3.2 Направление В. Определение оптимального состава имущественного комплекса, необходимого для реализации полномочий органов местного самоуправления

3.2 Направление В. Определение оптимального состава имущественного комплекса, необходимого для реализации полномочий органов местного самоуправления.В соответствии с базовыми мероприятиями реформирования муниципальных финансов, установленных в Приложении № 3 постановления администрации Тульской области от 01.09.2008 № 500 «О проведении в 2008 году конкурсного отбора муниципальных районов (городских округов) Тульской области для предоставления субсидий по реформированию муниципальных финансов», для определения оптимального состава имущественного комплекса, необходимого для реализации полномочий органов местного самоуправления, следует реализовать следующие мероприятия:1. Передача функций оказания (выполнения) муниципальных услуг (работ) автономным учреждениям;2. Оптимизация планирования и мониторинг размещения средств бюджета района в объекты муниципальной собственности, не включенные в муниципальные долгосрочные целевые программы;3. Повышение эффективности управления собственностью района;4. Реформирование транспортного обслуживания района;5. Повышение прозрачности и доступности сведений об объектах муниципальной собственности района.

Анализ исходного состоянияВ настоящее время бюджетные учреждения жестко ограничены в праве самостоятельного распоряжения бюджетными средствами. Основы данного ограничения определены на федеральном уровне Бюджетным кодексом Российской Федерации и подзаконными нормативными актами.Ограничение бюджетных учреждений в самостоятельности по распоряжению бюджетными средствами связано, прежде всего, с жестким постатейным планированием бюджетных расходов, необходимым для контроля над целевым использованием бюджетных средств. Таким образом, для перераспределения бюджетных ассигнований между основными статьями классификации расходов, бюджетное учреждение вынуждено пройти через систему обязательного согласования с главным распорядителем бюджетных средств. При этом на реализацию перераспределения затрачивается время, которое бюджетное учреждение могло использовать с большей эффективностью (с меньшими альтернативными издержками), если бы оно обладало самостоятельностью в распоряжении бюджетными средствами.Проводимые реформы финансов района, направленные на повышение эффективности муниципального управления финансами, предполагают осуществление серьезных изменений в структуре бюджетного сектора. В этой связи основными направлениями реформирования в данной сфере являются:- оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств;- уточнение правового статуса и преобразование бюджетных учреждений;- переход к новым формам финансового обеспечения оказания (выполнения) муниципальных услуг (работ).Реструктуризация бюджетного сектора района рассматривается в качестве одного из мероприятий повышения эффективности бюджетных расходов. Для практического осуществления данного мероприятия необходимо проведение функционального и количественного анализа бюджетной сети района, заключающегося в обследовании деятельности бюджетных учреждений путем сравнения фактически достигнутых показателей деятельности учреждений, осуществляющих функции в сферах, относящихся к вопросам местного значения, оценки обеспеченности потребителей соответствующими муниципальными услугами, анализа материально-технической базы конкретных бюджетных учреждений, а также обеспеченности финансированием за счет внебюджетных источников. В настоящий момент сеть бюджетных учреждений района составляет более 170 учреждений, из них значительную долю занимают учреждения, предоставляющие услуги в сфере образования и культуры.
Здравоохранение: Общее количество муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения составляет 8. Основным источником финансирования здравоохранения района является бюджет района. Финансирование отрасли составляет около 70% от потребности. Объем доходов от оказания платных услуг составляет 5-6% от объема финансирования. Кроме того, отрасль дополнительно финансируется из средств обязательного медицинского страхования. Объем финансирования составляет в общей сумме около 60%.
Однако данная отрасль имеет наибольшее количество сдерживающих факторов по реализации работ, направленных на реорганизацию существующей сети бюджетных учреждений. В первую очередь, это обусловлено многоканальным финансированием отрасли, а также проблемами юридического характера, а именно — требованиями Федерального закона № 136-ФЗ «Об автономных учреждениях», устанавливающими запрет на преобразование муниципальных учреждений здравоохранения в форму автономных. Таким образом, реорганизация сети муниципальных учреждений здравоохранения возможна исключительно посредством ликвидации существующих бюджетных учреждений и создания новых автономных учреждений.
Образование: Комитету по образованию района подведомственно 94 образовательных учреждений, в том числе: начальные школы – 11 учреждений, дошкольные учреждения – 29, учреждения общего образования – 35, учреждения дополнительного образования – 4, Психолого-педагогическая муниципальная служба – центр «Доверие», дом работников просвещения, детский оздоровительный лагерь «Ласточка».
Кроме того, сфера образования района представлена Вечерним отделением МОУ СОШ№6, ГОУ «СКИШ-VIII вида» и ГОУ «СКОУ – начальная школа – детский сад III – IV видов».Финансирование деятельности учреждений сферы образования района осуществляется из трех источников: бюджет Тульской области, бюджет района и внебюджетные средства. Объем финансового обеспечения образовательных учреждений района составляет в среднем за 3 года около 90% потребности. Объем доходов из внебюджетных источников в среднем за три года не превышает 1,5 — 2%. В то же время объем финансовых средств, полученных учреждениями дополнительного образования от предпринимательской деятельности, достигает уровня в 90%.
Культура: Сфера культуры представлена на территории района сельскими клубами и домами культуры (36 учреждений), системой библиотек (40 учреждений) и двумя музеями. Анализ сводных данных по отрасли позволяет говорить о низком уровне доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, средняя величина которых за последние три года составляет 4,5%.
Основной целью реализации работ в рамках данного блока является проведение мероприятий, направленных на сокращение количества бюджетных учреждений, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы), и при этом обладающих возможностью самостоятельного обеспечения своей деятельности. В целом можно отметить, что наибольшие перспективы для реализации мероприятий по реорганизации сети бюджетных учреждений возможны для сферы дополнительного образования. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что финансирование данных учреждений осуществляется преимущественно за счет внебюджетных источников. Исходный уровень управления финансами района по данному мероприятию соответствует нулевому базовому уровню управления муниципальными финансами.

