39. Способы приватизации — 1. Предмет, метод и принципы пп

39. Способы приватизации

Способы приватизации – предусмотренные законом правовые формы отчуждения государственного и муниципального имущества в частную собственность ф/л и ю/л.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества:
1) преобразование унитарного предприятия в ОАО (смена организационно-правовой формы унитарного предприятия; изменяется собственник имущества (им становится ОАО); государство или муниципальное образование получают в собственность его акции, которые впоследствии могут быть отчуждены);
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества; право приобретения принадлежит покупателю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену; аукцион является открытым по составу участников; предложения подаются участниками в запечатанных конвертах; при одном участнике признается несостоявшимся; при равенстве предложений победителем признается подавший заявку раньше; в течение 5 дней с победителем заключается договор купли-продажи);
3) продажа акций ОАО на специализированном аукционе (открытые торги; все победители получают акции ОАО по единой цене за акцию; открытый по составу участников; передача акций и оформление права собственности – не позднее 30 дней);
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе (могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции ОАО, составляющие более 50% его уставного капитала, если в отношении указанного имущества покупателю необходимо выполнить определенные условия, срок выполнения которых не более года; право приобретения принадлежит предложившему наиболее высокую цену; открытый по составу участников; предложения подаются в запечатанных конвертах; при равенстве предложений победителем признается подавший заявку раньше; в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий конкурса договор купли-продажи расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взыскание с покупателя неустойки);
5) продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО (может осуществляться посредством их использования в качестве обеспечения ц/б, выпускаемых иностранными эмитентами; решение о продаже принимается Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ);
6) продажа акций ОАО через организатора торговли на РЦБ (осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли; для продажи могут привлекаться брокеры в порядке, установленном Правительством РФ; условия договоров с брокерами должны предусматривать продажу по цене, которая не может быть ниже начальной цены);
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения (осуществляется, если аукцион был признан несостоявшимся; в информационном сообщении указываются (величина снижения начальной цены; период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения (цена отсечения)); право приобретения принадлежит заявителю, который первым подал заявку на приобретение по цене первоначального предложения; при отсутствии в установленный срок заявки осуществляется снижение цены предложения через периоды, установленные в информационном сообщении; удовлетворяется первая заявка на покупку по цене предложения; снижение цены может осуществляться до цены отсечения);
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены (осуществляется, если продажа посредством публичного предложения не состоялась; нормативная цена не определяется; претенденты направляют письменные предложения о цене; покупателем признается лицо, предложившее наибольшую цену; при поступлении одинаковых предложений покупателем признается лицо, подавшее заявку раньше);
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО (может осуществляться (при учреждении ОАО; в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов ОАО); доля акций ОАО, находящихся в собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования и приобретаемых соответственно этими субъектами в общем количестве обыкновенных акций этого АО не может составлять менее чем 25% плюс 1 акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических АО);
10) продажа акций ОАО по результатам доверительного управления (лицо, заключившее договор доверительного управления, приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления; договор купли-продажи акций ОАО заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления; неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления – основание расторжения в судебном порядке обоих договоров; исполнение условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего, принятым учредителем доверительного управления).
Ограничения на выбор способа приватизации в отношении отдельных объектов:
приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер его уставного фонда превышает установленный законодательством минимальный размер уставного капитала ОАО (только путем преобразования в ОАО);
приватизация имущественных комплексов ФГУП и находящихся в федеральной собственности акций ОАО, балансовая стоимость ОС которых на последнюю отчетную дату превышает 5 млн. МРОТ (преобразованием унитарного предприятия в ОАО; на аукционе; на специализированном аукционе; посредством продажи за пределами территории РФ; посредством внесения в уставные капиталы ОАО);
приватизация имущества, не соответствующего, указанным в п.2 критериям (преобразованием унитарного предприятия в ОАО; на аукционе; на специализированном аукционе; на конкурсе; посредством внесения в уставные капиталы ОАО).
– договоры купли-продажи (8 из 10).
Способы приватизации отличаются друг от друга по совокупности признаков в зависимости от:
места совершения сделки (продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной акций ОАО);
особенностей достижения соглашения о цене (на аукционе имущество продается тому, кто больше за него заплатит; на специализированном аукционе акции продаются победителям аукциона по единой цене за акцию);
выполнения покупателем условий в отношении имущества (продажа на конкурсе);
вида рынка (продажа акций на организованном рынке – на фондовой бирже);
способа выявления покупателя (продажа акций исключительно доверительному управляющему по итогам доверительного управления);
по моменту возникновения права собственности (при продаже имущества на конкурсе право собственности у победителя возникает после выполнения им условий конкурса).
Билет 6
6. Виды субъектов ПП
Классификация субъектов ПрД:
1) По характеру выполняемых функций:
а) субъекты, непосредственно ведущие ПрД (ИП, коммерческие организации, занимающиеся ПрД некоммерческие организации) (привлечение и использование материальных, трудовых и иных ресурсов, организация производства и др.);
б) субъекты, одновременно руководящие деятельностью других организаций (осуществляющие ПрД организации, одновременно являющиеся основными по отношению к дочерним обществам).
2) (все коммерческие организации, кроме унитарных предприятий, все некоммерческие организации, кроме учреждений, являются собственниками своего имущества; унитарные предприятия действуют на базе государственной или муниципальной собственности).
3) (ИП – ф/л и организации – ю/л).
4) По количеству субъектов, участвующих в ПрД и непосредственно присваивающих полученную прибыль (отдельные предприниматели (ИП, организации – ю/л); группы предпринимателей).
5)
6) В зависимости от количества работающих в коммерческой организации (субъекты МП (средняя численность 30 – 100 человек)).
7)
8) По критериям, имеющим значение для классификации хозяйствующих субъектов, действующих в качестве ю/л:
а) по цели деятельности (коммерческие и некоммерческие);
б) по содержанию правоспособности (организации с общей, ограниченной, специальной, исключительной правоспособностью);
в) по отношению прав на имущество учредителей (участников) организации и самой организации:
организации, на имущество которых их учредители имеют право собственности (государственные и муниципальные унитарные предприятия и финансируемые собственником учреждения);
организации – собственники имущества, по отношению к которым учредители (участники) имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы);
ю/л, по отношению к которым их учредители (участники) не имеют имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных) (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды);
г) по организационно-правовой форме (коммерческие организации – хозяйственные товарищества (полные и на вере); хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные); производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации – потребительские кооперативы; общественные организации (объединения); религиозные организации; автономные некоммерческие организации; некоммерческие партнерства и др.);
д) в зависимости от источника финансирования (действующие на основе самофинансирования и находящиеся на смешанном финансировании);
е) по месту, занимаемому на рынке товаров и услуг (работающие в условиях естественной монополии и обычные (временные) монополисты);
ж) по степени зависимости одной организации от другой (основные и дочерние; основные и зависимые хозяйственные общества);
з) в зависимости от структуры управления организации (простые (руководитель, персонал, отсутствие внутренних подразделений); сложные (несколько уровней управления));
и) по наличию в уставном капитале организации доли государства, муниципальных образований (организации с такой долей, превышающей 25%);
к) по наличию в уставном капитале иностранных инвестиций (с определенной долей иностранных инвестиций; уставный капитал которых полностью сформирован за счет средств иностранных инвесторов; без иностранного участия).
Ассоциации и союзы (не имеют права осуществлять ПрД; могут создаваться в целях защиты общих имущественных интересов, а также для координации ПрД).

1) простые товарищества (каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором не предусмотрено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо ими совместно);
2) финансово-промышленные группы (действуют как основное и дочерние общества или как договорное объединение ю/л, от имени и в интересах которых выступает специально созданная ими центральная компания).
Аффилированные лица – отдельные граждане или ю/л, способные оказывать влияние на деятельность ю/л, осуществляющих ПрД.
40. Государственное регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ)
ФЗ «О рынке ценных бумаг (РЦБ)» от 22.04.1996 №39-ФЗ (в редакции от 27.07.2006 №138-ФЗ)
РЦБ – сфера обращения определенных видов ц/б, осуществляемого по установленным правилам, между обладающими правами и обязанностями субъектами.
Виды РЦБ в зависимости от территории:
1) международный;
2) национальный (может быть разделен на общефедеральный, региональный, местный
РЦБ делится на:
1) первичный (возникает в момент эмиссии ц/б; на нем мобилизуются финансовые ресурсы);
2) вторичный (на нем перераспределяются финансовые ресурсы).
Организационно РЦБ включает несколько элементов (нормативная база РЦБ; участники РЦБ; способы организации торговли РЦБ (биржевой и внебиржевой рынок); инструменты РЦБ (различные ц/б)).
Рынок ценных бумаг – заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности и иных вещных прав на ц/б (может быть организованным, на котором действуют профессиональные участники (брокеры, дилеры и т.п.) и неорганизованным).
Из всей совокупности ц/б необходимо выделить эмиссионные ц/б и приравненные по порядку и характеру обращения неэмиссионные ц/б (инвестиционные паи, пенсионные накопления, ипотечные сертификаты участия) (их обращение осуществляется через организованный РЦБ с его специфическими институционными участниками (брокерами, дилерами, клиринговыми организациями, доверительными управляющими, депозитариями, регистраторами, фондовыми биржами)).
Для эмиссионных ц/б их организованный рынок дополняется строгой процедурой эмиссии ц/б, за правомерностью проведения которой осуществляет контроль ФСФР и ее региональные отделения.
ФЗ «О РЦБ» регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ц/б, при осуществлении профессиональной деятельности на РЦБ, устанавливает основы государственного регулирования данного рынка.
Данный ФЗ рассматривает РЦБ в совокупности эмиссии и их обращения независимо от типа эмитента, а также профессиональных участников РЦБ, перечисленных в законе.
РЦБ в соответствии с данным ФЗ характеризуется следующими чертами (эмитируются и обращаются эмиссионные ц/б; процесс их выпуска и обращения – единый процесс, не укладывающийся в рамки ГК РФ; операции с эмиссионными ц/б осуществляют на этом организованном финансовом рынке только профессиональные участники, имеющие лицензию от ФСФР и ее отделений).
Изменения и дополнения, внесенные в ФЗ «О РЦБ», ввели в сферу его действия и обращения ряд неэмиссионных ц/б (к торгам на фондовой бирже могут быть допущены не только эмиссионные ц/б в процессе их размещения и обращения, а также иные ц/б, в том числе инвестиционные паи ПИФ в процессе их выдачи и обращения) (в связи с принятием ФЗ «Об ипотечных ц/б» к торгам на фондовых биржах могут быть допущены облигации с ипотечным покрытием).
ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ц/б» устанавливает порядок возникновения в результате эмиссии государственных и муниципальных ц/б и исполнения обязательств РФ, субъектов РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, процедуру эмиссии государственных и муниципальных ц/б и особенности их обращения, порядок раскрытия информации эмитентами указанных ц/б.
ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ» устанавливает меры, направленные на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов ф/л и ю/л, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ц/б, а также определяет порядок выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам – ф/л, причиненного противоправными действиями профессиональных участников РЦБ.
Значительное место среди НА, регулирующих РЦБ, занимают постановления ФСФР по утверждению:
стандартов эмиссии ц/б;
порядка государственной регистрации выпуска эмиссионных ц/б;
отчетов об итогах выпуска;
единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ц/б;
обязательных требований к порядку ведения реестра владельцев именных ц/б;
обязательных для профессиональных участников РЦБ нормативов достаточности собственных средств и иных требований, направленных на снижение рисков;
норм допуска ц/б к их публичному размещению, обращению, котированию, листингу, расчетно-депозитарной деятельности;
требований к структуре активов АИФ;
порядка регистрации правил негосударственных ПФ и изменений в них, стандартов раскрытия информации и форм отчетности негосударственных ПФ;
по определению порядка допуска к первичному размещению и обращению вне территории РФ ц/б эмитентами, зарегистрированными в РФ.
Постановления ФСФР, содержащие нормы ГрП, не могут противоречить ГК РФ, другим ФЗ, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ. Правовой режим ц/б определяют ГК РФ, ФЗ «Об АО» и др.

Оцените статью
Добавить комментарий