Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей?




Скачать 70.61 Kb.
Название Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей?
Дата публикации 04.05.2016
Размер 70.61 Kb.
Тип Вопрос
edushk.ru > Астрономия > Вопрос
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? Кем хочу стать? Что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обуславливают понимание человеком смысла своего бытия, его самосознание как субъекта общественных процессов, проблем и коллизий.

Но социология формирует эти вопросы несколько иначе, исходя из того, что общество предстает перед человеком как огромный мир, состоящий из бесконечного множества социальных позиций («ячеек»), находящихся в постоянных самовозобновляемых взаимодействиях. Вхождение в этот мир людей – это вхождение в данную систему координат, овладение необходимыми для этого навыками, свойствами, стремление утвердить себя в определенной социальной позиции.

И первый вопрос, который задает себе человек в мире людей, с точки зрения социологии, звучит таким образом: какова моя социальная позиция в системе общественных взаимодействий? На какую позицию я претендую? Фактически с этого начинается «социальная драма», в ходе которой человек примеряется к обществу, отбирает варианты поведения, овладевает в той или иной мере требуемыми качествами.

Рассмотрим основные акты этой «социальной драмы» и попробуем разобраться, как и в какой мере, система социальных взаимодействий влияет на поведение человека.

Начнем с рассмотрения личности и социальных позиций, которые она занимает, на которые претендует.

^

Социальный статус



Общество, как мы ранее отмечали, напоминает пчелиный улей, за каждой ячейкой которого закрепляется определенная специализированная («размежеванная») функция. Иначе говоря, каждый человек, включаясь в систему социальных взаимодействий, должен выполнять определенные социальные функции: врач – лечить, педагог – преподавать, предприниматель – организовывать производство и управлять им и т. д.

Для выполнения конкретных функций в ходе социальных взаимодействий на человека налагаются определенные обязанности; вместе с тем человек наделяется определенными правами, привилегиями, властными полномочиями.

Однако человек не просто выполняет ту или иную функцию – он занимает определенную социальную позицию в рамках этой системы взаимодействий (или претендует на нее).

^ Социальный статус и является характеристикой социальной позиции в данной социальной системе координат.

  • Социальный статус имеет внутренне содержательную сторону, диспозиционно – пространственное измерение и внешненоминационную форму.

Наличие внутренне содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию.

Знание этих прав, обязанностей, привилегий, а также того, с кем человек обязан взаимодествовать, кому подчиняется, а кто анходится в его подчинении, поможет нам определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в системе координат данного социального пространства.

Наличие внешненоминационной формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, уборщица и т. д. Но в социологии эти номинации приобретают иное звучание, например, статус сына – это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родителей.

Поэтому в социологии любое социально – позиционное название (должность, профессия, родственное положение) осмысливается в единстве с внутренне содержательными аспектами и получает диспозиционное измерение (по горизонтали или вертикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости, привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем подчиняется и т.д.

  • Как уже подчеркивалось ранее, статусы- это неизменные достаточно устойчивые позиции в рамках институализированного взаимодействия, обладающие эффектом «бессмертия» (конкретный врач может уволиться из поликлиники, но статус врача сохраняется), независимые от конкретного человека. Мы оцениваем статусы, желаем получить какие-то из них, но чаще всего не вправе изменить полномочия, права, обязанности, которые закреплены за ними.

Еще одна характеристика статуса. Американский исследователь Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» - это по сути две стороны одной медали. Соответствующая теория, описывающая социальное поведение личности, называется статусно – ролевой теорией личности. Вместе с тем имеется ощутимое, хотя и условное, различие этих понятий. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. стас статичен, то роль – это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом.

Являясь статичной характеристикой, статус в то же время порождает немало социальных проблем и личных коллизий. Люди не безразличны к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они глубоко переживают свои неудачи на этом пути.
^

Разновидности социальных статусов личности


Каждый человек включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции.

Мир статусов весьма многообразен, поэтому рассмотрим лишь их типологию.

  • Статусы могут быть формализованными или неформализованными. Первые, как правило, лучше закреплены, защищены законом (статус директора завода, губернатора и т. д.). Человек, занимающий подобный статус, обладает точно оговоренными правами, привилегиями, преимуществами и обязанностями. Подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп и имеет ощутимые преимущества над неформализованными статусами (статус лидера компании друзей и т.д.), которые имеют, как правило, диффузный характер, они могут возникнуть или невозникнуть. Права, обязанности, полномочия подобного статуса основанны не на законах, инструкциях, а на общественном мнении, что нередко их делает зыбкими. Поэтому люди стремятся «защититься» формализованными статусами – так ученый стремится подтвердить свою квалификацию научной степенью, званием, что предоставляет ему законные привилегии и права.

  • Статусы могут быть предписанными (аскриптивными) и достигаемыми, что имеет особое значение для понимания социальной жизни.

Предписанный статус (вместе со всеми правами, обязанностями и привилегиями), как правило, от рождения – национальность, пол, родственное положение, возврастные характеристики и др. Могут быть и другие предписанные статусы – инвалид и т.д.

Статусы, для достижения которых необходимо приложить специальные усилия, являются приобретенными, достигаемыми (статус профессора, рабочего, депутата, учителя, офицера и т.д.)

В традиционном обществе, для социальных институтов которого характерна аскриптивность, основные статусы общества имеют аскриптивный, наследуюмый, а не достигаемый характер.

По мере развития общества аскриптивные статусы вытесняются в атмосферу семейных отношений, отчасти сохраняясь в межнациональной сфере. В современном обществе ведущее знчение приобретают достигаемые статусы, овладение которым не передается по наследству, а требует наличия образования, победы над конкурентами. Увеличение роли достигаемых статусов в организации общественной жизни – это увеличение спроса на энергичных, компетентных людей, повышение динамики социальных процессов.

Вместе с тем иногда человек добивается достигаемого статуса с помощью недостиженческих принципов; большое значение в этом случае придается не способностям, знания человека, а его верности, личной преданности руководителю, наличие связей – это превращенная, латентная форма предписанного овладения статусной позицией.

Распространенность подобных форм является явным признаком пережитков традиционалистики-аскриптивной мотивации. Реальные механизмы, посредством которых утверждается в современном обществе традиционалистики-аскриптивная мотивация, - это социальный иммунитет, социальная селекция традиционной культуры, в которой доминирует аскрептивная мотивация. Традиционалистики-аскриптивная культура сопротивляется, заставляет мимикрировать социальную жизнь, в результате чего по форме статусы являются достигаемыми, а ведущую роль в овладении ими играют аскриптивные мотивации.

  • Из множества статусов, которые занимает человек, прежде всего необходимо определить главный статус. Это является довольно сложной задачей, но именно главный статус прежде всего определяет и, что не менее важно, самоопределяет человека социально(«кто я такой? Чего я достиг?»).

Безусловно, в большенстве случаев особое значение имеет статус личности, связанный с работой, профессией, немалое значение может иметь имущественное положение. Однако в условиях неформальной компании друзей эти признаки могут иметь второстепенное значение – здесь решающую роль могут играть культурный уровень, образованность общительность.

Следовательно, следует различать основную, общую иерархию статусов личности, которая срабатывает в большинстве ситуаций в данном обществе, и специфическую, использующуюся в особых условиях, для особых людей.

Наличие специфической иерархии можетпривести к серьезным коллизиям. Не всегда статус человека, определяимый обществом как главный для данного человека, совпадает со статусом, который, ориентируясь на общепринятую иерархию, считает главным сам человек.

Кроме главного статуса, связанного прежде всего с профессией, работой, допустимо говорить об общенном статусе, иначе называемого индексом социальной позиции, значение которого помогает произвести целостную оценку социальной позиции как своей, так и других в системе социальных координат.

Зачастую имущественное положение образованного человека, избранного на высокий политический пост,неизмеримо ниже имущественного положения тех, кто достаточно быстро сделал большие деньги, занимаясь экономическими аферами, сделками и т.д. Как соотнести имущество одного, высочайшиее образование и квалификацию другого, интересную профессию и дефецитную профессию третьего?

Как отметил М. Вебер, если бы общество ранжиривало позиции чисто рыночно-целирационально, то материально имущественное преимущество любого человека вызывло бы к нему огромное уважение. Но речь идет о социальных законах, которые учитывают гораздо более сложный и многообразный комплекс статусных условий.

Индекс социальной позиции в какой-то мере позволяет более многосторонне, комплексно оценивать социальную позицию. Этот индекс включает в себя три-четыре основных признака: престиж профессии, уровень дохода и уровень образования.

Иерархия статусов. Статусные коллизии

Статусы в обществе иерархизированны. Принятая иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации данного общества, о чем будет сказано в специальном разделе.

Социальный престиж

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? icon Темперамент биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо
Тем не менее, темперамент и сегодня остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Однако при всем многообразии подходов к проблеме,...
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? icon 13. Проблема периодизации развития в психологии личности Личность,...
Личность, по Выготскому, есть понятие социальное. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного развития. Выделение...
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? icon Конспект открытого классного часа Интеллект клуб: дискуссия
«Разруха в жизни начинается с разрухи в душе. Как влияет сквернословие на личность»
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? icon История китайской цивилизации одной из древнейшей в мире насчитывает...
Как считают сами китайцы, история страны начинается с совершенномудрых правителей Яо, Шуня и Юя, царствование которых относится к...
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? icon Я-концепция. Методы диагностики и исследования личности. Личность
Личность (от лат persona — маска актера; роль, положение; лицо, личность). В общественных науках личность рассматривается как особое...
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? icon 14. Структура личности и различные подходы к её изучению. Личность
Личность(от лат persona — маска актера; роль, положение; лицо, личность). В общественных науках личность рассматривается как особое...
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? icon Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу
В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными...
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? icon Темы сочинений Влияние научно-технического прогресса на людей Человек...
Человек 21 века Что с ним стало? Как повлиял научно-технический прогресс на людей? И стали ли они чувствовать себя безопаснее, чем...
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? icon Водейко Р. И., Мазо Г. Е. Как управлять собой. Психофизиологическая регуляция
Во-первых, с двух до пяти часов утра и между тринадцатью и четырнадцатью часами дня человек наиболее слаб физически и интеллектуально....
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? icon От лат Simulacrum, Idola, Phantasma по­нятие философского дискурса,...
«то, что кажется нашим мыслям, как это бывает во сне» (Diog L, VII 50). Мышление рассматривается ими как деятельность, формиру­ющая...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов