4. Конструктивный праксис — Сиротюк А. Л. С40 Нейропсихологическое и психофизиологическое со­провождение обучения

  • От :
  • Категории : Без рубрики

4. Конструктивный праксис. Исследование оптико-про­странственных действий, за которые ответственны темен-но-затылочные зоны мозга.
^
• Тест Денманна (до 7 лет). Перед ребенком кладетсячистый лист бумаги. Инструкция: «Нарисуй эти фигур­ки». Копирование выполняется сначала одной рукой. 3J-тем (на новом листе бумаги) — другой.
Рис. 3.3. Проекция прикосновенияРис. 3.4. Фигуры Денманна
S5
• Тест Тейлора (с 7 лет). Перед ребенком кладется фигура Тейлора и чистый лист. Инструкция: «Нарисуй такую же фигуру». Ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования экспери­ментатор меняет для последующего анализа рисунка (по порядку цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зе­леный, голубой, синий, фиолетовый). Развороты образца не допускаются; манипуляции с собственным листом бу­маги строго фиксируются. На всем протяжении экспери­мента психолог воздерживается от любых замечаний Вре­мя копирования фиксируется.
Рис. 3.5. Фигура Тейлора
Рис. 3.6. Фигура Рея-Осгеррпцй • По окончании копирования фигуры Тейлора ре­бенку предлагается скопировать фигуру Рея-Остеррниа другой рукой. Тест применим с 7 лет." Копирование изображений с поворотом на 180 граду­сов. Экспериментатор и ребенок сидят напротив друг дру­га, между ними лист бумаги. Экспериментатор рисует об­ращенного к себе схематического «человечка». Инструкция; «Нарисуй себе такого же "человечка", но так, чтобы ты видел свой рисунок, как я вижу свой». После того как ребе­нок выполнил первый этап задания, дается инструкция «А теперь у своего человечка я нарисую руку. Где будет рука у твоего человечка?» Если ребенок выполняет задание не­верно, ему объясняют его ошибки. Затем для копирования предлагается сложный треугольник. Инструкция: «Переверни к себе эту фигурку».
^ Исследование роли речи, регули­рующей движения, за которые ответственны лобные и лобно-височные зоны мозга.
Инструкция: «На один стук подними руку и сразу опу­сти. На два стука — не поднимай руку. Когда я подниму кулак, ты покажи мне палец, а когда я подниму палец, покажи мне кулак».
^
Развитие восприятия различной модальности (зритель­ное, пространственное, аудиальное, тактильное) создает основу для формирования познавательных процессов и речи
^
Зрительный гнозис (осознанное, адекватное восприя­тие информации)
Восприятие и узнавание предметов, обозначение их словом — функция средневисочных отделов левого полу­шария. Дифференцированное восприятие, вычленение су­щественных признаков, процесс сравнения, целостный образ-представление — функция средневисочных отде­лов левого полушария, затылочных и лобных зон мозга.* Дорисовывание до целого — исследование функций затылочных отделов, зоны ТРО и лобных отделов мозга.Исследуется восприятие предметных, реалистических изображений. Ребенку предлагается рассмотреть картин­ки. Инструкция: «Что здесь нарисовано?» Выясняется, нет ли у ребенка тенденции к инверсии (справа налево и/или снизу вверх) вектора восприятия.
86
87
Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения).
Химерные изображения. В случае если ребенок несразу видит подвоха, следует задать вопрос; «Это все?Все нарисовано правильно?»
Рис. 3.7. Предметные изображения
Пространственный гнозис
Понимание пространственного расположения стрелок на часах и связь их со временем (квазипространственные представления) обеспечиваются теменно-затылочными от­делами правого и левого полушарий. Узнавание простран­ственно-ориентированных цифр и букв — функция те­менно-затылочных отделов левого и правого полушарий.* Проба «Зеркальные буквы». Инструкция: «Покажи, какая из букв написана правильно».
Рис. 3.9. Химерные изображения
Б 1iM а ял м С п eTd ГК БРЬЫВ дбд кпнгткнн
КЛ ВЯ П ЕЗ 3£
Рис. 3.8. Фигуры ПоппельрейтераРис. 3. Ю. Правильные и зеркальные буквы • Проба «Слепые часы». Экспериментатор закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколь­ко времени показывают стрелки на «слепых часах». При выраженных затруднениях эталон открывается. Следует внимательно отнестись к упрочению в опыте ребенка вос­приятия часов именно в таком варианте.
Рис. 3.11. «Слепые часы»
Рис. 3.12. Рисунок к пробе Бентона • Проба Бентона. Ребенку показывают один из верх­них образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений обра­зец не закрывается и остается открытым для сравнения.
^
Сохранность схемы тела, понимание правого и левого в пространственных ощущениях и их ориентировке в про­странстве являются функцией теменных и теменно-заты-ючных отделов левого и правого полушарий.
Вербальная инструкция: «Покажи правой рукой стул,1евой рукой люстру».
Вербальная инструкция: «Раздели линией лист бума­ги на две части — левую и правую. Правую сторону отметькрасным крестиком, левую сторону — синим. На правойстороне листа нарисуй круги, а на левой — треугольники».
Вербальная инструкция: «Назови этот палец, те­перь этот и т.д.».
^ Восприятие цвета и лица является функцией затылочных отделов преимущественно правого полушария (затылочные отделы левого полушария участвуют в назывании цвета).
Инструкция: «Назови цвета фигурок».
Инструкция: «Разложи все фигурки по цвету».
Самостоятельный рисунок. Ребенку предлагается не­ограниченный выбор цветных карандашей »фломастеров),простой карандаш, ручка. Анализируются топо югические.конструктивные и стилистические особенности рисункаправой и левой рукой. Ребенку предлагается (и правой, и7евой рукой) нарисовать цветок, дерево, дом. велосипед.
^ Узнавание неречевых звуков (шелест бумаги, шум дож-ля, поезда, звон ложечки о стакан), музыкальных и пе­сенных мотивов является функцией теменно-височных отделов правого полушария. Восприятие ритмов и их оцен­ка являются функцией верхневисочных отделов левого полушария. Ошибки воспроизведения: лишние удары — дисфункция теменно-височных отделов: персеверации — дисфункция заднелобных отделов, недостаточность уда­ров и замедленность — дисфункции афферентных сис­тем нижнетеменных отделов мозга.
Восприятие ритмов. Инструкция: «Сколько раз ястучу?» (2. 3, 4 удара.) Сколько сильных и сколько ела-"оых ударов я делаю?»
Воспроизведение ритмов. Инструкция: «Постучи,как я». Выполняется сначала одной, затем другой рукойпо образцу (2. 3. 3. 2. 3. 2 улара и т.д.).
91 • Воспроизведение ритмов по речевой инструкции: «Постучи два раза, затем три. Постучи два раза сильно, три раза слабо. Повтори еще раз то же самое. Постучи три раза сильно и один раз слабо. Повтори то же самое».
^
Память играет существенную роль в развитии мышле­ния, организации и мотивов поведения. В раннем детстве память заменяет мышление, а у подростков играет лишь вспомогательную роль в нем. При исследовании памяти у детей следует изучать способность к опосредованному за­поминанию (как зону ближайшего развития).
^
В случае дисфункции лобных отделов мозга наблюда­ются персеверации (навязчивое, цикличное повторение одних и тех же движений, мыслей, переживаний, заст­ревание на звуке или слоге), контаминации и др. В случае дисфункции затылочных отделов мозга — смешение фо­новых и стимульных картинок.
N
D X Q
Рис. 3.13. Шесть фигур (варианты)
«Шесть фигур». Перед ребенком на 10—15 секунд вык­ладывается набор из шести фигур. Инструкция: «Посмот­ри внимательно на эти фигурки и постарайся их запом­нить как можно точнее». Затем эталонный ряд убирается,и ребенок рисует то, что запомнил. При недостаточномвоспроизведении эталон предъявляется еще раз. После этогозакрывается и эталон и то, что нарисовал в первый разребенок; весь ряд рисуется заново. При необходимости этапроцедура повторяется четыре раза. Нормативным являет­ся точное изображение всего ряда с третьего раза. Проч­ность хранения зрительной информации исследуется че­рез 20—25 минут без дополнительного предъявленияэталона. Инструкция: «Помнишь, мы запоминали с тобойфигурки? Нарисуй их еще раз». Нормативом считаются двеошибки (забывание двух фигур, их неверное изображе­ние, утрата порядка).
В другой раз ребенку предлагается для запоминанияновый ряд из шести фигур с той же инструкцией: он дол­жен воспроизвести их другой рукой. Требуется только одновоспроизведение; после этого через 20—25 минут иссле­дуется прочность их запоминания. Этот вариант теста по­зволяет сравнить между собой межполушарные различияв сфере зрительной памяти.
• Сюжетная картинка «Лето». Перед ребенком на20 секунд кладется картинка. Инструкция: «Рассмотривнимательно всю картинку и постарайся запомнить, какбы сфотографировать ее». После чего эталон убирается,и ребенку задаются вопросы: Какое время года на кар­тинке? Сколько там человек? Что происходит здесь? (ука­зывается левый нижний угол). Там нарисован пруд; чтонаходится в пруду и рядом с ним? Какие еще животныеи растения есть на картинке? Кто чем занимается? Гдена картинке заяц и птица с гнездом? (отмечается крес­тиком на чистом листе бумаги).Прочность хранения организованной по смыслу зри­тельной информации исследуется через 20—25 минут. Перед ребенком кладется чистый лист. Инструкция: «По­мнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне ее; можно схематически, можно просто ставить крести­ки и очертить границы той или иной фигуры или фраг­мента».
92
^
Рис. 3.14. Картинка «Лето»
Слухоречевая память
При поражении средних отделов коры левой височ­ной зоны мозга возникает ретроактивное торможение. На­рушение непосредственного запоминания говорит о дис­функциях глубинных структур мозга.• «Две группы по три слова». Инструкция: «Повтори за мной: дом, лес, кот». Ребенок повторяет. «Повтори еще слова: ночь, игла, пирог». Ребенок повторяет. Затем экс­периментатор спрашивает: «Какие слова были в первой группе?» Ребенок отвечает. «Какие слова были во второй группе?» Ребенок отвечает. Если ребенок не может разве­сти слова по группам, задают вопрос: «Какие вообще были слова?» При неполноценном выполнении задания оно воспроизводится до четырех раз. После этого проводится гетерогенная интерференция (3—5 минут). Таковой мо­жет служить, например, счет от 1 до 10 и обратно, вы­читание, сложение и т.д. По окончании интерферирую­щего задания ребенка просят повторить, какие слова были в первой и- во второй группах. Нормативным считается непосредственное полноценное воспроизведение с тре-
тьего раза. Прочность слухоречевой памяти при отсрочен­ном воспроизведении слов считается нормативной, если сделаны две ошибки (например, забыты два слова, про­изведены замены на слова, близкие по звучанию или зна­чению, перепутано расположение слов по группам).
«Шесть слов». Инструкция: «Я скажу тебе несколь­ко слов, а ты постарайся их запомнить в том же порядке.Слушай: рыба, печать, дрова, рука, дым, ком». Ребенокповторяет. При неудачном воспроизведении тест повто­ряется до четырех раз. После чего проводится гетероген­ная интерференция (3—5 минут). Таковой может служитьтаблица умножения, попеременное вычитание из 30 то1, то 2 и т.д. Далее экспериментатор спрашивает: «Какиеслова мы запоминали?» Ребенок отвечает. Нормативы эф­фективности выполнения теста такие же, как и в преды­дущем, но в качестве обязательного добавляется условиеудержания эталонного порядка слов.
Рассказ. Инструкция: «Слушай короткий рассказ ипостарайся его пересказать как можно точнее». Экспери­ментатор рассказывает, ребенок повторяет. При неполномпересказе обязательны наводящие вопросы для оценки про­дуктивности пассивной и активной памяти ребенка. На­пример, рассказ Л.Н. Толстого «Галка и голуби»: «Галкауслыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась в бе­лый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали иприняли. Но она не выдержала и закричала по-галочьи.Голуби ее узнали и выгнали. Тогда она вернулась к своим.Но те ее тоже не признали и выгнали».
^ Для исследования внимания можно использовать таб­лицы Шульта и Анфилова—Крепилина, тест Тулуз—Пье-рона.
Таблица Шульта. Инструкция: «Найди цифры от 1ло 15. Найди красные цифры от 15 до 1». Нарушение кон­центрации внимания может быть связано с дисфункци­ей лобных отделов мозга.
Таблица Анфилова—Крепилина. Инструкция: «Вы­черкивай во всех строчках только букву А. Затем толькобуквы Е и И». Исследуется точность, прочность и рас­пределение внимания.
95

