37. Ответственность в предпринимательских отношениях — 1. Предмет, метод и принципы пп

37. Ответственность в предпринимательских отношениях

1) оперативные санкции (влекут неблагоприятные последствия, но не затрагивают имущественную базу ведения ПрД);
2) меры имущественной ответственности;
3) личная предпринимательская ответственность (влияет на правоспособность лиц);
4) иные санкции (меры защиты).
Санкции – любые неблагоприятные последствия, наступающие в случае нарушения требований, предъявляемых к предпринимателям государством, а также на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами договорных обязательств.
– вид санкции, заключающийся в лишении правонарушителя имущества (изъятии его в пользу кредитора в обязательстве, в пользу государства в хозяйственно-управленческих отношениях), а также в прекращении или ограничении права на осуществление ПрД либо временном запрете деятельности, принудительной реорганизации либо ликвидации хозяйствующего субъекта.
Меры ответственности применяются, как правило, в судебном порядке либо компетентными органами государственной власти с возможным последующим обжалованием принятого решения в суд (оперативные санкции применяет сама сторона в правоотношении (используются в оперативно-хозяйственных обязательствах)).
Санкция в договорном обязательстве – любое неблагоприятное последствие, наступающее для стороны в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ею договора.
Ответственность – вид санкции, носящая имущественный характер (сторона, нарушившая принятое по договору обязательство, обязана по требованию другой стороны возместить ей убытки, уплатить неустойку).
Виды санкций:
1) По основаниям возникновения права применять санкции (предусмотренные законом и (или) договором; в договорных обязательствах применяются обе разновидности санкций; в хозяйственно-управленческих – только первые).
2) По содержанию и направленности:
а) Восстановительные (способствуют восстановлению положения, существовавшего до нарушения права, устранению последствий нарушения, оценке предмета исполнения в соответствии с его реальными потребительскими свойствами).
б) Обеспечительные (способствуют реальному исполнению обязанности перед государством, обязательства должника перед кредитором).
в) Пресекательные (применяются по факту совершенного правонарушения, когда необходимо прекратить (пресечь) продолжение противоправной деятельности и предотвратить ее вредные последствия).
Виды ответственности:
1) Личная предпринимательская (воздействует на личность правонарушителя).
2) Имущественная (воздействует на имущественную сферу).

претепрпевание последствий в виде ограничения правоспособности (принудительное прекращение деятельности, реорганизация);
дисквалификация (лишение права по управлению ю/л, в том числе в качестве арбитражного управляющего; устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет);
лишение права заниматься определенной деятельностью (на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного наказания и на срок от 6 месяцев до 3 лет в качестве дополнительного наказания (пример – такая мера применяется к аудиторам, превысившим полномочия));
приостановление действия лицензии органом власти, выдавшим ее (на срок до 6 месяцев);
административное приостановление деятельности (ю/л, ИП) в целом, отдельных видов, участков, объектов деятельности (по решению суда на срок до 90 дней).
Меры имущественной ответственности широко применяются в хозяйственно-управленческих отношениях (по вертикали) и в оперативно-хозяйственных отношениях (по горизонтали).
Предпринимательская имущественная ответственность перед государством наступает за нарушение обязательных требований, установленных законом (носит характер имущественного воздействия на правонарушителя; в результате ее применения уменьшается размер имущества, принадлежащего предпринимателю).
Убытки – денежное выражение имущественного вреда, причиненного должником кредитору вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательства:
1) реальный ущерб (расходы, которые кредитор, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, денежная оценка утраченного или поврежденного должником имущества);
2) упущенная выгода (неполученные доходы, которые кредитор получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено должником; при ее определении учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления).
Неустойка (штраф, пеня) – определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (взыскивается с должника независимо от того, возникли ли у кредитора убытки из-за действий должника).

1) если неустойка предусмотрена в договоре, то она является зачетной (убытки взыскиваются в части, не покрытой неустойкой);
2) законом или договором могут быть предусмотрены случаи:
а) когда допускается только взыскание неустойки, но не убытков (исключительная неустойка);
б) когда убытки могут быть взысканы сверх неустойки (штрафная неустойка);
в) когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки (альтернативная неустойка).

