3.1.4 Мероприятие 4. Совершенствование процедуры формирования и реализации муниципальных долгосрочных целевых программ

3.1.4 Мероприятие 4. Совершенствование процедуры формирования и реализации муниципальных долгосрочных целевых программ
Правовое регулирование разработки и реализации муниципальных долгосрочных целевых программ на территории района осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 72, 179 в редакции Федерального Закона № 63-ФЗ от 26.04.2007), Решением Собрания представителей района от 26.03.2008 № 2-18 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Ефремовский район» (статья 31) и подлежащими разработке и принятию в соответствии с кодексом муниципальными правовыми актами. Так, в соответствии с п.1 ст.179 Бюджетного кодекса РФ «долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, должны утверждаться местной администрацией муниципального образования». Сроки реализации таких программ, порядок принятия решений о разработке и их формировании и реализации устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования. П.3. ст. 179 также устанавливает, «что по каждой долгосрочной муниципальной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются местной администрацией муниципального образования». По результатам указанной оценки местной администрацией не позднее, чем за один месяц до дня внесения проекта решения о бюджете в представительный орган может быть принято решение о сокращении бюджетных ассигнований на реализацию программы, начиная с очередного финансового года, или о досрочном прекращении ее реализации. В соответствии с Решением Собрания представителей района от 25.09.2008 № 9-106 в районе принята долгосрочная целевая программа «Строительство физкультурно – оздоровительного комплекса в городе Ефремов на 2008 – 2010 годы». Данный муниципальный правовой акт принят на основании федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы» (приказ Росспорта от 10.04.2006 № 0185) и Областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Тульской области на 2008 – 2010 годы». Таким образом, на уровне района должен быть разработан и принят основной массив муниципальных правовых актов, регламентирующих процедурные особенности формирования и реализации муниципальных долгосрочных целевых программ, в то время как Бюджетный кодекс РФ определяет лишь базовые правовые положения в соответствующей сфере. Кроме того, для повышения результативности управления бюджетными ресурсами сложившаяся система управления требует модернизации как в части системы показателей социально-экономического развития (необходимо дополнить ее показателями результативности исполнения администрацией полномочий), так и в части использования программно-целевого метода управления (необходимо увязать цели, задачи и мероприятия программ не только с финансовыми ресурсами, но и с результатами реализации программ, поскольку при недофинансировании программы нет четкого ответа, как изменятся ожидаемые результаты).Исходный уровень управления финансами района по данному мероприятию соответствует нулевому базовому уровню управления муниципальными финансами.

Реализация работ по совершенствованию процедуры формирования и реализации муниципальных долгосрочных целевых программ будет проведена в два этапа.На первом этапе будет проведена инвентаризация целей и задач, утвержденных в составе программных документов социально-экономического развития района на средне- и долгосрочную перспективу, и их отражение в действующих муниципальных долгосрочных целевых программах.С учетом результатов инвентаризации будут формализованы требования к стратегическим целям и тактическим задачам развития района, индикаторам оценки уровня развития района и их целевым значениям, к индикаторам оценки уровня результативности и к количественным и качественным показателям результативности муниципальных долгосрочных целевых программ.Следующим шагом станет формирование порядка разработки, реализации и мониторинга реализации муниципальной долгосрочной целевой программы, критериев оценки эффективности концепции, структуры, содержания, порядка подготовки, а также процедур изменения (корректировки) или досрочного прекращения муниципальной долгосрочной целевой программы по результатам ее реализации.Создание системы разработки и утверждения муниципальных долгосрочных целевых программ потребует принятия пакета документов, регулирующих вопросы требований к стратегическим целям и тактическим задачам, к мероприятиям, а также к составу и порядку формирования показателей непосредственных и конечных результатов реализации программы. Кроме того, будет разработан порядок оценки соответствия фактических результатов, достигнутых в рамках реализации муниципальных долгосрочных целевых программ, запланированным значениям.Особенность формируемых долгосрочных программных продуктов состоит в том, что при определении показателей их выполнения необходимо установить четкую взаимосвязь планируемых действий и мероприятий с показателями программы социально-экономического развития, а также с финансовыми ресурсами, выделяемыми на их реализацию. Таким образом, стратегические цели и тактические задачи, индикаторы оценки уровня результативности, количественные и качественные показатели результативности, показатели непосредственных и конечных результатов реализации мероприятий муниципальных долгосрочных целевых программ, должны соответствовать стратегическим целям и тактическим задачам, а также индикаторам оценки уровня развития района, установленным программой социально-экономического развития района во взаимоувязке с показателями Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».Немаловажной особенностью первого этапа станет разработка порядка заключения муниципальных контрактов (договоров, соглашений) на весь срок действия муниципальных долгосрочных целевых программ.По итогам реализации работ первого этапа по данному мероприятию планируется достичь третьего базового уровня управления муниципальными финансами.Второй этап данного мероприятия будет полностью посвящен разработке муниципальных долгосрочных целевых программ, а также мониторингу реализации действующих муниципальных целевых программ.Важным шагом второго этапа станет публикация в СМИ района и сети Интернет муниципальных долгосрочных целевых программ, а также отчетов о ходе и результатах их реализации.Полный перечень видов работ по совершенствованию процедуры формирования и реализации муниципальных долгосрочных целевых программ района с указанием формы и предельного срока реализации приведен в Таблице 3.4.

