4. Развитие реализма в конце ХХ века. Понятие «неореализм». Творчество

4. Развитие реализма в конце ХХ века. Понятие «неореализм». Творчество
.
Неореализм – попытка соединить художественный опыт писателей-реалистов XIX века с постмодернистским мышлением человека конца XXI века. В. Маканин – один из крупнейших неореалистов. Ранняя проза писателя («Один и одна», «Голубое и красное», «Где небо сходилось с холмами», «Лаз»). Роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» — своеобразное обобщение творческого опыта В. Маканина. Специфика повествования. Образ Петровича. Специфика авторских ремарок в тексте. Три временных пласта в романе – настоящее время, аллюзии с образами из истории русской литературы, прошлое повествователя, запечатленное в воспоминаниях. Поэтика заглавий, эпиграфа. Критика о романе.

Феномен «женской прозы» в русской литературе: творчество Л. Петрушевской, В. Токаревой, М. Палей, О. Славниковой, С. Василенко, Н. Садур. Формирование нового типа героини и субъекта речи. Основные мотивы прозы Л. Петрушевской. Анализ романа «Казус Кукоцкого»: сюжет, композиция, пространственно-временная организация. Способы передачи «чужой речи» в романе. Сопоставление журнального и окончательного варианта заглавий.

Традиции в изображении войны. «Новый» герой военной прозы. «Веселый солдат» В. Астафьева. Специфика эпического события – две оценочных ситуации. Экзистенциальное и публицистическое начала романа А. Азольского «Диверсант». Развенчание стереотипных образов, разоблачение ложного пафоса, изображение войны с самой неприглядной стороны в произведениях В. Астафьева 1990-х годов: «Прокляты и убиты», «Так хочется жить», «Веселый солдат». Несколько символических уровней романа Г.Владимова «Генерал и его армия». Классические традиции при художественном осмыслении афганской и чеченской войн. Рассказы В. Дегтева.
.
Социально-психологическая и нравственно-этическая драма второй половины ХХ века, ее влияние на творчество современных драматургов. Композиция современных пьес, основанная на бессюжетности и алогичности. Углубление монолога как внутреннего диалога, основанного на конфликте персонажа с самим собой. Люди «дна» в современной драматургии. Роль Л. Петрушевской в развитии новой драмы. Одноактные пьесы драматурга «Темная комната». Чеховские реминисценции в современной драме: «Чайка» Б. Акунина, «Чайка спела» Н. Коляды, «Вишневый садик» А. Слаповского, «Оборванец» М. Угарова, «Остров Сахалин» Ереминой. Комедия и мелодрама – основные жанры современной драмы, жанровый синкретизм. «Свой язык» Н. Коляды. Образ адресата в пьесах Е. Гришковца. «Женская драматургия» (Н. Птушкина, К. Драгунская, О. Мухина, И. Исаева, Е. Садур и др.).
.
Классическая и авангардная традиции в современной русской поэзии. Возрождение «лирического субъекта» («исповедальность») и нарочитое устранение автора (установка на «чужое слово»). М. Эпштейн «Тезисы о метареализме и концептуализме». «Стахановец поэтического цеха» Д. Пригов. Приемы конструктивизма в поэзии Д. Пригова. «Каталожный» принцип поэзии Л. Рубинштейна. Поэма «Появление героя». Цитатность как черта стиля Т. Кибирова. Т. Кибиров и С. Гандлевский – представители «критического сентиментализма» (С. Гандлевский), который находится между метареализмом (чересчур «возвышенным») и концептуализмом (нарочито сниженным). Философский и стилевой аспекты метареализма. Ирония – доминантная черта стиля А. Еременко. Расширение смыслового поля стихотворения в поэзии И. Жданова. Лирическое со-переживание, элегическая проникновенность и нестрого-неторопливое философствование в поэзии А. Парщикова. «Орден куртуазного маньеризма». Основные темы современного верлибра. Поэзия Г. Айги. Современная песенная поэзия.

«Свое» и «чужое слово» в стихотворении Д. Пригова «Здеь жили турки, генуэсцы…».
Осмысление специфики лирического субъекта. Функция анаколуфа в тексте. Аллюзия, цитация, реминисценция как основные способы включения «чужого» слова в постмодернистский текст. Понятия «эстетическое», «эстетство», «эстетизм». Смысл заглавий рассказов Т. Толстой. Выбор субъекта речи. Претенциозность – один из главных признаков рассказчицы (цитации, реминисценции, склонность к сентенциям). Эпатаж в постмодернистской эстетике. Система персонажей. Стереотипы человеческого сознания — основные персонажи пьесы. «Мужская зона» Л. Петрушевской и «Зона» С. Довлатова. Эстетическая установка, заключенная в авторском обозначении возможного жанра. Система персонажей. Сюжет. Пафос пьесы. Смысл заглавия повести. «Кавказский пленник» А. С. Пушкина, М. Лермонтова, Л. Н. Толстого и повесть В. Маканина. Составление мотивных цепочек каждого произведения. Реминисценция (в том числе мотивная) как черта стиля писателя. Функция авторских ремарок. Образ главной героини и идея преемственности. Поэтика заглавия. Характерные признаки изображаемой эпохи. Грамматические формы прошедшего, настоящего и будущего времени. Субъект речи в эпизодах с грамматическим настоящим.

Занятие проводится в форме конференции по проблеме анализа одного стихотворения. При подготовке к занятию студенты анализируют любое стихотворение поэта. Анализ может быть имманентным либо выходящим за пределы конкретного текста.
Понятие «лирическая проза»: особенности пространственно-временной и субъектной организации. Проблема «точки зрения» в рассказе М. Тарковского «Ложка супа». Лирическое и эпическое в рассказе.
.
Занятие проводится в форме дискуссии. Курс делится на две группы, которые условно можно назвать «обвинители» и «защитники».

Самостоятельное изучение темы «Иронический реализм».
Х семестр
Литература русского зарубежья
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
1. Три этапа русской эмиграции. Литературная, культурная и общественная жизнь русского зарубежья (1920-е – 1990-е годы). Проблематика литературы трех волн русской эмиграции.Исторические причины эмиграции 1920-1930-х гг. Зарубежная Россия – "Россия в миниатюре" (З. Гиппиус).Отражение политического многообразия русской диаспоры (от монархистов до эсеров и анархистов) в периодике и литературной полемике ("Последние новости", "Возрождение", "День"). Своеобразие литературного процесса в европейских и восточных диаспорах: Берлин – центр русской эмиграции 1918-1923 гг. Попытки слияния двух потоков русской литературы (диаспоры и метрополии) в берлинских изданиях. Париж – центр русской литературной жизни эмиграции в 1923-1940-х гг. Литературные объединения "Зеленая лампа" и "Союз молодых поэтов". Журналы "Современные записки" и "Числа" как основные издания старшего и младшего поколений первой волны эмиграции. Влияние европейской культуры на русских писателей. Тема России в творчестве русских писателей-эмигрантов (И. Бунин, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ю. Терапиано, Г. Адамович и др.). Тема утерянного рая в автобиографическом романе И. Шмелева "Лето Господне", повести А. Толстого "Детство Никиты", А. Куприна "Юнкера".Осмысление причин и итогов революции (Р. Гуль, М. Осоргин, М. Алданов и др.).Историческая проза о деятелях русской культуры (М. Цетлин, Н. Берберова). Экзистенциальное осмысление жизни (И. Бунин, Б. Поплавский, Г. Газданов и др.).Жизнь эмиграции в ее различных проявлениях: от драматического (В. Ходасевич, И. Одоевцева) и бытового (Н. Берберова) до юмористического (А. Аверченко, Тэффи).Причины послевоенной эмиграции (1940-1960-х гг). Основная проблематика творчества писателей второй волны русской эмиграции: трагизм и политическая тематика первых произведений писателей послевоенной диаспоры. Тема преодоления страха и духовного освобождения человека в творчестве писателей послевоенной эмиграции. Постепенный переход к философской проблематике и обретению убежденности в жизни. Изображение трагедии ХХ века в сборниках И. Елагина "По дороге оттуда" и "Отсветы ночные". Тема искусства и художника, способного обрести гармонию в мире, в позднем творчестве поэта. Выражение любви к родине в стихотворениях "Мне незнакома горечь ностальгии", "Привыкли мы всякую ересь…", "Чучелом в огороде". Символ звезды как составляющая стихов поэта. Соединение эстетики реализма и футуризма в поэзии И. Елагина. Многообразие ритмики.Литературная эмиграция 1960-1990-х годов. (Третья волна). Дискуссии о существовании третьей волны русской литературной эмиграции. Характерные особенности писателей третьей (брежневской) волны эмиграции. Новое определение литературы третьей волны эмиграции – "русская литература периода изгнания". Художественные процессы в эмигрантской литературе третьей волны: разрушение больших эпических структур, изменение привычных жанровых форм, создание особых форм образности, поиски новых языковых средств. Два основных направления прозы третьей волны: "традиционный реализм", с одной стороны, "гротеск и абсурд" – с другой. Продолжение и обновление реалистических традиций XIX века А. Солженицыным, Г. Владимовым, В. Некрасовым, В. Максимовым и др.Отражение в поэзии третьей волны формирования отчетливого комплекса личной бытийной и творческой ответственности – в противовес корпоративной. Предельно индивидуальный опыт постижения мировой культуры и человеческого бытия поэтами третьей волны. Поэтическая речь и родной язык как объединяющее начало поэтов Н. Коржавина, Н. Горбаневской, И. Ратушинской, Ю. Кублановского, А. Цветкова, И. Бродского.