Реализация работ по передаче функций оказания (выполнения) муниципальных услуг (работ) автономным учреждениям будет проведена в два этапа. Работы по данному мероприятию будут проходить в отношении субъектов бюджетного планирования района. На первом этапе будет проведена формализация требований к показателям оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений района, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы). Это позволит сформировать подходы к выстраиванию в районе системы оценки их деятельности. Следующим шагом будет разработка количественных и качественных показателей и индикаторов оценки уровня эффективности деятельности бюджетных учреждений, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы), и их значений.Принятие решения о необходимости изменения типа бюджетного учреждения, оказывающего (выполняющего) муниципальные услуги (работы), должно проходить только после проведения оценки эффективности его деятельности. Для этих целей будет разработана соответствующая методика. Сама процедура учреждения автономного учреждения будет основываться на требованиях Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Поэтому предстоит разработать: — порядок подготовки предложений о создании автономного учреждения; — положение об условиях и порядке формирования задания учредителя и финансового обеспечения его выполнения;- порядок осуществления функций и полномочий учредителя автономного учреждения;- состав и форму определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений.Для выявления бюджетных учреждений, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы), которые следовало бы перевести в разряд автономных учреждений, будет проведена оценка их деятельности за три последних отчетных финансовых года, в том числе инвентаризация оказываемых (выполняемых) ими муниципальных услуг (работ) и объемов их бюджетного финансирования. По итогам проведенной комплексной оценки будет сформирован план и порядок создания автономных учреждений, а также перечень муниципальных услуг (работ) (в сфере образования, здравоохранения и культуры), оказание (выполнение) которых может ими осуществляться. По итогам реализации работ первого этапа по данному мероприятию планируется достичь третьего базового уровня управления муниципальными финансами.На втором этапе основные работы пройдут в сфере мониторинга оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы), и объемов их бюджетного финансирования (в том числе в разрезе муниципальных услуг (работ)).Кроме того, будет разработано муниципальное задание (задание учредителя) одному из зарегистрированных муниципальных автономных учреждений на очередной финансовый год и плановый период, а также утверждено финансовое обеспечение его выполнения.Следующим шагом станет публикация в СМИ района и сети Интернет планируемых и фактических результатов создания автономных учреждений путем изменения типа существующих бюджетных учреждений района.
Полный перечень видов работ по передаче функций оказания (выполнения) муниципальных услуг (работ) муниципальным автономным учреждениям района с указанием формы и предельного срока реализации приведен в Таблице 3.5.
Таблица 3.5
План работ по передаче функций оказания (выполнения) муниципальных услуг (работ) муниципальным автономным учреждениям района
№п/п
Наименование вида работ
Форма реализации
Предельный срок реализации
I ЭТАП
1
Формализация требований к показателям оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений района, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы)
Правовой акт Собрания представителей района
30.06.2009
2
Разработка и утверждение перечня количественных и качественных показателей и индикаторов оценки уровня эффективности деятельности бюджетных учреждений района, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы), и их значений
Правовой акт Собрания представителей района
30.06.2009
3
Разработка и утверждение методических рекомендаций по оценке эффективности (в том числе критериев оценки необходимости создания автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений района) и мониторингу оценки деятельности бюджетных учреждений района, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы)
Правовой акт главы района
30.06.2009
4
Разработка и утверждение порядка подготовки предложений о создании муниципальных автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений района, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы)
Правовой акт главы района
30.06.2009
5
Разработка и утверждение порядка осуществления органами местного самоуправления района функций и полномочий учредителя муниципального автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности района
Правовой акт главы района
30.06.2009
6
Разработка и утверждение положения об условиях, порядке формирования и финансовом обеспечении выполнения задания учредителя муниципального автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности района
Правовой акт главы района
30.06.2009
7
Разработка и утверждение состава и формы определения видов особо ценного движимого имущества муниципальных автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности района
Правовой акт главы района
30.06.2009
8
Проведение оценки деятельности существующих муниципальных бюджетных учреждений, в том числе инвентаризации оказываемых (выполняемых) муниципальных услуг (работ), и объемов их финансирования из бюджета района за 2006 – 2008 годы (в том числе в разрезе муниципальных услуг (работ))
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2009
9
Проведение оценки возможности создания муниципальных автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений района, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы), по результатам их деятельности
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2009
10
Проведение комплексной оценки муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными бюджетными учреждениями в сфере образования, здравоохранения и культуры на предмет возможности их оказания муниципальными автономными учреждениями
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2009
11
Разработка и утверждение плана и порядка создания муниципальных автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений района
Правовой акт главы района
30.06.2009
12
Разработка и утверждение перечня муниципальных услуг (работ) (в сфере образования, здравоохранения и культуры), оказание (выполнение) которых может осуществляться муниципальными автономными учреждениями
Правовой акт главы района
30.06.2009
II ЭТАП
13
Разработка и утверждение состава и формы публикации в СМИ района и сети Интернет планируемых и фактических результатов создания муниципальных автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений района, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы)
Правовой акт главы района
30.06.2010
14
Проведение в 2009 году мониторинга оценки эффективности деятельности существующих муниципальных бюджетных учреждений района, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы)
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
15
Проведение оценки деятельности существующих муниципальных бюджетных учреждений района, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы), и объемов их финансирования из бюджета района за 2009 год (в том числе в разрезе муниципальных услуг (работ))
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
16
Проведение комплексной оценки возможности создания муниципальных автономных учреждений путем изменения типа существующих бюджетных учреждений, подведомственных субъектам бюджетного планирования района, по результатам их деятельности за 2009 год
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
17
Публикация в СМИ района и сети Интернет планируемых и фактических результатов создания муниципальных автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений района
Отчет о публикации
30.06.2010
18
Разработка и утверждение муниципального задания муниципальным автономным учреждениям на 2010 год и плановый период 2011 – 2012 годы и его финансового обеспечения выполнения
Правовой акт главы района
30.06.2010
19
Проведение в 1 полугодии 2010 года мониторинга оценки эффективности деятельности существующих муниципальных бюджетных учреждений района, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы)
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
20
Оценка доли расходов бюджета района за 5 месяцев 2010 года, направленных на финансирование муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными автономными учреждениями, в составе расходов бюджета района на 2010 год и плановый период 2011 – 2012 годы, предусмотренных на финансирование муниципальных услуг (работ)
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
21
Анализ применения формализованных требований к показателям оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений района
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
22
Анализ применения методических рекомендаций по оценке эффективности (в том числе критериев оценки необходимости создания автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений района) и мониторингу оценки деятельности бюджетных учреждений района, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы)
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
23
Анализ применения порядка подготовки предложений о создании муниципальных автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений района
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
24
Анализ применения положения об условиях и порядке формирования и финансового обеспечения выполнения задания учредителя муниципального автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности района
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
25
Анализ применения порядка осуществления органами местного самоуправления района функций и полномочий учредителя муниципального автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности района
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010
26
Анализ применения состава и формы публикации в СМИ района и сети Интернет планируемых и фактических результатов создания муниципальных автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений района, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы)
Аналитическая записка с табличными материалами
30.06.2010

По итогам реализации работ по передаче функций оказания (выполнения) муниципальных услуг (работ) автономным учреждениям будет сформирована муниципальная правовая база, содержащая:
— формализованные требования к показателям оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений района, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы);- перечень количественных и качественных показателей и индикаторов оценки уровня эффективности деятельности бюджетных учреждений района, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы), и их значения;- методические рекомендации по оценке эффективности (в том числе критерии оценки необходимости создания автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений района) и мониторингу оценки деятельности бюджетных учреждений района, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы);- порядок подготовки предложений о создании муниципальных автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений района, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы);- порядок осуществления органами местного самоуправления района функций и полномочий учредителя муниципального автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности района;- положение об условиях, порядке формирования и финансовом обеспечении выполнения задания учредителя муниципального автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в собственности района;- состав и форму определения видов особо ценного движимого имущества муниципальных автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности района;- план и порядок создания муниципальных автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений района;- перечень муниципальных услуг (работ) (в сфере образования, здравоохранения и культуры), оказание (выполнение) которых может осуществляться муниципальными автономными учреждениями;- состав и форму публикации в СМИ района и сети Интернет планируемых и фактических результатов создания муниципальных автономных учреждений путем изменения типа существующих муниципальных бюджетных учреждений района, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы);- муниципальное задание муниципальным автономным учреждениям на 2010 год и плановый период 2011 – 2012 годы и его финансовое обеспечение выполнения.Это позволит создать в районе систему по передаче функций оказания (выполнения) муниципальных услуг (работ) автономным учреждениям и разработать концепцию перехода структурных подразделений администрации района и подведомственных им бюджетных учреждений, оказывающих (выполняющих) муниципальные услуги (работы), на более высокий уровень управления финансами района.Конструктивный подход к реализации данного мероприятия предоставит району возможность достижения пятого базового уровня управления муниципальными финансами, при котором в текущем финансовом году доля расходов бюджета района на финансирование муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) автономными учреждениями, будет составлять не менее 35% всех расходов бюджета района на финансирование муниципальных услуг (работ).

Поскольку передача функций оказания (выполнения) муниципальных услуг (работ) муниципальным автономным учреждениям является принципиально новым и в полной мере соответствует основным принципам и направлениям концепции реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации, альтернативы реализации мероприятия не сегодняшний день не существует.Альтернативность принимаемых в рамках настоящего блока мероприятий решений будет выражаться в большей или меньшей степени детализации разрабатываемых муниципальных правовых актов и планируемых результатов, различной степени сложности и детализации предлагаемых алгоритмов, то есть в способах реализации конкретных мероприятий.

Основным риском реализации данного мероприятия может стать необходимость привлечения дополнительных ресурсов для осуществления контроля над исполнением муниципального задания автономными учреждениями.

Оцените статью
Добавить комментарий