процедуры формирования и реализации муниципальных долгосрочных
целевых программ
№п/п
Наименование вида работ
Формареализации
Предельный срок реализации
I ЭТАП
1
Инвентаризация целей и задач, утвержденных в составе программных документов социально-экономического развития района на средне- и долгосрочную перспективу, и их отражение в действующих муниципальных долгосрочных целевых программах
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2009
2
Формализация и утверждение требований к стратегическим целям и тактическим задачам развития района, индикаторам оценки уровня развития района и их целевым значениям
Правовой акт Собрания представителей района
30.06.2009
3
Разработка и утверждение условий формирования и критериев оценки эффективности концепции долгосрочной муниципальной целевой программы
Правовой акт Собрания представителей района
30.06.2009
4
Разработка и утверждение порядка разработки, реализации и мониторинга реализации муниципальных долгосрочных целевых программ, а также процедур изменения (корректировки) или досрочного прекращения муниципальных долгосрочных целевых программ по результатам их реализации
Правовой акт главы района
30.06.2009
5
Разработка и утверждение требований к стратегическим целям, тактическим задачам, мероприятиям, составу и порядку формирования показателей непосредственных и конечных результатов реализации муниципальной долгосрочной целевой программы
Правовой акт главы района
30.06.2009
6
Формализация требований к индикаторам оценки уровня результативности, а также к количественным и качественным показателям результативности муниципальных долгосрочных целевых программ
Правовой акт главы района
30.06.2009
7
Проведение оценки всех действующих муниципальных долгосрочных целевых программ на предмет наличия в них показателей непосредственных и конечных результатов, а также проведение анализа соответствия данных показателей установленным требованиям
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2009
8
Разработка и утверждение механизмов перевода действующих ведомственных целевых программ в муниципальные долгосрочные целевые программы и действующих муниципальных долгосрочных целевых программ в ведомственные целевые программы
Правовой акт главы района
30.06.2009
9
Разработка и утверждение порядка оценки соответствия фактических результатов, достигнутых в рамках реализации муниципальных долгосрочных целевых программ, запланированным значениям
Правовой акт Собрания представителей района
30.06.2009
10
Разработка и утверждение перечня стратегических целей и тактических задач развития района, перечня индикаторов оценки уровня развития района и их целевых значений во взаимоувязке с показателями, установленными Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»
Правовой акт главы района
30.06.2009
11
Разработка и утверждение перечня стратегических целей и тактических задач муниципальных долгосрочных целевых программ, перечня и целевых значений индикаторов оценки уровня их результативности, перечня и значений количественных и качественных показателей результативности муниципальных долгосрочных целевых программ, перечня и значений показателей непосредственных и конечных результатов реализации мероприятий муниципальных долгосрочных целевых программ
Правовой акт главы района
30.06.2009
12
Разработка и утверждение порядка заключения муниципальных контрактов (договоров, соглашений) на весь срок действия муниципальных долгосрочных целевых программ
Правовой акт главы района
30.06.2009
II ЭТАП
13
Разработка и утверждение муниципальных долгосрочных целевых программ
Правовой акт главы района
30.06.2010
14
Публикация в СМИ района и сети Интернет муниципальных долгосрочных целевых программ
Отчет о публикации
30.06.2010
15
Анализ соответствия значений показателей, достигнутых в ходе реализации муниципальных долгосрочных целевых программ в 2009 году, запланированным значениям
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
16
Разработка и утверждение состава и формы публикации в СМИ района и сети Интернет отчетов о ходе и результатах реализации муниципальных долгосрочных целевых программ
Правовой акт главы района
30.06.2010
17
Публикации в СМИ района и сети Интернет отчетов о ходе и результатах реализации муниципальных долгосрочных целевых программ за 2009 год
Отчет о публикации
30.06.2010
18
Оценка за 5 месяцев 2010 года уровня расходов бюджета района (без учета субвенций из бюджета Тульской области и расходов на обслуживание долга), приходящегося на финансирование муниципальных контрактов, заключенных на весь срок выполнения муниципальных долгосрочных целевых программ
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
19
Анализ применения формализованных требований к стратегическим целям и тактическим задачам развития района, индикаторам оценки уровня развития района и их целевым значениям
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
20
Анализ применения условий формирования и критериев оценки эффективности концепции муниципальной долгосрочной целевой программы
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
21
Анализ применения утвержденных порядка разработки, реализации и мониторинга реализации муниципальных долгосрочных целевых программ, а также процедур изменения (корректировки) или досрочного прекращения муниципальных долгосрочных целевых программ по результатам их реализации
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
22
Анализ применения требований к стратегическим целям, тактическим задачам, мероприятиям, составу и порядку формирования показателей непосредственных и конечных результатов реализации долгосрочной муниципальной целевой программы
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
23
Анализ применения формализованных требований к индикаторам оценки уровня результативности муниципальных долгосрочных целевых программ
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
24
Анализ применения механизмов перевода действующих ведомственных целевых программ в муниципальные долгосрочные целевые программы и действующих муниципальных долгосрочных целевых программ в ведомственные целевые программы
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
25
Анализ применения порядка оценки соответствия фактических результатов, достигнутых в рамках реализации муниципальных долгосрочных целевых программ, запланированным значениям
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
26
Анализ применения порядка заключения муниципальных контрактов (договоров, соглашений) на весь срок действия муниципальных долгосрочных целевых программ
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
27
Анализ применения состава и формы публикации в СМИ района и сети Интернет отчетов о ходе и результатах реализации муниципальных долгосрочных целевых программ
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010

По итогам реализации мероприятия Программы реформирования финансов района будет создана правовая база по формированию долгосрочных целевых программ, содержащая:- формализованные требования к стратегическим целям и тактическим задачам развития района, индикаторам оценки уровня развития района и их целевым значениям;- условия формирования и критериев оценки эффективности концепции долгосрочной муниципальной целевой программы;- порядок разработки, реализации и мониторинга реализации муниципальных долгосрочных целевых программ, а также процедуры изменения (корректировки) или досрочного прекращения муниципальных долгосрочных целевых программ по результатам их реализации;- требования к стратегическим целям, тактическим задачам, мероприятиям, составу и порядку формирования показателей непосредственных и конечных результатов реализации муниципальной долгосрочной целевой программы;- формализованные требования к индикаторам оценки уровня результативности, а также к количественным и качественным показателям результативности муниципальных долгосрочных целевых программ;- механизмы перевода действующих ведомственных целевых программ в муниципальные долгосрочные целевые программы и действующих муниципальных долгосрочных целевых программ в ведомственные целевые программы;- порядок оценки соответствия фактических результатов, достигнутых в рамках реализации муниципальных долгосрочных целевых программ, запланированным значениям;- перечень стратегических целей и тактических задач развития района, перечень индикаторов оценки уровня развития района и их целевые значения во взаимоувязке с показателями, установленными Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»;- перечень стратегических целей и тактических задач муниципальных долгосрочных целевых программ, перечень и целевые значения индикаторов оценки уровня результативности, перечень и значения количественных и качественных показателей результативности муниципальных долгосрочных целевых программ; перечень и значения показателей непосредственных и конечных результатов реализации мероприятий муниципальных долгосрочных целевых программ;- порядок заключения муниципальных контрактов (договоров, соглашений) на весь срок действия муниципальных долгосрочных целевых программ;- муниципальные долгосрочные целевые программы;- состав и форму публикации в СМИ района и сети Интернет отчетов о ходе и результатах реализации муниципальных долгосрочных целевых программ.Это позволит создать в районе систему формирования муниципальных долгосрочных целевых программ и разработать концепцию перехода администрации района на более высокий уровень управления муниципальными финансами.Конструктивный подход к реализации данного мероприятия предоставит району возможность достижения пятого базового уровня управления муниципальными финансами, при котором в текущем финансовом году не менее 40% расходов бюджета района (без учета субвенций из бюджета Тульской области и расходов на обслуживание муниципального долга), предусмотренных на финансирование всех муниципальных контрактов, будет приходиться на финансирование муниципальных контрактов, заключенных на весь срок выполнения муниципальных долгосрочных целевых программ.

В качестве альтернативы переходу к разработке и реализации муниципальных долгосрочных целевых программ района выступает использование ведомственных целевых программ. В то же время ведомственные целевые программы ориентированы на узко отраслевой подход, решение программно-целевым методом проблем конкретных субъектов бюджетного планирования. Муниципальные долгосрочные целевые программы ориентированы же на решение проблем комплексного, межотраслевого характера, стоящих перед администрацией района. Инструментарий долгосрочного целевого планирования позволяет решать стратегические задачи социально-экономического развития муниципалитета, рассчитанные на длительный период времени и требующие совместного участия, как правило, нескольких отраслей муниципального управления в реализации программных мероприятий.Таким образом, альтернативность принимаемых в рамках настоящего блока мероприятий решений будет выражаться в большей или меньшей степени детализации разрабатываемых муниципальных правовых актов администрации района и планируемых результатов, различной степени сложности и детализации предлагаемых алгоритмов, то есть в способах реализации конкретных мероприятий.

В процессе реализации мероприятий по совершенствованию процедуры формирования и реализации муниципальных долгосрочных целевых программ наиболее вероятно влияние группы экономических рисков (риск изменения конъюнктуры рынка, курсовой риск, технологический риск), которые предполагают изменение макроэкономической ситуации в стране в целом, параметров развития Тульской области и на территории района в частности, что может повлечь изменение долгосрочных приоритетов социально-экономического развития района. Данные изменения могут осуществляться вразрез с целями и задачами стратегического характера, предусмотренными в рамках действующих и планируемых к принятию муниципальных долгосрочных целевых программ.Кроме того, необходимо учесть риск неадекватного согласования на долгосрочном горизонте планирования общих бюджетных параметров и параметров муниципальных долгосрочных целевых программ.

Оцените статью
Добавить комментарий