Религиозные мотивы в творчестве И. Шмелева. Конец света и противостоящая ему идея любви и единого для всех людей Бога в романе "Солнце мертвых". Утверждение красоты Божьего мира и человека в повести "Богомолье". Тема обретения духовного рая в романе "Лето Господне". Композиция романа. Совпадение художественного и религиозного времени. Образы русских праведников и мирских людей. Изображение становления православного сознания ребенка. Фольклорные образы и религиозная символика.Поиски Б. Зайцевым христианского идеала в повести "Преподобный Сергий Радонежский". Мастерство развития сюжета. Традиционная типология героев. Мастерство Б. Зайцева-пейзажиста. Традиции классической поэзии в творчестве В. Ходасевича. Влияние поэзии Г. Державина. Ф. Тютчева, Е. Баратынского на творчество В. Ходасевича. Использование классических жанров (стансы, послания, притчи, раздумья).Изображение противоречивого бытия в формах классической поэзии (сб. "Путем зерна"). Композиционное мастерство, активизация интертекстуальных возможностей стихотворений в сборнике "Европейская ночь". Пушкиноведческая деятельность Ходасевича. Книга "О Пушкине". Проза Ходасевича. Общая характеристика повести "Державин". Ходасевич – мемуарист истории литературы. Сборник "Некрополь".

А. Несмелов – один из крупных художников слова русского зарубежного Востока. Роль и место А. Несмелова в литературной жизни дальневосточной эмиграции. Критика либерализма и слабости русской монархии как причины революции (сб. "Без России" и "Полустанок"). Религиозные темы в сб. "Белая флотилия". Трагедия русской эмиграции, теряющей национальные корни. Традиции С. Есенина и В. Маяковского (краски, метафоры) в поэзии А. Несмелова. Сочетание в рассказах Тэффи иронии и юмора с любовью к своим персонажам. Оптимистически-юмористическое восприятие жизни. ("Ке фер?", цикл "Городок", "Доктор Коробко"). Типология героев Тэффи: мечтатели-романтики ("Поручик Каспар"); дети, воспринимающие мир как красоту ("Красота", "Где-то в тылу" и др.); эгоисты-пошляки ("Майский жук", "Ливезе Чан"). Комизм ситуаций и смешная наивность большинства героев Тэффи. Точные образы-характеристики; говорящие фамилии, не соответствующие характерам персонажей; мастерство воссоздания и индивидуальности речи.Автобиографическая книга Тэффи "Воспоминания". Жанровое своеобразие книги. Авторская позиция. Композиционные особенности книги. Роль диалога, бытовых сцен.

Политические мотивы в раннем творчестве Н. Моршена. (Общая характеристика сб. "Тюлень"). Оптимистическое восприятие жизни в сборнике "Двоеточие". Поиски внутреннего смысла слова и тема поэзии в сборнике "Эхо и зеркало", в цикле "Умолкший жаворонок". Воплощение идеала жизни в ст. "О звездах". Художественное своеобразие поэтики Моршена: четкий повтор ударений, создающий динамику стиха; олицетворения, метафоры, неологизмы; фонетические повторы внутри одной строки или строфы. Поэзия И. Бродского эмигрантского периода. И. Бродский "русскоязычный поэт, англоязычный эссеист, гражданин Соединенных Штатов". (И. Бродский). Сознательный выбор поэтом двойной – русской и английской – культурной родословной. Утверждение поэтом уникального статуса личности художника в конце ХХ века: фигуры общечеловеческой, а не только национальной значимости; утверждение превосходства искусства над географическими границами, политическими системами и художественными устоями. И. Бродский – нобелевский лауреат. Книги стихов "Часть речи" и "Конец прекрасной эпохи". Трагический характер мировосприятия. Предчувствие мировой катастрофы ("Второе Рождество на берегу"). Осознание экзистенциального одиночества, временности человеческого существования ("Натюрморт") и суетности всего земного ("Письма римскому другу"). Проблема соотношения времени и языка в книге стихов "Урания". Благословение жизни в стихотворении "Я входил вместо дикого зверя в клетку". Развитие этих тем в книге "Пейзаж с наводнением".Особенности поэтики Бродского. Архаичность языка и новаторство поэтической техники, трагический пафос и ирония, классический ритм стиха. Усложненность поэтического синтаксиса. Чеховско-зощенковская традиция видеть многосторонность людей и жизни в творчестве С. Довлатова. Герои С. Довлатова – воплощение человеческих недостатков и благородства. ("Филиал", "Иностранка", "Наши"). Автобиографическая основа рассказов С.Довлатова. Возведение юмористических, абсурдных ситуаций к философскому осмыслению жизни ("Чемодан", "Компромисс", "Заповедник"). Своеобразие позиции автора: самоирония и одновременно драматизм повествования. Зоркость к коллизиям и деталям, в которых запечатлевается абсурдность бытия ("Зона"). Ориентация писателя на устную речь. Традиции анекдота как внелитературного жанра в творчестве Довлатова. Микроновелла, хронологически развивающееся действие. Обилие образов, представляющих самые разные слои советского и эмигрантского общества ("Ремесло"). Артистичное владение словом: его насыщенность смыслом, многогранность, выразительность и оценочность.

