4. Вариативность как стратегия эволюционного развития муниципальной системы дошкольного образования

4. Вариативность как стратегия эволюционного развития муниципальной системы дошкольного образованияВариативность обеспечивает управление изменениями в образовательных системах и способствует социализации и индивидуализации каждой личности. Вариативность может быть рассмотрена как закономерность культурно-исторического процесса развития дошкольного образования, основной принцип его организации и самоорганизации. Термин «вариативное образование» впервые в отечественном образовании был введен в исследованиях В.Н. Аверкина и А.М. Цирульникова в 1983 г. и стал одним из ключевых принципиальных позиций в реформе системы образования при переориентации из предметно-адаптивной модели на гуманную личностно-ориентированную модель образования в России. Методологические ориентиры понимания вариативного процесса, нацеленного на расширение возможностей компетентного выбора личностью жизненного пути, на саморазвитие личности, дают исследования А.Г. Асмолова.Если рассмотреть проблему вариативного образования, то обнаружится, что вариативное образование прослеживается в той или иной мере на всех этапах развития человеческого общества. Так как устойчивость системы обуславливается ее разнообразием и спецификой субъектов образования, их индивидуальными и возрастными особенностями, возможностями, способностями и интересами. Идея вариативного образования развивалась вместе с развитием общества. Как считает Орехова И.Л., вариативное образование, в сущности, имеет объективные и субъективные основания. Основой вариативного образования, исследователи выделяют индивидуальный подход. История отечественной педагогики располагает немалым опытом использования индивидуального подхода в обучении и воспитании детей. К.Д. Ушинский считал основным условием успешного обучения ребенка – учет его возрастных и психологических особенностей. Идеи К.Д. Ушинского развивали многие прогрессивные педагоги. История отечественной педагогики располагает опытом организации вариативных форм, содержания образования детей. Наиболее известным является опыт яснополянской школы Л.Н. Толстого. Важнейшее место в педагогической теории Л.Н. Толстого занимала идея свободного воспитания. Она тесно связана с его философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л.Н. Толстой считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. Л.Н. Толстой выступил против правительственных и земских школ в России, опекаемых и контролируемых правящими классами, и защищал глубоко демократическую идею открытия народных школ самим народом, помимо правительства и земства. Тем самым провозглашал вариативность образования по запросам и потребностям его субъектов. На разных этапах развития отечественного дошкольного образования проблема вариативности и индивидуализации педагогического процесса имела свои особенности. Она всегда определялась косвенными и внешними воздействиями на развитие системы дошкольного образования. Содержание дошкольного образования принципиально имело историческую обусловленность и идеологическую зависимость. Модернизация дошкольного образования всегда была обусловлена историко-культурными преобразованиями в обществе и государстве. Из этого вытекает то, что вариативность является социально-педагогическим феноменом, представляющим собой адаптивную реакцию общества и образования на новые социально-экономические и психолого-педагогические условия в соответствии с новой образовательной парадигмой. Вариативность образования рассматривается как направление институционального развития системы образования. Принцип вариативности в управлении муниципальной системой дошкольного образования характеризует отход от унитарности и унифицированности к разнообразию видов дошкольных образовательных учреждений, содержанию дошкольного образования, технологий его реализации. В работах А.Г. Асмолова, Ш.А. Амонашвили, К.Ю. Белой, В.П. Беспалько, В.В. Давыдова, Л.М. Денякиной, В.Т. Кудрявцева, Т.И. Оверчук, Р.Б. Стеркиной, Т.И. Шамовой раскрыты основные направления и принципы вариативности в управлении образованием, в том числе и дошкольным.А.М. Цирульников, В.Н. Аверкин, изучая историю школы, выделили стадии: становления, развития, унификации, возрождения разнообразия, а также типологию социокультурной ситуации. Ими выделены основные характеристики вариативности: типологическая характеристика разнообразия образования; характеристика процесса и результата выбора в образовательной практике; характеристика творческой деятельности в образовании; характеристика преобразований системы образования, новая сферная организация. Эти характеристики присущи и для системы дошкольного образования. Вариативность как типологическая характеристика разнообразия дошкольного образования отражается в наличии базовых параметров основных типов дошкольных учреждений и их вариаций, а также в организационно-правовых формах. Вариативность как характеристика процесса и результата выбора в образовательной практике определяется особенностью жизни, культуры, возможностью личности в выборе образования. Так как вариативность рассматривается как самостоятельное принятие решения и выбор субъектов образовательного процесса, предполагает творческую ее сущность и характеристику. Базовые принципы образования: развитие, демократизация, народность и национальный характер образования, открытость, регионализация, гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, непрерывность находятся в тесной связи с принципом вариативности (Э.Д. Днепров, А.М. Цирульников, В.Н. Аверкин). Например: демократизация предполагает вариативность отношений между личностью, обществом и государством, народность – многовариатность этнической школы и ее связей в общероссийском и мировом образовательном пространстве, гуманизация – многообразие потребностей и интересов личности. А.М. Цирульников отмечает, что вариативность есть не просто признак разнообразия тех или иных компонентов образования (его целей, или содержания, или технологии), но фундаментальная характеристика преобразования системы.Вариативность нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования. В современной системе дошкольного образования существуют разные концепции и подходы к индивидуализации образовательного процесса. Приведем более распространенные:- идея индивидуализации содержания образования;- дифференциация воспитанников;- реализация индивидуального подхода, учет интересов, склонностей и познавательных возможностей детей;- концепция личностно-ориентированного обучения;- построение развивающей среды как источника самореализации;- предложения по изменению содержания образовательного процесса, отказа от фронтальных форм работы.Реализация идей вариативности системы дошкольного образования осуществляется различными путями и способами: через создание более широкого многообразия образовательных программ и реализующих их дошкольных образовательных учреждений; вариативность и возможность выбора программно-методического обеспечения, образовательных технологий; разнообразие видов дошкольных образовательных учреждений. Многие из этих путей и способов могут реализовываться и в условиях отдельного дошкольного образовательного учреждения. При этом реальные возможности ДОУ в плане предоставления вариативных образовательных услуг и разнообразия образовательных траекторий являются одним из важнейших показателей качества дошкольного образования.

