41. Субъекты РЦБ — 1. Предмет, метод и принципы пп

41. Субъекты РЦБ
Субъекты РЦБ – эмитенты, инвесторы, профессиональные участники РЦБ, саморегулируемые организации, государство.
Эмитент – субъект, выпускающий в обращение ц/б и несущий от своего имени обязательства перед владельцами ц/б по осуществлению прав, закрепленных ими (эмитентами могут быть ю/л, органы исполнительной власти, органы МСУ) (эмитентами акций могут выступать только АО).
(решение об эмитенте ц/б РФ принимает Правительство РФ; эмитентом ц/б РФ выступает федеральный орган исполнительной власти, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета).
(пример: инвестиционные фонды, создаваемые в форме ОАО и имеющие право осуществлять эмиссию именных акций).
Инвестор – субъект, осуществляющий вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций в ц/б с целью получения прибыли и иного положительного экономического результата (инвесторами могут быть ф/л, ю/л, иные организации, государство, муниципальные образования).
Инвестиции – любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота и не ограниченные в обороте в соответствии с ФЗ (в том числе деньги, ц/б (в иностранной валюте и валюте РФ), иное имущество, имущественные нрава, имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, услуги и информация).
– вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
(осуществление инвестиций – один из видов деятельности (инвестиционные фонды)).
Законодательством установлены особые правила инвестирования в ц/б для некоторых субъектов (пример: предусмотрены особенности инвестирования в ценные бумага пенсионных резервов негосударственными ПФ, страховых резервов страховщиками, резервов под обесценение ценных бумаг кредитными организациями).
(в целях информирования инвесторов и предупреждения их о совершенных и возможных правонарушениях на РЦБ ФСФР опубликовывает информацию (об аннулировании и приостановлении действия лицензий на осуществление профессиональной деятельности на РЦБ; саморегулируемых организациях профессиональных участников; административных взысканиях, наложенных ФСФР; судебных решениях, вынесенных по искам ФСФР)).

Брокерская деятельность – деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ц/б от имени или за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ц/б при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентами (брокер вправе заключать договоры поручения, комиссии, агентский и брокерский).
(брокер вправе предоставлять клиенту в заем денежные средства и (или) ц/б для совершения сделок купли-продажи ц/б при условии предоставления клиентом обеспечения) (в случае невозврата суммы займа и (или) занятых ц/б в срок брокер обращает взыскание на денежные средства и (или) ц/б, выступающие обеспечением обязательств клиента по предоставленным займам, во внесудебном порядке путем реализации таких ц/б на торгах фондовой биржи).
– совершение сделок купли-продажи от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ц/б с обязательством покупки и (или) продажи этих ц/б по объявленным ценам лицом, осуществляющим такую деятельность.
по сравнению с дилерскими операциями брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера.
– осуществление ю/л от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц ц/б; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ц/б; денежными средствами и ц/б, получаемыми в процессе управления ц/б.
, если в договоре определяются права управляющего по распоряжению ц/б или он управляет денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ц/б (наличие лицензии не требуется, если доверительное управление связано только с осуществлением управляющих прав по ц/б).
– деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ц/б и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ц/б и расчетам по ним (клиринговая организация, осуществляющая расчеты по сделкам с ц/б, обязана формировать специальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ц/б; клиринговая организация обязана утвердить правила осуществления клиринговой деятельности, регистрируемые в ФСФР).
– оказание услуг по хранению сертификатов и (или) учету и переходу прав на ц/б (между депозитарием, профессиональным участником РЦБ и депонентом в письменной форме заключается депозитарный договор (договор о счете депо), неотъемлемой частью которого являются утвержденные депозитарием условия осуществления его депозитарной деятельности
(определение предмета договора; порядок передачи депонентом информации о распоряжении депонированными в депозитарии ц/б депонента; срок действия договора; размер и порядок оплаты услуг депозитария; форма и периодичность отчетности депозитария перед депонентом).
за сохранность депонированных у него сертификатов, как профессиональный хранитель (за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по учету прав на ц/б, в том числе за полноту и правильность записей по счетам депо).
– сбор, фиксация, обработка, хранение и представление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ц/б.
Реестр – список зарегистрированных владельцев с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ц/б, составленный по состоянию на любую установленную дату и позволяющий идентифицировать этих владельцев и категорию принадлежащих им ц/б (если владельцев ц/б более 500 (в отношении акционеров – 50), то держателем реестра должна стать независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником РЦБ и осуществляющая деятельность по ведению реестра) (договор на ведение реестра заключается только с одним регистратором; регистратор может вести реестры владельцев ц/б неограниченного числа эмитентов).
– предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ц/б между участниками РЦБ (указанной деятельностью вправе заниматься организатор торговли на РЦБ (фондовые биржи) и внебиржевые организаторы).
(правила допуска к участию в торгах; правила допуска к торгам ц/б; правила проведения торгов; регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечисленные позиции; список ц/б, допущенных к торгам).

непосредственно способствующие совершению сделок с ц/б (утверждает правила листинга (делистинга) ц/б и (или) правила допуска ц/б к торгам без прохождения листинга) (листинг ц/б осуществляется фондовой биржей на основании договора с эмитентом ц/б, а листинг инвестиционных паев – на основании договора с управляющей компанией данного ПИФа);
непосредственно способствующие совершению сделок, исполнение обязательств по которым зависит от изменения цен на ц/б или изменения значений индексов, рассчитываемых на основании совокупности цены на ц/б (фондовые индексы) (фондовая биржа должна утверждать соответствующие спецификации таких сделок).
за совершаемыми на бирже сделками в целях выявления случаев использования служебной информации, манипулирования ценами и за соблюдением участниками торгов и эмитентами, ц/б которых включены в котировальные списки, требований законодательства и НПА ФСФР.
, объявляя о списке и котировке ц/б, допущенных к торгам на фондовой бирже, результатах торговых сессий.

осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности;
брокерская, дилерская деятельность, деятельность по управлению ц/б и депозитарная деятельность могут осуществляться одной организацией;
клиринговая деятельность может совмещаться с депозитарной деятельностью и деятельностью по организации торговли на РЦБ.
– добровольное объединение профессиональных участников РЦБ (учреждаются для обеспечения условий профессиональной деятельности участников РЦБ, соблюдения стандартов профессиональной этики на РЦБ, защиты интересов владельцев ц/б и иных клиентов профессиональных участников РЦБ, являющихся членами саморегулируемой организации, установления правил и стандартов проведения операций с ц/б).
некоммерческого партнерства и ассоциации или союза, а если их членами являются ИП – в форме общественной организации (заявление на приобретение статуса саморегулируемой организации вправе подавать в ФСФР организации, учрежденные не менее чем 10 профессиональными участниками РЦБ; субъект приобретает статус саморегулируемой организации на основании решения, выданного ФСФР).
(получать информацию по результатам проверок деятельности своих членов; разрабатывать правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности своими членами; контролировать соблюдение своими членами принятых правил и стандартов; осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на РЦБ).
(с одной стороны, государство, действуя через соответствующие компетентные государственные органы, может являться эмитентом, инвестором, профессиональным участником РЦБ, с другой стороны, государство осуществляет регулирование РЦБ, контроль и надзор за деятельностью его субъектов).
Билет 9
10. Основания и порядок ликвидации коммерческих организаций и прекращение деятельности ИП
Ликвидация ю/л – легальная форма прекращения его деятельности без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Правовые основы ликвидации ю/л установлены ГК РФ (ст. ст. 61 – 64 – основания ликвидации ю/л; обязанности лица, принявшего решение о ликвидации ю/л; порядок ликвидации ю/л; очередность удовлетворения требований кредиторов при его ликвидации) (нормы ГК РФ конкретизируются в законах, посвященных отдельным видам ю/л; особенности оснований и порядка ликвидации могут устанавливаться для субъектов, обладающих специальным правовым статусом (банки); порядок ликвидации несостоятельного должника – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ).

1) добровольно (основания для ликвидации ю/л – решение учредителей (участников) либо органа ю/л, уполномоченного на то учредительными документами (ликвидация может осуществляться в связи с истечением срока, на который создано ю/л; с достижением цели, ради которой оно создано; в связи с нецелесообразностью продолжения деятельности ю/л));
2) принудительно (ю/л может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона (если ни носят неустранимый характер), либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных НПА, либо при систематическом осуществлении деятельности общественной или религиозной организацией, благотворительным или иным фондом, противоречащей его уставным целям).
Требование о ликвидации ю/л может быть предъявлено в суд государственным органом или органом МСУ, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (регистрирующий орган (ФНС РФ) может обратиться в суд с требованием о ликвидации ю/л в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона (если они носят неустранимый характер)).
Принудительная ликвидация ю/л – мера личной ответственности предпринимателя, санкция за нарушение им требований закона и иных НПА.

1) Учредители (участники) ю/л или орган, принявшие решение о ликвидации ю/л, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации (с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ю/л).
2) Учредители (участники) ю/л или орган, принявший решение о ликвидации ю/л, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр ю/л сведения о том, что ю/л находится в процессе ликвидации (с этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого ю/л, а также государственная регистрация ю/л, учредителем которых выступает указанное ю/л, или государственная регистрация ю/л, которые возникают в результате его реорганизации).
Далее ликвидационная комиссия обязана осуществить публикацию о ликвидации ю/л, порядке и сроке заявления требований его кредиторов (срок не менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации).
Действия ликвидационной комиссии на данном этапе:
1) Переоформление в банке карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться счетом.
2)
3) Принятие мер к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, письменное уведомление кредиторов о ликвидации ю/л; проведение инвентаризации имущества ликвидируемого ю/л.
4)
5) По истечении срока, установленного для предупреждения работников о предстоящем увольнении – увольнение работников с выполнением требований, установленных ТрЗ.
После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (содержит сведения о составе имущества ликвидируемого ю/л, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения; утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации ю/л) (о составлении промежуточного ликвидационного баланса уведомляется регистрирующий орган).
Далее ликвидационная комиссия производит расчеты с кредиторами ликвидируемого ю/л (если имеющихся денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество ю/л с торгов; выплата денежных сумм кредиторам производится в порядке очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом (за исключением кредиторов третьей и четвертой очередей (ГК Статья 63 часть 4), выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса)).

Оцените статью
Добавить комментарий