4. Конструктивный праксис. Исследование оптико-про­странственных действий, за которые ответственны темен-но-затылочные зоны мозга.

^

• Тест Денманна (до 7 лет). Перед ребенком кладетсячистый лист бумаги. Инструкция: «Нарисуй эти фигур­ки». Копирование выполняется сначала одной рукой. 3J-тем (на новом листе бумаги) — другой.

Рис. 3.3. Проекция прикосновенияРис. 3.4. Фигуры Денманна

S5

• Тест Тейлора (с 7 лет). Перед ребенком кладется фигура Тейлора и чистый лист. Инструкция: «Нарисуй такую же фигуру». Ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования экспери­ментатор меняет для последующего анализа рисунка (по порядку цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зе­леный, голубой, синий, фиолетовый). Развороты образца не допускаются; манипуляции с собственным листом бу­маги строго фиксируются. На всем протяжении экспери­мента психолог воздерживается от любых замечаний Вре­мя копирования фиксируется.

Рис. 3.5. Фигура Тейлора

Рис. 3.6. Фигура Рея-Осгеррпцй • По окончании копирования фигуры Тейлора ре­бенку предлагается скопировать фигуру Рея-Остеррниа другой рукой. Тест применим с 7 лет." Копирование изображений с поворотом на 180 граду­сов. Экспериментатор и ребенок сидят напротив друг дру­га, между ними лист бумаги. Экспериментатор рисует об­ращенного к себе схематического «человечка». Инструкция; «Нарисуй себе такого же "человечка", но так, чтобы ты видел свой рисунок, как я вижу свой». После того как ребе­нок выполнил первый этап задания, дается инструкция «А теперь у своего человечка я нарисую руку. Где будет рука у твоего человечка?» Если ребенок выполняет задание не­верно, ему объясняют его ошибки. Затем для копирования предлагается сложный треугольник. Инструкция: «Переверни к себе эту фигурку».

^ Исследование роли речи, регули­рующей движения, за которые ответственны лобные и лобно-височные зоны мозга.

Инструкция: «На один стук подними руку и сразу опу­сти. На два стука — не поднимай руку. Когда я подниму кулак, ты покажи мне палец, а когда я подниму палец, покажи мне кулак».

^

Развитие восприятия различной модальности (зритель­ное, пространственное, аудиальное, тактильное) создает основу для формирования познавательных процессов и речи

^

Зрительный гнозис (осознанное, адекватное восприя­тие информации)

Восприятие и узнавание предметов, обозначение их словом — функция средневисочных отделов левого полу­шария. Дифференцированное восприятие, вычленение су­щественных признаков, процесс сравнения, целостный образ-представление — функция средневисочных отде­лов левого полушария, затылочных и лобных зон мозга.* Дорисовывание до целого — исследование функций затылочных отделов, зоны ТРО и лобных отделов мозга.Исследуется восприятие предметных, реалистических изображений. Ребенку предлагается рассмотреть картин­ки. Инструкция: «Что здесь нарисовано?» Выясняется, нет ли у ребенка тенденции к инверсии (справа налево и/или снизу вверх) вектора восприятия.
86

87

  • Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения).
  • Химерные изображения. В случае если ребенок несразу видит подвоха, следует задать вопрос; «Это все?Все нарисовано правильно?»

Рис. 3.7. Предметные изображения

Пространственный гнозис

Понимание пространственного расположения стрелок на часах и связь их со временем (квазипространственные представления) обеспечиваются теменно-затылочными от­делами правого и левого полушарий. Узнавание простран­ственно-ориентированных цифр и букв — функция те­менно-затылочных отделов левого и правого полушарий.* Проба «Зеркальные буквы». Инструкция: «Покажи, какая из букв написана правильно».

Рис. 3.9. Химерные изображения

Б 1iM а ял м С п eTd ГК БРЬЫВ дбд кпнгткнн

КЛ ВЯ П ЕЗ 3£
Рис. 3.8. Фигуры ПоппельрейтераРис. 3. Ю. Правильные и зеркальные буквы • Проба «Слепые часы». Экспериментатор закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколь­ко времени показывают стрелки на «слепых часах». При выраженных затруднениях эталон открывается. Следует внимательно отнестись к упрочению в опыте ребенка вос­приятия часов именно в таком варианте.

Рис. 3.11. «Слепые часы»

Рис. 3.12. Рисунок к пробе Бентона • Проба Бентона. Ребенку показывают один из верх­них образцов, затем закрывают его и просят показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений обра­зец не закрывается и остается открытым для сравнения.

^

Сохранность схемы тела, понимание правого и левого в пространственных ощущениях и их ориентировке в про­странстве являются функцией теменных и теменно-заты-ючных отделов левого и правого полушарий.

  • Вербальная инструкция: «Покажи правой рукой стул,1евой рукой люстру».
  • Вербальная инструкция: «Раздели линией лист бума­ги на две части — левую и правую. Правую сторону отметькрасным крестиком, левую сторону — синим. На правойстороне листа нарисуй круги, а на левой — треугольники».
  • Вербальная инструкция: «Назови этот палец, те­перь этот и т.д.».

^ Восприятие цвета и лица является функцией затылочных отделов преимущественно правого полушария (затылочные отделы левого полушария участвуют в назывании цвета).

  • Инструкция: «Назови цвета фигурок».
  • Инструкция: «Разложи все фигурки по цвету».
  • Самостоятельный рисунок. Ребенку предлагается не­ограниченный выбор цветных карандашей »фломастеров),простой карандаш, ручка. Анализируются топо югические.конструктивные и стилистические особенности рисункаправой и левой рукой. Ребенку предлагается (и правой, и7евой рукой) нарисовать цветок, дерево, дом. велосипед.

^ Узнавание неречевых звуков (шелест бумаги, шум дож-ля, поезда, звон ложечки о стакан), музыкальных и пе­сенных мотивов является функцией теменно-височных отделов правого полушария. Восприятие ритмов и их оцен­ка являются функцией верхневисочных отделов левого полушария. Ошибки воспроизведения: лишние удары — дисфункция теменно-височных отделов: персеверации — дисфункция заднелобных отделов, недостаточность уда­ров и замедленность — дисфункции афферентных сис­тем нижнетеменных отделов мозга.

  • Восприятие ритмов. Инструкция: «Сколько раз ястучу?» (2. 3, 4 удара.) Сколько сильных и сколько ела-"оых ударов я делаю?»
  • Воспроизведение ритмов. Инструкция: «Постучи,как я». Выполняется сначала одной, затем другой рукойпо образцу (2. 3. 3. 2. 3. 2 улара и т.д.).

91 • Воспроизведение ритмов по речевой инструкции: «Постучи два раза, затем три. Постучи два раза сильно, три раза слабо. Повтори еще раз то же самое. Постучи три раза сильно и один раз слабо. Повтори то же самое».

^

Память играет существенную роль в развитии мышле­ния, организации и мотивов поведения. В раннем детстве память заменяет мышление, а у подростков играет лишь вспомогательную роль в нем. При исследовании памяти у детей следует изучать способность к опосредованному за­поминанию (как зону ближайшего развития).

^

В случае дисфункции лобных отделов мозга наблюда­ются персеверации (навязчивое, цикличное повторение одних и тех же движений, мыслей, переживаний, заст­ревание на звуке или слоге), контаминации и др. В случае дисфункции затылочных отделов мозга — смешение фо­новых и стимульных картинок.

N

D X Q

Рис. 3.13. Шесть фигур (варианты)

  • «Шесть фигур». Перед ребенком на 10—15 секунд вык­ладывается набор из шести фигур. Инструкция: «Посмот­ри внимательно на эти фигурки и постарайся их запом­нить как можно точнее». Затем эталонный ряд убирается,и ребенок рисует то, что запомнил. При недостаточномвоспроизведении эталон предъявляется еще раз. После этогозакрывается и эталон и то, что нарисовал в первый разребенок; весь ряд рисуется заново. При необходимости этапроцедура повторяется четыре раза. Нормативным являет­ся точное изображение всего ряда с третьего раза. Проч­ность хранения зрительной информации исследуется че­рез 20—25 минут без дополнительного предъявленияэталона. Инструкция: «Помнишь, мы запоминали с тобойфигурки? Нарисуй их еще раз». Нормативом считаются двеошибки (забывание двух фигур, их неверное изображе­ние, утрата порядка).
  • В другой раз ребенку предлагается для запоминанияновый ряд из шести фигур с той же инструкцией: он дол­жен воспроизвести их другой рукой. Требуется только одновоспроизведение; после этого через 20—25 минут иссле­дуется прочность их запоминания. Этот вариант теста по­зволяет сравнить между собой межполушарные различияв сфере зрительной памяти.

• Сюжетная картинка «Лето». Перед ребенком на20 секунд кладется картинка. Инструкция: «Рассмотривнимательно всю картинку и постарайся запомнить, какбы сфотографировать ее». После чего эталон убирается,и ребенку задаются вопросы: Какое время года на кар­тинке? Сколько там человек? Что происходит здесь? (ука­зывается левый нижний угол). Там нарисован пруд; чтонаходится в пруду и рядом с ним? Какие еще животныеи растения есть на картинке? Кто чем занимается? Гдена картинке заяц и птица с гнездом? (отмечается крес­тиком на чистом листе бумаги).Прочность хранения организованной по смыслу зри­тельной информации исследуется через 20—25 минут. Перед ребенком кладется чистый лист. Инструкция: «По­мнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне ее; можно схематически, можно просто ставить крести­ки и очертить границы той или иной фигуры или фраг­мента».

92

^

Рис. 3.14. Картинка «Лето»

Слухоречевая память

При поражении средних отделов коры левой височ­ной зоны мозга возникает ретроактивное торможение. На­рушение непосредственного запоминания говорит о дис­функциях глубинных структур мозга.• «Две группы по три слова». Инструкция: «Повтори за мной: дом, лес, кот». Ребенок повторяет. «Повтори еще слова: ночь, игла, пирог». Ребенок повторяет. Затем экс­периментатор спрашивает: «Какие слова были в первой группе?» Ребенок отвечает. «Какие слова были во второй группе?» Ребенок отвечает. Если ребенок не может разве­сти слова по группам, задают вопрос: «Какие вообще были слова?» При неполноценном выполнении задания оно воспроизводится до четырех раз. После этого проводится гетерогенная интерференция (3—5 минут). Таковой мо­жет служить, например, счет от 1 до 10 и обратно, вы­читание, сложение и т.д. По окончании интерферирую­щего задания ребенка просят повторить, какие слова были в первой и- во второй группах. Нормативным считается непосредственное полноценное воспроизведение с тре-

тьего раза. Прочность слухоречевой памяти при отсрочен­ном воспроизведении слов считается нормативной, если сделаны две ошибки (например, забыты два слова, про­изведены замены на слова, близкие по звучанию или зна­чению, перепутано расположение слов по группам).

  • «Шесть слов». Инструкция: «Я скажу тебе несколь­ко слов, а ты постарайся их запомнить в том же порядке.Слушай: рыба, печать, дрова, рука, дым, ком». Ребенокповторяет. При неудачном воспроизведении тест повто­ряется до четырех раз. После чего проводится гетероген­ная интерференция (3—5 минут). Таковой может служитьтаблица умножения, попеременное вычитание из 30 то1, то 2 и т.д. Далее экспериментатор спрашивает: «Какиеслова мы запоминали?» Ребенок отвечает. Нормативы эф­фективности выполнения теста такие же, как и в преды­дущем, но в качестве обязательного добавляется условиеудержания эталонного порядка слов.
  • Рассказ. Инструкция: «Слушай короткий рассказ ипостарайся его пересказать как можно точнее». Экспери­ментатор рассказывает, ребенок повторяет. При неполномпересказе обязательны наводящие вопросы для оценки про­дуктивности пассивной и активной памяти ребенка. На­пример, рассказ Л.Н. Толстого «Галка и голуби»: «Галкауслыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась в бе­лый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали иприняли. Но она не выдержала и закричала по-галочьи.Голуби ее узнали и выгнали. Тогда она вернулась к своим.Но те ее тоже не признали и выгнали».

^ Для исследования внимания можно использовать таб­лицы Шульта и Анфилова—Крепилина, тест Тулуз—Пье-рона.

  • Таблица Шульта. Инструкция: «Найди цифры от 1ло 15. Найди красные цифры от 15 до 1». Нарушение кон­центрации внимания может быть связано с дисфункци­ей лобных отделов мозга.
  1. Таблица Анфилова—Крепилина. Инструкция: «Вы­черкивай во всех строчках только букву А. Затем толькобуквы Е и И». Исследуется точность, прочность и рас­пределение внимания.

95

теменно-заты-ючных отделов левого,узнавание простран ственно-ориентированных цифр,странстве являются функцией теменных,персеверации дисфункция заднелобных отделов,менно-затылочных отделов левого,копирования предлагается сложный треугольник,лобно-височные зоны мозга,адекватное восприя тие информации,замедленность дисфункции афферентных сис,секунд вык ладывается набор

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …