рассказе о семи повешенных". Неразрешимость конфликта. Абстракции Л. Андреева. Оценка Л. Толстого. Символ "Стены" и "Бездны".
Относительность моральных критериев и оценок. "Иуда Искариот".
Судьба литературного наследия. Леонид Андреев в современном прочтении.

«Старшие символисты» (Д.С. Мережковский, В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб).
Истоки русского символизма. Роль философии Вл. Соловьева в формировании философских и эстетических воззрений символистов. Влияние русской и западной идеалистической философии. Понимание искусства как интуитивного постижения мира. Связь с романтизмом. Понятие о символе в теоретических работах и историко-литературных работах символистов. Две концепции искусства символистов 90-х гг. Д. Мережковский о символизме как категории мировоззренческой, В. Брюсов – как литературной школе. Программное оформление символизма как художественного течения в 1900 гг. Роль в этом журнала «Весы» и его редактора В. Брюсова.
«Младосимволисты» (А. Белый, А.А. Блок, С. Соловьев): обзор творчества.
Интерпретация символизма как мироощущения и умонастроения. Теургическая концепция искусства. Понимание красоты как действенной силы, преобразующей мир, а искусства – как средства служения этой цели. Революция 1905 г. и наступление эпохи «разуверений» младовсиволистов в метафизических концепциях Вл. Соловьева и в своих ранних мистических идеалах. Младосимволизм как явление неоромантизма 900-х гг.
Футуризм: Группы футуристов (эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В.В. Маяковский, В. Хлебников)): обзор творчества поэтов.
«Пролог эгофутуризма» (1911) и «Пощечина общественному вкусу» поэтов-«гилейцев» (позднее кубофутуристов) как общественные и эстетические программы. Неоднородность футуристического движения и его внутренняя противоречивость. Проблема синтеза искусств. Протест против общественного миропорядка, нивелирующего человеческую личность. Утопический идеал «естественного» человека. Проповедь индивидуализма и отрицание не только буржуазных, но и всех культурных традиций. Эстетическая теория футуристов. Проповедь «свободного» искусства. Отождествление слова с предметом. Словесное экспериментаторство футуристов. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж.
Акмеизм. Лирический герой поэзии Н. Гумилева.
Кризис символизма. Дискуссия о символизме в «Обществе ревнителей художественного слова». Возникновение «Цеха поэтов» (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов, В. Нарбут и др.). Разнородность акмеистического движения. Попытка реформы эстетической системы символизма, формирование новой эстетической системы. Установка на вещное восприятие мира. Ориентация на творчество поэтов «Парнаса» (Т. Готье и др.), интерес к французскому «стилизму» рубежа веков (А. де Ренье, А. Франс). «Адамисты».

Сб. "Русские символисты". Эпатаж, резонанс, отзывы в критике.
Сквозные мотивы и темы. Цикл "Любимцы веков". Имена – символы."Urbi et Orbi". Символы современности. Образ города. "Stefanos". Общественные и социальные идеи. Образ "грядущих гуннов". Вопрос исторических подобий и параллелей. Осмысление революции как обновляющего катаклизма.Призвание и долг поэта. Эволюция темы: Юному поэту. Мучительный дар. Кинжал. Поэту. Поэт – Музе. Певцу "Слова". Статья "Свобода слова" – полемика со статьей В. Ленина "Партийная организация и партийная литература".Брюсов и революция. Антитеза "ломать – строить". Мотивы принятия революции. Сб. "Девятая камена".Творчество Брюсова после революции. Значение культурной деятельности в революционный период. Общественные и литературные заслуги Брюсова.
Тема 7. А. Блок.
Корни, истоки, культурная и семейная традиция. Биографические мотивы в поэме "Возмездие".
Начальный этап творчества. История создания "Стихов о Прекрасной Даме". Адресат и образ. Композиция книги, лейтмотив, цветовая символика, лирическая тема. Мистический смысл любви. Соотнесенность "земного и небесного"". Европейская поэтическая традиция в преломлении Блока (Данте, Петрарка, Гете).
Цикл "Распутья" как этап преодоления отвлеченности.Вторая книга стихов. Множественность, разносторонность жизни. Циклы "Город", "Снежная маска", "Вольные мысли".Приобщение к реальности в "мистическом освещении". Город Брюсова и город Блока.Третья книга стихов. Отказ от иллюзий.Циклы "Страшный мир", "Возмездие", "Родина". Сложность движения, многосторонность проявлений: "Кармен", "О чем поет ветер".Поэма "Соловьиный сад". Поэт в иллюзорном и реальном мире. Проблема выбора.Поэма "Возмездие". Тема преображения мира. Революция – поэтическая и политическая семантика. Блок и революция. Восприятие, понимание, трактовка. Статья "Интеллигенция и революция". Современное прочтение.Блок последних лет жизни. Речь "О назначении поэта". Стихи "Пушкинскому дому".Блоковедение на современном этапе.

Преодоление стереотипов, дискуссии о Маяковском 1980-90-х годов (Б. Сарнов, Ю. Карабчиевский, В. Ковский). Исходная точка восприятия Маяковского – книга "Я сам". Сб. "Пощечина общественному вкусу". Состав участников, декларация футуризма, первая публикация Маяковского. Эпатаж, успех с окраской скандала. Трагедия "Владимир Маяковский", сб. "Я!" Поэтика острого динамизма, экстравагантной метафоры и словесной игры. Антивоенная тема в творчестве В. Маяковского 1914-1918 годов. Поэма "Облако в штанах" – синтез, выход на новый рубеж. Маяковский – революционный поэт и поэт революции. Сатирические гимны.

Эволюция поэзии – от камерной лирики к гражданским и общечеловеческим мотивам. Первые сборники: "Вечер", "Четки", "Белая стая". Эволюция лирической темы.
Ахматова в годы революции. Сознание трагедии, жизнь на высотах духа. Сб. "Подорожник", "Anno Domini…". Диалог с эмиграцией, невозможность собственного отъезда: "Этого не хотела ее поэзия".
Ахматова в контексте 1920-х годов. Общественные и творческие диссонансы. Противостояние идеологическому диктату. Углубление конфликта в 30-е годы. Создание "Реквиема" – памятника эпохи "большого террора". В годы войны. Стихи "Мужество", "Клятва". Создание книги "Ветер войны". Азия в ташкентской лирике. Цикл "Луна в зените".Общественное признание и официальное партийное Постановление 1946 года. Противостояние власти с достоинством и самообладанием.Книга "Бег времени". Состав, цензурные коррективы, компромиссный характер издания."Поэма без героя" в контексте ахматовского творчества. Замысел, посвящения, движение от "календарного" к "настоящему двадцатому веку". Расширение замысла, включение в "Поэму …" исторических событий и трагедий времени. Пересечения с мотивами "Реквиема".Ахматова последних лет жизни. Отечественное и европейское признание.
Тема 10. М. Горький.
Горький в контексте русской и мировой литературы. Масштаб творчества, общественный и художественный резонанс. Проблемы современного прочтения.
Хронологические рубежи жизни писателя, опорные события и даты.
Первый рассказ "Макар Чудра". Новизна освещения, колорит, стиль. Творчество первого десятилетия.Романтизм ранних рассказов М. Горького, их художественных образов, своеобразие композиции. Прием контраста как основной художественный прием ранней прозы писателя («Старуха Изергиль», «По Руси».Горький и революционное движение 90-900х годов. Общественная деятельность, работа в издательстве "Знание", сближение с большевиками.Расширение творческого диапазона. Повесть "Фома Гордеев" – стихийный бунт стихийной души. Драматургия. "Мещане". Горький и МХТ. Второе десятилетие: 1903-1913. Участие в революционном движении. Повесть "Мать". Социальный адрес, круг вопросов, установка на воспитательное воздействие. Повесть в контексте первой русской революции.

1. Тема родной природы в поэзии И.А. Бунина: развитие классических традиций А. Фета, А. Майкова, Я. Полонского, А. Толстого. Особенности мироощущения И.А. Бунина. Поэзия и природа – убежище от житейской пошлости, обретение полноты бытия ("Срок настанет…"). Классическая отточенность формы, лаконизм и насыщенность бунинского стиха.
(«Антоновские яблоки», «Деревня», «Господин из Сан-Франциско» — произведения для анализа по выбору студентов и преподавателя).
Особенности мироощущения И.А. Бунина. Черты его художественного мышления. Мир людей и мир природы в прозе И.А. Бунина. Особенности поэтики бунинской прозы: принципы создания характера, приемы изображения природы, соотношение текста и подтекста, роль художественной детали, символика и психологизм.

Утверждение любви как высшей духовной ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

Философские и эстетические принципы. Лирический герой. Образы-символы.Анализ и интерпретация стихотворений (по выбору студентов и преподавателя).
7, 8. Поэтика акмеизма (А.Ахматова, О. Мандельштам)
Анализ и интерпретация стихотворений (по выбору студентов и преподавателя).

Анализ и интерпретация стихотворений (по выбору студентов и преподавателя).
10. Лирический герой ранней лирики В. Маяковского.
Особенности любовной лирики. Жанровое своеобразие ранней лирики В.В. Маяковского. Новаторство Маяковского: ритмика, рифма, особенности лексики, пластика образов, необычность строфики и графики стиха.Анализ и интерпретация стихотворений В. Маяковского (по выбору студентов и преподавателя).

Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Строфика, ритм, основные символы поэмы. Романтический образ «двенадцати», образ-символ Христа в поэме.

Смысл названия пьесы. Система образов. Проблема духовной разобщенности людей. Проблема счастья в пьесе. Особенности композиции, роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга.

Самостоятельное изучение тем:
Творчество В.Вересаева. Судьбы русской интеллигенции в романе В. Вересаева «В тупике».
Проза А. Серафимовича.
VIII семестр
Русская литература 20 — 40-х гг. XX века

Черты переходной эпохи 1917-1920-х годов. Литература 20-40-х годов (обзор).
Методологические проблемы изучения и преподавания русской литературы XX в. (II пол.). Своеобразие и основные этапы исторического развития России в XX веке. Традиции и новаторство в литературном процессе периода. Русская литература в контексте мирового литературного процесса. Разъединение русской литературы после 1917 г.: русская советская литература – М. Горький, В. Маяковский, М. Шолохов и другие; русская литература, не признанная официально и в своё время в СССР не печатавшаяся – А. Ахматова, М. Булгаков, А. Платонов и другие; литература русского зарубежья – И. Бунин. В. Набоков, В. Ходасевич и другие.Основные тенденции в развитии литературного процесса. События первых дней революции в оценке А. Блока («Интеллигенция и революция»), М. Горького («Несвоевременные мысли»), В. Короленко (Письма А. Луначарскому), И. Бунина («Окаянные дни»), В. Маяковского, И. Шмелева и др. Размежевание писателей в отношении к революции и советской власти. Эмиграция и депортация русской интеллигенции. Активизация литературной жизни в начале 20-х годов. Появление новых писательских имен, новых литературно-художественных журналов: «Красная новь», «Печать и революция», «Молодая гвардия», «На посту», «Новый мир» и др. Противостояние литературных группировок. Споры о путях развития литературы. Особенности литературного процесса 20-х годов. Разнообразие жанрового репертуара новой литературы, оригинальность её стилевого облика –«рубленая проза», «сказ», новаторство в стихосложении. Проблема личности и массы как одна из центральных в литературе 20-х годов. Основные тенденции в развитии прозы 20-х годов, её проблемно-тематическое и жанрово-стилевое богатство. Документально-художественная проза о революции и гражданской войне: А. Серафимович «Железный поток», Д. Фурманов «Чапаев», «Мятеж». Романтический обобщенный образ народа и революции.Рассказы-очерки, рассказы-новеллы, циклы рассказов в прозе 20-х годов, их проблематика, художественное своеобразие. М. Горький «Рассказы 1922-1924 гг.». В. Шишков «Шутейные рассказы», циклы И. Бабеля «Конармия», «Одесские рассказы», М. Шолохова «Донские рассказы», «Лазоревая степь», рассказы А. Толстого «Гадюка», «Голубые города». Своеобразие конфликта и герой времени в повестях Ю. Лебединского «Неделя», Л. Сейфуллиной «Перегной», «Виринея», Вс. Иванова «Бронепоезд 1469», В. Зазубрина «Щепка» и др. Расширение жанрового и тематического репертуара. Особенности жанра социально-психологического романа в прозе 20-х годов. (В. Вересаев «В тупике», М. Булгаков «Белая гвардия», А. Фадеев «Разгром», Л. Леонов «Барсуки», «Вор» и др.).Исторические факты в прозе 20-х годов. Ю. Тынянов «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара», «Подпоручик Киже». О. Форш «Одеты камнем», А. Чапыгин «Разин Степан» и др.Романтические тенденции в прозе 20-х годов. А. Малышкин «Падение Даира», Б. Лавренев «Ветер», А. Веселый «Реки огненные». Развитие жанра антиутопии в прозе 20-х годов (Е. Замятин, А. Платонов).Многообразие сатирических жанров. Гротеск, ирония, сарказм, фантастика, юмор в рассказах М. Зощенко, Е. Замятина, повестях М. Булгакова, романах И. Ильфа и Е. Петрова.Советская романтическая поэзия 20-х годов (Н. Тихонов, М. Светлов, Э. Багрицкий). Художественные поиски в творчестве А. Ахматовой, Б. Пастернака, О. Мандельштама. Поэзия обэриутов. Ирония, пародия, гротеск, анекдот, эффект логической абсурдности в творчестве А. Введенского, Н. Олейникова, Д. Хармса.Драматургия революционных лет. Агиттеатр, его жанры. Героико-революционная драма ("Любовь Яровая" К. Тренева, "Разлом" Б. Лавренева, "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова).Литературный процесс 30-х годов. Пафос революционного преобразования действительности. Постановление ЦК ВКП(б) о роспуске Рапп и других литературных объединений. Первый съезд писателей. Социалистический реализм: политические и эстетические принципы. Репрессии 30-х годов и личные судьбы писателей.Литература СССР в годы Великой Отечественной войны. Постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград".
.
Философская проза 30-40-х годов. Философия человека и природы в прозе М. Пришвина (роман "Кащеева цепь", повесть о смысле жизни "Жень-шень"). Концепция мира и человека в прозе А. Платонова. Философские романы Л. Леонова ("Вор", "Дорога на Океан", "Русский лес").
. Концепция человека и истории в романах советских писателей ("Петр Первый" А. Толстого) и русского зарубежья (романы М. Алданова). Изображение жизни выдающихся революционеров и народных движений прошлого в трилогии О. Форш "Радищев", историческом повествовании В. Шишкова "Емельян Пугачев" и деятелей русской культуры в романах и повестях Б.Зайцева, В. Ходасевича, Н. Берберовой.
. "Кащеева цепь" М. Пришвина, романы Л. Леонова, "Мастер и Маргарита" М. Булгакова. Проза В. Набокова.
Психологическая повесть, ее жанрово-тематические разновидности. Повесть о детстве ("Детство Никиты" А. Толстого, "Детство Люверс" Б. Пастернака). Утверждение обыкновенной жизни и обыкновенного человека как эстетически ценной и исторически значимой (М. Пришвин, К. Паустовский, А. Платонов, И. Катаев). Самопознание в повестях М. Зощенко ("Возвращенная молодость", "Перед восходом солнца", "Повесть о разуме").
. Оптимистическая сатира И. Ильфа и Е. Петрова ("Двенадцать стульев", "Золотой теленок"). "Грустная сатира" А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко. Философская фантастика М. Булгакова. Сарказм А. Платонова ("Город Градов").
"Обобщенно-поэтизирующая" и конкретно-аналитическая тенденции в повестях и романах военных лет: "Народ бессмертен" В. Гроссмана, "Непокоренные" В. Горбатова, "Дни и ночи" К. Симонова, "Волоколамское шоссе" А. Бека, "Они сражались за Родину" М. Шолохова.Публицистика и очерки А. Толстого, И. Эренбурга, Л. Леонова, рассказы М. Шолохова, Н. Тихонова и др.Развитие гоголевской и толстовской традиций в послевоенных романах и повестях о войне ("Молодая гвардия" А. Фадеева, "Звезда" Э. Казакевича, "В окопах Сталинграда" В. Некрасова, "Спутники" В. Пановой). Их роль в развитии "военной прозы" конца 50-х – начала 60-х годов.

Трагические противоречия эпохи и их отражение в творчестве старших поэтов: А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой, Г. Иванова.Вхождение в советскую литературу нового поколения поэтов: Н. Заболоцкий, М.Исаковский, П.Васильев, Б.Корнилов, Я. Смеляков, А. Твардовский, А. Прокофьев, Н. Дементьев, Б. Ручьев.Подъем патриотической поэзии в годы Великой Отечественной войны. Разнообразие жанров: военные стихи А. Ахматовой и Б. Пастернака; лирика А. Суркова ("Декабрь под Москвой"), К. Симонова ("Война"), Д. Кедрина; поэмы А. Твардовского ("Василий Теркин" и "Дом у дороги"), П. Антокольского ("Сын"), М. Алигер ("Зоя"), Н. Тихонова ("Киров с нами"); развитие любовной лирики ("С тобой и без тебя" К. Симонова, "Строки любви" С. Щипачева, стихи М. Алигер, О. Берггольц и др.); массовая песня (М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, А. Сурков, А. Фатьянов, М. Светлов).Лирика "фронтового поколения" (С. Гудзенко, М. Дудин, М. Луконин, С. Наровчатов, С. Орлов), поэтов, погибших на войне (Н. Майоров, П. Коган, М. Кульчицкий, А. Лебедев, Г. Суворов). Исповедальный характер их творчества, верность правде военной действительности, стремление к масштабности поэтических обобщений.Развитие стихотворной сатиры (Д. Бедный, С. Маршак и др.). Жанровое разнообразие.Сложность и противоречивость развития советской поэзии послевоенных лет. Постановления ЦК ВКП(б) 40-х годов и догматическая критика произведений А. Ахматовой, М. Исаковского, Л. Мартынова и др.Поэзия русского зарубежья. Завершение творческого пути З. Гиппиус и В. Ходасевича. Значение вклада Г. Иванова для развития "новой" поэзии. Приход в литературу поэтов второй волны русской эмиграции. Творчество Д. Кленовского, И. Елагина и Н. Моршена.
.
Социально-философская драматургия М. Горького, Л. Леонова, А. Платонова.Философско-психологические пьесы М. Булгакова и пьесы-сказки Е. Шварца. Политическая актуальность. Поэтика. Значение художественных открытий Булгакова и Шварца для драматургии 80-90-х годов.Подъем драматургии в годы Великой Отечественной войны: "Русские люди" К. Симонова, "Нашествие" Л. Леонова, "Фронт" А. Корнейчука. Жанрово-стилевые особенности каждой из пьес.
А. Корнейчука ("Платон Кречет"), А. Арбузова ("Таня"), А. Крона ("Офицер флота"), В. Розова (первая редакция "Вечно живых").
"Золотая карета" Л. Леонова как явление социально-философской драмы.

Оцените статью
Добавить комментарий