Развитие "производственной" темы в повести "Большая руда" (1961). Передача особенностей мировосприятия, душевных переживаний поколения "шестидесятников" – "Повесть о караульной собаке". "Верный Руслан". Обращение писателя к лагерной теме. Особенности повествования. Образ собаки Руслана. Тема трагедии ложно понятого долга. Функция эпиграфа в повести.Ориентация писателя на реалистическое эпическое повествование в романе "Генерал и его армия" (1994). Толстовские традиции в романе. Тема единства народа, сохранение его нравственной целостности. Актуальность поднимаемых автором проблем: нравственной ответственности человека за свои поступки, противостояние индивида и массы, государства и личности, свободы и зависимости. Антитеза как характерный поэтический прием Владимова. Функция диалога, авторского комментария, художественного подтекста.

Поэтика импрессионизма в мемуарном цикле Б. Зайцева «Москва».
Взаимодействие жанровых форм как способов воспроизведения атмосферы жизненного уклада начала ХХ века. Повествователь и автобиографический герой и их роль. Циклизация как принцип композиции. Способы лиризации повествования.
Сюжетно-композиционная организация романа как способ передачи авторской мысли о роли ключевой нравственной категории бытия – памяти. Особенности художественного воспроизведения национального уклада жизни конца XIX века. Классификация художественных образов, приемы их создания. Языковое мастерство И. Шмелева в романе.
Особенности мироощущения К. Бальмонта. Лирический герой сборника стихов «Марево» («Прощание с древом», «Узник», «Звук», «Просветы»). Тема трагического одиночества, противостояния поэта и мира. Философское осмысление мира и человека в сборнике «Моё – ей». Эволюция лирического героя («Она», «Капля», «Полдень», «Ресницы»). Тема предназначения поэта в сборнике «В раздвинутой дали». Национальные черты лирического героя в стихах «Здесь и там», «Я русский», «Я», «Осень». Тема Родины. Своеобразие поэтического языка (ритмика, лексика, синтаксис). Своеобразие звукового фона и его роль в передаче характера лирического переживания. Лексические средства выразительности и их взаимосвязь с композиционными приемами. Ритмика, интонационные особенности цикла. Смысл названия романа. Жанровое своеобразие произведения. Судьба народа и судьба человека как центральная проблема романа. Судьба биографического автора – одна из сквозных сюжетных линий романа. Своеобразие поэтического языка. Своеобразие авторской позиции в повести. Условно-притчевое построение сюжета и системы образов. Место образа верного Руслана в художественной концепции повести. Цели прямого «вторжения» авторской речи в текст. Символика как средство выражения авторской позиции. Роль эпиграфа в повести. Своеобразие поэтического языка Г. Владимова. Автобиографическая основа рассказов С. Довлатова. Своеобразие позиции автора: самоирония и драматизм повествования. Традиции анекдота в цикле. Мастерство С. Довлатова в создании характера. Своеобразие поэтического языка С. Довлатова Философское осмысление мира и человека в лирике И. Бродского. Образ лирического героя. Возрождение И. Бродским жанра элегии («Римские элегии»). Своеобразие поэтического языка. Ритмико-интонационный строй оды И. Бродского «Осенний крик ястреба».Жанр авторской песни-стиха в творчестве А. Галича. Тяготение А. Галича к глубокому историческому, нравственному, философскому осмыслению действительности («Ошибка», «Старательный вальсок», «Когда я вернусь»). Экспрессивность поэтического языка.

Студенты должны знать:
специфику литературного процесса ХХ века;
закономерность и эволюцию литературы ХХ века;
основные направления, течения, школы ХХ века;
личные и творческие биографии крупнейших художников слова изучаемой эпохи;
своеобразие художественного стиля основных представителей литературы ХХ – начала ХХI веков;
содержание основных критических работ по изучаемому курсу;
классические традиции и их влияние на литературный процесс ХХ-XXI вв.;
значение итогов параллельного развития двух литературных процессов: отечественного и литературного зарубежья.
Студенты должны уметь:
соотносить творчество писателя (поэта) с эстетической программой течения (школы), которую он разделял;
анализировать произведение с учетом стилевых особенностей направления (течения, школы);
сопоставлять произведения разных периодов творчества одного автора, произведения разных авторов, разделяющих принципы одной или разных эстетических программ;
по предложенному эпизоду определять стиль литературного направления (течения, школы), стиль автора;
определять авторский замысел и способы его реализации;
использовать теоретико-литературные знания при анализе конкретного произведения;
работать с научной литературой, конспектировать, реферировать, составлять библиографический список;
развивать поэтическое чутье.

а) Рубежный (текущий) контроль
VII семестр
Русская литература рубежа XIX-XX веков
Очная форма обучения
Конспектирование литературных манифестов
Д.С. Мережковский. Из книги "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". (С. 369)В.Я. Брюсов. Ключи тайн. (С. 375)Пощечина общественному вкусу. (С. 500)Из сборника "Садок судей". (С. 501)А. Крученых. Слово как таковое. (С. 502)Н.С. Гумилев. Наследие символизма. (С. 467)С.М. Городецкий. Некоторые течения в современной русской поэзии. (С. 469)М. Кузьмин. О прекрасной ясности. (С. 473)
Письменная работа (реферат)
Современные проблемы изучения русской литературы «серебряного века».
Русский реализм начала ХХ века в современных исследованиях.
Сонеты И.Бунина: своеобразие поэтической формы.
Загадки русской души в прозе И. Бунина.
Тема любви и смерти в творчестве И. Бунина.
Мир природы в творчестве И. Бунина.
Слово И. Бунина: изобразительные и выразительные начала.
Особенности психологического анализа в прозе А.И. Куприна.
Концепция любви в творчестве А.И. Куприна.
Пейзажная живопись в произведениях А.И. Куприна.
Три поединка в повести А.И. Куприна «Поединок».
«Сверхчеловек» Ницше и герой романтических рассказов М. Горького.
Реалистическое и романтическое в рассказах М. Горького 90-х гг. XIXв.
Ремарки в структуре горьковских пьес.
Проблема финала в драматургической поэтике М. Горького.
Драматургия М. Горького и А.П. Чехова (сопоставительный анализ – произведения по выбору).
Экзистенциальные (пограничные, трагические, катастрофические) ситуации в рассказах Л.Н. Андреева.
Евангельские мотивы в творчестве Л. Андреева.
Драматургия Л. Андреева и М. Горького (сопоставительный анализ – произведения по выбору).
Вересаевская сага о русской интеллигенции: «Без дороги», «Поветрие», «На повороте», «К жизни», «В тупике».
«Мистическое содержание» в лирике Д. Мережковского.
Тема города в циклах В. Брюсова «Urbi et orbi» и «Распутья», «Город» А.Блока.
В.Брюсов – мэтр русского символизма.
Поэтические мифы Ф. Сологуба.
Поэтика «мгновения» (красоты, стихий) в творчестве К. Бальмонта.
Человек, Любовь и Смерть в лирике З. Гиппиус.
«Кипарисовый ларец» И.Анненского: структура и концепция.
«Книги отражений» И.Анненского: философия творчества.
Тема поэта и поэзии в творчестве Вяч. Иванова.
Лирика любви Вяч. Иванова.
«Стихи о Прекрасной Даме» А.Блока– «… попытка воплощения сверхвременного видения в формах пространства и времени» (А. Белый).
Словотворчество В.Хлебникова.
Фольклорно-мифологические формы в творчестве В. Хлебникова.
Народно-карнавальная основа дореволюционного творчества В. Маяковского.
Библейские образы и мотивы в раннем творчестве В. Маяковского.
Эгофутуризм Игоря Северянина.
Тема Родины в циклах «На поле Куликова» А. Блока и «Россия» А. Белого.
Первая мировая война в лирике А. Блока (З. Гиппиус, Н. Гумилёва, А. Ахматовой, В. Маяковского).
Лирический пейзаж А. Блока.
Символика цвета в лирике А. Блока (А. Белого)
Образ Петербурга в лирике А. Блока (А. Белого, А. Ахматовой, В. Маяковского).
Образ поэта в лирике А. Белого («Золото в лазури», «Пепел», «Урна»).
Эпиграфы в структуре романа А. Белого «Петербург».
Пространство и время в романе А. Белого «Петербург».
Идея пути поэта (странничества) и проблема времени в дореволюционной лирике М. Волошина.
Тема любви в цикле М. Волошина «Amori amara sacrum».
Книги стихов «Сети», «Осенние озера», «Вожатый» М.Кузмина как поэтический дневник.
Идеал и современность в лирике Н. Гумилёва.
Тема любви в дореволюционной лирике А. Ахматовой.
Психологизм лирики А. Ахматовой.
Человек и мир в ранней лирике О. Мандельштама.
Жанр элегии в лирике В. Ходасевича.
Заочное отделение.
Выполнение контрольной работы. Темы контрольных работ:
Пушкинская тема в творчестве А. Ахматовой.
Пушкинская тема в творчестве М. Цветаевой.
Пушкинская тема в творчестве И. Северянина и В. Маяковского.
Литературный портрет Д. Бедного.
Люди "дна": характеры и судьбы (по пьесе М. Горького "На дне").
Мир капитализма в романе М. Горького "Фома Гордеев" и романе Ю. Полякова "Небо падших".
Изображение русско-японской войны в произведениях В. Вересаева.
Стихотворение И. Бунина "Крещенская ночь" (восприятие, истолкование, оценка).
Тема "естественного человека" в произведениях А. Куприна "Олеся", "Листригоны".
Тема Петербурга, Петрограда, Ленинграда в творчестве А. Ахматовой.
Мир капитализма в повести А. Серафимовича "Город в степи".
Женские образы в романе М. Горького "Фома Гордеев".
Композиция рассказа А. Серафимовича "Пески".
Какова роль Сатина в пьесе Горького "На дне".
Функция цветописи в повести И. Бунина "Деревня".
Романтическое наследие Горького 90-х годов (анализ 5-6 рассказов).
Анализ аллегорической поэмы Горького «Девушка и смерть».
Поэтическое мастерство ранних романтических рассказов Горького.
Связь ранних романтических рассказов Горького с устным народным творчеством.
Герой «босяцких» рассказов Горького (анализ 4-5 рассказов).
Образы женщин в рассказах о «босяках».
Приемы создания главного героя романа Горького «Фома Гордеев».
Женские образы романа «Фома Гордеев».
Конфликт, герои пьесы Горького «Мещане».
Проблема народа и интеллигенции в пьесах Горького «Дачники», «Дети солнца».
Споры о человеке в пьесе «На дне».
Оценка творчества Горького современниками литературоведами (5-6 работ, статьи)
VIII семестр
Русская литература 1920-1940-х гг. XX века.
Очное отделение.
Задание № 1. «Духовное здоровье общества определяется не степенью его сегодняшнего благосостояния, а степенью его реального ощущаемого движения к добру и правде». Ф. Искандер
Покажите ваше понимание обозначенной автором проблемы в конкретном литературном произведении (на примере текстов по выбору).
проверить усвоение программы курса, навыки самостоятельного анализа художественного текста.
Форма текущего контроля: письменная исследовательская работа студента.
Форма проверки: собеседование, проверка письменных работ.

