7. Решение познавательных задач на уроках истории и обществоведения

Кафедра ИСПОКачкина Т.Б., доцент, к.и.н.
Компетентностный подход в историческом
и обществоведческом образовании.
Содержание:
1.Общие вопросы методики преподавания истории и обществоведения в школе. 2. Работа в группе. Условия эффективности взаимодействия.3. Работа с документами и их анализ.4. Формирование историографических знаний школьников в контексте компетентностного подхода к обучению истории5. Метод конкретных ситуаций в преподавании экономики. 6. Ролевые и деловые игры в преподавании общественных дисциплин. 7. Решение познавательных задач на уроках истории и обществоведения.8. Информационные технологии в преподавании истории и обществоведения. 9. Компетентностный подход в гражданском образовании. 10. Метод проектов. 11. Вопросы и задания.Литература
1. Общие вопросы методики преподавания истории и обществоведения в школе
Все стратегии, используемые преподавателем в классе, можно условно разделить на три основные категории.

Преподаватель является главным и единственным носителем информации, его основная задача — успеть «дать» все, что было приготовлено заранее. Количество учащихся в данном случае не имеет значения (все они рассматриваются как аудитория — группа, объединенная одним источником информации), любая попытка задать вопрос воспринимается, как стремление увести разговор от темы или затяжка времени. Подразумевается наличие истины и ее носителем является учитель.Пассивные методы могут использоваться в следующих случаях: у учащихся нет достаточного количества источников информации (учебников, словарей, справочников и т. п.); не хватает времени для нахождения информации; особенность класса подразумевает необходимость «проговаривать» те или иные принципиальные положения; нет необходимых для работы документов. Однако форма лекции не всегда может быть пассивной.

Преподаватель остается главным и единственным источником информации, но учащиеся не являются пассивными слушателями. Они могут задавать вопросы и выяснять непонятные положения. Урок не может быть полностью подготовлен заранее, его ход может быть изменен, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. В данной форме часто проходят дискуссии. Однако роль учителя по-прежнему является центральной, без него невозможно дальнейшее проведение урока.

При использовании интерактивной методики роль учителя перестает быть центральной, он лишь регулирует процесс: определяет задания (готовит их заранее), контролирует время и порядок выполнения, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у учащихся появляются дополнительные источники информации — книги, словари, жизненный опыт товарищей; они должны контактировать друг с другом. При этом важно, чтобы в работе группы были задействованы все (главная проблема — лидер выполняет задания за остальных), а между группами существовала взаимозависимость.Основной проблемой современного российского образования является переход от пассивных методов преподавания к активным. Активность методики состоит не во внешних формах, а во внутренних процессах, в степени заинтересованности учащихся, в их включенности в процесс образования. Приходится констатировать, что сейчас в школе наблюдаются две крайности. Одни преподаватели заявляют о переходе на вузовскую форму обучения (лекция — семинар — зачет) для формирования прочных знаний и подготовки, учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. При этом явно не учитывается следующее обстоятельство: психологи установили, что после 10 минут лекции начинается резкое уменьшение эффективности ее усвоения, происходит это помимо воли человека и противостоять дан­ному процессу даже путем установления идеальной дисциплины нельзя (просто внешние проявления рассеивания внимания перейдут во внутренние). Между тем, практика вступительных экзаменов показывает, что абитуриенты, в первую очередь, не умеют строить свой ответ, что в школе их не учат анализировать, делать выводы, подкреплять свое мнение фактическим материалом. Структура ответа, состоящая из трех основных звеньев — короткого вступления, основной части и заключения с выводами, — иногда неизвестна школьникам. Создается картина, когда абитуриент, хорошо знающий фактический материал, не может изложить его последовательно, четко и грамотно.Есть и другой полюс — учителя, которые полностью отказались от прежних «закостеневших» и «консервативных» лекционных форм, ринувшись в море инноваций, ролевых игр, уроков-спектаклей, школьных фестивалей, дискуссионных клубов. При этом знания зачастую оттесняются на последний план, есть даже пытки отказаться от них вообще, так же как и от их оценивания. Несомненно, познание, как говорил Аристотель, начинается удивления и пробуждения интереса. Но ведь оно не должно этим и заканчиваться. Школьный класс нецелесообразно превращать в игровую комнату, а любая игра должна помогать учащимся приобретать новые знания и умения.Проплыть между Сциллой «знаниевого» подхода и Харибдой «игровой» формы — сложная задача учителя, от решения которой во многом зависит успех образования.Вопросы методики до сих пор остаются для преподавателей одними из самых востребованных и актуальных. Существующие сегодня учебники и учебные пособия пока недостаточно решают данную проблему: вопросы и задания в основном репродуктивны и однообразны; иллюстраций мало, а вопросы к ним вообще являются уникальным явлением; если документы и включаются текст учебника, то вопросы к ним зачастую отсутствуют. Создается впечатление, что наука и методика все еще находятся «по разные стороны баррикад», а многие из учебников «слишком далеки от народа» (т. е. от учащихся и учителей). Редкостью также являются и методические пособия, позволяющие учителю выбрать тот или иной вариант проведения урока, расширить свои знания, получить наглядный материал (таблицы, схемы, графики и т. п.).