дошкольного образования
Вариативность
Виды ДОУ
Организационно-правовые формы
Организация педагогического процесса
Содержание образования
Развитие личности
Вариативность проявляется в способах получения образования, типах и видах дошкольных образовательных учреждений, разновидностях образовательных программ, в применяемых методах и организационных формах образовательного процесса. В организационных формах также наблюдается разнообразие, модели могут носить общественный, частный, государственный, муниципальный характер. В период создания первых детских садов организаторами выступали общественные объединения, земства, церковь, частные лица. В историческом развитии организационные формы дошкольных учреждений меняются в зависимости от многих факторов.

Время
Частный сектор
Общественный сектор
Общественные объединения
в конце19- начале 20 вв. (этап становления и вариативности, разнообразия)
ГувернерыНяниДетские садыНулевые классы
Детские приютыДетские сады, яслиДетские очагиДетские комнаты при ЖУДетские площадкиДетские комнаты при клубахНулевые классы
Родительские кружкиПедагогические обществаПопечительские советыЗемства

Ведомственный сектор
Общественные объединения
в советский период (этап стабильности и унификации)
Ясли-садыДетские сады
Ясли-садыДетские сады
Родительские комитеты

Ведомственный сектор
Частный сектор и общественные объединения
на современном этапе
Разнообразие видов государственных и муниципальных ДОУ
ДОУ разного вида
Частные, кооперативные, индивидуальные предприниматели, формы ГОУ
Вариативность форм получения образования предусмотрена ст. 10 Закона РФ "Об образовании". Допускается сочетание различных форм получения образования. Это дает человеку возможность использовать разные формы образования, освоить образовательные программы независимо от возраста, материального положения, состояния здоровья, занятости и других обстоятельств, исходя из его потребности в образовании. Вариативность методов и организационных форм образовательного процесса не сразу была признана необходимой в современном образовании. М.В. Кларин определяет, что основными факторами вариативности являются: многообразие образовательных задач, разнообразие элементов содержания образования и образовательных программ, неоднозначность проявления закономерностей его усвоения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их стиля познавательной деятельности и множества других факторов.Образовательные системы, построенные на принципе вариативности, требуют адекватного построения организационной структуры сети ДОУ и специфического подхода систем управления. Открытость системы дошкольного образования к внешней среде создает многообразие интересов и обеспечивает вариативность потребностей и возможностей. Потребности и возможности играют определяющую роль в развитии и закреплении инновационных тенденций в системе дошкольного образования. Поэтому вариативность — основная тенденция проводимых в современной системе дошкольного образования инновационных изменений, фундаментальная характеристика ее преобразования. Вариативность выступает как один из механизмов социально-экономического развития региона, выстраивания системы взаимоотношений с другими сферами социума. Таким образом, вариативность рассматривается как закономерность культурно-исторического процесса развития дошкольного образования, основной принцип его организации и самоорганизации. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки новых форм дошкольного образования. Условиями вариативного развития дошкольного образования являются:- понимание изменений в содержании, моделях дошкольного образования как эволюционной смены его традиционной парадигмы;- реализация культурных ценностей личностно-ориентированного образования;- создание целостной, интегративной, культуросообразной образовательной среды;- обеспечение сотрудничества государственного, негосударственного и семейного секторов сферы образования;- более широкое использование полифункциональных средств и информационных технологий в содержании дошкольного образования.

Под функциями муниципального управления понимаются основные направления деятельности органов местного самоуправления. Они обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, отличаются по объему, составу решаемых задач, а также теми целями, к достижению и выполнению которых стремиться деятельность органов местного самоуправления.С учетом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, решаемых задач и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции:- обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;- управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами;- обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования;- удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований;- охрана общественного порядка и окружающей среды;- защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством.Важной стороной муниципальной деятельности является создание условий для эффективного участия населения в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям прежде всего относятся: а) наличие выборных органов местного самоуправления; б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.По вопросам местного значения возможно проведение местного референдума, в котором имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования.Население в соответствии с уставом муниципального образования вправе вносить проекты правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления, которые обязаны их рассматривать на открытых заседаниях с участием представителей населения. Право на участие в осуществлении местного самоуправления граждане реализуют также посредством индивидуальных и коллективных обращений в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.Свое предназначение органы местного самоуправления могут оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы.Органы местного самоуправления в соответствии с законом праве передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.К исключительному ведению представительного органа местного самоуправления относятся полномочия по утверждению местного бюджета и отчета о его использовании; установлению местных налогов и сборов; установлению порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.Муниципальные образования – представляют собой своеобразные территориально-производственные и хозяйственные комплексы. Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха населения.Функции комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляются прежде всего посредством планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении.Осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования тесно связано с его бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки.К основным целям муниципального управления относится улучшение условий жизни населения, создание благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования. Важную роль в достижении этой цели играет деятельность органов местного самоуправления по удовлетворению основных жизненных потребностей граждан, что предполагает развитие местной инфраструктуры, организацию обслуживания населения.Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные предприятия, учреждения, организации и службы.Органы местного самоуправления обязаны заниматься вопросами организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и др.Закон также возлагает на органы местного самоуправления вопросы организации снабжения населения топливом; утилизации и переработки бытовых отходов; транспортного обслуживания населения и т.п.Во-вторых, муниципальные органы обязаны создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства; для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий и т.д. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и содействие занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальном образовании.Административные методы предполагают организационное и распорядительное воздействие.Организационное воздействие выражается в четком распределении функций управления, установлении прав и обязанностей работников управления, регламентации основных процедур управленческой деятельности. В основе организационных воздействий лежат: организационное регламентирование и организационное нормирование.
устанавливает правила, обязательные для выполнения, и определяет содержание и порядок управленческой деятельности в соответствии с правовыми нормами и инструктивными материалами.
заключается в разработке нормативов и норм; численности управленческого персонала и управляемости, затрат труда в сфере управления и длительности управленческих операций и процедур, расходов материалов и других расходов.
Устав, положения, регламент, должностные инструкции, распределение прав и обязанностей, организационные структуры создают базу для распорядительной деятельности, т.е. для установления конкретных заданий и контроля их исполнения.Сегодня ответственность за успешное решение проблемы развития дошкольного образования в значительной степени возлагается на муниципальные органы управления. Законодательство об образовании отнесло сферу дошкольного образования к исключительной компетенции органов местного самоуправления. С 1 января 2005 г. статьей 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. Аналогичные нормы содержатся и в Федеральном законе от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно статье 38 Закона РФ «Об образовании», в муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Порядок обеспечения финансирования общедоступного и бесплатного дошкольного образования адекватен порядку, установленному положениями ст. 29 и 31 Закона РФ «Об образовании» (рассмотрены выше). Одновременно определено, что государство оказывает муниципальным образованиям финансовую поддержку путем создания в бюджетах субъекта РФ специального фонда. Средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований формируются путем отчислений от федеральных и региональных налогов, поступающих в бюджет субъекта РФ. Распределение средств фонда осуществляется в соответствии с фиксированной формулой, которая учитывает численность населения муниципального образования, долю детей дошкольного возраста в общей численности населения муниципального образования, а также другие факторы, определяющие экономико-социальные особенности данного субъекта РФ.Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» определена компетенция субъектов РФ в части обеспечения государственных гарантий права граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Эта компетенция повторяет положения, установленные ст. 29 и 31 Закона РФ «Об образовании».В соответствии со статьей 12 органы местного самоуправления также организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, на дому. Следовательно, вполне правомерно выделять в качестве одного из самостоятельных элементов системы органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере дошкольного образования.В соответствии с НК РФ (часть II) при определении налоговой базы у дошкольного образовательного учреждения как бюджетного учреждения не учитываются доходы в виде имущества, полученного по решению органов исполнительной власти всех уровней.Предусмотрены льготы и в части таможенных тарифов. Учебные пособия для государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, а также периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, освобождаются от пошлины (Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»). Вопросы местного значения муниципальных образований, которые установлены в ст. 14-16 федерального закона 131-ФЗ раскрываются в Уставах муниципальных образований.Как считает Поличка Н.П., правовое регулирование деятельности власти при решении вопросов местного значения (дошкольного образования) осуществляется в следующей последовательности: Для того чтобы построить «правовую модель» муниципального отраслевого рынка, учитывающую особенности конкретного муниципального образования, необходимо разработать два муниципальных правовых акта:- решение представительного органа местного самоуправления по вопросу местного значения, соответствующего муниципальному отраслевому рынку услуг;- положение об администрации (исполнительном органе местного самоуправления) или о его структурном подразделении, курирующем данный рынок.Данные документы должны дополнять, конкретизировать нормы федерального и регионального законодательства. Решение представительного органа местного самоуправления должно содержать следующие нормы:- понятийный аппарат вопроса местного значения,- политика решения вопроса местного значения (перечень видов деятельности (задач), которые надо осуществлять для решения вопроса местного значения, формы участия населения в решении вопроса местного значения, полномочия органов местного самоуправления по решению вопроса местного значения, правила для участников решения вопроса местного значения, расходные обязательства местного бюджета по решению вопросов местного значения).Бюджетный кодекс РФ и закон 131-ФЗ фактически обязывают органы местного самоуправления принять нормативные правовые акты по каждому вопросу местного значения: — установление расходных обязательств (на основе перечня муниципальных услуг),- ведение реестра расходных обязательств.
Эти документы должны являться основой для определения бюджетных обязательств и формирования расходов бюджета. Таким образом, основным управленческим механизмом органов местного самоуправления выделяется правовое и финансово-экономическое регулирование развития МСДО.
Следующим управленческим механизмом является регулирование модернизационными процессами в МСДО. Функциями процесса модернизации муниципальной системы дошкольного образования являются: аналитическая (социокультурный анализ — определение адекватности инфраструктуры МСДО конкретным потребностям в услугах дошкольного образования и образовательным приоритетам); выявление изменений в количественных и качественных характеристиках контингента дошкольников; изучение рынка потребностей в вариативных услугах дошкольного образования. Изучение внутренних возможностей сети и использование ресурсов. Разработка необходимых, целесообразных инноваций и механизмов воплощения в многоаспектной жизнедеятельности муниципальной системы дошкольного образования организации новых образовательных услуг, регуляция рынка услуг дошкольного образования, организация муниципального заказа услуг и ее нормирование. Проведение экспертизы, мониторинга и оценки удовлетворенности родителей услугами дошкольного образования, выявление тенденций в развитии, стратегическое, тактическое и оперативное планирование развития муниципальной системы дошкольного образования. Модель модернизации муниципальной системы дошкольного образования может быть представлена целевым компонентом, задачами, принципами, приоритетными направлениями модернизации инфраструктуры МСДО как самоорганизационной, открытой, образовательной среды. В каждом муниципальном образовании создается соответствующая информационная база данных лиц, занимающихся услугами дошкольного образования. С этой целью разрабатывается административный регламент оказания услуг по дошкольному образованию (ФЗ 83, 210). Разместить данные могут на официальных сайтах или в методических кабинетах органов местного самоуправления. Выделяют характеристики следующих базовых элементов рынка:- услуги, обращаемые на рынке, — потребители услуг, — поставщики услуг, — инфраструктура рынка; — регуляторы рынка.При этом необходимо учитывать, что полномочия муниципальной власти как регулятора рынка могут быть установлены в следующих нормативных правовых актах:
устав муниципального образования,
решения представительного органа,
постановления главы муниципального образования,
постановления главы администрации.

Оцените статью
Добавить комментарий