4.2. Классификация стран по уровню экономического развития — 1. Мировая экономика и мировое хозяйство. 2

  • От :
  • Категории : Без рубрики

 

В зависимости от уровня валового национального дохода на душу населения страны делятся на несколько групп (по данным на 2003 год2):

1) с низкими доходами (годовой доход на душу населения не более $765) — всего 61 страна (табл.7);

2) со средними доходами (годовой доход на душу населения от $766 до $9385) — всего 92 страны (табл. 8 и табл. 9).

В свою очередь страны со средними доходами делятся на государства с доходами ниже средних (от $766 до $3035) и государства с доходами выше средних (от $3036 до $9385);

3) с высокими доходами (годовой доход на душу населения свыше $9386) всего 56 стран (табл.10).

Страны с низкими доходами (61)

Ангола Конго, Дем. Респ. Папуа-Новая Гвинея
Афганистан Конго, Респ. Руанда
Бангладеш Корея, Дем. Респ. Сан-Томе и Принсипи
Бенин Кот-д’Ивуар Сенегал
Буркина-Фасо Кыргызская Республика Соломоновы Острова
Бурунди Лаосская НДР Сомали
Бутан Лесото Судан
Вьетнам Либерия Сьерра-Леоне
Гаити Мавритания Таджикистан
Гамбия Мадагаскар Танзания
Гана Малави Тимор-Лесте
Гвинея Мали Того
Гвинея-Биссау Мозамбик Уганда
Замбия Молдова Узбекистан
Зимбабве Монголия Центральноафриканская республика Индия
Мьянма Респ. Йемен Непал
Чад Камбоджа Нигер
Экваториальная Гвинея Камерун Нигерия
Эритрея Кения Никарагуа
Эфиопия Коморские Острова Пакистан

^

Страны с доходами ниже средних (56)

Азербайджан Индонезия Самоа
Албания Ирак Свазиленд
Алжир Иран Сирия
Армения Кабо-Верде Суринам
Беларусь Казахстан Таиланд
Болгария Кирибати Тонга
Боливия Китай Тунис
Босния и Герцеговина Колумбия Туркменистан
Бразилия Куба Турция
Вануату Македония, БЮР Украина
Гайана Мальдивские Острова Фиджи
Гватемала Марокко Филиппины
Гондурас Маршалловы Острова Шри-Ланка
Грузия Микронезия Эквадор
Джибути Намибия Эль-Сальвадор
Доминиканская Республика Парагвай Югославия
Египет Перу Южная Африка
Западный берег и сектор Газа Российская Федерация Ямайка
Иордания Румыния

^

Страны с доходами выше средних (36)

Американское Самоа Латвия Санта-Люсия
Антигуа и Барбуда Ливан Саудовская Аравия
Аргентина Ливия Сейшельские Острова
Барбадос Литва Сент-Винсент и Гренадины
Белиз Маврикий Сент-Киттс и Невис
Ботсвана Майотт Словацкая Республика
Венгрия Малайзия Тринидад и Тобаго
Венесуэла Мексика Уругвай
Габон Оман Хорватия
Гренада Палау Чешская Республика
Доминикана Панама Чили
Коста-Рика Польша Эстония

^

Страны с высокими доходами (56)

Австралия Ирландия Объединенные Арабские Эмираты
Австрия Испания Андорра
Италия Остров Мэн Аруба
Каймановы Острова Португалия Багамские Острова
Канада Пуэрто-Рико Бахрейн
Катар Сан-Марино Бельгия
Кипр Северные Марианские Бермудские Острова
Кувейт Бруней Лихтенштейн
Слования Виргинские Острова (США) Люксембург
Соединенное Германия Макао (Китай)
Королевство Гонконг (Китай) Мальта
Соединенные Штаты Гренландия Монако
Америки Греция Нидерландские Антиль
Фарерские Острова Гуамские Острова Финляндия
Дания Нидерланды Франция
Израиль Новая Зеландия Французская Полинезия
Ирландия Новая Каледония Швейцария
Республика Корея Норвегия Швеция
Исландия Нормандские Острова Япония

Используемые Всемирным банком аналитические категории (стран с низкими, средними и высокими доходами) основаны на категориях заемщиков. Эти принципы деятельности были приняты еще три десятилетия назад, и при этом Банк руководствовался тем, что поскольку для более бедных стран следует устанавливать более выгодные условия получения кредитов от Банка, необходимо разработать методы сравнительной оценки экономических потенциалов. Валовый национальный доход (ВНД), являющийся широким показателем, считался наилучшим показателем экономического потенциала и экономического прогресса. В то же время, было признано, что ВНД сам по себе не является показателем благосостояния или эффективности развития. Поэтому основным критерием, используемым Банком для классификации стран, является ВНД в расчете на душу населения.Отнесение страны к той или иной группе в данной классификации открывает или закрывает ей доступ к:- финансовой и технической помощи;- льготному финансированию;- определенным видам кредитов;- займам по низким ставкам;- беспроцентным кредитам;- грантам.Исследователи Всемирного банка также договорились, что страны с низким и средним доходом на душу населения причисляются к «развивающимся» странам в отличие от стран с высоким доходом, которые называются также «индустриальными», «индустриально развитыми» или просто «развитыми».

Такой относительно простой метод причисления стран к развивающимся или развитым по одному-единственному признаку — по уровню дохода на душу населения — не всегда срабатывает. При этом приходится, например, выделять группу «развивающихся стран с высоким уровнем дохода», к которой относят Израиль, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Сингапур. Это страны, которые официально считаются в ООН развивающимися по признаку недостаточно прогрессивной структуры их экономики или по пожеланию правительств самих этих стран, хотя формально, по уровню ВНД на душу населения, они должны были бы относиться к развитым странам.

Непросто оказалось также применить этот упрощенный метод классификации и к «странам с переходной экономикой», т. е. к бывшим социалистическим странам. С одной стороны, ни одна из этих стран не достигла установленного Всемирным банком порога высокого дохода на душу населения, а с другой — по отраслевой структуре своей экономики многие из этих стран являются вполне индустриальными. В этом заключается одна из причин того, что классификация стран с переходной экономикой во Всемирном банке пока считается предварительной. Заметим, что в ежегодном «Докладе о мировом развитии», выпущенном Всемирным банком еще в 1982 г., эти же страны назывались не развивающимися, а «индустриальными с нерыночной экономикой», а в публикациях Организации Объединенных Наций они и до сих пор не включены в группу развивающихся стран, а выделены в особую группу — ЦВЕ и СНГ.

^ Существуют и другие подходы к классификации стран в мировой экономике и определению их роли в мировом воспроизводственном процессе (Экономического и социального совета ООН, Всемирного банка, Ф. Котлера и др.). В современном мире есть несколько групп государств, характеризующихся схожестью указанных в предыдущей главе социально-экономических показателей.

Мир по своей социально-экономической природе крайне неоднороден. В настоящее время можно выделить три группы стран3:

— промышленно развитые страны с рыночной экономикой, образующие как бы каркас мирового хозяйства;- развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании;- страны с переходной экономикой, представленные государствами Восточной Европы, Россией и государствами, сформировавшимися из республик бывшего СССР.

Страны каждой группы имеют сходные характеристики:

— отраслевой структуры экономики;

  • уровня ВВП на душу населения;
  • уровня ВВП на душу населения по ППС;

— институциональной структуры экономики (формы собственности);

— социальной структуры общества.

Одним из оснований для отнесения страны к группе развитых или развивающихся является уровень ВВП на душу населения по ППС. В 2000 г. к числу развитых стран относились страны с показателем ВВП на душу по ППС более $ 9 тыс., в 2005 г. – $ 12 тыс. Но было бы ошибкой проводить слишком резкую черту между этими группами. Например, уже сегодня целую группу развивающихся стран — страны Юго-Восточной Азии, в частности Южную Корею, Гонконг (с 1997 г. — провинция Китая, Сянган), Тайвань, Бразилию и Аргентину, и некоторые другие — по целому ряду экономических показателей логично отнести к числу индустриально развитых государств мира. Однако по уровню других важных показателей (глубина социальных контрастов, неравномерность регионального развития и др.) они традиционно еще относятся к группе развивающихся стран. Деловые круги США, в частности, крайне недовольны тем, что Южная Корея пользуется льготами в мировой торговле как развивающаяся страна, хотя по объему ВВП на душу населения давно уже входит в десятку первых стран мира. В то же время часть несомненно развитых государств как бы опаздывает с качественными преобразованиями национальных производительных сил, что тормозит рост общественной производительности труда. Так, в странах Восточной Европы и России она составляет лишь около 50% уровня стран Западной Европы.Однако, несмотря на то, что деление всех стран мира на «развитые», «развивающиеся» и «страны с переходной экономикой» является наиболее распространенным среди ученых и политиков, оно заведомо неудачно из-за самих терминов. Понятно ведь, что и наиболее развитые страны все-таки продолжают развиваться. Если же пойти по пути деления стран на «более развитые» и «менее развитые», то неясно, где именно следует провести разграничительную черту между ними. Очевидно, любое такое деление может быть лишь условным и основанным на временной договоренности (формальной или неформальной) между исследователями.

ООН, Всемирный банк и МВФ выделяют выше названные подсистемы мирового хозяйства, но их состав различается. Так, МВФ включает в группу развитых стран Тайвань, Гонконг, Южную Корею, Сингапур, но исключает Южно-Африканскую Республику, в то время как ООН относит первые четыре страны к развивающимся, хотя они и достигли высокого уровня развития и имеют сходную с западными странами социально-экономическую структуру экономики, а ЮАР — к развитым. ОЭСР добавляет в их число Мексику и Турцию, являющихся участниками этой организации, хотя скорее это развивающиеся страны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в Североамериканское соглашение о свободной торговле — НАФТА).

^
В ООН используется также классификация по уровню экономического развития с учетом региональных особенностей, в которой выделяются четыре группы стран: А – афро-азиатские страны; B – промышленно-развитые страны; С – латиноамериканские страны; D – страны с централизованно планируемой экономикой. В этом случае A + C дает нам группу развивающихся стран, которые, в свою очередь, подразделяются на три группы: I – с максимальным уровнем развития (Новые индустриальные страны и страны-экспортеры нефти; II – со средним уровнем развития; III – с низким уровнем развития.

^ применяет иную классификацию стран. Они разбиты на 4 группы по регионально-экономическим признакам:

1 группа — страны с развитой рыночной экономикой (26 стран) из Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия, Израиль и ЮАР; 2 группа – страны Восточной Европы (бывшие социалистические государства и СССР); 3 группа – социалистические страны Азии (КНР, КНДР, Монголия, Вьетнам); 4 группа – развивающие страны.

В свою очередь, развивающие страны классифицируются по двум критериям. Критерий А –специализация экспорта. По этому критерию выделяют:

а). Страны-экспортеры нефти (20 стран); б). Промышленные экспортеры – Бразилия, Мексика, Южная Корея, Тайвань, Сингапур; в). Наименее развитые страны (46 стран); г). Другие страны.

Критерий В – уровень развития по показателям на душу населения. Выделяют (на 2005 г.):

а). Страны с высоким уровнем развития ($ 3-4 тыс. на душу); б). Страны со средним уровнем развития (от $ 500 до 3 тыс. на душу);

в). Страны с низким уровнем развития (менее $ 500 на душу)4.

^ применяет классификацию, в которой всего две группы стран:

  • промышленно-развитые страны;
  • все остальные страны.

Затем остальные страны подразделяются на группы, во-первых, по доминирующему экспорту:

  1. Страны-экспортеры жидкого топлива;
  2. Страны-экспортеры другого сырья;
  3. Страны-экспортеры промышленной продукции;
  4. Страны-экспортеры услуг.

Во-вторых, по финансовому критерию эти страны подразделяются на экспортеров и импортеров капитала. Используются и другие критерии – страны, с высоким уровнем задолженности, страны с низким уровнем доходов на душу и др.
^
Выше был указан ряд недостатков предыдущих классификаций. Поэтому длительное время предпринимаются попытки выработать более совершенные критерии оценки уровня экономического развития страны. Чтобы обоснованно судить об относительном качестве жизни в разных странах, необходимо дополнительно привлекать к анализу целый ряд статистических показателей, отражающих, например, степень неравномерности распределения доходов в обществе, уровень развития образования, здоровье и долголетие людей, состояние окружающей их среды и многое другое. Поэтому используют и многомерные классификации стран мира. В частности, в 1970 г. в ООН был разработан комплексный индекс социального развития, рассчитанный на основе 16 показателей. Но оценка уровня экономического развития — не единственный критерий состояния страны, ее прогресса.

Наиболее современная оценка ставит в центр внимания человека. В 1990 г. в специальной Программе развития ООН был разработан индекс развития человека (ИРЧ), который отражает качество жизни населения страны и публикуется в ежегодном отчете «HUMAN DEVELOPMENT REPORT». Методология расчета показателя постоянно уточняется и совершенствуется. Наибольшие трудности связаны с необходимостью получения сравнимых показателей при отсутствии необходимой социальной статистики в большинстве развивающихся стран, а по ряду разделов — и в странах с переходной экономикой. В настоящее время он называется «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП) и состоит из трех компонентов:

  1. средняя ожидаемая продолжительность жизни людей, рассчитываемая по формуле:

Предстоящая Минимальная продолжительность — продолжительность Индекс жизни в стране жизни в мире предстоящей = ——————————————————-продолжитель- Максимальная Минимальная

ности (И1) продолжительность — продолжительность

жизни в мире жизни в мире Так, например, в 2000 г. ожидаемая продолжительность жизни в Японии составляла 80,7 лет, в Австралии – 79,8, в Швейцарии и Швеции – 79,6, в Норвегии – 78,7, а в Сьерра-Леоне – всего лишь 40,3 года, в Малави – 40,7, в Уганде – 41,4, в Анголе – 46,5, в Мозамбике – 46,9. В целом средняя продолжительность жизни в мире составляет 66 лет (64 для мужчин, 68 лет для женщин). В развитых странах эти показатели составляют 72 и 79 лет, в развивающихся – 62 и 66, в наименее развитых странах — 51 и 52.

2)уровень образованности, рассчитываемый по формуле:

2 х Доля грамотных Доля охвата образо-в возрасте свыше + ванием населения вИндекс 15 лет школьном и студен- охвата ческом возрасте населения = ————————————————————образованием 3

2)

При этом образованность населения измеряется комбинацией из двух величин:а) доля грамотных среди взрослых людей старше 15 лет (в %);б) средняя продолжительность обучения (количество лет).В настоящее время доля грамотных при расчете общего уровня образованности учитывается с коэффициентом 2/3, а продолжительность обучения — 1/3. Если нет данных о средней продолжительности обучения, то берется совокупная доля в населении учащихся начальных, средних и высших учебных заведений.По данным ООН, в 1990 г. 960 млн. чел. не умели ни писать, ни читать, с тех пор число неграмотных удалось сократить на 100 млн. чел. В Нигере и Буркина-Фасо неграмотны 80% населения, в Сомали, Непале – 70%, в Мали, Сенегале, Либерии, Эфиопии, Пакистане – более 60%.

3) реальная величина средних доходов жителей, рассчитываемая как отношение ВВП/на душу населения в данной стране к ВВП/на душу населения в среднем по миру:

ВВП/на душу населения в данной стране Индекс = ——————————————————доходов ВВП /на душу населения среднемировой

3)

Откорректированные доходы рассчитываются по сложной программе на основе величины ВНП на одного жителя, но с поправками на ППС и с учетом показателей, отражающих специфику распределения средств в обществе, в частности соотношения доли доходов 20% беднейших и 20% самых богатых людей, а также соотношения национальных показателей со среднемировым «порогом доходов», обеспечивающих нормальный уровень жизни людей. В результате величина «реального» ВНП на душу населения, определенная таким способом и используемая далее при расчетах ИРЧП, значительно меньше, чем официальная исходная цифра.ИРЧП рассчитывается по формуле

И1 + И2 + И3

ИРЧП = ——————— 3 ИРЧП можно выразить и в следующей формуле:

ИРЧП =

где Mj и mj – максимальное и минимальное значения показателей человеческого развития,

xj : x1 ожидаемая продолжительность жизни при рождении (минимальное 25, максимальное 85 лет)

х2 – грамотность взрослого населения (0-100%)

х3 — полнота охвата обучением в начальной, средней и высшей школе (0-100%)

х4 — специальный индикатор материального благосостояния, в основе которого лежит реальный ВВП на душу населения (100 – 40000 долл. по ППС)

aj – весовые коэффициенты показателей, подобранные таким образом, чтобы все измерения человеческого развития имели одинаковый вес (а1 = 1/3; а2 = 2/9; а3 = 1/9; а4 = 1/3).

С 1999 г. специальный индикатор материального благополучия х4 рассчитывается как десятичный логарифм реального ВВП на душу населения.

Максимально возможное значение ИРЧП -1, минимальное — 0.ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен $ 40 тыс., в которой 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, или учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении. Ближе всего к этому показателю сегодня находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,956 (по данным ООН за 2002 год).ИРЧП, равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долларам США, в которой 100% взрослого населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности сегодня находится Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,273 (по данным ООН за 2002 год).

Исходя из рангов стран по ИРЧП, эксперты ООН делят страны мира на три группы (табл.8):

1) страны с высоким уровнем развития человеческого потенциала (ИРЧП>0,8; 50 стран);

2) страны со средним уровнем развития человеческого потенциала (0,5

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Планы мероприятий
Игра викторина по ЭКОЛОГИИ-10 класс

  Цель игры «Викторина по экологии» : углубить экологические знания Весь класс разбит на четыре команды по 6 человек. Время обдумывания ответа -1 минута. Ведущий читает высказывания великих людей с паузами , там , где пропущены слова. Команды должны вставить эти слова «Оценивать … только по стоимости её материальных богатств- …

Задания
Хирургия и Реаниматология. Тесты. Методическое пособие

Тестовые задания. Хирургия и Реаниматология.   Профилактика хирургической инфекции. Инфекционная безопасность в работе фельдшера   Обезболивание   Кровотечение и гемостаз   Переливание крови и кровозаменителей, инфузионная терапия   Десмургия   Ведение больных в полеоперационном периоде   Синдром повреждения. Открытые повреждения мягких тканей. Механические повреждения костей, суставов и внутренних органов   …

Планы занятий
Профориентационный тест Л.А. Йовайши на определение склонности человека к тому или иному роду деятельности

ПРОФЕССИЯ – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей человека так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, …