Положения по применению методики
Комментарии
Сотрудничество обучаемых и обучающих
Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности, только при желании аудитории узнать что-то новое возможен положительный результат, т.е. должна быть определенная мотивация, самоустановка
Метод применяемый преподавателем, диктуется не содержанием, а внешней и внутренней готовностью всех участников процесса образования
Применяемые на уроке методы определяются прежде всего не содержанием материала, а поставленными целями, особенностями и уровнем подготовки учащихся, способностями и интересами преподавателя
При использовании любой методики необходимо целеполагание
Метод должен «работать» на выполнение определенной задачи, а не применяться ради технологии. Всегда стоит задать себе вопрос: «Почему занятия будет построено именно так, а не по-другому?»
Методы должны быть разнообразными
Не следует слишком часто «злоупотреблять» даже самым эффективным и успешным методом, в преподавании необходимо максимальное разнообразие как содержания, так и методики; на уроке следует добиваться смены форм деятельности учащихся, они должны быть максимально разнообразными, но это разнообразие не должно быть искусственным. Китайская пословица гласит: «Если хорошую речь повторить три раза — даже у собак появиться отвращение»
Аудитория должна быть готова к восприятию методики
Даже самый удачный методический прием не может применяться в любой аудитории или в любом классе
Преподаватель должен быть готов к использованию выбранного метода
Выбираемый метод должен быть психологически «близок» преподавателю, не только учащийся, но и учитель должен быть готов к применению данного метода
Творчество преподавателя — залог успеха в применении тех или иных методик
В методике нет застывших догм и окончательных правил, преподаватель может осознанно модифицировать, изменять и дополнять любой вариант или пример
Не следует делить методики не западные и отечественные
Не существует западных и российских методик, они могут быть более или менее эффективными, подходящими или неподходящими, удачными или неудачными, простыми и сложными, технологичными и индивидуальными и т.п.
Предполагаемый результат должен быть соизмерим с затраченным временем и силами
При использовании любого метода следует соизмерять ожидаемый результат с затраченным временем и силами, подчас очень интересный и «красивый» методический подход может быть чересчур энергоемким и затратным по времени
Нецелесообразно отказываться от традиционных методов
Методы, которые считаются традиционными (с оттенком высокомерия и пренебрежительности), такие как лекция и семинарское занятие, не должны «изгоняться» из школы. Однако злоупотреблять их частым использованием также не рекомендуется
Должен быть разработан четкий алгоритм применения метода
Каждый метод должен иметь четкую и последовательную структуру его применения с обоснованием и тщательной проработкой всех этапов его воплощения
Применение любого метода должно основываться на демократических ценностях и быть личностно-ориентированным
Любой метод необходимо использовать с учетом демократических ценностей (уважения других точек зрения, мирное разрешение конфликтов, соблюдения прав человека и т.п.), предпочтение следует оказывать методам, которые особенно заметно влияют на формирование личности каждого учащегося
Данный список не является окончательным, а заявленное не должно восприниматься как истина в последней инстанции
Несомненно, отдельные из высказанных положений являются спорными и дискуссионными, каждый учитель может выработать собственные подходы к методике или же продолжить предложенный список, основываясь на собственном опыте преподавательской работы. Это важная проблема для обсуждения на педагогических советах, а также районных и школьных методических объединениях
Последовательность положений не определяется степенью их важности
В данном случае сознательно не было проведено рейтинговой градации, потому что для каждой местности, каждой школы и каждого отдельного учителя существует свое понимание подходов к методике, а также разная степень знакомства с теми или иными приемами

Существуют самые разные классификации уроков в зависимос­ти от их места в учебном процессе и выбранной преподавателем методики.
Возможные классификации видов и форм уроков:
1. По месту учащихся и преподавателя в уроке: пассивные, активные, интерактивные.2. По мотивации: игровые, деловые, заинтересовывающие.3. По направленности: групповые и индивидуальные.4. По месту в учебном процессе: модульные и линейные (сквозные).5. По месту в изучении темы: установочные, вводные, проблемные, обобщающие.6. По компоненту знаний: приобретения новых знаний, закрепляющие, повторительные, приобретения дополнительных знаний.7. По форме: семинар, лекция, ролевая игра, дискуссия, анализ документов и др.
: различные способы формирования групп; учебное сотрудничество; анализ документов; работа с понятиями; проведение ролевых и деловых игр; дискуссии (обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати, частной беседе; спор в виде диспута (публичный спор на какую-либо тему с наличием главных докладчиков и обсуждением их взглядов), дебатов (прения, обмен мнениями по определенному утверждению с использованием аргументов и контраргументов), дискуссия по типу «Аквариум», круглые столы и т. п.; поиск альтернатив и принятие решения; умение задавать эффективные вопросы; подготовка лекции; подготовка рекламы.

Обучение в сотрудничестве, или обучение в малых группах, относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Работа в группе позволяет учащимся приобрести ряд важнейших качеств:
умение вырабатывать совместное решение;
терпимость к другим мнениям и позициям;
взаимопомощь;
поиск компромиссов;
способность аргументировано отстаивать свою точку зрения;
стремление к диалогу;
умение строить общение с учетом эмоционального состояния, общей атмосферы.
Наиболее важные вопросы при создании и работе в группах:1. Должны ли члены одной группы быть примерно равными по способностям?2.Следует ли объединять пассивных учащихся с активными и заинтересованными?3. Как долго учащиеся должны работать в одной группе?4. Каково оптимальное число учащихся в одной группе?5. Зависит ли количество учащихся в группе от применяемого метода и от возраста обучаемых, их подготовки и т. п.?6. Какими должны быть критерии для отбора участников группы?Прежде чем использовать работу в группах, преподаватель должен постараться ответить на поставленные выше вопросы, это поможет ему выбрать стратегию дальнейшей работы.

Формирование групп зависит от сложившейся в классе культурной, коммуникативной, эмоциональной ситуации. Рекомендуется сначала не создавать постоянных групп. Они могут быть постоянными только на протяжении одного или нескольких уроков, когда дети работают над определенным заданием или одной темой. Если вы видите, что в той или иной группе работа идет слаженно и активно в сотрудничестве, можно попробовать сохранить этот состав группы и на другое задание и на другую тему. Таким постоянным группам можно даже предусматривать общие домашние задания с учетом вклада каждого ученика в общую задачу. Численность и состав групп диктуется различными факторами. Это зависит от цели, которую ставит перед собой учитель. Необходимо помнить, что самому слабому ученику нужен не только «сильный», но и терпеливый, доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекающихся и отвлекаемых, со слишком разными темпами работы.
Оптимально группа должна составлять от четырех до шести учащихся. При распределении учащихся по группам можно руководство­ваться разными принципами:
• учитель может разделить число учеников в классе на желаемое: число членов в группе и попросить учащихся рассчитаться;• перед началом занятия можно провести тестирование, по результатам которого разделить учащихся на три группы (сильные, средние и слабые), а затем объединить по одному человеку из каждой группы;• учитель сам создает группы, распределяя неактивных и конфликтных учащихся, сильных средних и слабых учащихся; • учащиеся на листе бумаги пишут имена тех, с кем им хотелось бы работать, затем создаются группы, в которые включаются по одному «отверженному» (данный вариант распределения по группам таит большие опасности и представляется весьма спорным, но в некоторых случаях может быть использован учителем с целью повысить успешность аутсайдеров — тогда необходимо провести такой опрос в конце урока, чтобы к следующему занятию сформировать группы и продумать роль школьников в них; подобный прием также позволит преподавателю узнать реальную ситуацию межличностного взаимодей­ствия в данном классе, но использовать этот прием слишком часто не рекомендуется);• учащиеся сами создают группы (при этом возникают опасности дезорганизации занятия и формирования неравномерным групп, кроме того, могут появиться и отверженные, что усилия напряженность обстановки в ходе занятия).• можно формировать группы на основе принадлежности учащихся к одному уровню обученности и давать дифференцированные по сложности задания для сильной, средней и слабой групп.

Оцените статью
Добавить комментарий