Краткая аннотация проекта




Скачать 170.48 Kb.
Название Краткая аннотация проекта
Дата публикации 29.04.2016
Размер 170.48 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Астрономия > Документы
Краткая аннотация проекта

В проекте "Пальчиковая страна" представлен опыт построения обучающей работы с дошкольниками по формированию мелкой моторики. Раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений, приемами пальчиковой гимнастики и массажа, разработаны комплексные занятия для детей от 3 до 7 лет, имеющих образовательные проблемы и нарушения эмоционально - волевой сферы.

Материалы проекта помогут педагогам активизировать познавательную и речевую деятельность каждого ребенка, обеспечить овладение прочными навыками письма, развить коммуникативные умения, воспитать самостоятельность, усидчивость, решительность.

^ Актуальность проекта.

Движения руки всегда тесно связаны

с речью и способствуют её развитию.

В.М. Бехтерев

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова, и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор, показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.

В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, внимание может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В начале своей работы я провела экспресс – диагностику речи детей и диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей 3-4 лет с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук и развития речи. Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 59% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 36% - средний, 5% - высокий. Обследование речи детей показало, что 71% - низкий уровень развития речи, 22% - средний, 7% - высокий уровень.

Обращение к технологиям и методическим разработкам Н.В.Нищевой, Г.В.Беззубцевой, О.А.Новиковской, Г.Г.Галкиной, О.И.Крупенчук по интересующей нас теме позволяет сделать вывод: в них в основном представлен набор игр и упражнений по развитию мелкой моторики, причём этот материал не систематизирован по возрастам, видам деятельности. Это в свою очередь, затрудняет реализацию коррекционно – развивающей работы в данном направлении.

Данные диагностического обследования детей, значимость формирования мелкой моторики, речи, а также отсутствие разработанной системы обучения детей начиная с трёхлетнего возраста, обусловили необходимость разработки проекта «Пальчиковая страна».

Новизна данного инновационного проекта заключается в следующем:

  • обучение детей проводится с трёхлетнего возраста;

  • подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;

  • представлен мониторинг определения уровня развития, предусматривающий следующие разделы:

- «Мелкая моторика»;

- «Речевое развитие».

^ Цель и задачи проекта:
Цель проекта - создание педагогической системы повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Учить правильно держать карандаш, ручку, фломастер.

  2. Формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.

  3. Развивать зрительно-моторные координации.

  4. Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.

  5. Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.

  6. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

  7. Формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми.

  8. Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.

Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию и формирует готовность к обучению в школе. Решение коррекционных задач требует соблюдения специальных подходов к обучению.

Поэтому в своей основе проект опирается на следующие принципы:

  • систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие;

  • комплексность педагогического воздействия прослеживается во взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей, что, в свою очередь, направленно на выравнивание речевого и психофизического состояния детей;

  • тесная взаимосвязь развития речи, познавательных процессов и моторики;

  • постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению;

  • принцип развития (учёта зоны актуального и ближайшего развития (по Выготскому Л.С.);

  • принцип дифференцированного подхода;

  • принцип учёта ведущей деятельности;

  • принцип природосообразности (заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей).

Дидактические принципы дополняют друг друга и способствуют получению требуемых результатов только в качестве системы. Реализация данной системы осуществляется в форме организованной деятельности ребенка и взрослого.Для получения успешного результата совместной деятельности необходимо создание благоприятных условий:

  • эмоционально-положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия;

  • подгрупповая и индивидуальная формы проведения занятий;

  • педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

  • установка на успешность: ребёнок видит окончательный результат своей работы.

Для решения задач проекта были определены методы и приёмы:

  • метод практических заданий является ведущим в данном проекте, так как при создании проекта и его реализации учитывалось положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения;

  • игра (как основной приём в дошкольном возрасте);

  • наглядные, словесные методы;

  • наблюдение, собеседование, тестирование;

  • анализ результатов деятельности;

  • учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой.

^ Вид проекта: долгосрочный, подгрупповой, индивидуальный.

Участники проекта: воспитанники младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Возраст от 3 до 7 лет.

Партнёры:

• воспитатели;

• родители;

• логопед;

• музыкальный руководитель;

• педагог-психолог.

^ Продолжительность реализации проекта: 4 года.

Материально-технические ресурсы:

• группа, музыкальный зал;

• мультимедийная установка: экран, проектор, телевизор, DVD;

• магнитная доска для иллюстрационного материала;

• CD – DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала, сказок, стихов;

• дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы;

• программное обеспечение по Федеральным государственным требованиям: направление «Познание», «Коммуникация» программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;

• дидактический материал, наглядный материал;

• костюмы, декорации к праздникам, атрибуты для игр, ленты, платочки.

^ План реализации проекта.

Проект реализуется в соответствии с образовательной программой детского сада « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М. На каждом этапе проекта решаются свои задачи.

Основой перспективного и календарного планирования работы в соответствии с требованиями проекта является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольника и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации работы, направленной на развитие моторики и речевой активности детей, во всех возрастных группах.

Весь материал отобран с учётом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей; при этом принимались во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

По каждому году обучения представлены:

• задачи обучения;

• учебно-тематический план;

• мониторинг и диагностическое обследование детей;

В приложение к проекту представлены:

• календарно-тематическое планирование;

• практический материал:

- консультации; сообщения;

- рекомендации для родителей;

- упражнения, пальчиковые и дидактические игры, этюды;

- альбом «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы)
^ Этапы реализации проекта:

I. Проблемный (Сентябрь - октябрь 2011 г.)

• Анализ ситуации, разработка диагностического материала.

• Ознакомление с теоретическими основами методик и технологий.

• Проведение диагностики по развитию речи, мелкой моторики.

(Приложение №1, №2)

• Определение основных целей, задач, технологии и методики работы.

• Анкетирование родителей.

• Родительское собрание « Развиваем пальчики – стимулируем речь

• ребёнка».

^ II. Организационный (Ноябрь 2011 - январь 2012 г.)

  • Проектирование системы работы по формированию мелкой моторики и развитию

  • речи у детей дошкольного возраста.

  • Разработка:

  • конспектов занятий, сценариев, развлечений, в которые включались игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, совершенствование речи;

  • планов работы с семьей и сценариев родительских собраний, семинаров-практикумов;

  • консультационного материала для родителей;

  • Создание предметно-развивающей среды.

  • Консультирование родителей и педагогов, привлечение их к сбору и изготовлению разнообразного материала.

  • Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями:

  • упражнения и игры для развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей;

  • консультаций для стенда информации.

III. Практический (Январь 2012 – март 2013 год).

  • Реализация разработанной системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.

  • Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ.

  • Обогащение предметно-развивающей среды.

  • Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста:

  • Проведение консультаций; семинаров - практикумов с использованием;

  • проведение (совместно с родителями) выставок, конкурсов;

  • Создание альбома «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы)

^ IV. Итоговый (Март - май 2013год).

  • Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий:

1. Презентация проекта.

2. Консультация «Использование дидактических пособий для сенсомоторного развития детей в процессе ознакомления с природой»

3. Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики рук посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой».

4. Мастер класс - повышение профессионального мастерства педагогов «Методика и проведение развивающих речевых игр».

  • Итоговая диагностика развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста.

  • Анкетирование родителей.

  • Описание опыта работы и выступление на методическом совете педагогов ДОУ.

  • Обсуждение проекта для внедрения в работу ДОУ (заседание инициативной группы ДОУ).



ПЕРВЫЙ ГОД. (3-4 года)

Основные задачи:

1. Развивать ручную и мелкую моторику пальцев рук.

2. Учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением.

3. Развивать зрительно-двигательную координацию.

4. Формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.

5. Формировать специфические навыки в действиях рук – захват щепотью мелких предметов.

6. Учить использовать предметы для рисования (краски, карандаши, лист бумаги).

7. Формировать умение выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действия взрослого.

8. Формировать умение проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки и рисовать круги на ограниченном пространстве, закрашивать готовые изображения, не выходя за контур.
ВТОРОЙ ГОД. (4-5 лет)

Основные задачи:

1. Формировать специфические навыки в действиях рук: захват предметов (или сыпучих материалов) указательным типом хватания, графические навыки

2. Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию, формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.

3. Формировать умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.

4. Воспитывать оценочное отношение к результату графических заданий и упражнений.

5. Учить выполнять действия кистями и пальцами рук по образцу и речевой инструкции.

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. (5-6 лет)

Основные задачи:

1. Продолжать учить застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки.

2. Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать части тела животных, элементы предметов к основной части: к середине цветка - лепестки, к веточкам - листья и т. д.); размазывать пальцами пластилин по дощечке, картону; проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между волнистыми линиями от 2,5 до 1,5 см); проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб; обводить по контуру простые предметы; проводить линию, не отрывая карандаша от бумаги (сначала пальцем, а затем карандашом); штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы (яблоко, груша, воздушный шар и т. д.).

3. Формировать умения выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка («дождик», «дорожка» и т. д.) сначала в два отверстия, а затем увеличивать их число (действия по подражанию, по образцу); индивидуальные предпочтения при выборе цвета при раскрашивании контурных сюжетных рисунков цветными карандашами.

^ ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД. (6-7 лет)

Основные задачи обучения:

1. Продолжать формировать умения пользоваться всеми видами застегивания и расстегивания (пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка).

2. Продолжать учить штриховать простые предметы в разном направлении (слева-направо, вверх-вниз).

3. Учить ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать графические изображения на листе бумаги, ориентируясь на заданные линии; в тетради в клетку обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии; выполнять графические задания в коллективе сверстников, на листе бумаги по образцу; уметь начинать работать вместе с другими и заканчивать работу, ориентируясь на других.

4. Воспитывать оценочное отношение к своим графическим работам и работам своих сверстников, сравнивая их с образцом.

^ Ожидаемые результаты:

дети:

- развитие мелкой моторики;

- развитие речи;

- сформированности устойчивого интереса к дидактическому материалу;

- развитие двигательной активности;

- повышение уровня концентрации внимания, памяти;

- развитие пространственной ориентации.

родители:

- вовлечённость во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.

- повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.

педагог:

- повышение теоретического уровня и профессионализма;

- внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики;

- самореализация.

^ Анализ результатов опыта работы:

  • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);

  • прослеживается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами двигательной активности, пальчиковых игр и упражнений и т. д.; возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог;

  • считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог - родители-дети. Родители принимали активное участие в реализации проекта;

  • у большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыками письма;

  • дети свободно играют в пальчиковые и дидактические игры;

  • в группе собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи при помощи разных форм, методов направленных на развитие мелкой моторики.

Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Мы уже видим качественный скачок в развитии детей. Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проекта.

Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями. Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли нам добиться хороших результатов. Эти результаты дали положительную динамику, привели в гармоничное отношение тело и разум. Материалы данного опыта также помогут в работе педагогов дошкольных учреждений, будут полезны родителям для занятий с детьми в домашних условиях. В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно педагогам, которые будут использовать данный опыт, необходимо:

  1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой моторики, которая положительно влияет на совершенствование речи.

  2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой моторики, а также по развитию речи.

  3. Создавать предметно-развивающую среду для совместной и индивидуальной деятельности (свободный доступ предметов: трафареты, пластилин, бумага, бросовый материал, конструктор и т.д.).



Заключение.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада я смогла добиваться поставленной цели.

Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Список используемой литературы:

1. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – с. 62 – 65.

3. Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. – 1999. – №8. – с. 11 – 15.

4. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.

5. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики журнал «Для самых-самых маленьких» / Т.Ю. Бардышева. – М., 2001/

6. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / Ярославль «Академия развития», «Академия К», 1998 г.

7. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 – с. 46: ил./

8. Бочкарёва О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа. / Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.

9. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1986. – 533 с.

10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.

11.Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно: развитие речи у детей от рождения до 5 лет. / Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г.

12. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг» / Сага, 2002 г.

13. Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. / М: Омега – Пресс, 2002 г.

14. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей. / М: Мозаика – Синтез, 2008 г.

15. Методы обследования речи детей / Под. общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., – 2004.

16. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000.

17. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов. / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

18. Сафонова О.В. Коррекционно-педагогическая работа по активизации речевой деятельности дошкольников с ОНР // Логопедия в детском соду. – 2006. – №6.

19. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-мишутки. – М., 1993.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Краткая аннотация проекта icon 2. Пояснительная записка (краткая аннотация проекта)
Автор составитель: М. И. Лучихин директор когкусо «Слободской центр социальной помощи семье и детям»
Краткая аннотация проекта icon 1. Краткая аннотация (паспорт)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №14» г. Энгельса
Краткая аннотация проекта icon Ргр по дисциплине: «Экономические риски» на тему: «Оценка рисков...
Краткая характеристика инвестиционного проекта по производству «мультимедийных компьютерных станций»
Краткая аннотация проекта icon Отдел образования администрации г. Тейково
В предлагаемом перечне отражена краткая аннотация содержания методического пособия. Просьба проинформировать педагогов школ о методических...
Краткая аннотация проекта icon Краткая аннотация Программы Наименование Программы «Программа развития...
...
Краткая аннотация проекта icon Программа дисциплины космология Цикл дс. Специальность: 010400 ―...
Краткая аннотация: в данном курсе лекций излагаются основы релятивисткой космологии: основные идеи, лежащие в её основе, изотропные...
Краткая аннотация проекта icon Риза Ша‘бани краткая история ирана санкт-Петербург 2008
Риза Ша‘бани. Краткая история Ирана. — Спб.: Петербургское Вос­то­ко­ведение, 2008. — 384 с. (Iranica)
Краткая аннотация проекта icon Социально-значимый проект «за здоровый образ жизни» План описания...
Направленность проекта: Проект направлен на создание условий для осуществления социальной поддержки детей, находящихся на длительном...
Краткая аннотация проекта icon Примерное содержание работы по теме проекта
Участники проекта: воспитатели, дети и родители вторых младших групп «Цыплята», «Сказка»
Краткая аннотация проекта icon Реализация областного проекта
Цель проекта – разработать план мероприятий рекламной компании жспк «Простор» по выращиванию чистопородного племенного поголовья...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов