3. Специальные виды международных транспортных операций — Терешина Н. П., Шобанов А. В. Транспортное обеспечение…

^ Рынок транспортных услуг (составной частью его является рынок экспедиторских услуг) с коммерческой точки зрения в настоящее время можно разделить на три уровня. На первом находятся покупатели (заказчики) транспортных услуг — грузоотправители, грузополучатели и грузовладельцы, на втором – экспедиторы, являющиеся посредниками в продаже транспортных услуг, но в то же время организующие и контролирующие полностью или частично логистическую цепь доставки грузов, на третьем — перевозчики (дороги, пароходства, авиакомпании, автотранспортные фирмы и т.д.) и предприятия транспортной инфраструктуры, осуществляющие погрузку, выгрузку, хранение, передачу на другие виды транспорта, ремонт подвижного состава и т.д. Также экспедиторы выполняют следующие функции: оформление заявок на грузовые перевозки по всем видам оперативного планирования и контроль за их удовлетворением, оформление необходимых транспортных, таможенных и других документов, контроль за подачей подвижного состава и ходом выполнения плановых объемов перевозок, оплата дополнительных транспортных или других услуг, слежение за транспортными и грузовыми единицами в процессе перевозки.Стратегия маркетинга предполагает неизбежность для экспедиторов предложения на транспортном рынке индивидуальных "пакетов" (комплексов) услуг с целью охвата как можно более широкого круга клиентуры. Необходима концентрация не на чистой конкуренции цен, а на конкуренции комплексов экспедиторских услуг, включая консультационные по нормативным транспортным документам, а также касающихся правового регулирования торговых сделок, взаимодействия с таможенными органами и другими субъектами, являющихся составными элементами логистических систем.Опыт функционирования экспедиторских компа­ний показал, что с экономико-организационной точки зрения грузовладельцу выгоднее иметь дело с экспеди­тором, занимающимся сбором и доставкой грузов до разных мест назначения, предлагающим единый тариф более низкий, чем у перевозчика, на всю перевозку в целом, и отвечающим за перевозимые грузы в течение всего процесса перевозки, чем с несколькими компаниями-перевозчиками, относящимися к разным видам транспорта и предоставляющими услуги на огра­ниченных маршрутах, входящих в сферу деятельности этих компаний. Соответственно экспедиторская компания, используя логистический подход, повышает экономическую эффектив­ность перевозки груза.Таким образом, с созданием логистической системы транспортно-экспедиционные фирмы берут на себя функции, которые предшествуют транспортировке или следуют за ней. Промышленные фирмы освобождаются от несвойственных им функций (упаковка, складирование, определение оптимального варианта транспортировки и т.п.). Экспедиторы выкупают груз у поставщиков, освобождая их тем самым от забот о распределении груза, и становятся своеобразными распределительными центрами. Такая технология обслуживания позволяет транспортно-экспедиционным фирмам и промышленным предприятиям работать в едином ритме, что помогает преодолеть сбои в производственном процессе из-за задержки доставки грузов.Экспедиторы вследствие различных причин (технической вооруженности, экономических условий, квалификации работников, характера взаимоотношений с перевозчиками или предприятиями транспортной инфраструктуры и других) оказывают услуги по-разному, образуя тем самым рынок экспедиторских услуг, являющийся составной частью рынка транспортных услуг, на котором заказчик в зависимости от перечисленных факторов имеет возможность выбрать наиболее устраивающего его исполнителя.При этом маркетинговыми исследованиями, связанными с поиском платежеспособных клиентов, занимаются сами экспедиторы, избавляя от связанных с этим забот соответствующие структуры перевозчиков.В функции экспедитора входит весь комплекс работ по подготовке товара к отправке: затаривание; упаковка; заключение договора с перевозчиком на транспортировку груза и планирование необходимых транспортных средств; оценка экономичности доставки груза до места назначения; выбор наиболее рациональных путей доставки и видов транспорта. Он несет ответственность за организацию грузовых работ, хотя и не ведет их сам, готовит необходимые транспортные и товаросопроводительные документы, осуществляет расчеты с перевозчиком; в отдельных случаях ведет контроль за продвижением товара до получателя.

Эти документы оформляют выполнение экспедитором различного рода операций по экспедированию, обработке грузов, складированию, организации перевозки, включая перегрузку товара, хранение и перетарку в пути, предоставление местных транспортных средств, проверку состояния упаковки и маркировки, оформление необходимых документов (транспортных, таможенных, страховых, складских) и т. д.Поручение экспедитору на выполнение определенных операций оформляется специальным документом, который называется по-разному: отгрузочное поручение, транспортное поручение или транспортная инструкция.
документ, который в зависимости от условий поставки выписывается грузоотправителем либо грузополучателем обычно на бланке транспортно-экспедиторской фирмы и содержит перечень поручаемых экспедитору операций и подробные инструкции по их выполнению. Это поручение имеет следующее содержание: наименование и адрес отправителя (указывается является ли он производителем или нет);
дата заказа (указывается как этот заказ был оформлен); точная дата поставки; вид упаковки или указание как упаковать; порядок оформления отгрузочных документов (коносамента, железнодорожной накладной, автонакладной или авианакладной); необходимости страхования товара и если да — размер страховой суммы; если грузополучатель открывает в пользу грузоотправителя аккредитив, то экспедитору к поручению прилагается копия аккредитива с указанием всех данных, необходимых для правильного выполнения отгрузки; условия поставки с указанием, какие расходы по доставке товара несет продавец и какие покупатель. Обычно к отгрузочному поручению прилагаются копии товарных счетов, импортной лицензии или валютного разрешения.
документ, который выдается экспедитору и содержит инструкции относительно мер, которые он должен принять для экспедирования указанных в нем товаров.
документ, который выдается экспедитором в стране-экспортере и извещает экспедитора в стране-импортере об экспедировании указанных в нем грузов.
документ, который выдается экспедитором и извещает экспортера о мерах, принятых во исполнение полученных инструкций.
счет, который выдается экспедитором, и в нем перечисляются оказанные услуги, их стоимость и выставляется требование их оплаты.
Экспедиторское свидетельство о транспортировке — это разработанный международным союзом экспедиторов (ФИАТА) оборотный документ, который выдается экспедитором для удостоверения того, что он берет на себя ответственность за транспортировку и доставку конкретной партии в соответствии с инструкциями грузоотправителя, указанными в данном документе, и что он принимает на себя ответственность за доставку груза держателю данного документа.

необоротный документ, который выдается экспедитором в подтверждение взятия на себя ответственности за конкретную партию груза при наличии безотзывных инструкций отправить ее указанному в документе получателю или хранить ее в его распоряжении.
является документом, который выдается грузоотправителем или его агентом перевозчику, оператору смешанных перевозок властям терминала или другому получателю. Он содержит информацию об экспортных грузах, представленных к отправке, и включает необходимые расписки и заявления об ответственности.
это документ, который выписывается экспедитором, выступающим в качестве управляющего складом. В нем подтверждается получение складируемого товара и указываются условия хранения товара на складе и его выдачи или содержится ссылка на эти условия. В документе содержатся подробные положения, касающиеся прав держателей документа, получивших его по передаточной надписи, передачи права собственности и т. д.
документ, который выдается портом, складом/депо или оператором терминала и который подтверждает получение на хранение перечисленных в нем товаров на указанных в данном документе условиях или условиях, на которые в нем делается ссылка (срок хранения, плата). Документ этот удостоверяет, что принятые на хранение товары занесены в складскую книгу и подлежат выдаче либо самому владельцу либо лицу, указанному в передаточной надписи.
— документ, который выдается владельцем склада грузовладельцу и удостоверяет принятие им груза на хранение. От складской квитанции отличается тем, что состоит из двух отдельных друг от друга частей: складского свидетельства и складского варранта — документа о получении груза, который выдается управляющим складом лицу, поместившему товары на склад, с указанием наименования складированных товаров. Он используется в качестве залогового свидетельства.
Варрант может быть использован для оформления получения ссуды в банке под залог товаров, помещенных на складе. Тогда на варранте делается отметка о размере выданной суммы, сроке возврата ссуды, а также передаточная надпись на имя кредитора. При возврате ссуды варрант передается держателю складского свидетельства. Чтобы получить от складского предприятия товар необходимо предъявить два документа: варрант (залоговое свидетельство) и складское свидетельство. Варрант является товарораспорядительным документом, с его передачей переходит право собственности на товар. Варрант широко используется в проводимых на международных товарных биржах операциях.
документ, который выдается стороной, имеющей право давать распоряжения о выдаче указанных в нем товаров названному грузополучателю и передается хранителю товаров.
документ, который выдает организация, занимающаяся обработкой грузов (портовые власти, оператор терминала) для перевозки или другой обработки грузов, за которые они несут ответственность.
документ, дающий право на вывоз указанных в нем товаров с охраняемой территории порта или конечного пункта.
Документы на портовые сборы — это документы, в которых указывается стоимость оказанных услуг, хранения и обработки грузов, плата за простой судна и другие сборы с владельца указанных в них товаров.

Оцените статью
Добавить комментарий