1) полная (если с должника могут быть взысканы все убытки – реальный ущерб и упущенная выгода);
2) ограниченная (взыскивается только реальный ущерб, но не упущенная выгода; только неустойка, но не убытки).
Ответственность должника за действия третьих лиц (должник может возложить исполнение обязательства на третье лицо, если в силу закона или договора он не обязан исполнять обязательство лично; он отвечает за действия третьего лица).
Субсидиарная ответственность (дополнительная к ответственности основного должника ответственность лица, наступающая в случаях, предусмотренных законом или договором).
Ответственность при множестве лиц на стороне должника (если должниками являются предприниматели – их ответственность является солидарной, если законом или договором не предусмотрена долевая ответственность; при долевой ответственности каждый из должников отвечает в определенной доле; при неделимости предмета обязательства ответственность всегда является солидарной).
Ответственность и исполнения обязательства в натуре (стороны сами вправе определить форму компенсации, эквивалентную степени исполнения обязательства; если обязательство не исполнено даже частично, то должник, возместивший убытки и уплативший неустойку, освобождается от исполнения обязательства в натуре).
Оценочная ответственность (применяется только во внутрихозяйственных отношениях для стимулирования (дестимулирования) подразделений коммерческих организаций – в случаях перевыполнения заданий применяются меры поощрения, при невыполнении – меры дестимулирования (ответственности)).
Билет 4
4. История становления школы предпринимательского (хозяйственного) права
Дореволюционная Россия (международное и частное торговое право; источники российского торгового права (Устав торговый, Устав о промышленности, Устав кредитный, Устав о векселях, Общий устав российских железных дорог, Положение о государственном промысловом налоге, Устав судопроизводства торгового); торговое право – специальная часть ГрП).
После революции 1917 г. (складывается плановая экономика; необходимость формирования нового типа законодательства, адекватного новым социально-экономическим условиям – зарождение концепции хозяйственного права).
20-е годы XX века (период НЭПа; двухсекторная теория (П.Г. Стучка) (из двух существовавших в экономике секторов социалистическому суждено развиваться и упрочиваться, а капиталистическому – отмирание); правильная оценка роли хозяйственного права в регулировании хозяйственных социалистических отношений, неоправданное уменьшение роли ГрП в регулировании имущественных отношений).
30-е годы XX века (господство социалистического сектора в экономике; новое рассмотрение вопроса о хозяйственном праве и его оформлении, упорядочении, введении правовых начал хозяйствования; появление школы единого хозяйственного права (Л.Я. Гинзбург, Е.Б. Пашуканис) (гражданин должен занять место в системе хозяйственных связей; имущественные отношения между гражданином и социалистическими организациями должны регулироваться его нормами, основным источником которого должен был стать Хозяйственный кодекс; хозяйственное право должно было включать гражданско-правовые нормы и регулировать все горизонтальные и вертикальные имущественные отношения).
60-е годы XX века (третья школа хозяйственного права (В.В. Лаптев, В.К. Мамутов); гражданскому законодательству отводится роль регулирования имущественных неплановых отношений с участием граждан; такое регулирование должно было осуществляться отдельно от хозяйственно-правового регулирования народно-хозяйственного комплекса страны; необходимость единства правового регулирования хозяйственных отношений при осуществлении хозяйственной деятельности и при руководстве ею; проект Хозяйственного кодекса СССР; экономическая реформа 1965 г. (расширение прав предприятий, повышение роли хозяйственных договоров)).
90-е годы XX века (переход от плановой экономики к рыночной (от одной экономической системы к другой); придание законного статуса ПД, многообразие форм собственности, появление различных организационно-правовых форм ПД, возведение свободы договора в ранг принципов – изменение сложившейся концепции; современная школа ХПП (В.С. Мартемьянов) (неразрывное сочетание публичных и частных интересов в предпринимательстве; единое регулирование всех отношений этой сферы независимо от того, касается это непосредственного ведения хозяйственной деятельности или государственного воздействия на такие отношения)).
38. Понятие, правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества. Субъекты и объекты приватизации
ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 «178-ФЗ (в редакции от 19.12.2006).
Приватизация государственного и муниципального имущества – возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (федерального имущества), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность ф/л и (или) ю/л.
При приватизации происходит преобразование государственной или муниципальной собственности в частную (покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые ф/л и ю/л, за исключением ГУП и МУП, государственных и муниципальных учреждений, а также ю/л, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО).
ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (2001) регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

земли (исключение – отчуждение земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в т. ч. имущественные комплексы);
природных ресурсов;
государственного и муниципального жилищного фонда;
государственного резерва;
гос. и муниципального имущества, находящегося за пределами РФ;
государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;
безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в культовых целях зданий и сооружений с земельными участками и иного имущества религиозного назначения (также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, в которых они являются единственными учредителями, земельных участков, на которых расположены находящиеся в их собственности здания, строения и сооружения);
государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
ГУП и МУП, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
Гос. и муниципального имущества на основании судебного решения;
акций в предусмотренных ФЗ случаях возникновения у РФ, субъектов РФ, муниципальных образований права требовать выкупа их АО;
акций ОАО, а также ц/б, конвертируемых в акции ОАО, в случае их выкупа в порядке, установленном ст.84.8 ФЗ «Об ОАО».
Принципы приватизации:
признание равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытость деятельности органов государственной власти и органов МСУ;
отчуждение государственного и муниципального имущества исключительно на возмездной основе;
осуществление приватизации муниципального имущества органами МСУ самостоятельно.
Законодательство РФ о приватизации состоит из ФЗ 2001 и принимаемых в соответствии с ним других ФЗ и иных НПА РФ (нормы, содержащиеся в других ФЗ, не должны противоречить ФЗ 2001).
Законодательство субъектов РФ о приватизации состоит из законов субъектов РФ о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с ФЗ 2001, и принимаемых в соответствии с ними иных НПА субъектов РФ).
Приватизация муниципального имущества осуществляется органами МСУ самостоятельно в соответствии с законодательством РФ о приватизации.
Правительство РФ для реализации единой государственной политики в сфере приватизации:
1) представляет Президенту РФ для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и АО, включающего:
а) ФГУП, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;
б) ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и участие РФ в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;
2) представляет Президенту РФ предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и АО изменений, касающихся:
а) состава ФГУП из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации;
б) необходимости и степени участия РФ в ОАО из числа стратегических АО, в то числе для последующей приватизации акций указанных АО;
3) ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
4) представляет в ГД отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;
5) издает НПА по вопросам приватизации;
6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества.

Оцените статью
Добавить комментарий