8.1. Коммуникативная парадигма в лингвистике. П — 1. История лингвистики как смена научной парадигмы

8.1. Коммуникативная парадигма в лингвистике. П. конкретной науки – научные основы, кот. общеприняты в данное время , в данном научном сообществе и являются базой для постановки и решения научных проблем, а также для осмысления эмпирических фактов. Коммуникативная п. – каждый человек включен некий круг общения, где может выступать либо в роли виртуального реципиента. Образуются: автор-реципиент цепочки(АРЦ).Коммуникативная среда данной социальной структуры включает: АРЦ, доступные и освоенные средства общения. Типы: естественная, первичная, вторичная, третьего поколения.
: 1) язык общения,2) состав коммуникантов,3) численность ком-в,4) скорость распространения мнфы,5) время хранения инфы в КС). Коммуникация и ее виды. Отличие Кп от ССП. ССП изучает язык как систему знаков: элементы и отношения между ними. Произошла смена на КП, что в КП привлекается человек (автор-реципиент). Она изучает процесс комм-ции. В настоящее время имеется большое число различных видов информации, а также существуют многочисленные средства ее передачи. КС включает автор-реципиент цепочки и техсредства. Виртуальная реальность – эффект присутствия. Процессы передачи инфы получили название коммуникации, а средства предназначенные для этой цели назыв. средствами системной коммуникации.
:
1. Система массовой ком-ции – это телевидение, радио, печатные издания и различные средства сбора инфы:выборы, конференции, опрос. Основной признак этого вида комм-ции состоит в том, что в ее рамках 2 отдельных индивида не могут установить обособленную инфу между собой ;
– в ней отдельные индивида могут установить обособленную инфу, телефон, экзамены. Несмотря на разнообразие систем ком-й в каждой из них можно выделить элементарную ком-ую цепочку (автор-текст-реципиент). Без этих 3х компонентов ком-я не возможна.
. ЯП – совокупность принципов и мер для решения языковых проблем в социуме. Перспективная языковая политика – наз-ся «языковое планирование» или « языковое строительство» (например на Кавказе хотят ввести арабский). Виды ЯП: 1. Пуризм (pure): внешний –противодействие иностранным заимствованиям; внутренний, кот. оберегает норму. 2. ЯП занимается реформой правописания. ЯП а США называлась melting pot – плавильный котел, все языки плавятся вместе и образуется англ-й язык.
Следует различать связанные между собой предложение, и элементы, с помощью кот. осуществляется эта связь. Совокупность элементов, с помощью кот. осущ. связь назыв.- Коннектором. Коннектор не может быть один, их много.
ВТС:
Эксплицитные — ЭС (ярко выраженные) – связи с явно выраженным коннектором. Они легко устанавливаются автором и легко узнаются реципиентом.
:
а) Рекуррентные (current) – наиболее простые связи. Рекурренция – полная ( оба элемента коннектора состоят из одинаковых слов; эти слова могут различаться словоформой. ( лес – (в) лесу)) и неполная ( оба слова имеют одну и туже корневую морфему, но явл. разными словами (столовая – стол – настольный);
в) Координатные связи – такие связи, где в кач. коннектора выступает специальное словосочетание или предложение, указывающее местоположение (координаты) в данном тексте того или иного объекта (например см. выше, см. §3). Фрагмент, на кот. указывается может состоять из предложения, рисунка, схемы, графика и т.д..
Различают: 1) общие КС – указывают на местоположение объекта в общем виде ( например см. выше/ниже, в даьнейшем…);
2)специальные КС – когда точно указывается место в тексте. Как правило коннектор включает числительное ( см.стр. 8,см. рис. 5). Особенно КС распространены в научных текстах. ;
с) Инцидентные — Инц. связи устанавливаются с помощью коннектора, компоненты которого различны по своему лексическому составу. ИС более разнообразны и разнородны, чем рекуррентные. И они реализуются с помощью специфических юнктивов и проформ.
1. Юнктивы очень распространены. Они могут связывать слова внутри предложения ( « но» в « Я пришел, но опоздал!»). Они могут связывать части сложного предложения ( Он пришел утром, но я уже ушел.), а также могут связывать целые предложения ( Он пришел утром. Но к тому времени я уже ушел.)
Наиболее распространенными отношениями между объектами и явлениями окружающего мира явл.:1) аддетивность,2) альтернативность,3) протовопоставления,4)подчинения (зависимости). Для выражения этих отношений сформировались канонические средства их обозначения – юнктивы.1) Юнктивы выраж. аддетивность (кроме, также, вместе с тем). 2) Дисюнкция для выражения альтернативы ( или, либо, or, either). 3) Контрюнкция ( противопоставление); но, а, напротив, тем не менее).4) Подчинение ( потому что, в то время как). Автор исп-уя юнктив четко устанавливает связь между событиями для всех реципиентов, т.е. и для тех, кот. без этого юнктива не смогли бы установить связь между событиями. Если юнктива нет – желая создать простор для толкования связи между событиями автор может опускать юнктивы. Юнктив нужен для того чтобы все реципиенты видели связь между событиями.
2. Проформы. ( *праформы – формы связаны с праязыком. Праязык – язык не сохранившийся – Готский, Др. Немецкий), слова, бедные собственным содержанием, кот.получают свое значение на основе содержательного компонента. При этом один компонент коннектора- содержательный- имеет автономное содержание, а другой представлен проформой ( например: В дом вошел человек. ОН был высокого роста. « человек» имеет автономное содержание, «он» – может быть и чел, и дом и т.д., т.е. имеет бедное содержание – проформа. Проформа может соотноситься с отдельным и даже с группой предложений (У серого волка были большие зубы и уши. Это напугало Кр. Шапочку. – «это» – здесь относится к целому предложению). Проформы могут употребляться: анафорически и катафорически. Компонент коннектора представленный проформой может следовать за содержательным компонентом (анафора) или предшествовать ему ( катафора) – « Он сделал для меня нечто (катафора). Нечто доброе, что…».
В этих связях отсутствуют ярко выраженные коннекторы. Возможны 3 осн. вида имплицитности текста: 1) грам-я импл-ть – когда в предложении пропущены те или иные компоненты,2) Семантическая импл-ть. СИ обусловлена тем, что в тексте отсутствуют предложения, эксплицитно содержащие необходимую информацию ( Она засмеялась. Он отвернулся. – отсутствует информация почему.),3) сочетание 1) и 2).

а) эллиптические – характеризуются наличием грам-й имплицитности, по крайней мере в 1 из связанных предложений. Для того, чтобы говорить о эл-х связях, мы должны иметь грам-й эллипсис. Эллипсис – пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Если в тексте восстановить эллипсис, то связь из эл-й превращается в рекуррентную.;
в) Словарь в голове чела представляет собой некую систему. Эта система состоит из файлов, файл состоит из слова-номинанта и слова-ассоцианта (состоят на основе отношения). Совокупность этих файлов образует тезаурус личности (птица- отношение род-вид: утка, воробей. Тезаурусные связи образуются как ассоциантами файла, так и совокупностью номинанта и ассоцианта. У человека в голове формируются все новые и новые файлы в процессе обучения.;
с) Транзитивные связи. Наиболее сложный вид связей. Для установления транзитивных связей необходимо обращение к доп.источникам инфы. Если мы не знаем значения, то обращаемся к словарю.
. Порождение текста включает след. фазе: Мотивация – побуждение, вызывающее целенаправленную активность организма. Цель коммуникации обычно лежит в рамках практической или познавательной деятельности. В ходе этой деятельности часто возникает потребность привлечь партнеров, и они привлекаются с помощью текста. Цель лежит в рамках практической деятельности. Например: познав-я деят-ть – сдача экзамена, для подготовки надо лекции прочитать. Эта мотивация (побуждение) формируется в голове человека в виде след-х элементов:

2)прогнозируемый коммуникативный портрет реципиента. Мы строим текст, учитывая наши знания об этом человеке.
Св-ва реципиента как языковой личности. У ЯЛ уровни:
когнитивный (знание о мире), вербально-семантический (знание о языке), мотивационный (цель), эмоциональный;
. Порождение текста во внешней речи. Когда прогнозируемая ситуация совпадает с реальной, в голове происходят след. процессы:
1) уточняется комму-й портрет реципиента; 2)Выбирается конкретный фрагмент знания; 3) Выбирается жанр и стиль сообщения; 4)выбирается словарь и грам-е конструкции; и начинается фонация текста. Это характеристика чела как приемника информации. Мы хар-ем реципиента как ЯЛ.
:а)концептуальную систему, т.е. имеющиеся у реципиента знания,; в) (на уровне языка) это тезаурус личности. Мы учитываем файлы, кот. у него имеются; с) оценка ситуации общения с реципиентом ( например если спешим, то т. может быть не воспринят). Всех знаний о реципиенте нет, поэтому все знания, кот. мы имеем, мы называем квазипортрет.
– научные основы, кот. общеприняты в данное время , в данном научном сообществе и являются базой для постановки и решения научных проблем, а также для осмысления эмпирических фактов. Коммуникативная п. – каждый человек включен некий круг общения, где может выступать либо в роли виртуального реципиента. Образуются: автор-реципиент цепочки(АРЦ).Коммуникативная среда данной социальной структуры включает: АРЦ, доступные и освоенные средства общения. Типы: естественная, первичная, вторичная, третьего поколения. Параметры комм-й среды: 1) язык общения,2) состав коммуникантов,3) численность ком-в,4) скорость распространения мнфы,5) время хранения инфы в КС)Коммуникация и ее виды. Отличие Кп от ССП. ССП изучает язык как систему знаков: элементы и отношения между ними. Произошла смена на КП, что в КП привлекается человек (автор-реципиент). Она изучает процесс комм-ции. В настоящее время имеется большое число различных видов информации, а также существуют многочисленные средства ее передачи. КС включает автор-реципиент цепочки и техсредства. Виртуальная реальность – эффект присутствия. Процессы передачи инфы получили название коммуникации, а средства предназначенные для этой цели назыв. средствами системной коммуникации. Система комм-ции: 1. Система массовой ком-ции – это телевидение, радио, печатные издания и различные средства сбора инфы:выборы, конференции, опрос. Основной признак этого вида комм-ции состоит в том, что в ее рамках 2 отдельных индивида не могут установить обособленную инфу между собой ; 2) Система межличностной комм-ции – в ней отдельные индивида могут установить обособленную инфу, телефон, экзамены. Несмотря на разнообразие систем ком-й в каждой из них можно выделить элементарную ком-ую цепочку (автор-текст-реципиент). Без этих 3х компонентов ком-я не возможна.
. В памяти у человека хранится словарь личности. Т.е. некоторый словарный запас. Этот словарный запас начинает развиваться с раннего возраста и пополняется на протяжении всей жизни. Средний словарь носителя языка составляет 10.000 слов. В каком виде хранится словарь в голове чела никто не знает. Но очевидно, что носитель языка оперирует этими данными с очень большой скоростью. Анализ экспериментов сделал вывод, что словарный запас хранится в голове в виде упорядоченных структур. Эти структуры не представляют алфавитного списка. И есть механизмы, кот. позволяют быстро найти слово, поэтому сущ. структура на словаре личности, кот. называется – тезаурус личности.
Словарь личности – это словарный запас.
–это структура на словаре личности. Ассоциаты на основе отношений. Файлы для обозначения род-вид и т.д. называются бинарными. Есть смешанные файлы ( болезнь род-вид – ангина, грипп; болезнь типичность/признаки – t, кашель; болезнь общее – боль). Есть кроссвордовые файлы, файлы с рифмами. У всех людей файлы разные, но вместе с тем есть что-то общее.
. СЛ разделяется на :
а) микроСЛ – изучает поведение индивида в рамках малой социальной группы (семья/производственный коллектив); в) макроСЛ – изучает речевые взаимоотношения между большими соцгруппами (этнич. группы).
СЛ изучает:1) билингвизм,2)диглоссию,3) понятие языковой политики,4)понятие языковой ситуации. Первые начали заниматься СЛ амер-цы. Выдвинули термин коммуникативная компетенция.
Языковая компетенция – способность к использованию языка..
– умение порождать высказывание в рамках конкретной ситуации. КК – способность индивида выбирать из совокупности грамматически правильных предложений те, кот. отражают нормы речевого поведения в конкретных ситуациях общения. Основные проблемы СЛ:1. Язык и социальная структура общества. 2. Язык и культура. Сначала многие СЛ-ты читали, что классовая структура общества непосредственно соотносится со структурой языка.
. Среди множества объектов внешнего мира следует выделить класс объектов, кот. получила назв. – знаки. Наука изучающая знаки назыв. – семиотика. Особ-ть знака в том, что с ним искусственно связана некоторая инфа, несвязанная со структурными и функциональными св-вами знака как объекта.- знак выступает как носитель инфы, представляющий любой предмет.
Знаки разделяются на знаки-симптомы ( характеризуются причинной связью между знаком и объектом).; знаки-образы (упрощенное изображение объекта: фото, портрет; знаки-символы ( не связаны с предметом, кот. они представляют). Основная ф-я знака – передача инфы.
Знак должен быть материален, т.к. с помощью знака мы передаем сообщения, а человек (реципиент должен принять это сообщение. Мы воспринимаем знаки с помощью органов чувств (5). 2 свойства языкового знака:
1. Произвольность – он не мотивирован понятием: отсутствие естественной природной связи между означающим и означаемым.
2. Линейность – означающее развертывается во времени. Самые распространенные знаки – слова. С понятием знака связаны термины:
1) семантика – смысл знаков,2) Синтактика – соотношение знаков между собой,3) прогматика – изучает взаимодействие знака и человека; в разных условиях значения знака может быть разное; ситуация и условие влияют на семантику слова.
2 свойства языкового знака: 1. Произвольность – он не мотивирован понятием: отсутствие естественной природной связи между означающим и означаемым.2. Линейность – означающее развертывается во времени. Самые распространенные знаки – слова. С понятие м знака связаны термины: 1) семантика – смысл знаков,2) Синтактика – соотношение знаков между собой,3) прогматика – изучает взаимодействие знака и человека; в разных условиях значения знака может быть разное; ситуация и условие влияют на семантику слова.
П. создалась на стыке психологии и лингвистики. ПроблемыПЛ:Механизм овладения родным языком, 2)каков механизм овладения ин-м языком,3)отличие восприятия устного текста от письменного,4) механизм билингвизма, 5)механизм полилингвизма, 6)роль жестов и мимики.
Пограничная дисциплина. Лингвистика описывает язык(структуру, язык), она не может изучать процессы. Психология – объясняет любые процессы, в том числе речь.
ПЛ- научная дисциплина, которая в своем понятийном аппарате содержит психологические и лингвистические представления. Психологические представления необходимы ПЛ для того, чтобы объяснить процессы: говорения, понимания речи, усвоения речевого общения. Л-е пред-я необходимы для описания языковых единиц и устройства языка.

Оцените статью
Добавить комментарий