Цель работы: проверить усвоение программы курса, навыки самостоятельного анализа художественного текста.
Форма текущего контроля: реферат.
Форма проверки: защита реферата.
Проблема «выломившегося» человека в прозе и драматургии Горького.
Революция глазами писателей начала века.
Тема революции и гражданской войны в произведениях писателей 20-30-х годов.
Человек в революции: рождение или гибель? (По произведениям русской литературы 20-30-х годов).
Героическая личность в русской литературе 20-30-х годов.
Возвращение поэтов «серебряного» века.
Тема Петра Первого в русской литературе.
Особенности публицистики А. Толстого в годы Великой Отечественной войны.
«Я хочу быть понят моей страной…» (В. Маяковский).
Истоки жизненных и творческих противоречий С. Есенина после Октября.
Театральный мир М. Булгакова.
Функция ретроспекции в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Сатира М. Булгакова.
Жанровое своеобразие романа А. Платонова «Чевенгур».
М. Пришвин как фольклорист и этнограф. (В краю испуганых птиц).
М. Пришвин – мастер рассказа-миниатюры.
Природа в жизни и творчестве М. Пришвина.
18. Сатирическая драматургия В. Маяковского.19. Сатира М. Зощенко.20. Творчество «новокрестьянских» поэтов: С. Клычкова, П. Орешина.21. Образ Москвы в поэзии М. Цветаевой.
Заочное отделение.
Задание № 1. Представить разработку одной из тем, предложенных в списке:
: проверить усвоение программы курса, навыки анализа художественного текста.
Форма текущего контроля: контрольные работы.
Форма проверки: проверка контрольных работ, их рецензирование.
События первых лет революции в оценке А. Блока, М. Горького, В. Короленко.
Жанр литературного портрета в послереволюционном творчестве М. Горького.
Художественное своеобразие пьесы М. Горького "Васса Железнова".
М. Пришвин – мастер философской прозы.
Эволюция образа Петра I в творчестве А. Толстого.
Антифашистская публицистика А. Толстого.
Художественное осмысление исторических событий эпохи в лирике А. Ахматовой.
Тема Мольера в творчестве М. Булгакова.
Художественное своеобразие решения темы гражданской войны в романе М. Булгакова "Белая гвардия".
Своеобразие композиции романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Своеобразие сатиры М. Булгакова.
Образ Москвы в лирике М. Цветаевой.
Образ национального поэта в творчестве М. Цветаевой.
Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского.
Сатира В. Маяковского.
Стихи В. Маяковского для детей.
Фольклорные мотивы в творчестве С. Есенина.
Роман А. Фадеева "Разгром" в контексте литературы 20-х годов.
Проблема личности в обстоятельствах революции и гражданской войны в романе М. Шолохова "Тихий Дон".
Особенности сатиры М. Зощенко.
IX семестр
Русская литература 1950-1980-х гг. XX века
Очное отделение
Задание № 1. Составить библиографический список книг и статей, посвященных творчеству Ф. Абрамова. Сделать реферативный обзор 3-4 работ.
: проверить овладение навыками самостоятельного мышления, структурирования материала, культуры оформления библиографических источников.
Форма текущего контроля: письменная работа.
Форма проверки: проверка письменных работ, собеседование.
Задание № 2. Произвести анализ фрагмента текста из повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» (судьба «царского лиственя»).
: проверить овладение навыками самостоятельного анализа художественного текста.
Форма текущего контроля: письменная контрольная работа.
Форма проверки: индивидуальная проверка работы на собеседовании.
Заочное отделение
Задание № 1. Представить разработку одной из тем, предложенных в списке:
: проверить усвоение программы курса, навыки анализа художественного текста.
Форма текущего контроля: контрольные работы.
Форма проверки: проверка контрольных работ, их рецензирование.
1. Философская лирика Б. Пастернака.2. Национальный характер в поэме А. Твардовского «Василий Тёркин».3. Литературные позиции В. Астафьева в публицистической книге «Зрячий посох».4. Художественное осмысление темы Великой Отечественной войны в русской литературе.5. Тема человека и природы в творчестве писателей II-ой половины ХХ века (В. Астафьев «Царь–рыба»).6. Художественное осмысление жизни русской деревни в творчестве В. Белова («Привычное дело»).7. Нравственный выбор в повести Леонова «Евгений Иванович» и приемы его создания.8. Нравственная проблематика рассказов В. Шукшина.9. Судьба народа и судьба человека в творчестве А. Солженицына (произведение на выбор).10. Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Астафьева.11. Функция диалога в рассказах С. Довлатова.12. Лагерная тема в русской литературе.13. Психологический конфликт в повести В. Распутина «Живи и помни».14. Приемы создания характера в рассказе М. Шолохова «Судьба человека».15. Мемуарная проза И. Одоевцевой («На берегах Невы»).16. Гражданская лирика Е. Евтушенко.
Темы контрольных работ
для студентов 4 курса ОЗО
Приемы создания образа Тёркина в поэме А. Твардовского «Василий Тёркин».
Драматургия периода Великой Отечественной войны.
Своеобразие военной темы в повести В. Астафьева «Пастух и пастушка».
Своеобразие решения темы Великой Отечественной войны в повестях В. Быкова.
Общечеловеческие проблемы в повести В. Распутина «Последний срок».
Функция фольклорных и символических образов в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой».
Тема человека и природы в повести В. Астафьева «Царь-рыба».
Художественное осмысление жизни русской деревни в творчестве В. Белова («Привычное дело»).
Нравственный выбор в повести Л. Леонова «Евгения Ивановна».
Нравственная проблематика рассказов В. Шукшина.
Образная система романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» и ее значение в идейно-художественной структуре произведения.
Лагерная тема в русской литературе (на выбор).
Авторская песня в литературе второй половины ХХ века.
Гражданский пафос в лирике Е. Евтушенко.
Многообразие тем в стихах-песнях В. Высоцкого.
Смысл названия пьесы А. Вампилова «Старший сын».
Особенности художественной публицистики периода Великой Отечественной войны.
Тема Родины в творчестве поэтов «тихой лирики».
«Возвращенная» литература (авторы и произведения по выбору).
Проблема национального характера в повести Ф. Абрамова «Деревянные кони».
Х семестр
Русская литература рубежа ХХ-XXI веков
Задание №1.Сопоставьте стихотворения с учетом эстетических принципов литературного направления, к которому принадлежали поэты.
Задание №2.
Составьте библиографический список книг и статей, посвященных творчеству одного из современных авторов (по выбору). Сделайте реферативный обзор 3-4 работ.
Задание №3.
Проанализируйте эпизод драматического произведения по плану (произведение и эпизод – по выбору студента).
Задание №4.
Напишите рецензию на любимую современную повесть (роман)
Х семестр
Литература русского зарубежья
Очное отделение.
Задание № 1. Представить разработку одной из тем, предложенных в списке:
Цель работы: проверить усвоение программы курса, овладение навыками самостоятельного анализа художественного текста.
Форма текущего контроля: реферат.
Форма проверки: защита рефератов.
Фольклорные образы и религиозная символика в романе И. Шмелева "Лето господне".
Приемы создания образа Сергия в повести Б. Зайцева "Преподобный Сергий Радонежский".
В. Ходасевич – мемуарист и историк литературы (сб. "Некрополь").
Традиции С. Есенина и В. Маяковского в творчестве А. Несмелова.
Тема искусства и художника в творчестве И. Елагина.
Функции метафоры в поэзии Н. Моршена.
Философско-юмористическая проза Тэффи.
Дискуссии о существовании третьей волны русской литературной эмиграции.
Анализ стихотворения И. Бродского "На смерть Жукова".
И. Бродский – эссеист и переводчик.
Проза С. Довлатова. Жанр рассказа.
Философское осмысление жизни в цикле "Чемодан" С. Довлатова.
Особенности психологизма в повести Г. Владимова "Верный Руслан".
Традиции Л. Толстого в романе Г. Владимова "Генерал и его армия".
Взаимодействие жанров в романе А. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ".
Образ автора в романе А. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ".
Анализ фрагмента рассказа И. Бунина "Чистый понедельник".
Роль писателей русского зарубежья в выработке новых художественных средств и приемов.
Жанр авторской песни в творчестве А. Галича.
Поэзия Н. Коржавина.
Творчество М. Цветаевой периода эмиграции.
Сатирическая проза А. Аверченко.
Жанр книги И. Бунина «Окаянные дни».
Творчество З. Гиппиус.
Творчество М. Осоргина.
Мемуарный жанр в творчестве Н. Берберовой («Курсив мой»).
Творчество А. Вертинского.
Задание № 2. Составить библиографический список книг и статей, посвященных творчеству писателя или поэта русского зарубежья (по выбору). Сделать реферативный обзор 3-4 работ.
проверить овладение навыками самостоятельной работы с литературными источниками, структурирование материала, культуры оформления библиографических источников.
письменные работы.
Форма проверки: проверка письменных работ, собеседование.
Заочное отделение.
Задание № 1. Составить библиографический список книг и статей, посвященных творчеству писателя или поэта русского зарубежья по выбору. Сделать реферативный обзор 3-4 работ.
проверить овладение навыками самостоятельной работы с литературными источниками, структурирование материала, культуры оформления библиографических источников.
письменные работы.
Форма проверки: проверка письменных работ, собеседование.
б) Итоговый контроль (очное и заочное обучение)
VII семестр
Русская литература рубежа XIX-XX веков
Вопросы к экзамену и материалы для подготовки
Своеобразие литературного процесса конца XIX начала ХХ века.
Хронологические границы периода. Ведущие тенденции общественного и художественного развития. Соотнесенность классических традиций и модернистских течений. Понятие серебряного века, художественного авангарда. Серебряный век в современном прочтении. Традиции русской психологической прозы в повестях А.И. Куприна, своеобразие любовной тематики. Жанровая специфика. Богатство проблематики. Система художественных приёмов.

Оцените статью
Добавить комментарий