Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях




Скачать 35.92 Kb.
Название Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях
Дата публикации 24.04.2016
Размер 35.92 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Астрономия > Документы
Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях.

Бабинцева О.Н.

Учитель-логопед

МКОУ Добромысловская СОШ

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Важным в этом и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамичному процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. В последние годы прослеживается ухудшение здоровья дошкольников и младших школьников, увеличивается количество детей с нарушениями психического и речевого развития. В связи с этим возникает необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, чтения и письма. Все чаще применяются эти методы работы в специальной педагогике и помогают достичь максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом использование здоровьесберегающих технологий содействует созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Неотъемлемой и важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию; улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк.

Большие возможности предоставляет дыхательная гимнастика. Работа над дыханием является важной в логопедической работе, но и профилактика простудных заболеваний тоже важна, а тем более эти две задачи можно объединить в одну. Развитие ребенка неразрывно связано с развитием речи, с увеличением объема речевого общения. Работа голосового аппарата — это постоянная нагрузка на дыхание. Учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Неумение управлять дыханием вносит дезорганизацию в произношении звуков. Поэтому регулярные дыхательные упражнения на логопедических занятиях используются не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи.

В структуру всех занятий необходимо включать физкультурные минутки с речью и элементами зрительной гимнастики:

  • вертикальные движения глаз вверх-вниз;

  • горизонтальные вправо-влево;

  • вращение глазами по часовой стрелке и против;

  • представление всех цветов радуги с закрытыми глазами;

  • мысленное рисование с движением глаз по спирали, окружности, ломаной.

В современных условиях возникает необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного и оздоровительного процесса. Одним из таких эффективных направлений является самомассаж рук и точечный массаж. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить излишнее напряжение. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма.

Народный опыт и исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью. Можно в логопедической практике применять ароматерапию в сочетании с музыкотерапией. Мирный и ласковый плеск волны в сочетании с запахом лаванды или ромашки снимет психическое напряжение и успокоит. Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном, что следует учитывать в повседневной практике.

Педагогам необходимо учитывать в работе воздействие цвета на детей. Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие- раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции.

Для создания благоприятной атмосферы на занятии не нужно отвергать советов науки, изучающей свойства цвета- хромотерапии.

Изучая советы логопедов — практиков со стажем, я заметила, что почти все используют в своей работе элементы методики сенсорно-координационных тренажей В.Ф. Базарного, которая предусматривает синхронно сочетающиеся движения головы, глаз и туловища. Некоторые применяют кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк. Под влиянием этих тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

Таким образом, приоритетным в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, являются здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, но и дают ребенку возможность обрести уверенность в себе, улучшить результаты коррекции речи.

Литература:

  1. БеляковаЛ.Н., Гончарова Н.Н., Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания дошкольников с нарушениями речи.-М.,2004.

  2. Лапп Е.А., Фролова Н.Г. Современный логопедический урок: опыт работы. - Волгоград:Учитель, 2011.

  3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  4. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения. - М.; ВЛАДОС.2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях icon Образовательное Учреждение «Ермаковский детский сад №2 комбинированного вида»
Авторские методические разработки фронтальных логопедических занятий по формированию звукопроизношения в старшей и подготовительной...
Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях icon Основные задачи коррекционно-диагностических групп
В коррекционно-диагностические группы направляются дети в возрасте от 3-х до 16 лет с различными нарушениями психофизического развития,...
Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях icon Развитие зрительного восприятия в процессе предупреждения и коррекции нарушений письменной речи
Другими психическими функциями (восприятие, внимание, память, мышление) и на логопедических занятиях нужно проводить работу по развитию...
Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях icon Здоровьесберегающие технологии в условиях специальной (коррекционной)...
...
Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях icon Методическая разработка к уроку на тему «Домашнее хозяйство»
Используемые технологии: информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, здоровьесберегающие
Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях icon Годовой план работы методического объединения учителей логопедов...
Гбоу цпмсс, работающих на логопедических пунктах, организованных на базе гбдоу пушкинского района города Санкт-Петербурга создается...
Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях icon 1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни
Что же это такое? Здоровьесберегающие технологии – это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных...
Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях icon Методическая тема учителя математики
«Использование элементов технологии самосовершенствования личности на уроках математики в классах коррекционно – компенсирующего...
Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях icon Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии”...
Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-логопедических занятиях icon Пояснительная записка «Изящество и красота не могут быть отделены от здоровья.»
Наша школа несколько лет успешно реализует здоровьесберегающие технологии. Причин для этого много – большие нагрузки, психологический...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов